Проект "Использование инновационных технологий в процессе комплексного сопровождения специалистами ДОУ семей воспитывающих детей с ОВЗ".

В проекте представлен системный подход и опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения по организации сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.  Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию. Проект направлен на повышение психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников, а также на всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанников с ОВЗ по средствам применения инновационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

XIII Открытый межрегиональный конкурс методических материалов

«СЕКРЕТ УСПЕХА»

Номинация: «Теория взаимодействия – работа с обучающимися с ОВЗ»

ПРОЕКТ

«Использование инновационных технологий в процессе комплексного сопровождения специалистами ДОУ семей воспитывающих детей с ОВЗ»

 

АВТОРЫ  ПРОЕКТА

Педагог-психолог Числянюк Мария Александровна

Учитель-логопед Шваб Яна Владимировна

       

г. Барабинск

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт проекта…………..………………………………………………………………………3

2.Краткая аннотация проекта………………………………………………………………………5

3.Обоснование актуальности и значимости проекта для дошкольного    учреждения…………………………………………………………………………………………..5

4.Педагогическая целесообразность и новизна проекта………………………………………….6

5.Цель и задачи проекта……………………………………………………….................................7

6.Педагогические принципы построения проекта……………………………..............................7

7. Сроки реализации проекта………………………………………………………………………7

8.План реализации проекта………………………………………………………………………...8

9.Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………11

10.Риски и ограничения реализации проекта……………………………………………………11

11.Отчет по реализации проекта…………………………………………………………………12

Паспорт  проекта

Полное

наименование проекта

«Использование инновационных технологий в процессе комплексного сопровождения специалистами ДОУ семей воспитывающих детей с ОВЗ»

Авторы проекта

Авторы проекта: Педагог-психолог Числянюк М.А., учитель-логопед Шваб Я.В. Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения -  детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области

Адрес: 632335, г. Барабинск, ул. Ленина, д.190. Тел: (838361) 23624

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей (законных представителей) и педагогов. Семья и детский сад – вот два источника, которые оказывают важнейшее влияние на становление и развитие личности дошкольников.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Они каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка.

Статистические данные говорят о ежегодном увеличении числа семей с воспитанниками с ОВЗ. Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. А вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важнейшим психолого-педагогическим условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Анализируя вышесказанное, специалисты сопровождения (педагог-психолог и учитель-логопед) пришли к выводу о том, что необходимо организовать комплексное сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ.

Основная цель проекта

Создание условий для всестороннего и гармоничного развития воспитанников с ОВЗ через организацию комплексного сопровождения семей с использованием инновационных технологий.

Основные задачи проекта

  • способствовать развитию познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ;
  • выявление актуальных проблем для родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ;
  • способствовать нормализации психологического климата в семьях, расширению психолого-педагогических знаний и представлений родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ;
  • познакомить родителей (законных представителей) с инновационными технологиями в сфере образования детей с ОВЗ, способствовать обучению их коррекционным и оздоровительным методикам;
  • способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
  • способствовать организации взаимодействия и общения между родителями (законными представителями) воспитывающих детей с ОВЗ.

Сроки реализации

Данный проект является долгосрочным с января 2021 года по декабрь 2021 года.

Участники проекта

Педагоги и воспитанники МКДОУ №6, родители (законные представители)

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы: специалисты МКДОУ №6 (педагог-психолог, учитель-логопед), воспитатели.  

Материально-технические: мультимедийная техника, ксероксы, принтеры, телевизоры, оборудованные помещения в дошкольном учреждении, оборудование в групповых помещениях, прогулочные площадки, малые формы на площадках.

   Методические ресурсы: ресурсы методического кабинета МКДОУ №6, МКУДО «ЦДОД», детской библиотеки №3, ресурсы сети Интернет.

Этапы реализации проекта

Достижение поставленной цели будет поэтапно осуществляться через решение поставленных в проекте задач.

Работа по выполнению основных мероприятий, которые происходят в рамках реализации проекта, распределена на три этапа – подготовительный (планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и родителями (законными представителями)), основной (проведение мероприятий с педагогами, детьми, родителями), заключительный (итоговый мониторинг реализации проекта).

