Семейный клуб «Стили родительского воспитания и отношения»

Семейный клуб "Содружество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_roditelskogo_vospitaniya_i_otnosheniya.docx669.52 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба «Содружество»

Тема: Стили родительского воспитания и отношения.

Цель: создание условий для расширения психолого-педагогических знаний родителей в вопросах воспитания дошкольников.

Задачи:

  • информировать родителей о стилях семейного воспитания и их влияние на личность воспитанников;
  • содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;
  • способствовать повышению эффективности взаимоотношений между родителями и детьми;
  • познакомить родителей с инновационными технологиями развития познавательной сферы дошкольников.

Ход мероприятия

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители. Рада приветствовать вас на заседании нашего семейного клуба. Сегодня мы поговорим с вами о стилях семейного воспитания и рассмотрим их влияние на становление личности ребенка.

 Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того, какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите «Стиль семейного воспитания»?

Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком.

Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либерально-попустительский, индифферентный.

Посмотрите, перед вами фотографии, как вы думаете какому стилю, какая фотография соответствует? 

А теперь мы проверим справились вы с заданием или нет, я расскажу вам о каждом стиле. 

Демократический стиль семейного воспитанияC:\Users\user\Downloads\1694444099594.jpg

     При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. 

   При демократическом стиле семейного воспитания дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми. Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и, как правило, добивается больших успехов в жизни.

      Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Авторитарный стиль воспитания

    При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как плач, показывают свою беспомощность. Результат таких мер: у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо не уверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

     При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. 

    По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей. 

Либерально-попустительский стиль воспитания.

Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием. Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

      Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение, у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к несформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям. Хочу такой сайт

Индифферентный стиль воспитания 

         Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка.

     Современным родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждых своих проблем, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.

     Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

 Как вы считаете, какой из описанных стилей воспитания является наиболее эффективным?

Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. Ребенок знает о запретах, знаком с нормами и правилами поведения в обществе.

 Есть ли среди Вас те, кто придерживается этого стиля воспитания?

Многие психологи и ученные отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей. 

Я уверена, что вы все любите своих детей, заботитесь о них. К сожалению, в суете каждодневных дней нам бывает трудно найти время для совместных игр с детьми, поэтому сейчас я предлагаю пригласить наших детей к нам и вместе отправиться в увлекательное путешествие.C:\Users\user\Downloads\1694444099561.jpg

Игра-путешествие.

Здравствуйте, ребята. Вы знаете, пока вас не было к нам приходила в гости мама-кошка и хотела с вами поиграть, увидела, что вас нет и куда-то убежала.

Вы бы хотели поиграть с мамой-кошкой?

Тогда давайте ее позовем, она услышит и прибежит. Маму-кошку зовут Муся, будем звать ее по имени…МУСЯ…

(участники зовут кошку, вместо кошки приходит мышка)

Мышонок: Здравствуйте, здравствуйте вы меня звали я прибежал.

Психолог: Здравствуйте, нет, мы вас не звали.

Мышонок: Как это не звали…а кто кричал МУСЯ…

Психолог: Мы звали Мусю

Мышонок: Звали, получайте – я Мышонок Муся.

Психолог: Ой, ребята что-то я совсем запуталась…разве эта Муся нам была нужна…?

Мышонок, мы звали маму-кошку, ее зовут так же, как и тебя Муся.

Мышонок: А зачем она вам? 

Психолог: Мама-кошка хотела поиграть с нашими ребятами.

Мышонок: Тоже мне нашли с кем поиграть, между прочим я тоже играть люблю, раз меня позвали, то и играйте со мной. Никуда от сюда не уйду пока вы со мной не поиграете.C:\Users\user\Downloads\1694444099549.jpg

Психолог: Ребята, что же нам делать?

Хорошо, Мышонок, мы согласны с тобой поиграть. А игры ты знаешь?

Мышонок: Миллион…не будем терять не минуточки начнем.

Игра 1. Для начала поиграем с моим осьминожкой.

Знакомьтесь это Гоша.

А еще у Гоши есть цветной батут, он очень любит на нем прыгать, хотите посмотреть, как?

Тогда беремся за ручки батута и то поднимаем, то опускаем его вверх и вниз.

Игра 2. Подружки для улиток.

Оборудование: Улитки, цветные карандаши.

Игра 3. Палочки Кюизенера. Уважаемые родите, хотелось обратить ваш материал на развивающие палочки Кюизенера. C:\Users\user\Downloads\1694444099572.jpg

Что такое палочки Кюизенера? Что представляет собой данный набор? Он состоит из ряда счетных палочек. Они различаются по цветам и по размеру. Существует десять цветов и десять типов длины (от одного сантиметра до десяти).

Палочки Кюизенера – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных эталонов к мыслительным. Благодаря палочкам развивается логическое мышление. Игры с палочками дают возможность детям объединиться, что позволяет им научиться работать в команде. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения.

Конструировать из палочек можно по предложенным схемам, а можно проявить фантазию и создать что-то свое.C:\Users\user\Downloads\1694444099583.jpg

Сегодня Мышонок предлагает вам совмести с детьми поиграть с палочками, согласны? Тогда начнем.

Игра 4. Игра с кубиком.

Мышка: Фу, что-то я устал с вами играть, мне пора подкрепиться сыром и немного отдохнуть. А вы попробуйте еще раз позвать маму-кошку.

Психолог: Весело мы поиграли с мышонком, но я думаю, что нам все-таки нужно попробовать еще раз позвать маму-кошку …МУСЯ…C:\Users\user\Downloads\1694444099536.jpg

(Появляется мама-кошка) 

Кошка: Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые, слышала звали вы меня, вот я к вам пришла.

Психолог: Здравствуй мама-кошка, мы хотели поиграть с тобой немножко, но вместо тебя пришел мышонок и поиграл с нами в различные игры.

Кошка: Знаю, знаю не беда, Мышонок рассказал мне как здорово вы вместе поиграли. Он просил передать вам угощения, а с вами мы обязательно поиграем в следующий раз.