Дневник индивидуального сопровождения учащегося с ОВЗ

Кононова Татьяна Фёдоровна

Дневник индивидуального сопровождения учащегося с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК

индивидуального сопровождения

ученика _________________ класса

_______________________________

(образовательное учреждение)

_______________________________

(р-н)

____________________________

(фамилия, имя)

           

1.    СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

Заполняется социальным педагогом или классным руководителем на основе документов и достоверных данных, полученных из опроса учащегося и его родственников, проверки жилищных и социально-бытовых условий, информации с предыдущего места учебы или нахождения, милиции и т.д.

  1. Ф.И.О. учащегося _______________________________________________________________
  2. Дата и место рождения ___________________________________________________________
  3. Дата поступления в учреждение ___________________________________________________
  4. Возраст при поступлении в учреждение _____________________________________________
  5. Пребывание в детских учреждениях ____________________________________________

                                                                    (наименования учреждений (ясли,сад,интернат и т.д.)

6. Адрес по регистрации_____________________________________________________________

                                         (индекс, адрес, телефон, дата регистрации (постоянно, временно -  с ….по….)

по месту фактического проживания___________________________________________________

Изменения_____________________________________________________________

(дата, причина, новый адрес)

7. Удаленность от места учебы_______________________________________________

                                          ( указывается среднее время пути в школу, транспорт,  пересадки)

Изменения______________________________________________________________

дата, причина

8. Состав семьи__________________________________________________________

(перечисляются живущие совместно с ребенком члены  семьи)

__________________________________________________________________________________

Изменения_________________________________________________________________________

(дата, причина)

9. Сведения о взрослых, участвующих в воспитании и содержании ребенка:

статус,Ф.И.О, возраст, образование, место работы,  учебы, должность, (адрес и телефон, если проживает отдельно)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Изменения_________________________________________________________________________

(дата, ф.и.о., причина)

примечание: в "статусе" указывается положение взрослого  относительно ребенка: мать, отец, брат, сестра, родственник, опекун, сосед, социальный работник и др.

10. Особые отметки_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ 

(данные о полноте семьи, причины отсутствия одного или обоих родителей, другие данные характеризующие социальный статус семьи и  семейные отношения, об инвалидности, хронических заболеваниях.)

Инвалидность ребенка (ф.и.о. № удостоверения) _______________________________________

Инвалидность члена семьи: (ф.и.о. № удостоверения) _____________________________

Потеря кормильца: (ф.и.о. № удостоверения)____________________________________

Опекун: (ф.и.о. № удостоверения) ____________________________________________

Многодетная семья: (ф.и.о. № удостоверения)__________________________________________________

(перечисление детей с указанием даты рождения, дата выдачи удостоверения,дата прекращения действия)

 

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

11. Жилищные условия______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ (отдельная квартира или комната в коммуналке, кол-во комнат, сколько человек проживает, имеет ли ребенок свою комнату  (если нет, то с кем в ней живет), мебель, санитарное состояние, уют)

Изменения_________________________________________________________________________________

(дата, причина)

12..Материальная обеспеченность семьи:_______________________________________________

__________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА: ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА (СО СЛОВ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ЛИЦ ИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ УКАЗЫВАЕТСЯ  ДОХОД КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ).

Изменения_________________________________________________________________________________

(дата, причина)

13. Содержание ребенка_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

( достаточное (сыт, одет чисто и по погоде, обут, имеет свою постель и белье, личные средства гигиены, книги, игры, игрушки), недостаточное (неухожен, голодает, безнадзорен, плохо одет, плохо обут и т. п.).

Изменения_________________________________________________________________________________

(дата, причина)

14.Заключение об отнесении к группе риска по социальным или другим показаниям                                                  

семьи_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

(состоит на учете в школе, в милиции (отнесение к группе риска делается по согласованию с администрацией и означает необходимость повышенного внимания к семье данного ученик.).