Ожидаемые результаты

  • развитие познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ перейдет на новый уровень;
  • будут выявлены актуальные проблемы для родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (на основе анкетирования и бесед);
  • нормализуется психологический климат в семьях, расширятся психолого-педагогические знания и представления родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ;
  • родители (законные представители) познакомятся с инновационными технологиями в сфере образования детей с ОВЗ, будут готовы использовать их в практической деятельности;
  • гармонизируются детско-родительские отношения;
  • будет организовано взаимодействие и общение между родителями (законными представителями) воспитывающих детей с ОВЗ.

Критерии эффективности

1.Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ.

2.Динамика в развитии воспитанников с ОВЗ

Риски и ограничения реализации проекта

1.Недостаточная мотивация родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию с педагогами ДОУ.

2.Частые пропуски мероприятий для родителей и воспитанников.

Краткая аннотация проекта

В проекте представлен системный подход и опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения по организации сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.  Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию. Проект направлен на повышение психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников, а также на всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанников с ОВЗ по средствам применения инновационных технологий.

Обоснование актуальности и значимости проекта

 для дошкольного учреждения

Каждый человек, начиная с рождения, попадает в различные социальные институты, которые оказывают определенное влияние на развитие и становление его личности. Ни для кого не секрет, что первым важным и наиболее значимым социальным институтом является семья.

Семья создает естественные условия для формирования личности, закладывает основополагающие качества индивида и способствует их развитию. По мере взросления ребенок попадает в новые, ранее не знакомые для него социальные институты, которые в свою очередь могут оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на его развитие. Так дети, достигнув дошкольного возраста, попадают в новый социальный институт – детский сад.

Сложно не согласится с тем, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Ведь именно данный возраст является сензитивным для развития познавательных процессов, усвоения норм и правил социального поведения, для выявления и развития способностей и интересов дошкольников, развития эмоциональной сферы.  Дошкольный возраст – период фактического склада личности и личностных механизмов поведения.

В дошкольном возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей (законных представителей) и педагогов. Семья и детский сад – вот два источника, которые оказывают важнейшее влияние на становление и развитие личности дошкольников.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Они каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка.

Статистические данные говорят о ежегодном увеличении числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а соответственно растет и число семей.

Естественно, что родители (законные представители) хотят, чтобы их ребенок был успешным, чтобы его развитие соответствовало возрастным нормам. Но в силу определенных обстоятельств (иной род деятельности, чрезмерная занятость на работе, отсутствие желания развиваться и т.д.) не все родители владеют психолого-педагогическими знаниями, являются компетентными в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. В свою очередь некомпетентность родителей (законных представителей) может привести к неблагоприятному развитию личности ребенка, а так как дети наше будущее, то и к неблагоприятному развитию страны в целом.

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. А вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важнейшим психолого-педагогическим условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Анализируя вышесказанное, специалисты сопровождения (педагог-психолог и учитель-логопед) пришли к выводу о том, что необходимо организовать комплексное сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ.

Педагогическая целесообразность и новизна проекта

Педагогическая целесообразность проекта обусловлена развитием общества, изменениями в системе дошкольного образования.  

В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

Доказано, что коррекционно-развивающая работа специалистов сопровождения более эффективна, если она находит подкрепление в семье.

Новизна проекта заключается в том, что родители (законные представители) воспитывающие детей с ОВЗ включены в коррекционную работу, являются активными участниками различных мероприятий, в ходе которых знакомятся с инновационными технологиями и получают возможность применить полученные знания на практике – непосредственно взаимодействуя со своим ребенком в условиях ДОУ или в домашней обстановке.

Учитывая актуальность, которую имеет игровая деятельность в развитии дошкольников, родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ специалисты сопровождения решили познакомить с технологией В. В. Воскобовича, так как, развивающие игры – это инновационная, современная, самобытная, творческая и очень хорошая методика.

