Практика педагога-психолога по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Применение техники МАК-карт на занятиях педагога-психолога.

Кононова Татьяна Фёдоровна

Практика педагога-психолога по направлению: Приемы, способы, методики, техники работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Техника Мак-карт в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Техника МАК-карт в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении».

Педагог-психолог МКОУ Большехабыкская СОШ

Кононова Т.Ф.

С. Большой Хабык

«Всё человеческое поведение может быть так или иначе представлено на языке аналогий или метафор разного уровня абстрагирования»

Клу Маданес, семейный терапевт

 

     Актуальная проблема нашей школы – это снижение мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Основная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, максимально способствующей раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося.  По выявленным причинам снижения интереса к процессу обучения среди учащихся, определяются конкретные методические инструменты, направленные на повышение мотивации учащихся. Данный методический инструмент будет способствовать решению ключевых задач, направленных на решение проблем с неуспеваемостью и даст возможность  повысить качество обучения.   

     Процесс формирования учебной мотивации сложен и строго индивидуален, но при осознанном подходе и тесном взаимодействии всего коллектива и родителей учащихся, он может быть достаточно успешным.  Успех складывается из маленьких ежедневных побед над собой в сложившейся ситуации. Каждое маленькое достижение позволяет учащемуся расти в своих глазах и вселяет уверенность в себе. Мною, педагогом-психологом, разработана практика по применению на занятиях внеурочной деятельности техники работы с метафорическими ассоциативными картами. Эта техника поможет создать стратегию успеха в повышении мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности и развитию когнитивных процессов.

     Практика, с применением данной техники, направлена на решение задач в поиске ресурсов повышения учебной мотивации, а также формировании и коррекции познавательной сферы учащихся, испытывающих трудности в обучении.

     Целевая группа: учащиеся 1-4 класса.

     Метафорические карты являются универсальным инструментом, как для диагностирования, так и для терапевтической работы. Карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с учащимися, они наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений. Запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса, работа с картами поражает глубиной диагностики и быстротой терапии. Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры, а игровой формат занятия снижает напряжение и тревожность. Развивают эмоциональный интеллект, а также формируют познавательную сферу ребенка.

     Этапы и содержание профессиональных действий при реализации практики: универсальный алгоритм работы с МАК-картами это техника «ПОИСК».

П – проблема. Уточняется ситуация – проблема, требующая разрешения или изменения. Анализируются причины возникновения проблемы.

О – опознавательные знаки. Анализ мыслей, чувств, отношения, побуждений применительно к этой ситуации.

И – извлечение смыслов. Игра воображения, интуиция, инсайт. Создаются условия, при которых учащийся может извлечь новый смысл из ситуации, в чем плюсы ситуации и чему она его учит.

С – самоощущение. Анализ самоощущения и самопонимания учащегося в связи с возникшими новыми смыслами.

К – качество жизни. Завершающий этап направлен на анализ. Что учащийся получил для себя в процессе работы с картами, что будет способствовать улучшению качества его жизни/обучения.

     На реализацию практики и ее усвоение каждому учащемуся необходимо индивидуальное количество времени. В течение года будет проведен цикл занятий педагога-психолога с применением данной техники.

     Практика направлена на положительную динамику в усвоении учебного материала, посредством развития когнитивных процессов у детей. Оценивается первичной и итоговой диагностикой в течение учебного года психологом и результатами обучения учителями  на уроках.

     Данная практика является частью плана работы школы, направленного на решение единых целей в повышении качества образования обучающихся, испытывающих трудности в усвоении учебного материала. Современное образование постоянно развивается, что влечет за собой важные перемены. Данная практика современна, востребована и практична.

     Метафорические ассоциативные карты представляют собой инструмент, который может быть использован и в работе со взрослыми, и с детьми (большое значение имеет выбор конкретной колоды, метода и вопросов), и в групповой, и в индивидуальной.

     Наша психика обладает свойством создавать ассоциативные цепочки. Воспринимая материал, который содержится в карте – изображения, символы, фотографии, слова, фразы, – психика выдает на поверхность цепочку ассоциаций из того, что хранится в ее глубине.