отметка о снятии с учета ____________________________________________________________

(дата)

ребенка________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

(состоит на учете в школе, в милиции, дата и причина постановки на учет (девиантное и деликвентное поведение) противоправном поведении, алкоголизме, наркомании, проституции и т.п.)

отметка о снятии с учета ____________________________________________________________

(дата)

Примечание: девиантное, т.е. отклоняющееся от принятой  нормы ( хулиганство, грубость, агрессивность, бродяжничество и т.п.). деликвентное , т.е. противоправное поведение (был под следствием , воровал, повреждал имущество, употреблял наркотики и т.д.)

2. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ. 

 Заполняется медицинским работником или классным руководителем на основе протокола и заключения ПМПК, мед.карты, другой медицинской документации. В раздел вносятся только те данные о нарушениях, симптоматике, особенностях психического и физического здоровья ребенка, которые непосредственно влияют на успешность обучения и воспитания.

  1. Заключение ПМПК_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Опорно-двигательный аппарат________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 (нарушения: осанки,  движений и координации, мелкой моторики, травмы, ведущая рука, ДЦП)

  1. Зрение ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(пишется "норма" или указываются нарушения, степень их  выраженности, дается комментарий).

  1. Слух _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

(пишется “норма” или указывается нарушение, степень выраженности, дается комментарий).

  1. Общее состояние ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

(пишется "норма" или отмечается наличие хронических соматических заболеваний,подверженность ОРВИ)

6 Физическое развитие ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(“ норма" или отмечается  избыточный-пониженный вес, отклонения от возрастной нормы в росте и т.п.)

7.Неврология:________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

("норма" или указываются нарушения, степень их  выраженности( эпилепсия- форма и частота приступов)

8. Логопед:___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

(пишется “норма” или диагностируются нарушения речевого развития)

9. Психиатрический диагноз:____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

(“норма" или диагноз, синдром с описанием влияния на поведение и обучение (напр.: истероидность -стремление к привлечению внимания к себе).

Примечание: краткие комментарии об использовании этой информации в педагогической практике, а, при необходимости, и более развернутая информация записывается специалистом в разделе №5 "Рекомендации”


  3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 Методические рекомендации по заполнению смотри в конце раздела.

                   УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ. ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ.

Мышление:

  • операции с единичным признаком____________
  • операции с несколькими признаками__________
  • группирование по одному признаку___________
  • группирование по нескольким признакам______
  • классификация по единому основанию_________

Внимание:

  • произвольное______________________________
  • концентрация______________________________
  • устойчивость______________________________
  • переключение______________________________

Эмоции:

     -     яркость____________________________________

     -     инертность________________________________

  • адекватность______________________________
  • мимические навыки________________________

Память: а) произвольная:_________________________

      -    краткосрочная_____________________________

      -    долгосрочная______________________________

                 б) непроизвольная_______________________

  • кратковременная___________________________
  • долгосрочная______________________________

Восприятие _____________________________________

 зрительное: - величины___________________________

                     -  цвета_______________________________

                - формы______________________________

 слуховое________________________________________

 пространства: ___________________________________

 времени________________________________________

 целостность____________________________________

 обобщение _____________________________________

Представление: - объем__________________________

                              - адекватность____________________

 Самооценка: (выраженная)______________________

Уровень притязаний (самооценка относительная) _____________________________________________

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД.

Обращенная речь_______________________________

 Активный словарь_____________________________

Пассивный словарь_____________________________

Произношение__________________________________

Фонематический слух___________________________

                      КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Ведущая мотивация: -  интерес___________________

                                      -  потребность________________

                                      -  похвала____________________

                                      - поощрение_________________

                                      - наказание__________________

Ведущая деятельность:

игра: -  сенсорно – манипулятивная_______________

           -  предметная_____________________________

           -  сюжетная_______________________________

           - ролевая_________________________________

           - по правилам_____________________________

учение _________________________________________

труд ___________________________________________

Моторика: - координация________________________

                     - мелкая моторика____________________

Предпочтения (коммуникативная потребность):

