Проект "Прояви сам к себе человечность или профессия мечты".

В проекте представлен системный подход и опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения, в частности педагога-психолога и инструктора по ФК, по организации сопровождения воспитателей ДОУ. Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию. Проект направлен на профилактику и преодоление профессиональных деформаций личности воспитателей ДОУ, систематизацию и расширение знаний педагогов в области здоровьясбережения и психологии личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

XIV ОТКРЫТЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

«СЕКРЕТ УСПЕХА»

Номинация «Здоровьесберегающее образовательное пространство»

ПРОЕКТ

«Прояви сам к себе человечность или профессия мечты»

по профилактике и преодолению профессиональной деформации воспитателей ДОУ

 

        

АВТОРЫ ПРОЕКТА

Педагог-психолог Числянюк Мария Александровна

Инструктор по физической культуре Болдырева Полина Викторовна

       

г. Барабинск

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта……………………………………………………………………………...…..3

2. Краткая аннотация проекта …………………………………………………………………......5

3. Обоснование актуальности и значимости проекта для дошкольного    учреждения……..…5

4. Педагогическая целесообразность и новизна проекта………………………………………...6

5. Цель и задачи проекта………………………………………………….......................................7

6. Педагогические принципы построения проекта…………………………….............................7

7. Участники проекта……………………………………………………………………………….7

8. Сроки реализации проекта ……………………………………………………………………...8

9. План реализации проекта …………………………………………………………………….…8

10. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………….10

11.Риски и ограничения реализации проекта…………………………………………...……….11

12. Дальнейшее развитие проекта ………………………………………………………………..11

13. Отчет по реализации проекта………………………………………………………………....11

Паспорт проекта

Полное

наименование проекта

ПРОЕКТ «Прояви сам к себе человечность или профессия мечты» по профилактике и преодолению профессиональной деформации воспитателей ДОУ.

Авторы проекта

Авторы проекта: педагог-психолог Числянюк Мария Александровна, инструктор по физической культуре Болдырева Полина Викторовна Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -  детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области

Адрес: 632335, г. Барабинск, ул. Ленина, д.190. Тел: (838361) 23624

Актуальность проекта

В настоящее время большое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение его качества. Возможные пути решения данной проблемы основаны на научных инновациях, новых педагогических идеях и технологиях.

Научно доказано, что введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками, педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

Кроме этого, освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе.

Исследователи отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей помогающих профессий, постоянно взаимодействующих с людьми.

Воспитатель – это педагог, который на протяжение всего рабочего дня осуществляет субъект-субъектное взаимодействие, в процессе которого происходит влияние одной личности на другую, передача эмоциональных состояний.

Актуальность проекта неоспорима, ведь если мы на сегодняшний день не создадим условия, для успешного развития и становления личности в профессиональной сфере, не будем предотвращать негативное влияние профессиональной деятельности, то в дальнейшем может произойти подавление и нивелировка личности воспитателя ДОУ, а это в свою очередь негативно скажется на процессе обучения и воспитания подрастающего поколения и на благоприятном развитии будущего страны в целом.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в том, что специалистами сопровождения организуется комплексная работа, одновременно направленная на поддержание психологического и физического здоровья педагогических работников с использованием здоровьесберегающих технологий, раскрывающих различные техники и приемы.

Кроме этого новизна проекта заключается в совмещении специально организованных занятий для педагогов ДОУ на свежем воздухе (с выездом за пределы образовательной организации) и в групповых помещениях.

Выезд за пределы образовательной организации помогает воспитателям ДОУ отвлечься от работы, чувствовать себя свободно, раскрепощенно, предоставляет широкие возможности для раскрытия скрытых способностей педагогов, сплочения коллектива.

Основная цель проекта

Создание условий для профилактики и преодоления профессиональной деформации воспитателей ДОУ через организацию комплексного психологического и физического сопровождения.

Основные задачи проекта

  • способствовать сохранению и укреплению психологического и физического здоровья воспитателей ДОУ;
  • способствовать формированию у воспитателей ДОУ представлений о феномене профессиональной деформации и его негативном влиянии;
  • способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью;
  • способствовать расширению знаний о здоровьесберегающих технологиях;
  • обучение воспитателей ДОУ навыкам и приемам  саморегуляции, навыкам эффективного взаимодействия; фитнес технологиям;
  • способствовать оптимизации самооценки воспитателей ДОУ, снятию эмоционального напряжения;
  • способствовать формированию у воспитателей мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности;
  • способствовать сплочению коллектива педагогов ДОУ.

Сроки реализации

Данный проект является долгосрочным с января 2022 года по декабрь 2022 года.

