Арт-терапия - здоровьесберегающая и инновационная технология в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Арт-терапия -здоровьесберегающая и инновационная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Арт-терапия36.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 189 «Детский сад комбинированного вида»

Арт-терапия - здоровьесберегающая и инновационная технология в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

(2022 – 2023 гг)

Воспитатель/педагог-психолог: Воропаева О.В.

г.Кемерово

Пояснительная записка

       К сожалению, не все дети развиваются так, как того бы хотели любящие родители. Различные психолого- педагогические проблемы могут возникнуть у ребёнка даже вполне в благополучной семье. И для решения проблем различного характера, педагогика и психология на современном этапе прибегает к достаточно большому арсеналу их решения через различные методы, формы и приёмы работы. Одним из таких методов работы является современный инновационный метод Арт-терапии, который уже зарекомендовал себя, как достаточно эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Впервые термин «арт – терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл. В 40 – е годы XX века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт – педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и способствуют выздоровлению. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их. Впервые методика «лечения искусством» была применена в США. Детская арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической и педагогической  помощи, основанный на творчестве и игре. Посредством несложных упражнений арт – терапии можно легко диагностировать любое психологическое состояние и успешно бороться с негативными состояниями. В настоящее время арт-терапия -  это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс.

      Основной целью внедрения арт-терапии в дошкольное образование - это   адаптация детей (в т.ч. страдающих эмоциональными и поведенческими расстройствами, различными состояниями, в том числе тревожностью или возбудимостью) к условиям образовательного учреждения и повышение их познавательных способностей, развитие художественных и эстетических навыков, гармонизация развития личности воспитанников, через развитие творческих  способностей, самовыражения и самопознания.

     Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия  для детей дошкольного возраста, являются:

  • развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения,
  • улучшить психическое развитие детей как одной из составляющих здоровья через раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • гармонизация эмоционального состояния детей,
  • расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография),
  • раскрытие творческого потенциала,
  • развивать художественно - эстетический вкус и навыки рисования  у детей, с помощью нетрадиционных методов рисования.
  • развитие оригинальности мышления,
  • улучшение внимания и памяти,
  • формирование активной жизненной позиции,
  • повышение самооценки,
  • развитие коммуникативных и творческих способностей.

    К основным принципам системной арт-терапии можно отнести по мнению А.И. Копытина следующие:

  • принцип субъективности (отношение к участникам арт-терапевтического процесса не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, а как к личностям с индивидуальным набором потребностей, взглядов, установок и т.д.);
  •  партнерство в терапевтических отношениях (уважение позиции клиента, иногда – «следование» за его инициативами, стимулирование его к выражению своих чувств и мыслей);
  •  опора на наглядно-чувственный характер деятельности (активное использование визуальных, музыкально-аудиальных, кинестетических и игровых средств самовыражения)
  •  постоянная обратная связь (отчет участников арт-терапевтических занятий о своих чувствах, мыслях и впечатлениях от работы и взаимодействии друг с другом и ведущим);
  •  единство и взаимодополнение вербальной и невербальной экспрессии;
  •  сочетание группового характера коррекционного процесса с индивидуализацией его задач;
  •  интегративность (активизация и развитие в ходе занятий эмоциональных, познавательных  и поведенческих аспектов личности, преодоление противоречий между чувствами, мыслями и поступками);
  •  системность;
  •  ориентация на саморазвитие, доверие к внутренним ресурсам организма и психики ребенка с параллельным привлечением внешних ресурсов;
  •  признание регрессивности психологических реакций как закономерных и даже необходимых для развития онтогенетически более зрелых и совершенных форм психической деятельности.

      Арт-терапевтическая профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих состояний у детей могут быть основаны на использовании различных форм творческого самовыражения, в первую очередь, изобразительных средств (включая графику, живопись, лепку, коллаж, фотографию и т.д.), которые дополняются средствами музыкальной и драматической экспрессии, элементами литературного творчества, движений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальном, так и в групповых вариантах.

