Проект "Прояви сам к себе человечность или профессия мечты".
В проекте представлен системный подход и опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения, в частности педагога-психолога и инструктора по ФК, по организации сопровождения воспитателей ДОУ. Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию. Проект направлен на профилактику и преодоление профессиональных деформаций личности воспитателей ДОУ, систематизацию и расширение знаний педагогов в области здоровьясбережения и психологии личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_proyavi_sam_k_sebe_chelovechnost_ili_professiya_mechty.docx | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
XIV ОТКРЫТЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
«СЕКРЕТ УСПЕХА»
Номинация «Здоровьесберегающее образовательное пространство»
ПРОЕКТ
«Прояви сам к себе человечность или профессия мечты»
по профилактике и преодолению профессиональной деформации воспитателей ДОУ
АВТОРЫ ПРОЕКТА
Педагог-психолог Числянюк Мария Александровна
Инструктор по физической культуре Болдырева Полина Викторовна
г. Барабинск
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта……………………………………………………………………………...…..3
2. Краткая аннотация проекта …………………………………………………………………......5
3. Обоснование актуальности и значимости проекта для дошкольного учреждения……..…5
4. Педагогическая целесообразность и новизна проекта………………………………………...6
5. Цель и задачи проекта………………………………………………….......................................7
6. Педагогические принципы построения проекта…………………………….............................7
7. Участники проекта……………………………………………………………………………….7
8. Сроки реализации проекта ……………………………………………………………………...8
9. План реализации проекта …………………………………………………………………….…8
10. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………….10
11.Риски и ограничения реализации проекта…………………………………………...……….11
12. Дальнейшее развитие проекта ………………………………………………………………..11
13. Отчет по реализации проекта………………………………………………………………....11
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | ПРОЕКТ «Прояви сам к себе человечность или профессия мечты» по профилактике и преодолению профессиональной деформации воспитателей ДОУ. |
Авторы проекта | Авторы проекта: педагог-психолог Числянюк Мария Александровна, инструктор по физической культуре Болдырева Полина Викторовна Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области Адрес: 632335, г. Барабинск, ул. Ленина, д.190. Тел: (838361) 23624 |
Актуальность проекта | В настоящее время большое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение его качества. Возможные пути решения данной проблемы основаны на научных инновациях, новых педагогических идеях и технологиях. Научно доказано, что введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками, педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Кроме этого, освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Исследователи отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей помогающих профессий, постоянно взаимодействующих с людьми. Воспитатель – это педагог, который на протяжение всего рабочего дня осуществляет субъект-субъектное взаимодействие, в процессе которого происходит влияние одной личности на другую, передача эмоциональных состояний. Актуальность проекта неоспорима, ведь если мы на сегодняшний день не создадим условия, для успешного развития и становления личности в профессиональной сфере, не будем предотвращать негативное влияние профессиональной деятельности, то в дальнейшем может произойти подавление и нивелировка личности воспитателя ДОУ, а это в свою очередь негативно скажется на процессе обучения и воспитания подрастающего поколения и на благоприятном развитии будущего страны в целом. |
Новизна проекта | Новизна проекта заключается в том, что специалистами сопровождения организуется комплексная работа, одновременно направленная на поддержание психологического и физического здоровья педагогических работников с использованием здоровьесберегающих технологий, раскрывающих различные техники и приемы. Кроме этого новизна проекта заключается в совмещении специально организованных занятий для педагогов ДОУ на свежем воздухе (с выездом за пределы образовательной организации) и в групповых помещениях. Выезд за пределы образовательной организации помогает воспитателям ДОУ отвлечься от работы, чувствовать себя свободно, раскрепощенно, предоставляет широкие возможности для раскрытия скрытых способностей педагогов, сплочения коллектива. |
Основная цель проекта | Создание условий для профилактики и преодоления профессиональной деформации воспитателей ДОУ через организацию комплексного психологического и физического сопровождения. |
Основные задачи проекта |
|
Сроки реализации | Данный проект является долгосрочным с января 2022 года по декабрь 2022 года. |
Участники проекта | Педагоги и специалисты МБДОУ №6 «Сказка» |
Ресурсы проекта | Кадровые ресурсы: специалисты МБДОУ №6 (педагог-психолог, инструктор по физической культуре). Материально-технические: мультимедийная техника, ксерокс, принтер, телевизор, оборудованные помещения в дошкольном учреждении: спортивный зал, центр конструирования, изо-студия, музыкальный зал, соленая пещера. Методические ресурсы: ресурсы методического кабинета МБДОУ №6, МКУДО «ЦДОД», детской библиотеки №3, ресурсы сети Интернет. |