Игровые технологии В.В. Воскобовича очень разнообразны, интересны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они дают возможность детям манипулировать с игровым материалом, который удовлетворяет двигательные потребности воспитанников, у детей в непринуждённой обстановке происходит развитие речи, познавательных процессов, творческого потенциала. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Игровые технологии соответствуют всем требованиям ФГОС, и могут использоваться для решения задач по пяти образовательным областям развития ребенка.

Использование игровых пособий Воскобовича в коррекционно-развивающем процессе с воспитанниками с ОВЗ, позволяет сделать занятия более разнообразными, интересными, дают возможность детям почувствовать себя в роли настоящего исследователя. А самое важное, что стимульный материал для игровых ситуаций можно изготовить своими руками.

Кроме вышесказанного новизна проекта заключается еще и в использовании самодельных ростовых кукол в коррекционно-развивающей работе. Куклы играют в жизни человека исключительную роль. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом. В любом возрасте ростовые куклы вызываю интерес, создают ощущение праздника. Куклы постепенно ослабляют нервное напряжение у воспитанников, выступают в роли собеседника, концентрирует на себе внимание, помогает свободно вступать в разговор, способствуют активизации познавательных процессов, побуждают к речевым действиям. 

С использованием ростовых кукол коррекционная работа строится на основе праздников, на которые приглашаются дети совместно с родителями (законными представителями). Специалисты сопровождения разрабатывают сценарии, увлекательных, завораживающих путешествий с ростовыми куклами, в процессе игры дети и родители сами того не замечая знакомятся с игровыми технологиями и даже создают совместные игры, которые в дальнейшем могут использовать дома.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для всестороннего и гармоничного развития воспитанников с ОВЗ через организацию комплексного сопровождения семей с использованием инновационных технологий.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ;
  • выявление актуальных проблем для родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ;
  • способствовать нормализации психологического климата в семьях, расширению психолого-педагогических знаний и представлений родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ;
  • познакомить родителей (законных представителей) с инновационными технологиями в сфере образования детей с ОВЗ, способствовать обучению их коррекционным и оздоровительным методикам;
  • способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
  • способствовать организации взаимодействия и общения между родителями (законными представителями) воспитывающих детей с ОВЗ.

Педагогические принципы построения проекта

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип комплексности;
  • принцип доступности и научности;
  • принцип поддержки инициатив детей и родителей в различных видах деятельности;
  • принцип преемственности.

Срок реализации проекта: 1 год (январь 2021 – декабрь 2021г.)

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (январь-февраль 2021г.)

Цель: Планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и родителями (законными представителями)

Задачи:

  • выявление актуальных проблем для родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ;
  • диагностика уровня актуального развития воспитанников;
  • разработка плана сопровождения.

II этап – основной (март 2021-ноябрь 2021г.)

Цель: реализация плана сотрудничества между участниками образовательного процесса.

III этап – заключительный (декабрь 2021г.)

Цель: подведение итогов организации комплексного сопровождения родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ.

  • анкетирование родителей;
  • диагностика уровня актуального развития воспитанников.

Тематический план организации комплексного сопровождения

Мероприятия

Срок

Ответственный

1

Заседание №1

Тема:

«Давайте познакомимся»

Цель: привлечь внимание родителей к необходимости сотрудничества семьи со специалистами сопровождения; раскрыть особенности функционирования, заинтересовать и мотивировать на плодотворное сотрудничество.

Форма проведения заседания «круглый стол».

Март 2021г.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

2

Заседание №2

Тема:

«Развитие мелкой моторики дошкольников».

Цель: расширение психолого-педагогических знаний родителей, знакомство с эффективными способами и приемами развития мелкой моторики рук.

Заседание проходит совместно с детьми.

Форма проведения заседания «игра-путешествие с информационной направленностью».

Март 2021г.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

3

Заседание №3

Тема: «Поло-ролевое воспитание ребенка»

Цель: Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах полового воспитания детей.

Форма проведения заседания «семинар-практикум».

Апрель 2021

Педагог-психолог

Учитель-логопед

4

Заседание №4

Тема:

«Игровизор В.В. Воскобовича»

Цель: способствовать формированию у родителей представлений об игровой технологии «Игровизор», упражнять в умении пользоваться пособием.

