«ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И  ГЕНДЕРА  В ПСИХОЛОГИИ

  1. Понятие воображение в психологии……………………………………6
  2. Характеристика гендера в психологии………………………………..17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Характеристика исследования……………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………..34

Библиография…………………………………………………………………..35

Приложение…………………………………………………………………….39

ВВЕДЕНИЕ

 

 Актуальность исследования.  Несмотря на то, что подростковый возраст в возрастной и социальной психологии ХХI столетия изучался достаточно подробно, современные молодежь отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей (Д.И. Фельдштейн, 1994; И.В. Дубровина, 1997; Г.А. Цукерман, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.).

Творческое воображение – традиционный предмет философско-методологического (Э.В.Ильенков, Л.С.Коршунов, Л.И.Новиков) и общепсихологического анализа (Е.А. Лустина, О.И.Никифорова, Р.Г.Натадзе, И.М. Розетт).

Гендерные различия изучались О.Вейнингером, А. Константинопль, В.Флиссом, С.Бэм, В.Геодокяна.

Однако специфика соотношения творческого воображения и гендера в подростковом возрасте пока еще не стала предметом специального изучения. Данное противоречие определило актуальность нашего исследования.

Целью исследования является изучение гендерных особенностей развития творческого воображения у учащихся подросткового возраста.

Объектом исследования являются учащиеся подросткового возраста.

Предмет исследования соотношение творческого воображения и гендерных особенностей у учащихся подросткового возраста.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что имеется специфичное соотношение вербального творческого воображения и  гендерных различий  у учащихся подросткового возраста.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследования решались следующие задачи:

  1. Определить основные теоретические психолого – педагогические подходы к изучению проблемы творческого воображения и гендера.
  2. Выявить уровни  творческого воображения в подростковом возрасте.
  3. Выявить гендерные различия в поросковом возрасте.
  4. Выявить соотношение уровней творческого воображения и гендера в подростковом возрасте.

Методологические позиции исследования были определены на основе важнейших принципов отечественной психологии: принципа единства сознания и деятельности, принципа формирования психики в деятельности, системного подхода к изучению исходных понятий воображения и гендера; ключевые положения теории развития высших психических функций, в том числе воображения (А.Адлер, М.Б.Беркинблит, Л.А.Венгер, В.Вундт, А.В.Петровский, Т.Рибо, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.).

Методы исследования:

  • теоретическое осмысление психолого-педагогических исследований по проблеме развития творческого воображения на разных этапах онтогенеза и гендерных различий;
  • групповой и индивидуальный констатирующий эксперимент, имеющий целью прослеживание у испытуемых развития творческого воображения и гендерных различий;
  • количественный и качественный анализ фактических данных.

В исследовании использовались следующие методики: методика «Психологический пол» С.Бэм, тест вербальной креативности  (RAT) С. Мендника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант), продукты деятельности (сказка, рассказ или смешная история по картинке).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка изучения соотношения показателей творческого воображения и гендера в подростковом возрасте; определены психологических условий, оптимизирующие у юношей развитие творческого воображения.

Практическая значимость: результаты исследования пополнят психологическую характеристику подросткового возраста в плане особенностей развития у них творческого воображения. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке психологических кадров.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается их опорой на методологические и теоретические положения, разработанные в исследованиях по психологии психических процессов и деятельности; использованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом  с применением методов математической статистики.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И  ГЕНДЕРА  В ПСИХОЛОГИИ

  1. Понятие творческого воображения в психологии

     В психолого-педагогической литературе подробно рассматривается сложнейший феномен познания – творческое воображение.

Воображение  - особый процесс человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.( Л.С.Выготский [1991])

Воображение – психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто, соответствующее им, не воздействует на органы чувств.( Л.С.Выготский [1991])

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.(Л.С.Выготский [1991]).

По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных спосбностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.» (Э.В.Ильенков [17]).  

По данным Л.С. Выготского [1991], [39], "воображением или фантазией называется всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий".

Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». (Цит. по 4, 10)

С точки зрения С.Л. Рубинштейна [1960], [188], воображение представляет собой «процесс преобразования образа предмета, аспект всякого процесса чувственного отражения действительности, вообще единого общего процесса психического отражения мира человеком".