Этапы реализации проекта | Достижение поставленной цели будет поэтапно осуществляться через решение поставленных в проекте задач. Работа по выполнению основных мероприятий, которые происходят в рамках реализации проекта, распределена на три этапа – подготовительный (стартовый мониторинг; планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и педагогами ДОУ), основной (проведение мероприятий с педагогами), заключительный (итоговый мониторинг реализации проекта). |
Ожидаемые результаты | При условии успешной реализации проекта будет наблюдаться снижение синдрома профессиональной деформации личности воспитателей ДОУ. В результате реализации проекта у воспитателей ДОУ сформируется представление о феномене профессиональной деформации и его негативном влиянии. Снизится уровень агрессивности, эмоционального напряжения, оптимизируется самооценка. Воспитатели познакомятся с приемами саморегуляции, систематизируют и пополнят свои знания в области здоровьясбережения – познакомятся с новыми технологиями в процессе теоретической и практической деятельности. У воспитателей ДОУ повысится мотивация к профессиональному самосовершенствованию личности. Гармонизуются взаимоотношения в коллективе. |
Критерии эффективности |
|
Риски и ограничения реализации проекта | Недостаточная мотивация педагогов к плодотворному взаимодействию с специалистами сопровождения (педагогом-психологом и инструктором по ФК) Частые пропуски педагогами мероприятий по уважительным причинам. Временной ресурс – включение дополнительных занятий в личный режим дня воспитателя ДОУ. |
Краткая аннотация проекта
В проекте представлен системный подход и опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения, в частности педагога-психолога и инструктора по ФК, по организации сопровождения воспитателей ДОУ.
Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию.
Проект направлен на профилактику и преодоление профессиональных деформаций личности воспитателей ДОУ, систематизацию и расширение знаний педагогов в области здоровьясбережения и психологии личности.
Обоснование актуальности и значимости проекта
для дошкольного учреждения
Мир профессий очень велик, он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Ежегодно выпускники школ, начинают искать применение своим силам и способностям, при этом многие испытывают трудности в выборе, ведь это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От хорошо обдуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни, а поспешность и легкомыслие может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Но несчастным может сделать человека и сама профессиональная деятельность. Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе.
Для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на личность в 1921 году Питирим Сорокин ввел в научный обиход термин «профессиональная деформация». Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом.
Многие исследователи отмечают, что в наибольшей степени, в силу постоянного взаимодействия с людьми, профессиональной деформации подвержены профессии типа «человек-человек», в частности воспитатели ДОУ.
Воспитатель – это педагог, который на протяжение всего рабочего дня осуществляет субъект-субъектное взаимодействие, в процессе которого происходит влияние одной личности на другую, передача эмоциональных состояний.
Воспитатель – это педагог «идущий в ногу со временем» - в настоящее время большое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение его качества. Возможные пути решения данной проблемы основаны на научных инновациях, новых педагогических идеях и технологиях.
Научно доказано, что введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками, педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Анализируя вышесказанное, специалисты сопровождения (педагог-психолог и инструктор по ФК) пришли к выводу о том, что необходимо организовать комплексное сопровождение воспитателей ДОУ.
Значимость проекта неоспорима, ведь если мы на сегодняшний день не создадим условия, для успешного развития и становления личности в профессиональной сфере, не будем предотвращать негативное влияние профессиональной деятельности, то в дальнейшем может произойти подавление и нивелировка личности воспитателя ДОУ, а это в свою очередь негативно скажется на процессе обучения и воспитания подрастающего поколения и на благоприятном развитии будущего страны в целом.
Педагогическая целесообразность и новизна проекта
Педагогическая целесообразность проекта обусловлена развитием общества, изменениями в системе дошкольного образования и требованиями ФГОС ДО к личности педагога.
Современный мир требует яркой, масштабной, творческой личности педагога. Личности, которая призвана овладевать культурой общечеловеческих ценностей, профессиональным мышлением, методологическими знаниями, инновационными и компьютерными технологиями.
Многие известные педагогические ученные подчеркивают определяющую роль личности воспитателя в обучении и воспитании подрастающего поколения.