Участники проекта

Педагоги и специалисты МБДОУ №6 «Сказка»

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы: специалисты МБДОУ №6 (педагог-психолог, инструктор по физической культуре).

Материально-технические: мультимедийная техника, ксерокс, принтер, телевизор, оборудованные помещения в дошкольном учреждении: спортивный зал, центр конструирования, изо-студия, музыкальный зал, соленая пещера.  

Методические ресурсы: ресурсы методического кабинета МБДОУ №6, МКУДО «ЦДОД», детской библиотеки №3, ресурсы сети Интернет.

Этапы реализации проекта

Достижение поставленной цели будет поэтапно осуществляться через решение поставленных в проекте задач.

Работа по выполнению основных мероприятий, которые происходят в рамках реализации проекта, распределена на три этапа – подготовительный (стартовый мониторинг; планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и педагогами ДОУ), основной (проведение мероприятий с педагогами), заключительный (итоговый мониторинг реализации проекта).

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации проекта будет наблюдаться снижение синдрома профессиональной деформации личности воспитателей ДОУ.

В результате реализации проекта у воспитателей ДОУ сформируется представление о феномене профессиональной деформации и его негативном влиянии.

Снизится уровень агрессивности, эмоционального напряжения, оптимизируется самооценка.

Воспитатели познакомятся с приемами саморегуляции, систематизируют и пополнят свои знания в области здоровьясбережения – познакомятся с новыми технологиями в процессе теоретической и практической деятельности.

У воспитателей ДОУ повысится мотивация к профессиональному самосовершенствованию личности.

Гармонизуются взаимоотношения в коллективе.

Критерии эффективности

  1. Снижение синдрома профессиональной деформации личности воспитателей ДОУ
  2. Повышение компетентности воспитателей в вопросах здоровьясбережения и психологии личности.
  3. Освоение технологии степ-аэробики.
  4. Победы воспитателей в конкурсах различного уровня.

Риски и ограничения реализации проекта

Недостаточная мотивация педагогов к плодотворному взаимодействию с специалистами сопровождения (педагогом-психологом и инструктором по ФК)

Частые пропуски педагогами мероприятий по уважительным причинам.

Временной ресурс – включение дополнительных занятий в личный режим дня воспитателя ДОУ.

Краткая аннотация проекта

В проекте представлен системный подход и опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения, в частности педагога-психолога и инструктора по ФК, по организации сопровождения воспитателей ДОУ. 

Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию.

Проект направлен на профилактику и преодоление профессиональных деформаций личности воспитателей ДОУ, систематизацию и расширение знаний педагогов в области здоровьясбережения и психологии личности.

Обоснование актуальности и значимости проекта

 для дошкольного учреждения

Мир профессий очень велик, он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей.  Ежегодно выпускники школ, начинают искать применение своим силам и способностям, при этом многие испытывают трудности в выборе, ведь это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От хорошо обдуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни, а поспешность и легкомыслие может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

Но несчастным может сделать человека и сама профессиональная деятельность. Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе.

Для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на личность в 1921 году Питирим Сорокин ввел в научный обиход термин «профессиональная деформация». Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом.

Многие исследователи отмечают, что в наибольшей степени, в силу постоянного взаимодействия с людьми, профессиональной деформации подвержены профессии типа «человек-человек», в частности воспитатели ДОУ.

Воспитатель – это педагог, который на протяжение всего рабочего дня осуществляет субъект-субъектное взаимодействие, в процессе которого происходит влияние одной личности на другую, передача эмоциональных состояний.

Воспитатель – это педагог «идущий в ногу со временем» - в настоящее время большое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение его качества. Возможные пути решения данной проблемы основаны на научных инновациях, новых педагогических идеях и технологиях.

Научно доказано, что введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками, педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

Анализируя вышесказанное, специалисты сопровождения (педагог-психолог и инструктор по ФК) пришли к выводу о том, что необходимо организовать комплексное сопровождение воспитателей ДОУ.

Значимость проекта неоспорима, ведь если мы на сегодняшний день не создадим условия, для успешного развития и становления личности в профессиональной сфере, не будем предотвращать негативное влияние профессиональной деятельности, то в дальнейшем может произойти подавление и нивелировка личности воспитателя ДОУ, а это в свою очередь негативно скажется на процессе обучения и воспитания подрастающего поколения и на благоприятном развитии будущего страны в целом.

Педагогическая целесообразность и новизна проекта

Педагогическая целесообразность проекта обусловлена развитием общества, изменениями в системе дошкольного образования и требованиями ФГОС ДО к личности педагога.

Современный мир требует яркой, масштабной, творческой личности педагога. Личности, которая призвана овладевать культурой общечеловеческих ценностей, профессиональным мышлением, методологическими знаниями, инновационными и компьютерными технологиями.