     а) дети:          - ровесники_______________________

                            - моложе__________________________

                            - старше__________________________

б) взрослые: - родители__________________________

                        - учителя___________________________    

                        - посторонние_______________________

Адаптивные навыки_____________________________

Роль учащегося: - знание_________________________

                               - освоение_______________________

                               - принятие______________________

Навыки самообслуживания: - питание_____________

                                                     - одевание____________

                                                     -обувание____________    прочие _______________________________________

Общение:

 а) с взрослыми: -  умения________________________

                           - адекватность_____________________

                           - активность ______________________                                                                                                    

  б) со сверстниками: - умения____________________

                                  - адекватность_________________

                                  - активность___________________

Прогноз развития:______________________________

- объем ЗАР_____________________________________                                  

- темп развития_________________________________

Методические рекомендации к разделу 3.

Психолого-педагогическая информация, представленная таблицей, является отражением функциональных особенностей психики, поведения учащегося, проявившихся в процессе педагогической практики.

Таблица заполняется полностью при первичном обследовании ребенка (подготовительная группа д/с, прием в 1класс, перевод из другой школы) классным руководителем и специалистами: логопедом, психологом, дефектологом. При необходимости отдельные параметры могут уточняться тестированием.

         Оценка состояния по параметрам обозначается условно в цвете: хорошая – зеленый цвет (далее – З.), удовлетворительная – синий цвет (далее – С.), недостаточная  - красный цвет (далее - КР.).  

После заполнения “Индивидуальной карты”  у отдельных учащихся  выявляются ярко выраженные нарушения или недоразвитие тех или иных функций ( красный цвет). На этих учеников  по выявленным параметрам планируются конкретные рекомендации по их компенсации и коррекции в разделе №5. Далее отслеживается динамика и результативность работы при обязательных повторных обследованиях, не реже 2 раз в год. На остальных детей в классе повторное обследование не обязательно

В зависимости от потребностей и специфики учреждения количество и название фиксируемых параметров в разделе №3 может быть сокращено, дополнено или изменено.

 

Учитель - дефектолог. Педагог - психолог.

Заполняется совместно или одним из них (в зависимости от наличия специалиста в учреждении).

1. Мышление.

1)  операции с единичным признаком (подбор другого носителя того же признака, выбор объекта из группы по данному признаку, сравнение с другим объектом и т.д.), самостоятельно(З.), по образцу(С.), не владеет(КР.).

2)-операции с несколькими признаками – вместо единичного дается комбинация признаков. Оценка – см. п.1.

3)-группирование по одному признаку,

- группирование по нескольким признакам – ребенок создает группы из разнородных объектов на основе реально присущих этим объектам признаков. Например: одинакового цвета, функциональная группа,, группа «часть – целое» и т.д.. Оценка – см. п. 1.

4)-классификация по единому основанию" – создание обобщения с выделением объединяющего понятия (основания), сохранением единства основания при создании класса однородных объектов. С необходимостью подразумевает владение дедукцией и индукцией. Относится к словесно-логической  форме мышления, в отличие от наглядно-образной. Оценка – см. п.1.

2. Внимание. 

"произвольное", т.е. по собственной воле, сознательно. Оценка: хорошая (З.), удовлетворительная(С.), недостаточная(КР.);  

"концентрация". Оценка: легко и быстро обращает внимание на указываемый  объект (З.), с дополнительной помощью (С.),внимание ребенка привлечь сложно(КР.),

"устойчивость" определяется временем удержания объекта в поле внимания. Оценка: свыше нескольких минут хорошая (З.), дольше одной минуты средняя (С.), менее минуты (КР.); 

“переключение” - способность переводить внимание с одного объекта на другой. Оценка: практически мгновенно (З.), средняя (С.), ребенок “залипает” на объекте, отвлечь его крайне сложно(КР.).