     Изотерапия – вид арт-терапии, это рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование и др. При построении деятельности мы используем два приема:

•        даётся конкретное задание, но нет ограничений в технике его исполнения,

•        не ограничивать воспитанника, также предложить на выбор материалы, которыми он будет работать, чтобы он сам изобразил, что ему нужно.

В выборе материалов, используемых в изотерапии перечень достаточно широк: акварельные краски, гуашь, пальчиковые краски, песок, цветной песок, мелки, восковые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, различные крупы (пищевого назначения), пластилин, тесто, глина, ткань, мандалы и др.

С детьми младшего дошкольного возраста наиболее эффективно использовать следующие техники арт- терапевтического метода:

•        Марания («пачкать», «марать»), в этой технике целесообразно использовать гуашевые, пальчиковые, акварельные краски, так как цвета в них наиболее насыщенны, и будут иметь у воспитанника достаточно яркий эмоциональный отклик.  В технике марании можно отказаться от привычных детям кисточек, губок, карандашей, а рисовать пальцами и ладонями. «Рисование» в данной технике можно облечь в более привлекательную для детей форму, например замазывание, брызги, пятна, различные линии. У марании эталонов нет, соответственно критериев оценивания тоже нет. Нестандартность метода приводят детей к собственным открытиям. Необычность и в то же время естественность техники, а также ее новизна, сродни детской природе, ее непосредственности, поэтому ребёнок забывает о социальных запретах, тревогах, страхах.

•        Монотипия – это техника рисования на гладкой поверхности (толстой глянцевой бумаге, стекле, пластиковой доске, плёнке), слово «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Материал, на который будет наноситься краска, не должен пропускать воду, сверху накладывается лист бумаги и прижимается к поверхности, и как следствие мы получаем отклик в зеркальном отражении. Возможно на одном и том же материале делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка продолжить рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, тем самым побуждая автора к новым творческим свершения и образам. Действия можно повторять многократно, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. При необходимости или желании возможно «прописать» готовый отпечаток, либо дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения готового образа.

•        Каракули. Штриховка – это графика, изображение создаётся с помощью мелков и карандашей. В данной технике подразумевается хаотичное и ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, мольберта, стены, пластика и др. Сочетание линий может представляться в абстрактной манере, либо сложится в образ.  Штриховки просты в исполнении, а также занимают непродолжительное время,  дают ребёнку почувствовать нажим на карандаш или мел, снимая напряжение перед рисованием. Данная техника оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, а также перекликается с психофизическими ритмами организма.  Ритм создаёт настрой на активность и даёт тонус ребёнку.      «Кляксография» — это также вариант монотипии, техника которого строится следующим образом: лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе, с одной стороны, от сгиба наносятся пятна хаотично, либо в виде конкретного изображения. Краску можно наносить непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа, здесь будет наблюдаться зависимость сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое, или между ними будет расстояние (как между двумя разными изображениями). Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью, Краска симметрично отпечатается на другой половине листа. Необычные по красоте оттиски получаются с помощью ниток. Нитку длинной 30-40 сантиметров нужно опустить в краску, затем хаотично выложить на листе, оставив вне листа кончик, а затем накрыть сверху другим листом, придавить рукой и вытянуть нитку из пространства между листами, таким образом на обоих листах, примыкавших к окрашенной нити на поверхности останутся необычные отпечатки. Полученные разводы дают огромный простор для богатой детской фантазии.

•        Рисование предметами окружающего пространства – это не что иное как мятая бумага, кубики, губки, зубные щетки, нитки, соломинки, ластики и др. Для детей это очень интересный способ рисования, так как в нём используются нетипичные предметы. Если ребёнок привлекает в данной технике по собственной инициативе предметы из окружающего пространства для творчества, это показатель для психолога вовлеченности ребёнка в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, появление сил для отстаивания собственных интересов и идей ребёнка.

•        Рисование пластилином  (пластилинография)– это довольно трудоёмкая техника, требующая от ребёнка усидчивости и длительного сосредоточения внимания, поэтому её целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Пластилином можно создавать различные изображения. Наиболее эффективно данная техника зарекомендовала себя в работе с гиперактивными детьми.

