Стили воспитания и их влияние на формирование детской тревожности.

Старший дошкольный возраст – начальный этап становления познавательной и практической деятельности . этап формирования новых психологических механизмов деятельности и поведения. От того, как выстроены отношения ребенок-родители и родителей между собой, в дошкольном возрасте зависит эмоциональное благополучие ребенка, уровень его тревожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является сензитивным к внешнему воздействию. В этом возрасте закладываются основы и начинается формирование многих сфер жизнедеятельности человека: формируется личность, самооценка, происходит развитие познавательных процессов и навыков общения (Выготский, Божович, Мухина, Фельдштейни др.). Старший дошкольный возраст – начальный этап становления познавательной и практической деятельности . этап формирования новых психологических механизмов деятельности и поведения. Большую роль в этом процессе играет социальное окружение ребенка, а именно, его отношения с членами семьи. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, в настоящее время качество отношений между дошкольником и родителями имеет особую актуальность, поскольку многие родители перекладывают обязанности воспитания на детские организации. Ритмы современной жизни углубляют дефицит общения между родителями и детьми. Родители все больше отдаляются от создания условий для благоприятного эмоционального развития ребенка-дошкольника. Однако, именно семья и отношения в ней для ребенка-дошкольника – мир, через который он познает окружающую реальность, учится поведению и взаимодействию с внешним миром.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и др. родительские отношения – система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков . От того, как выстроены отношения ребенок-родители и родителей между собой, в дошкольном возрасте зависит эмоциональное благополучие ребенка, уровень его тревожности.

Тревожность в психологической литературе определяется как характеристика эмоциональной сферы, свойство личности, предрасполагающее к возникновению реакции тревоги и восприятию широкого куга объективно безопасных ситуаций как угрожающих.

В других исследованиях она понимается как эмоциональное состояние человека, возникающее в состоянии неопределенной опасности. В целом тревога – состояние напряженности, вызванное неприятными для человека событиями или переживаниями .

В психолого-педагогических исследованиях показано, что влияние семьи на ребенка представляет собой самое сильное воспитательное воздействие. В семье формируются основные качества и навыки жизнедеятельности ребенка, семья социализирует и определенным образом воспитывает ребенка (Дубровина, Фельдштейн, Божович).

 

В ряде исследований было установлено, что тревожность негативно влияет на развитие личности, а повышенная тревожность дезорганизует любую деятельность, что приводит к низкой самооценке и оказывает негативное влияние на развитие дивергентного мышления.

Основой продуктивных отношений с ребенком и его психологического благополучия является безусловное принятие ребенка (Ю.Б. Гиппенрейтер, К. Роджерс и др.). Принятие способствует возникновению у ребенка- дошкольника доверия к миру, безопасности, чувству защищенности, что в более позднем возрасте выражается в адекватной самооценке, успешности человека.

Среди стилей семейного воспитания обычно выделяют следующие:

-              авторитарный, когда родители полностью подчиняют себе ребенка. По их мнению ребенок должен выполнять их требования, поскольку они знают лучше, что и как правильно. Родители с таким стилем воспитания контролируют все сферы жизнедеятельности ребенка. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным.

Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Этот стиль воспитания приводит к безынициативности ребенка, подавленности, пассивности, агрессивности у него.

-              демократический стиль воспитания характеризуется поощрением со стороны родителей самостоятельности и ответственности ребенка. Этот стиль предполагает независимость детей. Дети подчиняются правилам группы, выполняют поручения родителей, при этом они имеют свое мнение, ответственны за свой выбор. Правила, по которым живет семья с демократическим стилем воспитания, также демократичны. Родители стремятся к взаимопониманию с детьми, используя разумные доводы в обсуждении, ребенка поощряют и предлагают принимать собственные решения и брать на себя ответственность за них.

-попустительский стиль, когда родители не контролируют поведение ребенка. Ребенок не знает запретов, не выполняет указаний родителей. Для родителей, демонстирующих такой стиль воспитания, характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

-хаотичный стиль - отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных. При таком стиле воспитания фрустрируется потребность человека в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

 

-              гиперопека – стиль воспитания, при котором ребенка усиленно опекают, ограждают от трудовых действий, забот и т.д.

-              невмешательство – стиль при котором признается целесообразность независимого существования взрослых и детей. При таком воспитании ребенок предоставлен сам себе, что, по мнению родителей, способствует развитию самостоятельности и ответственности у ребенка.

Изучением взаимосвязи стиля семейного воспитания с уровнем тревожности дошкольников занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Было установлено, что демократический стиль воспитания нейтрализует тревожность, уменьшает ее, а авторитарный стиль увеличивает тревожность. Как отмечает А.Игумнова , тревожные дети – это неуверенные в себе дети с неустойчивой самооценкой. Поскольку они постоянно испытывают страх перед неизвестным, они крайне редко проявляют инициативу.

В ряде исследований было установлено, что индифферентность родителей по отношению к детям, попустительский стиль воспитания увеличивает тревожность.

Интересным представляется исследование Мазуровой Н.В., в котором обнаружена связь неэффективных типов родительского отношения и высокого уровня тревожности детей. Исследователь отмечает, что ситуации, порождающие тревогу, в основном связаны с нарушением чувства защищенности ребенка в семье и делает вывод о том, что снижение тревожности детей невозможно без гармонизации родительских установок в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка (Мазурова Н.В., 2013).