     Так мы получаем доступ к уникальному личному опыту человека и к глубокому пониманию его реакций, поступков, к тому, как устроен его внутренний мир.  И так мы можем сделать доступными для осознания нашим клиентом его истинные мотивы, побуждения, чувства и многое другое.

     Именно этим способом на поверхность можно вывести гениальные идеи, отличные способы решения жизненных задач и ответы на важные вопросы, которые по тем или иным причинам человек не мог найти, хотя они уже содержались в его подсознании.

     В своей профессиональной деятельности, при работе с детьми, я стараюсь использовать МАК с использованием КОУЧ - технологии. При этом более предпочтительна для детей является работа с картами в закрытую (но иногда занятие предполагает работу с картами только в открытую). Ученик   берет карту и переворачивает. Отвечая на вопросы психолога, он не только видит свои трудности, но и старается «нащупать» ресурсы для их преодоления, что приводит к позитивному сдвигу в личном развитии и учебной деятельности.

     Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему миру.

     При использовании МАК необходимо помнить и соблюдать правило:

- «Хозяин карты – хозяин рассказа». Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и не оспаривают ее.

- «Истина в глазах смотрящего». Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит и чувствует человек, держащий карту.

     Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечна. Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с любым клиентом.

     Преимущества применения МАК-карт при работе с детьми:
1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.
2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижаеттревожность.
3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку.
4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу. Для диагностики можно использовать простые упражнения. Например, попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. Или найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. Или какая карта нравится, а какая не нравится. Можно попросить ребенка рассказать сказку по 3 картам.

5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.
6.МАК-карты развивают эмоциональный интеллект ребенка и творческую составляющую.

Стратегия работы с Мак-картами:

- Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.

- Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры.

Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

- работу с изображениями;

- работу со словами.

     Количество карт должно быть оптимальным, то есть не слишком мало и не слишком много: для младших школьников (1-4 класс) - 20–30 карт, для подростков – 40–50. Для гиперактивных и тревожных детей необходимо сократить вдвое.

Варианты работы:

1)1. Прошлое; 2. Настоящее; 3. Будущее.

2)1. Чувства; 2. Идеи; 3. Действия.

3)1. Проблема; 2. Источник проблемы; 3. Выход из проблемы (путь).

4)1. Сущность трудностей; 2. Перспектива решения; 3. Виды решения.

5)1. Сущность ситуации; 2. Действия во вред; 3. Действия на пользу.

6)1. Предпочитаемая цель; 2. Что препятствует её достижению; 3. Что ускорит её приближение.

7)1. Моё положение сейчас; 2. Что будет происходить, если….; 3. Совет – выход из ситуации.

8)1. Что станет происходить; 2. Как станет происходить; 3. Как поступить.

     Как получить ответы на свои вопросы при помощи проективных карт?

Рассмотреть выбранную карту внимательнее, дать ответы на вопросы:

- Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает?     Каков его характер? Каково его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова ее точка зрения на проблему?

- Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? В какой области вашей жизни происходит это взаимодействие? Если на картинке присутствует животное, кого или что (черту характера, стиль поведения и т. д.) оно символизирует?

- Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведет? Что происходит за границами видимого на картинке?

- Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? С каким состоянием души ассоциируются эти предметы и вещи?

- Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

     Достоинства проективных карт как инструмента практической работы

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся: – чувства доверия и безопасности, возникающие у ребенка, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

- создание общего контекста, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

- возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

- развитие творческих способностей;

- стимулирование развития мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий (в групповой работе);

- легкость освоения методики психологом – не требуется длительное обучение, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

- гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества;

- привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

     Некоторые упражнения для цикла занятий педагога-психолога с учащимися:

Упражнение «Запретная картинка»

Цель: развитие внимания (устойчивость, концентрация).

Педагог определяет «запретную картинку» или группу картинок, например, картинки с изображением явлений природы. Далее: либо ведущий показывает картинки по очереди, а игроки хлопают в ладоши на «запретной картинке»; либо колода пускается по кругу «вслепую» (т.е. изображением вниз), а тот, кто вытащит «запретную картинку», выполняет условленное задание.

Упражнение «Что пропало?»

Цель: развитие оперативной памяти.

На столе выкладывается ряд картинок. Игрок за 10 секунд запоминает ряд и отворачивается. Ведущий убирает карточку и

1 вариант. Игрок описывает, какой не хватает.

