Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет «Мир песочной фантазии»

Бакшалиева Ольга Ионасовна

Программа предназначена для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет

«Мир песочной фантазии»

        

Составитель:  педагог-психолог, отделения психолого-педагогической реабилитации Бакшалиева Ольга Ионасовна

ст. Тбилисска

Учебный план

дополнительной общеразвивающей образовательной программы для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет

«Мир песочной фантазии»

п/п

Название тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

«Мир песочной фантазии»

5

2

3

Всего:

5

2

3

        

Календарно-тематический план

дополнительной общеразвивающей образовательной программы для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет

«Мир песочной фантазии»

№ п/п

Название тем

Количество учебных часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

«Мир песочной фантазии»

5

-

5

1.

Здравствуй песочная страна

0,5

0.2

0,3

2.

В гостях у песочного человека

0,5

0.2

0,3

3.

Рисуем сами

0,5

0.2

0,3

4.

Мое настроение

0,5

0.2

0,3

5.

Необыкновенные следы

0,5

0.2

0,3

6.

 Песочные строители

0,5

0.2

0,3

7.

Цветочная фантазия

0,5

0.2

0,3

8.

Минутка свободного рисования

0,5

0.2

0,3

9.

Позитивный настрой

0,5

0.2

0,3

10.

Сказочная страна

0,5

0.2

0,3

Всего:

5

5

Пояснительная записка.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д.

Особый интерес у детей с ограниченными возможностями вызывает такая техника, как рисование  на песке. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Конечно, вы знакомы с элементами песочной терапии. Но мне бы хотелось познакомить вас с другой формой – рисованием на песке. В  процессе рисования на  песке  у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память,  а так же происходит активное   формирование речевой деятельности. Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну.  Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию познавательных процессов, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с ограниченными возможностями. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Цель: создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую и познавательную активность.

Задачи: 

Образовательные:

- обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;

- обучить специальным движениям и их выполнение детьми;

- учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Развивающие:

- развивать психические процессы;

- развивать умение действовать по инструкции;

- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильнокинестетической чувствительности.

Воспитательные:

- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с педагогом;

- совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

- «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Методика и технология реализации:

Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:

-1 -й начальный – знакомство с песком;

-2-й сюжетное рисование, развитие воображения;

-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.

Каждое занятие с детьми состоит из вводной, основной из заключительной частей.

Категория обучаемых: дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 6 лет.

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной доброжелательной обстановке.

Форма обучения: занятия могут проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Режим занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 2-3 раза в неделю, для всех видов занятий устанавливается продолжительность 20-30 минут.

Состав исполнителей: педагог-психолог.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, стол со стеклом или планшет с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).     

     

Ожидаемые результаты реализации программы: развитие зрительного и слухового восприятия; развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени; развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком; развитие творческого воображения и творческих способностей; овладение навыками конструктивного общения; позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся возрастанием степени освоения целенаправленных предметно-практических манипуляций.

Содержание программы:

«Мир песочной фантазии»

1. «Здравствуй песочная страна»

Ритуал приветствия!

Основная часть.

- Игровое упражнение «Пощекоталочки»

- Игровое упражнение «Минутка свободного рисования»

Ритуал прощания.

Арт-терапевтическое упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

 2 . «В гостях у песочного человека»

Ритуал приветствия.

Ритуал «входа» в Песочную страну.

Основная часть.

- Игра.  «Песочный круг».

Ритуал прощания.

3. «Рисуем сами»

Ритуал приветствия.

Основная часть.

- Пальчиковая гимнастика.

- Создание игровой ситуации

Ритуал прощания.

4.  «Мое настроение»

Ритуал приветствия.

Основная часть.

- Упражнения «Поздороваемся с песочком». 

- Пальчиковая гимнастика. «Уточки»

- Подвижная игра «Бабочка»

Ритуал прощания.

5. «Необыкновенные следы»

Ритуал приветствия.

Основная часть.

- Игра «Необыкновенные следы»

- Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ритуал прощания.

6. «Песочные строители»

Ритуал приветствия.

Основная часть.

- Упражнение «Бегемотик»

- Игровое упражнение «Кто к нам приходил»

Ритуал прощания.

7. «Цветочная фантазия»

Ритуал приветствия.

Основная часть.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

8. «Минутка свободного рисования»

Ритуал приветствия.

Основная часть.

- Упражнение «Чувствительные ладошки»

- Игровое упражнение «Минутка свободного рисования»

Ритуал прощания.

9. «Позитивный настрой»

Ритуал приветствия.

Основная часть.

- Пальчиковая гимнастика.

- Упражнения «Поздороваемся с песочком».  - Рисование.

Ритуал прощания.

10. «Сказочная страна»

Ритуал приветствия.

Основная часть.

- Упражнение «Я и мои чувства»

- Упражнение «Сказочная страна»

Ритуал прощания.

- Упражнение «Дорисуй картинку»