3.Эмоции:

яркость- интенсивность выражения эмоции. Оценка: высокая (З.), средняя (С.), низкая(КР.);

инертность - "застревание" на эмоции, невозможность быстро переключиться. Оценка: низкая (З.), средняя (С.), высокая (КР.);

адекватность - т. е. соответствие принятым социальным нормам, смыслу ситуации. Оценка: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.);

"мимические навыки" - навыки выражения эмоции. Оценка: развитые (З.), достаточные (С.), неразвитые (КР.).

4. Память:

«кратковременная" - воспроизведение следов непосредственно после считывания: хорошая - сохраняется более 7 ед. информации (З.), средняя от 2 до 7 ед. (С.), плохая менее 2 ед. (КР.);

"долговременная" - отсроченное воспроизведение (после переключения внимания): хорошая - сохраняется более 7 ед. информации (З.), средняя - от 2 до 7 ед. (С.), плохая - менее 2 ед.(КР.).

5.Восприятие:

 отражение в сознании человека предметов и явлений в целом, как синтез их отдельных свойств, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оценка: хорошая - осуществляется самостоятельно (З.), удовлетворительная - помощь взрослого ограничена указанием или словесной инструкцией (С.), плохая - подражание и совместное действие (КР.);

- зрительное: цвет, форма, величина. Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.);  

- слуховое: хорошее безошибочное (З.), удовлетворительное (иногда ослышки)(С.), плохое (частые ослышки, приходится неоднократно повторять инструкцию) –( КР);

- пространства (пространственная ориентировка) – восприятие формы, величины объекта, расстояния между ними, их взаимного расположения и направления. Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.);  

- времени (длительности, скорости и последовательности явлений действительности: о настоящем, прошедшем и будущем). Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.);  

- целостность – воспроизведение по деталям целого, недостающие детали целого и т. п.. Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.);  

- обобщение: умение обозначить воспринимаемый предмет словом – понятием. Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С), недостаточное (КР.).  .

6.Представление 

процесс воссоздания ( воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств ( в отличие от активного словаря, которым ребенок самостоятельно пользуется , представления могут  функционировать в  пассивном состоянии быть не только в вербальной форме).

  - объем – оценка дается относительно возрастной нормы: развитый (З.), достаточный (С.), недостаточный (КР.);

 - адекватность - соответствие представлений ребенка реальному миру и социальной практике. Оценка дается относительно возрастной нормы: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.).

7.Самооценка.

«выраженная» - наблюдаемая, проявляемая в поведении, вербально. Оценка: адекватная (З.), оптимальная (С.), завышенная или заниженная (КР.).

Уровень притязаний (самооценка относительная).

Уровень нормы (эталон), на соответствие которому претендует учащийся. Оценка: адекватная (З.), оптимальная (С.), завышенная или заниженная (КР.).

Учитель - логопед. 

8. Речь:

 оценка дается относительно возрастной нормы.

Обращенная речь: понимание – хорошее (З.), среднее (С.), плохое (КР.);

Активный и пассивный словарь – развитый (З.), достаточный (С.), недостаточный (КР.);

Произношение – хорошее (З.), среднее (С.), плохое (КР.);

Фонематический слух – хороший (З.), достаточный (С.), плохой ( КР.).

 Классный руководитель.

9. Ведущая мотивация:

интерес, потребность, поощрение, похвала, наказание. Оценка дается в зависимости от эффективности воздействия побуждения к деятельности: положительная (З.), удовлетворительная (С.), отрицательная (КР.).

10. Ведущая деятельность:

 игра, учение, труд. Оценка дается  по уровню предпочтения – высокий (З.), средний (С.), низкий (КР.), в сравнении с возрастной нормой

11.  Моторика.

 координация, т.е. соотнесение движений различных  частей тела или способность к точному управлению телом – хорошая (З.), нормальная (С..), плохая (КР,);

мелкая или тонкая моторика, т.е. точное управление мелкими движениями, прежде всего пальцев – развита хорошо (КР.), удовлетворительно (С.), плохо (КР.).

12. Предпочтения: предпочтение указывает на содержание выбора ребенка. Оценка дается исходя из устойчивости выбора – высокая (З.), средняя (С.), низкая (КР.).