Идеи Л.С. Выготского [1994,1991], [33,39] и С.Л. Рубинштейна [1960], [188] развивают и конкретизируют В.В. Богословский [1981],[140], А.В. Брушлинского [1996] [22],  А.В. Петровский [1968], [151] и другие ученые.

По их мнению, воображение представляет собой "возникновение новых чувственных образов, но не новых мыслей, идей, понятий и т.д." А.В. Брушлинского [1996] [22], преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию материальных и духовных ценностей; "создание человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы" Л.С. Выготского [1995], [201]; создание образов, не существующих объектов, не встречающихся в личном опыте человека" В.В. Богословский [1981],[140]; "создание новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте"  В.В. Богословский [1983], [170]; "создание программы поведения, когда проблемная ситуация не определена, создание образов, соответствующих описанию объекта" [1974], [171]; "построение образа продуктов труда, обеспечивающее создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью" А.В. Петровский [1968], [151].

Анализ отечественных подходов к определению воображения позволяет выделить несколько характеризующих его  особенностей.  Первая - процесс воображения обеспечивается прошлым опытом;  вторая - оперативная сторона воображения заключается в перестройке, комбинировании и создании новых оригинальных образов; третья – в результате комбинаторной деятельности возникают частично новые оригинальные образы.

Среди множества современных концепций можно выделить две крайние теоретические точки зрения: с одной стороны, понимание воображения в качестве изначальной самостоятельной сущности, с другой – ее отрицание или сведение к проявлению психического процесса или персептивного образа познания мира. Второй точки зрения придерживались такие крупные психологические направления, как вюрцбургская школа, бихевиоризм, гештальтпсихология.

По мнению И.П.Павлова [1952], [144], создание образов воображения – это результат совместной деятельности первой и второй сигнальных систем, хотя любое представление, любой образ формально должен быть отнесен к первосигнальному, чувственному отражению действительности. Образы воображения представляют собой форму отражения действительности, характерную только для человека. И.П.Павлов [1952], [144] покончил с ложным толкованием представлений воображения как совершенно обособленных от речи и мышления. Мысли И.П.Павлова легли в основу теории П.К.Анохина [1949].

Механизмы творческого воображения описаны в трудахотечественых и зарубежных ученых. В качестве механизмов воображения ими указывались: установление связей и абстракций (А.Бэн [20], Т.Рибо[20], Г. Спенсер[20]);  пробы и ошибки, совершаемые в представлении (Д.Дьюи[20]);переконструирование ситуаций, имеющих структурное расстройство (М.Вертгеймера[20], К.Коффка[20]);; преобразование образов по форме и содержанию (Г.Н.Кирилова[20]); «опредмечивание» и «вкючение» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко[20]); умение видеть целое раньше части (В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев[12,13]); включение объекта в новую ситуацию, одухотворение неживой природы, животных и растений (А.Я.Дудецкий[3,20]); агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация (С.Л.Рубинштейн[20]).

 Существует несколько форм синтезирования образов:

1.агглютинация-«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…) [26];

2.гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами) [39];

3.заострение, подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры)[15];  

4.типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе [112].

Воображение может быть четырех основных видов (приложение 1):

    Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

   Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

     Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

    Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения.  Это  - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести  к  разряду  пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль  в  жизни  человека  до  сих  пор  не  установлена,  хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности,  которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой  связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех  или  иных  нарушений  психики  или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое  состояние,  представляющее  собой фантазию, связанную с желанием, чаще  всего  несколько  идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что   она   несколько   более   реалистична  и  в  большей  степени  связана с действительностью,  т.е.  в  принципе  осуществима.  Грезы  и мечты у человека занимают  довольно  большую  часть времени, особенно в юности  [19,28,30,45].

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания. [3], [139].

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов [9], [91].