Многие известные педагогические ученные подчеркивают определяющую роль личности воспитателя в обучении и воспитании подрастающего поколения.

 К.Д. Ушинского говорил: «…в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Без личного непосредственного влияния на воспитанника, истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Следовательно, чтобы воспитать успешную, всесторонне и гармонично развитую, здоровую личность, воспитателю необходимо изначально быть самому успешной личностью, следить за своим самочувствием, поведением, быть эмоционально стабильным человеком, верить в себя и свои возможности.

В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения педагогических работников.

Сопровождение выступает как эффективная комплексная технология поддержки и помощи педагогов, является важнейшим условием эффективной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Новизна проекта заключается в том, что специалистами сопровождения организуется комплексная работа, одновременно направленная на поддержание психологического и физического здоровья педагогических работников с использованием здоровьесберегающих технологий, раскрывающих различные техники и приемы.

Кроме этого новизна проекта заключается в совмещении специально организованных занятий для педагогов ДОУ на свежем воздухе (с выездом за пределы образовательной организации) и в групповых помещениях.

Выезд за пределы образовательной организации помогает воспитателям ДОУ отвлечься от работы, чувствовать себя свободно, раскрепощенно, предоставляет широкие возможности для раскрытия скрытых способностей педагогов, сплочения коллектива.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для профилактики и преодоления профессиональной деформации воспитателей ДОУ через организацию комплексного психологического и физического сопровождения.

Задачи:

  • способствовать сохранению и укреплению психологического и физического здоровья воспитателей ДОУ;
  • способствовать формированию у воспитателей ДОУ представлений о феномене профессиональной деформации и его негативном влиянии;
  • способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью;
  • способствовать расширению знаний о здоровьесберегающих технологиях;
  • обучение воспитателей ДОУ навыкам и приемам саморегуляции, навыкам эффективного взаимодействия; фитнес технологиям;
  • способствовать оптимизации самооценки воспитателей ДОУ, снятию эмоционального напряжения;
  • способствовать формированию у воспитателей мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности;

способствовать сплочению коллектива педагогов ДОУ.

Педагогические принципы построения проекта

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип комплексности;
  • принцип доступности и научности;
  • принцип единства диагностики и коррекции
  • принцип преемственности.

Участники проекта

Состав творческой группы

Функции

1.

Педагог-психолог: Числянюк М.А.

Инструктор по ФК: Болдырева П.В.

Разработке плана мероприятий проекта, контроль за реализацией проекта, внесение в план необходимых корректив, составление отчетности.

Разработка и отбор критериев, осуществление первичного и итогового мониторинга по всем направлениям проекта, анализ полученных данных.

Подготовка и проведение мероприятий для педагогов, разработка методических рекомендаций.

Целевая аудитория проекта

Воспитатели

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

26

1

1

Срок реализации проекта: 1 год (январь 2022 – декабрь 2022г.)

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (январь-февраль 2022г.)

Цель: Планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и воспитателями ДОУ.

Задачи:

  • первичный мониторинг воспитателей ДОУ;
  • выявление актуальных проблем для педагогов в профессиональной деятельности;
  • анализ психолого-педагогической литературы, подбор инновационных здоровьесберегающих технологий, методов и приемов воздействия на личность воспитателей ДОУ;
  • разработка плана сопровождения.

II этап – основной (март 2022-декабрь 2022г.)

Цель: реализация плана сотрудничества между участниками образовательного процесса.

III этап – заключительный (декабрь 2022г.)

Цель: подведение итогов организации комплексного сопровождения воспитателей ДОУ.

  • итоговый мониторинг воспитателей ДОУ;
  • анализ эффективности сопровождения.

Тематический план организации комплексного сопровождения

Мероприятия

Срок

Ответственный

1

Заседание №1

Тема:

«Формула здоровья»

Цель: привлечь внимание воспитателей к психологическому и физическому здоровью личности педагога.

Форма проведения заседания «семинар с элементами тренинга».

Март 2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

2

Заседание №2

Тема:

«Педагог не профессия, а образ жизни».

Цель: Информирование воспитателей ДОУ об особенностях профессиональной деформации личности, осознание   наличия профессиональной деформации собственной личности. 

Форма проведения заседания «семинар с элементами тренинга».

Март

2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

3

Заседание №3

Тема: «Цветущий сад»

Цель: создание условий для знакомства педагогов с эффективными здоровьесберегающими технологиями, направленными на снятие эмоционального напряжения.

Форма проведения заседания «семинар-практикум».