13.Адаптивные навыки, т.е. приспособленность к жизни в социуме .Определяется знанием , владением и принятием системы социальных отношений, позволяющим эффективно реализовывать личностные потребности. Сюда относятся: навыки самообслуживания, адекватность принятым нормам и правилам поведения, эмоциональная адекватность и т.д. и т.п. Оценка дается относительно возрастной нормы: хорошая (З.), достаточная (С.), недостаточная (КР.).

Роль учащегося:  выражается комплексом предписаний к позиции, деятельности, поведению учащегося в ситуации школьного обучения

 знание - оценка дается в зависимости от того, насколько ученик знает и понимает предъявляемые к нему требования: полное (З.), достаточное (С.), недостаточное КР.)

 освоение - в зависимости от того, насколько ребенок владеет навыками, составляющими "роль",  оценка: хорошее (З.), достаточное (С.), недостаточное (КР.).

принятие - оценка дается в зависимости от того, насколько ученик реально следует "роли" в ситуациях школьных взаимодействий. Например, учащийся может "соскальзывать" в роль друга", "ребенка", "борца за справедливость" и т.д. Принятие может быть полным (З.), неполным (С.), отсутствовать (КР.)

Навыки самообслуживания: оценка дается относительно возрастной нормы – хорошие (З.), удовлетворительные (С.), плохие (КР.).

в строке «прочие» записываются инд. особенности, требующие дополнительной работы с ребенком

Общение: "умения" ,т.е. комплекс позитивных навыков общения, оценка дается относительно возрастной нормы: развитые (З.), достаточные(С.), недостаточные (КР.)

адекватность" ,т.е. соответствие принятым социальным нормам , смыслу ситуации и целям общения; самой ситуации общения в целом (положительная, безразличная, негативная); стремление достигать в общении позиции "сверху" , превосходства, лидерства. Оценка может быть: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.).

активность" - инициативность, интенсивность общения: высокая (З.), средняя (С.), низкая (КР.)

 14.Прогноз развития: дается прогноз развития ребенка, показывающий возможности его развития, скорость усвоения им программного материала:

Объем ЗАР (зона актуального развития). Оценка зоны актуального развития:

I уровень (З.) – полный объем программных требований  

II уровень (С.) - снижение объема программных требований

III уровень (КР.) – индивидуальный уровень программных требований

Темп развития может быть: высокий (З.), средний (С.), низкий (КР.).


4. ЗАПИСЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ.

 Информация вносится классным руководителем или тем сотрудником учреждения, который наблюдал или участвовал в описываемой ситуации. Записываются только значимые с педагогической точки зрения сведения, наблюдения. Обязательно отмечаются пропуски занятий с указанием причин. Если это отдельный урок указать предмет и учителя. Запись педагогического наблюдения ведется в форме безоценочного описания.

Дата и время

Описание ситуации и /или поведения.

Кем выдано (Ф.И.О.)

Предпринятые действия сотрудником школы (Ф.И.О.)

Наступившие последствия

5. РЕКОМЕНДАЦИИ.

  Заполняется специалистом (логопедом, дефектологом, врачом, социальным  педагогом, психологом, администратором)  по результатам работы с ребенком или классным руководителем после беседы со специалистом,  проведения педагогического консилиума, («Классного совета»). В содержании записи указывается повод к  внесению записи, уточняется причина обращения и рекомендации по работе с ребенком.

Дата

Ф.И.О.

специалиста

Содержание рекомендации

Результаты применения

  1. СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Данные вносятся классным руководителем или теми, кто осуществлял контакт с родителями, в форме безоценочного описания.

Дата

Кто и с кем проводил работу

Форма и содержание работы

       

Результаты.

7. ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Первая характеристика пишется на странице “Дневника”, все другие – вклеиваются. Вклеиваются так же копии характеристик выданных родителям по запросу из других учреждений: для оформления инвалидности, при госпитализации или переводе во взрослую поликлинику, в суд, милицию, военкомат, при поступлении в ПУ и т.п...

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________