  Творческое воображение связано с другими познавательными процессами: с мышлением и восприятием – К.Бюллер[5], С.Л.Рубинштейн[4,17]; с мышлением, так как оба участвуют в творческом акте – Л.С. Выготский[1]; воображение и мышление тождественны – А.В.Брушлинский [4] и О.К.Тихомиров[4]; М.Б.Беркенблит и А.В.Петровский[4,5,9] – воображение и мышление комплексное условие познавательной деятельности; М.Э. Гриффмтц[4,17] – воображение связующее звено между эмоциями и мышлением; с памятью – сознание в воображении образов является и воспроизведение, и преобразование действительности – Н.А.Кору[9]; В.В.Абрамов[4,5], Т.Рибо [4,17], А.И.Розов[4] – воображение это самостоятельный процесс не связанный с другими.

В психолого-педагогической литературе рассматривают не только источники, формы проявления в разнообразных видах деятельности, но и функции воображения. По утверждению И.В. Страхова [1971], [207] и других ученых, основными функциями процесса воображения в ходе деятельности служат различные инновационные образования (формирование новых образов индивидуального опыта, целеполагания и планирования), которые помогают человеку самостоятельно создать новый образ и реализовать его в оригинальных ценных продуктах деятельности.

О.М.Дьяченко [1996], [59] ссылаясь на работы многих психологов, выделяет ряд функции воображения, которые свидетельствуют о том, что его деятельность проявляется практически во всех психических структурах. Это:

  • гностически-эвристическая функция: решение различных познавательных задач и нахождение творческих вариантов ответов, выражение существенных, значимых сторон действительности (Л.С.Выготский [1991], [39], И.М.Розетт [1991], [183], С.Л. Рубинштейн [2000], [187]);
  • прогностическая или антиципирующая функция: основной продукт воображения - это представление о цели действия, к которой стремится субъект (А.В. Запорожец [1964], [177], А.В. Петровский [1968], [151]). В рамках данной функции, по мнению Р.Г. Натадзе [1972], [131], воображение детерминирует деятельность человека посредством установочного действия;
  • коммуникативная функция: любая творческая деятельность обращена к людям, является по сути своей общением и подчиняется законам общения; продукты воображения воплощают в себе (в развитой форме) общественно значимые тенденции, порождаемые потребностями общества и оцениваемые им (В.А. Левин [1977], [112], В.С. Мухина [1969], [131а], Н.П. Сакулина [1954], [191]);
  • защитная функция, обусловленная связью с эмоционально-аффективной сферой личности: одна из форм защиты личности - это создание воображаемых конструктов, снимающих внутреннее напряжение (З. Фрейд [1991], [223], К. Хорни [1978], [256] и др.).

Коршунов Л.С. [1979] [86] также выделяет ряд специфических функций воображения. Так например,

  • одна из функций состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него   включена;
  • функция   воображения   состоит   в  регулировании эмоциональных  состояний.  При помощи своего воображения человек способен хотя бы   отчасти   удовлетворять   многие  потребности,  снимать  порождаемую  ими напряженность.   Данная  жизненно  важная  функция  особенно  подчеркивается и разрабатывается  в  психоанализе;
  • функция  воображения  связана с его участием   в  произвольной  регуляции  познавательных  процессов  и  состояний человека,  в  частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно  вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством   образов   он   получает   возможность   управлять   восприятием, воспоминаниями,   высказываниями;
  • функция  воображения  состоит в формировании  внутреннего  плана  действий -  способности выполнять их в уме, манипулируя   образами;
  • функция воображения заключается в  планировании и программировании   деятельности,   составлении  программ,  оценке  их правильности,  процессе  реализации (Коршунов Л.С. [86,с.49] ).

И.В. Страхов [1971], [207], один из наиболее видных исследователей процессов воображения, выделяет наиболее полный набор функций данного феномена: познавательную функцию, выражающуюся в организации совместной с мышлением поисковой активности; антиципирующую, заключающуюся в образном предвосхищении результатов предпринимаемых усилий; регулирующую, обеспечивающую успешность выполнения деятельности за счет "настройки" организма, изменения его психологического состояния; ориентирующую в последующей деятельности; контрольно-коррегирующую, связанную с исправлением ошибок и недочетов, а также с совершенствованием методов и приемов выполняемой работы; эмоциональную, позволяющую поддерживать необходимое человеку качество эмоционального тонуса; эстетическую, возникающую при создании или восприятии художественных образов; нравственно-психологическую, связанную с опорой на высшие чувства человека, проявляющиеся в его действиях и поступках.  