•        Рисование на мокрой бумаге – техника рисования на смоченной пульверизатором бумаге, соответственно краски растекаются и смениваются на мокрой бумаге создавая необычные образы и изображения. Такая техника доставляет детям много положительных эмоций.

     В процессе занятий мы получаем продукты детской деятельности:

  • Живописные картины.
  • Образные скульптуры        
  • Предметы декоративно - прикладного искусства.

Свободный выбор ребенком материалов, инструментов и типа активности поддержка интереса ребенка к изотерапевтической активности диалог с ребенком в процессе сеанса изо-терапии ориентация на процесс, а не на результат поддержка инициативы ребенка избегание необоснованного прерывания активности ребенка избегание оценок активности ребенка адекватный подбор материалов и инструментов для творчества обеспечение удобства для занятий изо-терапией (обеспечение необходимым оборудованием) совместное творчество, санкционированное ребенком.

     Внимание педагогу следует обратить на следующее:

Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; Что выглядит странным; Чего не хватает у данного объекта; Где на рисунке расположены «барьеры», то есть вертикали; Что находится в центре; Есть ли растушевка; Где расположено изображение по отношению к краю листа; Соответствует ли изображение текущему времени года; Есть ли на рисунке инкапсуляция, т.е. создание оболочки вокруг персонажей рисунка; Есть ли подчеркивание; Было ли исправление изображения стирательной резинкой; Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей; Следует обратить внимание на повторяющиеся объекты; Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором.

     Методики проектного рисования:

1. Свободное рисование (каждый рисует что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема задается или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, пара общается с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу.

3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополняющее рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает рисунок, добавляя что-либо, и т.д.  Рисуночные техники очень разнообразны. Это и хаотический рисунок в виде каракулей, и диагностический  рисунок, где требуется дорисовать изображение, и сюжетный – например, нарисовать своих друзей или свою семью, и тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, или желание завести собаку, а также произвольный  рисунок, который рассказывает о настроении рисующего. Это не весь перечень техник, но самый основной. Безусловно, у каждого направления есть свои особенности и используемые материалы.

   

Этапы работы:

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь  Октябрь

Проведение вводной диагностики детей с учетом темы самообразования.

Составление плана работы по самообразованию.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

консультация для педагогов и психологов «Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада».

Октябрь

Ноябрь

Изотерапия:

- техника «марание»,

Тема: «Изображение солнца в детских рисунках».

Цели: воспитание любви к родной природе, учить детей создавать выразительный образ солнца при помощи отпечатка ладони, закрепить красный, жёлтый, оранжевый цвет, навыки пользоваться кистью и гуашью.

Изучение опыта работы педагогов/психологов по данному виду изотерапии (публикации, печать, сайты, спец. литература). Участие в вебинарах, семинарах и методических обьединениях, открытых мероприятиях. Сбор банка материалов по теме.

Анкетирование родителей (по желанию) и выявление детско-родительских отношений и межличностных отношений в семье.

Ноябрь

Изотерапия –

техника «каракули», «штриховка».

Тема: «Страна эмоций» Цели: научить детей преодолевать трудности в эмоциональной и коммуникативной сфере, осуществлять рефлексию чувств детей, дать испытываемым эмоциям название, дать возможность детям оценить эмоции негативного характера в условиях максимальной безопасности.

Изучение опыта работы педагогов/психологов по данному виду изотерапии (публикации, печать, сайты, спец. литература). Систематизация накопленного материала по теме.

Разработка перспективных планов занятий по теме с учетом ФГОС ДО. Пополнение  базы  диагностических методик

Подготовка статей для публикации в электронном издании дошкольного образования НМР (для родителей и педагогов).

Буклет для родителей «Любимый цвет вашего ребенка»

Декабрь

Изотерапия – техника рисования предметами окружающего пространства

Тема: «Ритуал символического исцеления»

Цели: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нём, отразить его доступными изобразительными средствами.

Изучение опыта работы педагогов/психологов по данному виду изотерапии (публикации, печать, сайты, спец. литература). Составление картотеки по данному виду изотерапии.

Проведение тематических консультаций в мессенджерах.