К.Д. Ушинского говорил: «…в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Без личного непосредственного влияния на воспитанника, истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Следовательно, чтобы воспитать успешную, всесторонне и гармонично развитую, здоровую личность, воспитателю необходимо изначально быть самому успешной личностью, следить за своим самочувствием, поведением, быть эмоционально стабильным человеком, верить в себя и свои возможности.
В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения педагогических работников.
Сопровождение выступает как эффективная комплексная технология поддержки и помощи педагогов, является важнейшим условием эффективной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Новизна проекта заключается в том, что специалистами сопровождения организуется комплексная работа, одновременно направленная на поддержание психологического и физического здоровья педагогических работников с использованием здоровьесберегающих технологий, раскрывающих различные техники и приемы.
Кроме этого новизна проекта заключается в совмещении специально организованных занятий для педагогов ДОУ на свежем воздухе (с выездом за пределы образовательной организации) и в групповых помещениях.
Выезд за пределы образовательной организации помогает воспитателям ДОУ отвлечься от работы, чувствовать себя свободно, раскрепощенно, предоставляет широкие возможности для раскрытия скрытых способностей педагогов, сплочения коллектива.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для профилактики и преодоления профессиональной деформации воспитателей ДОУ через организацию комплексного психологического и физического сопровождения.
Задачи:
- способствовать сохранению и укреплению психологического и физического здоровья воспитателей ДОУ;
- способствовать формированию у воспитателей ДОУ представлений о феномене профессиональной деформации и его негативном влиянии;
- способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью;
- способствовать расширению знаний о здоровьесберегающих технологиях;
- обучение воспитателей ДОУ навыкам и приемам саморегуляции, навыкам эффективного взаимодействия; фитнес технологиям;
- способствовать оптимизации самооценки воспитателей ДОУ, снятию эмоционального напряжения;
- способствовать формированию у воспитателей мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности;
способствовать сплочению коллектива педагогов ДОУ.
Педагогические принципы построения проекта
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип комплексности;
- принцип доступности и научности;
- принцип единства диагностики и коррекции
- принцип преемственности.
Участники проекта
№ | Состав творческой группы | Функции |
1. | Педагог-психолог: Числянюк М.А. Инструктор по ФК: Болдырева П.В. | Разработке плана мероприятий проекта, контроль за реализацией проекта, внесение в план необходимых корректив, составление отчетности. |
Разработка и отбор критериев, осуществление первичного и итогового мониторинга по всем направлениям проекта, анализ полученных данных. | ||
Подготовка и проведение мероприятий для педагогов, разработка методических рекомендаций. | ||
Целевая аудитория проекта | ||
Воспитатели | Педагог-психолог | Инструктор по ФК |
26 | 1 | 1 |
Срок реализации проекта: 1 год (январь 2022 – декабрь 2022г.)
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (январь-февраль 2022г.)
Цель: Планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и воспитателями ДОУ.
Задачи:
- первичный мониторинг воспитателей ДОУ;
- выявление актуальных проблем для педагогов в профессиональной деятельности;
- анализ психолого-педагогической литературы, подбор инновационных здоровьесберегающих технологий, методов и приемов воздействия на личность воспитателей ДОУ;
- разработка плана сопровождения.
II этап – основной (март 2022-декабрь 2022г.)
Цель: реализация плана сотрудничества между участниками образовательного процесса.
III этап – заключительный (декабрь 2022г.)
Цель: подведение итогов организации комплексного сопровождения воспитателей ДОУ.
- итоговый мониторинг воспитателей ДОУ;
- анализ эффективности сопровождения.