Исследование зарубежных ученых также подтверждают, что эффективность формирования творческого воображения обуславливается наличием определённых условий. Выделяют внутренние условия – это открытость ребёнка к опыту, внутренняя оценка им своего творчества: «доволен ли я собой» и «не будет ли довольны мною», возможность играть образами; внешние условия – уважение ребёнка как личность вне строгой зависимости того, что он делает, отсутствие внешних оценок, перевод на самостоятельную оценку продукта деятельности, выход на реакцию «мне не нравится», а не на оценку «это плохо» и обеспечение свободы (свободы в символическом выражении своих чувств и переживаний) (К.Роджерс[24]); физические условия – наличие материала для творчества и возможность в любую минуту действовать с этим материалом; социально – эмоциональные условия, предлогающие создание внешней безопасности (поощрение творческих переживаний); психические условия – развитие чувства раскованности и свободы; развитие умений решать творческие задачи и т.д.(Г.Смит[24])

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

Подводя итоги сказанному, следует отметить:

  1. Процесс воображения обеспечивается прошлым опытом;  оперативная сторона воображения заключается в перестройке, комбинировании и создании новых оригинальных образов; в результате комбинаторной деятельности возникают частично новые оригинальные образы.
  2. Воображение взаимосвязано с различными процессами и состояниями личности: восприятием, памятью, мышлением, речью, представлением, эмоциями.
  3. Воображение может быть активным и пассивным, репродуктивным и творческим, реалистичным и фантастичным.
  4. Механизмы воображения также разнообразны как и функции:  гностическую, эвристическую, антиципирующую, прогностическую, нравственную, защитную, терапевтическую, инновационную, познавательно – коммуникативную, изобразительную, познавательную, антиципирующую, регулирующую, ориентирующую, контрольно – корригирующую, эмоциональную, эстетическую и т.д
  5. Воображение зависит от внешних и внутренних условий.

  1. Характеристика гендера в психологии

      В психологии гендер – это социально  биологическая  характеристика,  с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Юность (раннюю и позднюю) в психологии 16 – 18-летних считают юношами. В толковом словаре В.Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более».

Слово «юность» обозначает фразу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости, расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности.     (И.С.Кон[6,9]).

Если понятие пол (sex) подразумевает свойства, совокупность которых биологически отличает самцов от самок, то понятие «гендер» (англ. от qender, от лат.  qens – род) обозначает, прежде всего, социальные характеристики. (Д жон Мани ).

  В психологии термин «гендер» в широком смысле обозначает любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. В более узком и строгом смысле термин «гендер» означает «социальный пол» - социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчины и женщины, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Поскольку гендер – не природная данность, а социальный конструкт, гендерная принадлежность предполагает самосознание и самоопределение, гендерную идентичность ( базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, «промежуточного» или «третьего» пола. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации,  «типизации» или «кодировании».

   Гендерная роль – обозначает нормативные предписания и ожиданий, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому и женскому поведению и которые служат критерием оценкой маскулинности /фемининности ребенка или взрослого.  Ни гендерные роли, ни, тем более, ориентированное на них поведение не обязательно бывают однозначными и жесткими.

     Для того чтобы понять поведение конкретных мужчин и женщин, нужно знать не только биологические контрасты и социальные факторы   (половое/гендерное разделение труда, особенности воспитания мальчиков и девочек и др. ), но и то, как все это преломляется  в их психологии – в сознании своей гендерной принадлежности, в выработке соответствующего ей самосознания, уровня притязаний, самооценок и т.д.

