Родительское собрание 2-ая младшая группа

Ксения Андреевна Бочарова

Родительское собрание педагога-психолога во второй младшей группе.

Тема нашей встречи «Возрастные психические особенности детей 3-4 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_2aya_ml.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание педагога-психолога во второй младшей группе.

Тема нашей встречи «Возрастные психические особенности детей 3-4 лет»

Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность - игровая.

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая- с формированием его деятельности. В этот период ребенок требует особого внимания к своим вопросам, он интересуется абсолютно всем и старается вытянуть из вас как можно больше информации. Не зря этот возраст называют почемучками. За этот год вы сможете вложить в ребенка без особых усилий самый большой объем информации. В последующие годы его мозг будет вмещать в себя гораздо меньше. Это особенность ребенка 3-4 лет.

Восприятие: Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, т.к. оно создает фундамент для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Восприятие для детей 3-4 лет носит предметный характер, т.е. свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. (Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый) Далее действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств.

Мышление: В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».

Воображение: На 4-м году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память: Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти 2 объекта, к концу года-до 4-х объектов. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

Внимание: Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Чтобы переключить внимание ребенка с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. Объем внимания с  2-х объектов в начале года возрастает до  4-х  к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут.

Эмоции: В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что  и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Игра: В этот период происходит переход от манипулятивной игры  -  ролевой. Продолжительность игры небольшая. В играх  ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами – заместителями, охотно играет вместе с взрослыми и детьми.

Общение: (внеситуативное)3-4 года - это возраст, когда возникает потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребенку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал с ним заодно. Детей радуют действия с игрушками, собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другим.

Речь: Ребенка отличает высокая речевая активность, его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.

Известные  психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «Я сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, выказывая  нетерпение по поводу медленных и неумелых действий ребенка.

Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

К трем годам у ребена резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя - это приводит к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Первый из них негативизм, т.е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать все наоборот.

Затем - упрямство, ребенок будет настаивать на своем просто потому, что он этого потребовал.

Так же впоследствии у ребенка может проявиться строптивость или своеволие (ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого), наблюдается такое явление, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведет себя агрессивно)

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.