Тематический план организации комплексного сопровождения
№ | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1 | Заседание №1 Тема: «Формула здоровья» Цель: привлечь внимание воспитателей к психологическому и физическому здоровью личности педагога. Форма проведения заседания «семинар с элементами тренинга». | Март 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
2 | Заседание №2 Тема: «Педагог не профессия, а образ жизни». Цель: Информирование воспитателей ДОУ об особенностях профессиональной деформации личности, осознание наличия профессиональной деформации собственной личности. Форма проведения заседания «семинар с элементами тренинга». | Март 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
3 | Заседание №3 Тема: «Цветущий сад» Цель: создание условий для знакомства педагогов с эффективными здоровьесберегающими технологиями, направленными на снятие эмоционального напряжения. Форма проведения заседания «семинар-практикум». | Апрель 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
4 | Заседание №4 Тема: «Степ-аэробика» Цель: создание условий для занятий воспитателями ДОУ оздоровительной физкультурой. Способствовать ознакомлению педагогов с техникой, основными элементами. Форма проведения заседания «спортивное развлечение». | Апрель 2022г. | Инструктор по ФК Педагог-психолог |
5 | Заседание №5 Тема: «Степ-аэробика – Шагаем на встречу здоровью» Цель: пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе ДОУ. Форма проведения заседания «спортивная тренировка в рамках спортивного мероприятия». | Май 2022г. | Инструктор по ФК Педагог-психолог |
6 | Заседание №6 Тема: «Саморегуляция превыше всего». Цель: познакомить воспитателей ДОУ с приемами и способами психической саморегуляции. Создать благоприятные условия для работы над собой. Форма проведения заседания «тренинг». | Май 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
7 | Заседание №7 Тема: «Степ-аэробика» Цель: Создание условий для укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Форма проведения заседания «спортивная тренировка на свежем воздухе». | Июнь 2022г. | Инструктор по ФК Педагог-психолог |
8 | Заседание №8 Тема: «Искусство быть самим собой» Цель: способствовать оптимизации самооценки воспитателей ДОУ, сплочение педагогического коллектива.. Форма проведения заседания «квест-игра с элементами тренинга». | Июль 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
9 | Заседание №9 Тема: «Развитие коммуникативно-игровой деятельности» Цель: расширить представление воспитателей ДОУ в области технологий здоровьесбережения. Форма проведения заседания «семинар-практикум на свежем воздухе» | Август 2022г. | Инструктор по ФК Педагог-психолог |
10 | Заседание №10 Тема: «Один хорошо, а вместе эффективнее» Цель: создание условий для формирования навыков эффективного взаимодействия. Форма проведения заседания «семинар-практикум с элементами тренинга». | Сентябрь 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
11 | Заседание №11 Тема: «Секрет здоровья племени «Здоровяндия»» Цель: создание условий, способствующих сплочению педагогического коллектива, укреплению психологического и физического здоровья. Форма проведения заседания «игра-путешествие» | Сентябрь 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
12 | Заседание №12 Тема: «День здоровья – Русская, спортивная осень 2022» Цель: сплочение педагогического коллектива, пропаганда ЗОЖ» Форма проведения заседания «спортивное мероприятие». | Октябрь 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
13 | Заседание №13 Тема: «Как здорово, что все мы здесь когда-то собрались…» Цель: создание условий для анализа продуктивности совместной деятельности. Форма проведения заседания «круглый стол». | Ноябрь 2022г. | Педагог-психолог Инструктор по ФК |
14 | Заседание №14 Тема: «Лыжная прогулка – В здоровом теле, здоровый дух» Цель: сплочение педагогического коллектива, пропаганда ЗОЖ. Форма проведения «лыжная прогулка» | Декабрь 2022г. | Инструктор по ФК Педагог-психолог |
Ожидаемые результаты
В качестве основных показателей эффективности проекта рассматривается снижение синдрома профессиональной деформации воспитателей ДОУ, укрепление их психологического и физического здоровья.
В свою очередь основные показатели будут достигнуты если:
- у воспитателей ДОУ сформируется представление о феномене профессиональной деформации и его негативном влиянии;
- снизится уровень агрессивности, эмоционального напряжения, оптимизируется самооценка;
- сформируется представление и выработаются навыки саморегуляции;
- систематизируются и пополнятся знания в области здоровьясбережения;
- воспитатели ДОУ освоят здоровьесберегающие фитнес технологии, в частности в рамках степ-аэробики;
- повысится мотивация к профессиональному самосовершенствованию личности.
- гармонизуются взаимоотношения в коллективе.
Риски и ограничения реализации проекта
Риски и ограничения | Пути решения |
Недостаточная мотивация сотрудников на выполнение какой-либо задачи проекта. | Поиск путей стимулирования участников реализации проекта, оказание консультативной помощи. |
Частые пропуски мероприятий | Организация онлайн трансляций, распространение листовок и памяток |
Ограничения физической нагрузки по состоянию здоровья | Поиск альтернативных методов и упражнений |
Дальнейшее развитие проекта
В условиях модернизации современного дошкольного образования актуальность проекта будет существовать еще долгое время.
Поэтому будет целесообразным, расширять знания воспитателей ДОУ в области здоровьесберегающих технологий, искать новые пути профилактики и преодоления профессиональных деформаций воспитателей ДОУ, прививать ЗОЖ
Сопровождение воспитателей ДОУ в педагогическом процессе будет выступать как условие для всестороннего развития не только личности педагога, но и личности дошкольников в период пребывания в дошкольном учреждении.