Форма проведения заседания «семинар - практикум».

Апрель 2021

Педагог-психолог

Учитель-логопед

5

Заседание №5

Тема:

«Игровой комплекс

«Коврограф Ларчик»

Цель: создание условий для формирования педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Форма проведения заседания «мастер-класс»

Май 2021г

Педагог-психолог

Учитель-логопед

6

Заседание №6

Тема:

«Познавательные процессы дошкольников».

Цель: систематизировать знания родителей о возрастных особенностях детей. Познакомить с эффективными, способами развития познавательных процессов.

Заседание проходит совместно с детьми.

Форма проведения заседания «игра-путешествие».

Май 2021г.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

7

Заседание №7

Тема: «Игра в жизни дошкольников»

Цель: расширение представлений родителей о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Знакомство с игровыми технологиями. Изготовление игр для развития познавательных процессов своими руками.

Форма проведения заседания «семинар - практикум».

Июнь 2021г.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

8

Заседание №8

Тема:

«Ориентировка дошкольников в пространстве»

Цель: привлечь внимания родителей к проблеме развития пространственных представлений дошкольников; познакомить с эффективными методами и приемами развития.

Заседание проходит совместно с детьми.

Форма проведения заседания «игра-путешествие».

Июль 2021г.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

9

Заседание №9

Тема:

«Развитие коммуникативно-игровой деятельности»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов воспитанников с ОВЗ.

Родители и дети, активные участники

Форма проведения заседания «Игровая программа»

Август 2021г.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

10

Заседание №10

Тема:

«Стили семейного воспитания»

Цель: Систематизировать и пополнить знания родителей о стилях семейного воспитания, раскрыть особенности каждого стиля. Помочь родителям произвести анализ стиля семейного воспитания приемлемого в их семье, рассмотреть достоинства и недостатки влияния данного стиля на формирование личности дошкольника.

Форма проведения заседания «семинар-практикум».

Сентябрь 2021г.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

11

Заседание №11

Тема:

 «Тараторкины посиделки»

Цель: создание условий, способствующих совершенствованию практических умений и навыков детей, обогащению лексического запаса; закреплению навыков правильного звукопроизношения.

Форма проведения заседания «развлечение»

Сентябрь 2021г.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

12

Заседание №12

Тема:

«Расширение представлений об окружающей действительности и развитие речи у дошкольников»

Цель: Познакомить родителей с игровыми технологиями В.В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса»

Заседание проходит совместно с детьми.

Форма проведения заседания «игра-путешествие».

Октябрь 2021.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

13

Заседание №13

Тема:

«В поисках букв»

Цель: создание условий для развития практических умений и навыков

пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Форма проведения заседания «развлечение».

Октябрь 2021.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

14

Заседание №14

Тема:

«Три поросенка»

Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний дошкольников по пройденному материалу за текущий период.

Форма проведения заседания «развлечение».

Ноябрь 2021.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

15

Заседание №15

Тема:

«В гости к звукам»

Цель: создание условий для совершенствования диалогической и связной речи дошкольников.

Форма проведения заседания «праздник»

Ноябрь 2021.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Ожидаемые результаты

В качестве основных показателей эффективности проекта рассматривается повышение уровня актуального развития воспитанников с ОВЗ, посредством комплексного сопровождения родителей (законных представителей) с применением инновационных технологий.

В свою очередь вышесказанное будет способствовать:

- повышению заинтересованности и компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ;

- родители (законные представители) станут активными участниками образовательных отношений.

Риски и ограничения реализации проекта

Дефицит педагогических кадров, увольнение педагога.

Создание банка данных специалистов по направлению проекта, повышение квалификации работающих в учреждении педагогов.

Недостаточная мотивация сотрудников на выполнение какой-либо задачи проекта.

Поиск путей стимулирования участников реализации проекта, оказание методической помощи.

Недостаточная мотивация родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию с педагогами ДОУ.

Использование различных форм и методов в работе с родителями (законными представителями).

Частые пропуски мероприятий для родителей и воспитанников.

Организация онлайн трансляций.