«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»

Таймазова Оксана Ивановна

Данный материал будет полезен педагогам-психологам образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям  СОШ, преподавателям ВУЗов.

 

Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_prof_vygoraniyu.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Центр диагностики и консультирования «Доверие»

Методическое объединение учителей-логопедов ДОУ г. Владикавказ

 «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»

                                                                                                        Подготовила:

                                                                                                                педагог-психолог

                                                                                                           Таймазова О.И.

Владикавказ 2022 г.

«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА. Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными... 

В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. Это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.

«Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, педагогов, продавцов, медицинских работников и т.д.

Стадии (фазы)  синдрома выгорания).
 1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности.
2. Вторая стадия – деперсонализация, начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных.

3. На третьей стадии – редукции личностных достижений –  отмечается резкое падение энергетического тонуса, ослаблением нервной системы, самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений.

Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы: 

1)   объективные, связанные со служебными обязанностями:  

  •  перегруженность;
  •  недостаточным пониманием должностных обязанностей;
  •   низкая оплата труда;
  •  напряженный характер работы;
  •  служебные неприятности;
  •  неудовлетворенность работой.

2)   субъективные, связанные:

  •  с особенностями личности;
  •  возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»);
  •  системой жизненных ценностей, убеждениями;
  •  взаимоотношениями с коллегами по работе, членами своей семьи.

 Симптомы профессионального выгорания

  К физическим проявлениям относятся: 

  • общая астенизация;
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения сна или полная бессонница и др. симптом хронической усталости.

  Психологические симптомы проявляются в: 

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия;
  • повышенная раздражительность, частые нервные срывы;
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;
  • несправедливость, потере самоуважения и уверенности в себе, снижении интереса к работе.

Поведенческие проблемы могут быть следующие: 

  • падение продуктивности труда, работа становится все тяжелее и труднее;
  • постоянно берет работу домой, но дома её не делает;
  • чувство бесполезности, безразличие к результатам;
  • злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др.

Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».

Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.

Рекомендации педагогам   для профилактики и устранения "выгорания"

Использование специальных занятий, упражнений, тренингов, в основу которых положены различные методы и способы управления эмоциональным состоянием.

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  •  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  •   проще относиться к конфликтам на работе;
  •   не пытаться быть лучшим всегда и во всем;
  • длительный сон; вкусная еда, общение с природой и животными; баня, массаж, движение, танцы, занятия спортом, музыка

Способы саморегуляции.

«Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием. путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. 

  • Способы, связанные с управлением дыхания.
  • II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
  • III. Способы, связанные с воздействием слова
  • IV. Способы, связанные с использованием образов. Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. 

Саморегуляция

  • смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном;
    – различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
    – наблюдение за пейзажем за окном, рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
    – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
    – вдыхание свежего воздуха;
    – чтение стихов;
    – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Эмоциональная поддержка и стимулирование со стороны руководства

Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле — борьбе с эмоциональным выгоранием. Например: 

  • Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе.
  • Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу.
  • Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение.
  • Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в коллективе.
  • Помните: желание сотрудников неформально общаться невозможно запретить полностью, но при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей. (Организуйте 15 минутный перерыв для релаксации, чая).
  • Организуйте праздники, создайте традиции (походы, поездки, пикники).
  • При приеме на работу показывайте перспективу карьерного роста
  • Ставьте успешного сотрудника в пример молодым
  • Чаще говорите, что ваше учреждение — надежно и стабильно
  • Демонстрируйте в своем управленческом стиле деловой оптимизм, стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным, будьте всегда энергичны; помните, что сотрудники всегда смотрят на своего руководителя.

Заключение

Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги, не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

Помните!  Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор.  Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее.