Выступление в рамках конференции "Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ"

В докладе расскрывается специфика психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Каждый человек, начиная с рождения, попадает в различные социальные институты, которые оказывают определенное влияние на развитие и становление его личности. Ни для кого не секрет, что первым важным и наиболее значимым социальным институтом является семья.

Семья создает естественные условия для формирования личности, закладывает основополагающие качества индивида и способствует их развитию. По мере взросления ребенок попадает в новые, ранее не знакомые для него социальные институты, которые в свою очередь могут оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на его развитие. Так дети, достигнув дошкольного возраста, попадают в новый социальный институт – детский сад.

Сложно не согласится с тем, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Ведь именно данный возраст является сензитивным для развития познавательных процессов, усвоения норм и правил социального поведения, для выявления и развития способностей и интересов дошкольников, развития эмоциональной сферы.  Дошкольный возраст – период фактического склада личности и личностных механизмов поведения.

В дошкольном возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей (законных представителей) и педагогов. Семья и детский сад – вот два источника, которые оказывают важнейшее влияние на становление и развитие личности дошкольников.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Они каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка.

Статистические данные говорят о ежегодном увеличении числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а соответственно растет и число семей.

Естественно, что родители (законные представители) хотят, чтобы их ребенок был успешным, чтобы его развитие соответствовало возрастным нормам. Но в силу определенных обстоятельств (иной род деятельности, чрезмерная занятость на работе, отсутствие желания развиваться и т.д.) не все родители владеют психолого-педагогическими знаниями, являются компетентными в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. В свою очередь некомпетентность родителей (законных представителей) может привести к неблагоприятному развитию личности ребенка, а так как дети наше будущее, то и к неблагоприятному развитию страны в целом.

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. А вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важнейшим психолого-педагогическим условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

Доказано, что коррекционно-развивающая работа специалистов сопровождения более эффективна, если она находит подкрепление в семье.

Все вышесказанное послужило поводом создания в дошкольном учреждении семейного клуба «Содружество».

Основная цель: создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, обучения, воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Каждое заседание семейного клуба включает в себя две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть только для родителей (законных представителей), на практическую часть приглашаются воспитанники.

В рамках теоретической части основной акцент делается на расширении и систематизации знаний и представлений родителей (законных представителей) в области педагогики и психологии. Раскрываются теоретические аспекты заявленной темы заседания. Темы заседаний формируются в начале учебного года, а в течении года могут вноситься изменения исходя из запросов родителей и потребностей специалистов сопровождения.

Практическая часть предоставляет возможность применить полученные знания на практике - непосредственно взаимодействуя со своим ребенком в условиях ДОУ, а в последствии и в домашней обстановке.

Учитывая актуальность, которую имеет игровая деятельность в развитии дошкольников, родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ на заседаниях знакомим с различными развивающими играми и технологиями:

  • игровыми технологиями Вячеслава Вадимовича Воскобовича;
  • умным роботом-пчелой Bee-Bot;
  • цветными счетными палочками Кюизенера;
  • логическими блоками Дьенеша;
  • игровым парашютом и многими другими…

Естественно, что весь материал, который предоставляется родителям адаптируется исходя из потребностей и возможностей детей.

Развивающие игры и технологии способствуют повышению познавательного интереса дошкольников, активизируют познавательные процессы, некоторые из них удовлетворяют двигательные потребности воспитанников и способствуют развитию творческого потенциала.

В рамках практической части участники семейного клуба не только знакомятся и играют в заводские игры, но и под руководством специалистов сопровождения изготавливают, создают своими руками развивающие игры для домашнего использования.

Заседания семейного клуба проходят с использованием самодельных ростовых кукол.  Куклы играют в жизни человека исключительную роль. В любом возрасте ростовые куклы вызываю интерес, создают ощущение праздника. Куклы постепенно ослабляют нервное напряжение у воспитанников, выступают в роли собеседника, концентрируют на себе внимание, помогают свободно вступать в разговор, способствуют активизации познавательных процессов, побуждают к речевым действиям. 

Увлекательные, завораживающие путешествия с ростовыми куклами помогают нам – специалистам сопровождения привлечь родителей (законных представителей) и детей в семейный клуб, а также создать эмоционально благоприятную, непринужденную атмосферу в клубе, осуществить детскую мечту. 

Семейный клуб способствует формированию у родителей (законных представителей) позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития; расширению контактов с социумом, предоставляет возможность для общения родителей, имеющих детей со схожими нарушениями и самое главное позволяет усилить положительную динамику коррекционно-развивающей работы.

Только комплексное сопровождение позволяет достичь наивысших результатов.

Ежегодное увеличение участников семейного клуба и положительная динамика в развитии воспитанников позволяет нам констатировать факт эффективного сопровождения семей и работы семейного клуба, в частности.

Закончить выступление мне бы хотелось словами «Нет ложной надежды. Есть ложное отчаяние…»

Нужно всегда верить в свои силы, силы своих воспитанников ежедневно делать маленькие шаги к большому, светлому будущему.