Круглый стол педагога-психолога с родителями старшей группы "Значение бесед в жизни ребенка"

Калиянц Инна Владимировна

Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания, расширить представления родителей об общении с детьми, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.

Задачи: познакомить родителей с понятием беседа; осветить виды бесед; дать возможность родителям овладеть таким приемом взаимодействия с ребенком как беседа; создать в семьях доверительные отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Круглый стол педагога-психолога

с родителями старшей группы компенсирующей направленности

«Значение бесед в жизни ребенка»

Подготовил:

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №1

Калиянц Инна Владимировна

г. Кропоткин, 2023г.

Круглый стол педагога-психолога с родителями старшей группы компенсирующей направленности

«Значение домашних бесед в жизни ребенка»

Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания, расширить представления родителей об общении с детьми, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.

Задачи: познакомить родителей с понятием беседа; осветить виды бесед; дать возможность родителям овладеть таким приемом взаимодействия с ребенком как беседа; создать в семьях доверительные отношения.

Оборудование: фломастеры по количеству участников, картонные таблички, шляпа, листики с ответами, настольная игра «Сближалки».

Участники: педагог-психолог, родители детей старшего возраста.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим об одном из эффективных методов взаимодействия с вашими детьми – беседе. Разберем виды бесед, способы их применения в повседневной жизни и правила построения бесед. Но сначала давайте познакомимся и настроимся на продуктивную работу.

Упражнение «Прилагательное на первую букву имени»

Цель: познакомить с участниками группы, снятие напряжения.

Оборудование: фломастеры по количеству участников, картонные таблички.

Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Инна. Я инициативная». Имя и прилагательное записывает на табличке и ставит пред собой.

Упражнение «Ответ из шляпы»

Цель: создание благоприятной атмосферы.

Оборудование: шляпа, листики с ответами.

Ведущий задает вопрос, родитель достает ответ из шляпы и читает ответ.

Вопросы:

- Что вы делаете, если ваше сокровище, вас не слушается?

- Что вы делаете, если ваш ребенок пригласил домой много друзей?

- Что вы делаете, если ваш ребенок, просит игрушку по цене всей вашей зарплаты?

- Что вы делаете, если ваш ребенок порвал новую куртку?

- Что вы делаете, если у вашего ребенка плохой аппетит?

- Что вы делаете, если ваш ребенок задает много вопросов?

- Что вы делаете, если ваш ребенок после программы «Спокойной ночи, малыши», не хочет ложиться спать.

- Что вы делаете, когда ваш ребенок просит рассказать сказку?

- Что вы делаете, когда в выходной день ребенок вспоминает о детском саде?

- Что вы делаете, если ваш ребенок проснулся в выходной день в 6 утра?

- Что вы делаете, если ваш ребенок разбил ваш фамильный сервиз?

Ответы:

- Хлопаю в ладоши.

- Прошу помощи у соседа.

- Убегаю из дома.

- Танцую и пою.

- Еду в игрушечный магазин.

- Сразу веду в детский сад.

- Еду отдыхать в Париж.

- Покупаю чупа-чупс.

- Быстро собираюсь и еду к бабушке.

- Истерически смеюсь.

- Молюсь.

- Целую и крепко обнимаю.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: знакомство, создание дружеской обстановки.

Необходимо похлопать тем, у кого/кто:

- те, у кого дома есть кошка;

- те, кто любит ходить в кино;

- те, у кого трое детей;

- те, у кого один ребенок;

- те, у кого дома есть собака;

- те, кто любит танцевать;

- те, у кого в семье есть мальчик и девочка;

- те, у кого двое детей;

- те, у кого хорошие отношения с детьми;

-те, кто любит своих детей.

Ну, а теперь давайте поговорим о значении бесед в жизни ребенка.

Что же такое беседа? Беседа с ребенком – это более углубленная форма разговора, которая часто используется тогда, когда надо подробнее, глубже, детальней раскрыть перед ребенком какие - либо события общественной жизни. Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнении представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, взрослый помогает ребенку полнее и глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает, в результате знания детей становятся четче и осмысленнее.

 В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.

 Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего

абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки детей к школьному

обучению.

Условно беседы можно разделить на две категории:

Целенаправленные беседы. Эти беседы всегда заранее тщательно продуманы и спланированы взрослым и всегда преследуют определённую цель, например, поговорить с ребенком о его нежелательном поведении, которое было накануне, о доброте, о его мечтах и т. д.

Спонтанные беседы. Эта категория бесед значительно отличается, инициатором чаще всего выступает либо сам дошкольник и такие беседы чаще всего начинаются с вопроса «… а почему есть добрые и злые люди?..» или «…из чего сделано дерево?..», «… а почему небо голубое?» или же происходит какой-либо инцидент, который требует обсуждения. Данная категория бесед никогда заранее не планируется и всегда носит спонтанный характер.

Но необходимо понимать, что и целенаправленные и спонтанные беседы всегда дают ребенку что-то новое, ценное и интересное. И тем самым играют важное значение в развитии детей дошкольного возраста. Важно также отметить, что беседа является взаимосвязывающим звеном между взрослым и ребёнком и чем интереснее, продуктивнее и познавательнее беседа для дошкольника, тем крепче и устойчивее будет эта связь.

