ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Таймазова Оксана Ивановна

Адаптация - это процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям, новому виду деятельности и новым нагрузкам. Некоторые из нас ошибочно полагают, что это неделя или две. Но на самом деле адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс. Наблюдения показали, что социально-психологическая устойчивая адаптация детей к школе происходит на 5-6-ой неделе обучения и может продлиться до полугода. И это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательной программы, типа учебного заведения, степени подготовленности ребенка. В этот период очень важна поддержка родных и близких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_v_1_klassah.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

«Психологические особенности первоклассников в адаптационный период»

Цель: психологическое просвещение об особенностях адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему психологической адаптации к школьному обучению.

2. Повысить уровень психологической компетенции родителей.

3. Выработать совместно с родителями практические рекомендации о том, как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школе.

Место проведения: классный кабинет СОШ № 39 г. Владикавказ.

Участники: педагог-психолог, родители первоклассников, администрация школы, учителя первоклассников.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Материалы и оборудование: ручки, бумага, памятки для родителей,

План родительского собрания:

1. Организационный этап:

- вступительное слово;

2. Проведение собрания:

- несколько слов об адаптации первоклассников;

-  упражнение-эксперимент;

-  несколько слов о ПМПК;

- рекомендации, как помочь первокласснику быстрее привыкнуть к школе;

3. Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.

Ход проведения

  1. Вступительное слово:

Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем собрании.

  1. Несколько слов об адаптации первоклассников.

Психолог: Давайте поговорим о том, что же такое первый класс в школе и какой он. Перед всеми взрослыми (родителями, учителями, администрацией) встает сложная задача: сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка без стресса.

Адаптация - это процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям, новому виду деятельности и новым нагрузкам. Некоторые из нас ошибочно полагают, что это неделя или две. Но на самом деле адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс. Наблюдения показали, что социально-психологическая устойчивая адаптация детей к школе происходит на 5-6-ой неделе обучения и может продлиться до полугода. И это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательной программы, типа учебного заведения, степени подготовленности ребенка. В этот период очень важна поддержка родных и близких.

Психологические особенности первоклассников в период привыкания к школе. 

Почему это такой сложный период?

Примерьте положение первоклассника на себя. Представьте, что вам - взрослому человеку - с определенного дня надо резко изменить свой уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих вам привычек, попасть в новую обстановку, в мелькание сотен незнакомых лиц (кстати, не всегда доброжелательных), в среду, где вас еще не знают, зато ежедневно дают тысячи указаний, которые обязательно надо выполнять не просто хорошо, но день ото дня все лучше.

Более того, ваши друзья и родные, все, кто вас знает и любит, пристально следят за тем, как вы справляетесь с новыми обязанностями, и недовольны вами, если что-нибудь не ладится. Уютно, комфортно вы себя чувствуете в этом новом, пусть самом соблазнительном мире? Едва ли.

Но и вам, дорогие родители, думаю, будет тоже совсем не просто. Ведь вам предстоит перейти в другой ритм жизни, в котором у ребенка будет совершенно определенная роль, обязанности, которые ему не всегда будет хотеться выполнять.

Вот так выглядит начало обучения в школе, если его рассмотреть со всех сторон.

Поэтому хочется особо подчеркнуть, и предостеречь от желания делать скоропалительные выводы в этот период. Самое главное - внимательно наблюдать за состоянием и поведением своего ребенка, ему будет нужна ваша поддержка.

Упражнение-эксперимент.

Давайте, мы с вами проведём небольшой эксперимент:

Для этого задания родителям потребуются небольшие листочки и ручка.

Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите такую фразу: «Мой ребенок - первоклассник». Не правда ли, просто? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на две эти строчки. Как ровно и красиво мы пишем одной рукой, и как трудно и непривычно дается письмо другой.

Если вам покажется, что терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

Цель ПМПК - проведение общекомплексного обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

В составе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) работают специалисты разных направлений (дефектолог, логопед, психолог, психиатр, невролог, педиатр, офтальмолог, кардиолог, ортопед).

В ПМПК могут обратиться родители сами, по собственной инициативе, или понаправлению от специалистов. Если врачи или педагоги замечают какие-то особенности в развитии ребёнка и не могут самостоятельно помочь ему и семье, то направляют ребёнка на комиссию. Направляются на комиссию чаще всего дети                                                        1-4 классов, потому что уже в этом возрасте бывает ясно, есть ли у ребенка трудности в обучении и развитии и отклонений в поведении. Задача ПМПК правильно диагностировать и квалифицировать то, что происходит с ребёнком.

Перечень документов на ПМПК.

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителя;
  • выписка из медицинской карты ребенка;
  • справка об инвалидности (при наличии) и ИПРА;
  • направление образовательной организации;
  • педагогическая характеристика обследуемого, содержащая актуальные на момент обследования сведения о результатах освоения основной образовательной программы;
  • копии диагностических и (или) контрольных работ обучающегося, оригиналы рабочих тетрадей по русскому языку и математике.

ПМПК устанавливает статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, если он имеет проблемы в физическом и (или) психологическом развитии и независимо от наличия или отсутствия инвалидности имеет право на создание специальных условий для получения образования, коррекцию нарушений в развитии и социальной адаптации. (Привести примеры про ТНР, зрение, слух и т.д.).

Заключение ПМПК для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер: они имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Вместе с тем, предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА, является основанием для создания условий для обучения и воспитания ребенка .

И в завершении, хотелось бы вам раздать небольшие рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

  1. Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.

В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе выступления, обменяться мнениями о том, какие моменты остались недосказанными или требуют более глубокого анализа.

Педагог-психолог:                                                                             Таймазова О.И.

 

Дата:  10.11.2022 г.