Семинар практикум для педагогов ДОУ "Дети с ОВЗ"

Ксения Андреевна Бочарова

Семинар-практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Дети с ОВЗ»
Цель — повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по
организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи:
• формирование представлений о психологических особенностях ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
• познакомить педагогов с особенностями организации работы с детьми в ДОУ»
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ, формирование у педагогов
психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;
• снятие психологических барьеров, развитие навыков работы в команде, оказание
психотерапевтической помощи участникам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Дети с ОВЗ»
Цель — повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по
организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи:
• формирование представлений о психологических особенностях ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
• познакомить педагогов с особенностями организации работы с детьми в ДОУ»
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ, формирование у педагогов
психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;
• снятие психологических барьеров, развитие навыков работы в команде, оказание
психотерапевтической помощи участникам.
Мир особого ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Доброшен и открыт.
Мир особого ребёнка
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему не говорит?
Мир особого ребёнка –
Допускает лишь своих.
С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались
нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не
красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с
ограниченными возможностями здоровья.
Психолог: Часто возникает вопрос «Кто считается ребенком с ограниченными
возможностями здоровья?».
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий».
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать
детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном
(коррекционном) обучении и воспитании.
С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах образовательного
учреждения, в коллективе сверстников, в прямом взаимодействии с педагогом. Именно
поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся
понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах
нашего детского сада и которые мы должны учитывать при работе с ними.
У детей с ОВЗ как правило наблюдается:
низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися
сверстниками);
отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая
концентрация, трудности переключения;
неравномерная работоспособность;
отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над
словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с
произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной
деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах,
геометрических формах, времени и пространстве.
нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не
замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят
допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную
работу.
снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие
пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
нарушения мелкой и крупной моторики.
Психолог: Иногда нам тяжело принять детей с нарушениями, чтобы мы
потренировали чувство сопереживания другим, эмпатию, и скорректировать
агрессивные тенденции в поведении мы с вами поиграем.
Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен
рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять, о
чем говорится в стишке.
Примеры четверостиший:
Тыква-чудо — в два обхвата,
Витаминами богата.
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.
Укроп на огороде —
Как зонтик под дождем.
И при любой погоде
Ему комфортно в нем.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вы чувствовали?
2. А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?
3. Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать
себя лучше?
Педагог-психолог проводит упражнение «Учитель рисования»
Выбирается ведущий, один из членов группы, ему дается изображение рисунка из
геометрических фигур. Другой становится художником, которому надеваются наушники
с музыкой (имитация нарушения слуха). Задача ведущего - объяснить художнику, что
нужно нарисовать.
Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали?
• Какие затруднения испытывали?
Следующее упражнение «Мир аутиста». Ведущий читает стихотворение, написанное
8-ми летней девочкой аутистом Соней Шаталовой.
Страх
Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
"Пусти нас, Соня, в мир пусти!"
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу -
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю... И вот
В конце концов и умирают.
Чтоб им жить,
Их надо в мир вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, и мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними - и меня?


Педагог-психолог проводит упражнение
«Мои ресурсы при взаимодействии с детьми с ОВЗ».
Ресурсы бывают разные: материальные, умственные, эмоциональные. Какими
ресурсами обладаете вы, чтобы эффективно работать с такими детьми.
Итог: При работе с детьми ОВЗ неизбежно возникают негативные чувства, такие как
раздражение, гнев, беспомощность и т.д. Таким образом, мы можем найти решение
задачи и трансформировать препятствия в виде негативных чувств в ресурс, который
придаст нам сил чтобы продолжить взаимодействие с детьми с ОВЗ.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и
познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков
предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,
особенно в области лица и кистей рук.
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки
развития личности ребенка с ОВЗ
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе
форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха:
Приемы социально-педагогической поддержки ребенка:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для...»
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
«Сегодня ты хорошо рассказал о.…, отвечал на вопросы и т.д.»
5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Приемы:
Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах
(на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку
зрения.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало
отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по
макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или
вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.
В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной
историей:
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от
холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую
несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.
Рекомендации для педагогов по работе с детьми ОВЗ
Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи -
это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите
ребенка даже за незначительные достижения!
- Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и
способы подачи информации. Например, на занятиях по художественноэстетическому
развитию (рисовании, детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец
рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется
больше времени для выполнения задания, чем другим детям.
- Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми,
ведь его развитие идет другим, собственным путем.
- Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства
личности ребенка,
мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
- Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством
наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только
пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют
поддержанию активного, комфортного состояния.
- На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых
форм нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть
максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое
число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Рекомендации для педагогов по работе с детьми ОВЗ
Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи -
это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите
ребенка даже за незначительные достижения!
- Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и
способы подачи информации. Например, на занятиях по художественноэстетическому
развитию (рисовании, детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец
рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется
больше времени для выполнения задания, чем другим детям.
- Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми,
ведь его развитие идет другим, собственным путем.
- Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства
личности ребенка,
мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
- Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством
наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только
пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют
поддержанию активного, комфортного состояния.
- На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых
форм нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть
максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое
число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Приемы социально-педагогической поддержки ребенка:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для...»
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
«Сегодня ты хорошо рассказал о.…, отвечал на вопросы и т.д.»
Приемы социально-педагогической поддержки ребенка:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для...»
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
«Сегодня ты хорошо рассказал о.…, отвечал на вопросы и т.д.»
Традиционно выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им
стратегий поведения.
1. Принятие ребенка и его дефекта
Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его
воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку
собственные Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным
девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно».
В большинстве случаев вера в силы и способности ребенка дает родителям душевную
силу и поддержку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию
ребенка во внешней среде.
2. Реакция отрицания
Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект
оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Планы относительно
образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не
принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители
настаивают на высокой успешности его деятельности. У самого ребенка, вероятнее всего,
могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных
ресурсов, что приводит к ухудшению его состояния. У родителей наступают разочарование и
отвержение ребенка вследствие нереализованности их родительских амбиций.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки
Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех
опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются все сделать для
ребенка и за него, поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном
уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная
незрелость. Ребенок лишается возможности развивать сохранные психические процессы и
компенсировать дефект, что затрудняет его дальнейшее обучение и общую адаптацию.
4. Скрытое отречение
Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за
чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Скрытое
эмоциональное отвержение ребенка родителями компенсируется педантичным формальным
выполнением функциональных родительских обязанностей. Эмоциональная холодность
родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку, деформирует развитие
эмоциональной сферы личности.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка
Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает
свои враждебные чувства к нему. Оправдание агрессии, рационализация враждебных чувств и
преодоление чувства вины за их прояв-ление у родителей реализуется по типу
психологической защиты. Общество, врачи, учителя объявляются виноватыми во всех бедах.
В случае конфликтных отношений с прародителями либо разрушенных супружеских
отношений «ответственной» за дефект может объявляться «дурная наследственность» со
стороны отвергаемого супруга. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и
испытывает от этого облегчение.