Психологи дают несколько объяснений тому, почему важно беседовать с ребенком. Во время непринужденного разговора ребенок учится считывать эмоции. Этот процесс стимулирует развитие головного мозга. Даже если кроха не понимает смысла сказанного, он может улавливать любое изменение мимики. Те дети, с которыми разговаривают с самого рождения, развиваются гораздо быстрее своих сверстников.

Важность общения с ребенком обусловлена его потребностью высказаться. Родители должны серьезно относиться к проблемам своего малыша, уметь выслушивать и сопереживать ему. В свою очередь, им стоит откровенно говорить и о своих переживаниях. Это позволит наладить доверительные отношения. С детьми постарше обязательно нужно говорить о прошедшем дне. Когда ребенок рассказывает о событиях, которые с ним произошли, тренируется его память. Вместе с этим активно развивается и речь. Нужно помнить, что словарный запас ребенка формируется из того, что говорят его родители. Именно поэтому им стоит следить за своей речью.

Правила создания контакта, при котором ребенок всегда будет готов к общению:

  1. Поддерживайте доброжелательный настрой, демонстрируйте уважительное отношение. Представьте, что вы общаетесь не с несмышлёнышем, а потенциальным предпринимателем, учёным, артистом… Увидьте в ребёнке будущего взрослого, и повышать голос, кричать, иронизировать, давить будет гораздо сложнее, ведь в ситуации со взрослым это приведёт к конфликту.
  2. Принимайте детей с их достоинствами и недостатками. Представьте, что вы почувствуете, если муж, партнёр или подруга грубо или насмешливо, при всех, будут критиковать вас. Поставьте себя на место ребёнка, и это поможет вам останавливаться и тщательнее подбирать слова и интонацию.
  3. Дайте маленькому человеку сказать. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он говорит что-то смешное, глупое или неправильное.
  4. Удовлетворяйте потребность в контакте с вами, наполняйте общение положительными эмоциями в течение дня и детям будет проще открыться вам.

Так же мамам и папам помогут приёмы из психологии, многие из которых уже на слуху: активное слушание, отзеркаливание, перефразирование, резюмирование.

Активное слушание предполагает, что ребенок говорит, а вы слушаете не перебивая. Вы включены в рассказ, не просто слушаете, но и слышите, и откликаетесь, реагируете.

Перефразирование – это пересказ услышанного своими словами. Его цель — убедиться, что вы правильно поняли человека, а также дать ему понять это.

Резюмирование - это подведение итогов разговора, когда озвучиваются основные мысли и, возможно, договорённости.

Отзеркаливание – это копирование жестов, позы, слов собеседника с целью вызвать его расположение и симпатию. Это возможность показать ребёнку вербально и невербально, что вы его понимаете, сопереживаете ему. Например, сядьте напротив него на пол в той же позе, говорите с той же скоростью, ритмом, интонацией. Присоединяйтесь и выражайте те же эмоции, что и он.

О чем же говорить с ребенком?

Обо всём! У взрослых нередко возникают трудности при подборе тем для разговоров с ребенком. Главное – общаться с ними доступным языком. Можно рассказывать ребенку о своей работе, вести диалог о его любимых мультфильмах, обсуждать успехи в детском саду. Допустимо затрагивать и серьезные темы: как появляются дети, кто такой бог, что такое планета Земля и т. д. В качестве темы для разговора можно рассмотреть все, что происходит вокруг. Это позволит развить аналитические способности ребенка. Можно обсуждать природные явления, поведение птиц и животных или окружающих людей.

Так мы живем в современном мире на полках магазинов представлено множество настольных игр с помощью, которых можно в игровой форме проводить продуктивные беседы. Сегодня для примера я принесла игру для всей семьи «Сближалки». (Демонстрируется игра от бренда КузяТут «Сближалки» состоящая из набора карточек с вопросами). Аннотация к игре: «Общение с детьми – бесценный ресурс. Заведите привычку разговаривать с ребенком с детства – и это поможет вам не утратить контакт с ним в подростковом и взрослом возрасте. Суть игры: Каждый участник по очереди вытягивает вопрос и отвечает на него. Все слушают говорящего, не перебивая и поддерживают обсуждение. Никакой оценки и критики! Предлагаемые вопросы: «Чему бы ты хотел научится?», «Для чего людям нужны дети?», «Для чего людям нужны родители», «Как понять, что тебя кто-то любит?», «Кто самый добрый человек в твоем окружении?», «Что заставляет тебя злится?» и т.д. Данная игра поможет инициировать различные беседы в семье, наладить контакт детей и взрослых, создать теплые взаимоотношения.

Предлагаю сейчас с вами сыграть в данную игру!

Игра «Сближалки»

На этом блок моего выступления подходит к концу. Мне было очень приятно провести с вами время, надеюсь вам тоже! Любите и уважайте своих детей! Чаще с ними общайтесь!

        Напоследок я бы хотела раздать вам памятки «Аспекты создания доверительных отношений с детьми».