Апрель

2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

4

Заседание №4

Тема:

«Степ-аэробика»

Цель: создание условий для занятий воспитателями ДОУ оздоровительной физкультурой.

Способствовать ознакомлению педагогов с техникой, основными элементами.

Форма проведения заседания «спортивное развлечение».

Апрель

2022г.

Инструктор по ФК

Педагог-психолог

5

Заседание №5

Тема:

«Степ-аэробика – Шагаем на встречу здоровью»

Цель: пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе ДОУ.

Форма проведения заседания «спортивная тренировка в рамках спортивного мероприятия».

Май

2022г.

Инструктор по ФК

Педагог-психолог

6

Заседание №6

Тема:

«Саморегуляция превыше всего».

Цель: познакомить воспитателей ДОУ с приемами и способами психической саморегуляции. Создать благоприятные условия для работы над собой.

Форма проведения заседания «тренинг».

Май 2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

7

Заседание №7

Тема: «Степ-аэробика»

Цель: Создание условий для укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Форма проведения заседания «спортивная тренировка на свежем воздухе».

Июнь 2022г.

Инструктор по ФК

Педагог-психолог

8

Заседание №8

Тема:

«Искусство быть самим собой»

Цель: способствовать оптимизации самооценки воспитателей ДОУ, сплочение педагогического коллектива..

Форма проведения заседания «квест-игра с элементами тренинга».

Июль 2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

9

Заседание №9

Тема:

«Развитие коммуникативно-игровой деятельности»

Цель: расширить представление воспитателей ДОУ в области технологий здоровьесбережения.

Форма проведения заседания «семинар-практикум на свежем воздухе»

Август 2022г.

Инструктор по ФК

Педагог-психолог

10

Заседание №10

Тема:

«Один хорошо, а вместе эффективнее»

Цель: создание условий для формирования навыков эффективного взаимодействия.

Форма проведения заседания «семинар-практикум с элементами тренинга».

Сентябрь 2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

11

Заседание №11

Тема:

 «Секрет здоровья племени «Здоровяндия»»

Цель: создание условий, способствующих сплочению педагогического коллектива, укреплению психологического и физического здоровья.

Форма проведения заседания «игра-путешествие»

Сентябрь 2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

12

Заседание №12

Тема:

«День здоровья – Русская, спортивная осень 2022»

Цель: сплочение педагогического коллектива, пропаганда ЗОЖ»

Форма проведения заседания «спортивное мероприятие».

Октябрь 2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

13

Заседание №13

Тема:

«Как здорово, что все мы здесь когда-то собрались…»

Цель: создание условий для анализа продуктивности совместной деятельности.

Форма проведения заседания «круглый стол».

Ноябрь 2022г.

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

14

Заседание №14

Тема:

«Лыжная прогулка – В здоровом теле, здоровый дух»

Цель: сплочение педагогического коллектива, пропаганда ЗОЖ.

Форма проведения «лыжная прогулка»

Декабрь 2022г.

Инструктор по ФК

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты

В качестве основных показателей эффективности проекта рассматривается снижение синдрома профессиональной деформации воспитателей ДОУ, укрепление их психологического и физического здоровья.  

В свою очередь основные показатели будут достигнуты если:  

  • у воспитателей ДОУ сформируется представление о феномене профессиональной деформации и его негативном влиянии;
  • снизится уровень агрессивности, эмоционального напряжения, оптимизируется самооценка;
  •  сформируется представление и выработаются навыки саморегуляции;
  • систематизируются и пополнятся знания в области здоровьясбережения;
  • воспитатели ДОУ освоят здоровьесберегающие фитнес технологии, в частности в рамках степ-аэробики;
  • повысится мотивация к профессиональному самосовершенствованию личности.
  • гармонизуются взаимоотношения в коллективе.

Риски и ограничения реализации проекта

Риски и ограничения

Пути решения

Недостаточная мотивация сотрудников на выполнение какой-либо задачи проекта.

Поиск путей стимулирования участников реализации проекта, оказание консультативной помощи.

Частые пропуски мероприятий

Организация онлайн трансляций, распространение листовок и памяток

Ограничения физической нагрузки по состоянию здоровья

Поиск альтернативных методов и упражнений

Дальнейшее развитие проекта

В условиях модернизации современного дошкольного образования актуальность проекта будет существовать еще долгое время.

Поэтому будет целесообразным, расширять знания воспитателей ДОУ в области здоровьесберегающих технологий, искать новые пути профилактики и преодоления профессиональных деформаций воспитателей ДОУ, прививать ЗОЖ

Сопровождение воспитателей ДОУ в педагогическом процессе будет выступать как условие для всестороннего развития не только личности педагога, но и личности дошкольников в период пребывания в дошкольном учреждении.