Папка-передвижка для родителей «Изотерапия – средство развития воображения».

Январь

Изотерапия:

-техника

«штриховка/каракули».

Тема: «Моя маска» Цели: дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, своё настроение, создать доверительную обстановку, материализовать страх, создавая маску, помочь детям в процессе театрализации освободится от негативной энергии.

Изучение опыта работы педагогов/психологов по данному виду изотерапии (публикации, печать, сайты, спец. литература). Участие в вебинарах, семинарах и методических обьединениях, открытых мероприятиях. Сбор банка материалов по теме.

Оформление уголка для родителей по накопленному опыту по теме самообразования.

Февраль

Изотерапия - техника «пластилинография»

Тема: «Рисуем радость»

Цели: сконцентрироваться на своих чувствах, научиться изображать их при помощи цвета, улучшить эмоциональный фон.

Изучение опыта работы педагогов/психологов по данной теме (публикации, печать, сайты, спец. литература). Участие в вебинарах, семинарах и методических обьединениях, открытых мероприятиях. Сбор банка материалов по теме.

Оформление уголка для родителей по накопленному опыту по теме самообразования.

Публикация материалов по теме самообразования, обмен опытом. Публикации и обмен опытом.

Март

Изотерапия- техника «монотония»

Тема: «Лабиринт сказок»

Цель: разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов, отобразить их с помощью нетрадиционных техник рисования.

Изучение опыта работы педагогов/психологов по данной теме. Участие в вебинарах, семинарах и методических обьединениях, открытых мероприятиях. Сбор банка материалов по теме.

Рекомендации для родителей «Изотерапия с детьми».

Апрель

Изотерапия- техника «рисование на мокрой бумаге»

Тема: «Лабиринт сказок»

Цель: разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов, отобразить их с помощью нетрадиционных техник рисования, научиться изображать их при помощи цвета, улучшить эмоциональный фон.

Изучение опыта работы педагогов/психологов по данной теме (публикации, печать, сайты, спец. литература).

Обмен опытом. Участие в методических объединениях по теме, участие в вебинарах, семинарах, круглых столах.

Май

Оформление выставки творческих работ воспитанников, выполненные в рамках занятий по изотерапии.

Диагностика.

Разработка пособий, дидактических игр, картотек, статей, материалов по обмену опытом по теме самообразования

Отчет по теме самообразования

Участие в Дне открытых дверей (круглого стола для родителей). Выступление с презентацией опыта работы.

Предполагаемый результат:

  • Коррекция и гармонизация эмоциональных состояний воспитанников, формирование активной жизненной позиции, повышение самооценки,
  • Совершенствование психического развития через раскрытие творческого потенциала детей,
  • Расширение знания детей о нетрадиционных техниках рисования,
  • Развитие основных психический процессов: мышления, памяти, речи, воображения, мышления.
  • Развивать художественно - эстетический вкус и навыки рисования у детей, с помощью нетрадиционных методов рисования,
  • Развитие коммуникативных и творческих способностей.
  • Расширить творческий потенциал и способности воспитанников, путём нетрадиционных техник рисования,
  • Совершенствовать навыки владения кистью, подручными и бросовыми материалами, пластилином и др.
  • Развивать сенсорику и мелкую моторику пальцев рук,
  • Научить сочетать краски, и располагать рисунок по всему листу, передавать форму, строение предметов и пропорции.

Список литературы:

1.        Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»),Александрова Н.Ф.

 2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Зимина Н.В. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 192 с.: ил.

3.Ильина М. В. Развитие невербального воображения. – М.: Просвещение; 2004.

4. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М.: Просвещение; 2004.

5. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

6.Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с. (Серия «Детская психология и психотерапия»).

7.Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

9.Понять ребенка и помочь ему. Как? Чудодейственный рисунок для развития детей/ Наталья Александрова. – М.: Центрополиграф, 2009. – 160 с., ил. – (Ваш ребенок).

10.Программа психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью./Авторы: А.А. Попова, Павлова И.М. – Казань: ИПКРО РТ, 2000.

11.Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112 с.

12.        Интернет ресурсы.