2 вариант. Игрок находит карточку среди других.

3 вариант. Ведущий убирает карточку, а взамен кладет другую. Игрок должен определить лишнюю и найти пропажу.

Упражнение «Жестовые этюды»

Цель: развитие воображения, раскрепощение креативности.

На столе выкладываются картинки, сходные по сюжету. Игроку предлагается пантомимой передать содержание картинки, которую группа не видит. Любой, кто понял, о чем речь, может найти загаданную картинку из нескольких. Если не угадал, пантомима продолжается.

Вариант для группы: картинку молча показывает одна группа другой.

Упражнение «Рассказывание историй»

Цель: развитие речи, воображения, слухоречевой и зрительной памяти.

Способ 1.Предложите ребенку вытянуть карту из сюжетной колоды, попросите его, глядя на карту, рассказать историю: «Однажды…» Историю можно сочинить по 1 карте, можно добавлять другие.

Способ 2. Предложите ребенку вытянуть 3 карты, рассмотреть их и положить в ряд, не обязательно в порядке вытягивания. Затем попросите рассказать историю, основываясь на картах: начинать следует с первой карты, основной сюжет составить из второй и закончить третьей.

Способ 3. Сочинение коллективных историй. Дети садятся за круглый стол и каждому участнику дается карточка изображением вниз. Первый участник раскрывает свою карточку и начинает рассказ. Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку и продолжает рассказ. Таким образом создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берет из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.

Способ 4.Все карты можно использовать для рисования. Предложите ребенку вытянуть карту и положите ее на листок бумаги. Попросите ребенка дорисовать изображение, представляя, что карта – это лишь часть большой картины. Затем ребенок рассказывает историю, основываясь на том, что он нарисовал.

Упражнение «Незаконченные предложения»

Цель: выявление  отношения к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность и справедливость), моральное содержание действий и ситуаций.

Предложить закрытым способом достать карты, которые будут продолжением предложений:

Самое трудное сейчас...

Хочу научиться...

Надеюсь на...

Сейчас для меня важнее всего…

Сколько ни стараюсь...

Я хочу…

Моя слабость сейчас в...

В первую очередь мне нужно сделать…

Я хочу закончить...

Думаю, что...

Я хочу поразмышлять...

Хочу назвать то, что свербит и беспокоит...

Думаю, что я достаточно способен, чтобы...

Хочу начать...

Сейчас мне не хватает...

Ищу ключ к...

Моя сила сейчас в...

Я уверен, что у меня достаточно сил и способностей...

и т.д., то, что актуально сейчас.

     На занятиях используются и многие другие упражнения…….

     Детям очень часто не хватает слов, чтобы выразить то, что они чувствуют и переживают. Ребенку сложно сформулировать, описать и передать другому человеку то, что его беспокоит. И вот тогда на помощь приходят метафорические карты, которые вызывают у детей интерес, любопытство. Дети с удовольствием рассказывают о том, что видят на картинке, отвечают на вопросы, делятся чувствами. Метафорические карты позволяют ребенку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и волшебником, и создателем.

     Но есть некоторые особенности использования МАК-карт с детьми. И их стоит учитывать:

- Использовать метафорические карты можно тогда, когда ребенок способен рассказать о том, что видит на карте. Это, примерно, с 5 лет. Конечно, все дети разные. Учитываем этот момент.

- Не стоит предлагать карты, если у ребенка дефект речи, и вы не совсем хорошо понимаете то, что он говорит. Ваши переспросы будут раздражать и злить ребенка. Работа просто не получится, результат вы не увидите.

- Абстрактные колоды в работе с дошкольниками не используются. Но их можно использовать, как стимульный материал.

- Правильно задаем вопросы и очень внимательно слушаем. Уточняем, повторяем, не перебиваем, не навязываем своё желаемое.

- Включаем собственные искренность и интерес к рассказу ребенка. Дети очень чувствительны, формальность в работе психолога неприемлема.

- Если вы предлагаете ребенку выбрать одну карту, а он выбирает 2 или 3, позвольте ему это сделать, но обязательно спросите, почему ему так трудно выбрать из них одну. А если бы пришлось взять с собой только одну, то какая из этих трех осталась бы с тобой?