     Культурные стереотипы маскулинности и фемининности различаются не только по степени, но и по характеру фиксируемых свойств: мужчины чаще описываются в  терминах  трудовой и общественной деятельности, а женщины –  в семейно-родственных отношений. Такая избирательность предопределяет направленность нашего внимания. Мы верим, что мальчики сильнее девочек не сколько потому, что мальчик объективно сильнее девочки, сколько потому, что ось «сила – слабость»,занимающая центральное место в образах маскулинности ( мальчиков постоянно оценивают по данному параметру), значительно менее существенна в системе представлений о женственности ( девочек чаще оценивают по их привлекательности или заботливости ).

     Психологические различия между мужчинами и женщинами не следует абсолютизировать и выводить из какой-то всеобщей «эволюционной магистрали». Половой диморфизм допускает и даже предполагает великое множество социально-исторических, культурных и индивидуально-психологических вариантов мужского и женского характеров и стиля жизни. Разговоры об «истинной мужественности» и «вечной женственности» навязывают людям единообразие, которого история не когда не знала.

Следующим важным аспектом для нашего исследования является определение понятий «гендер», «гендерные особенности».

Гендер - повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практиках, это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться, она постоянно воспринимается и в структурах сознания, и в структурах действия.

Гендер (пол) – социальный комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личностный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических  и физиологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол. У человека гендерная дифференциация обусловлена социокультурно.

Категория, которая конструирует отрасль половой дифференциальной и гендерной психологии применяется в гендерных исследованиях для определения культурно-символического содержания „женского” и „мужского” – это категория „маскулинности – фемининности”. Одной из категорий в гендерных исследованиях, которая относится к феномену маскулинности – фемининности есть полоролевое поведение. Оно определяется как специфическое поведение в несексуальной сфере, которое связанно с усвоением женских и мужских норм, ценностей и установок.

Мы не выходим за сферу социальной определенности полоролевого поведения, связанного с усвоением полоролевых стандартов. В первую очередь нас интересуют внутриличностные механизмы реализации полоролевого поведения. С этой целью необходимо рассмотреть место образования маскулинности и фемининности в основных психологических теориях.

Мы выделили десять основных психологических теорий формирования маскулинности и фемининности. Это психоаналитическая теория З.Фрейда; неопсихоанализ К.Хорни; Аналитическая психология К.Г.Юнга; теория связи с объектом; трансперсональная концепция маскулинности и фемининности; перинатальный подход С.Грофа; теория социального научения и когнитивного развития; эволюционная теория пола В.Геодокяна; теория генезиса маскулинности в концепциях научно – исследовательского проекта АН СССР „Социально-психологические проблемы социализации и освоение половых ролей”, новая психология пола.

Несмотря на множество теорий формирования маскулинности и фемининности, в настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результатом современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

В психологии преобладала идея о том, что в человеке имеются и женские и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. Как в отношение к морфологии, так и по отношению к психологии отстаивается принцип промежуточных форм, который ориентирует на поиск разных вариантов соотношения мужского и женского в психике человека. Этим соотношением объясняется характерология и выбор стратегии поведения. Такая модель маскулинности - фемининности описывается как континуально- альтернативная. 

Так, в работе О.Вейнингера представлена первая модель „...мужчины и женщины являются как бы две субстанции, которые в разных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, к тому же коэффициент каждой никогда не может быть равен  [9], [27] ”.

В психологии преобладала идея о том, что в человеке имеются и женские и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. Как в отношение к морфологии, так и по отношению к психологии отстаивается принцип промежуточных форм, который ориентирует на поиск разных вариантов соотношения мужского и женского в психике человека. Этим соотношением объясняется характерология и выбор стратегии поведения. Такая модель маскулинности - фемининности описывается как континуально- альтернативная. 

А. Константинопль высказывает сомнение относительности такой концептуализации маскулинности - фемининности и рассматривает их как независимые величины. Идея независимости маскулинности и фемининности связана с появлением такого понятия как андрогиния [69], [99]. 

Впервые понятие о психологической андрогинии было сформулировано В.Флиссом в Х1Х ст. И описывалось как идея присутствия в одном человеке мужского и женского начала. Опираясь на теорию В.Флисса, О.Вайненгер писал: „Существует множество переходных степеней между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные половые формы…» Мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типично половые формы, которые в действительности не существуют. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, еле развитом состоянии, можно найти в женском; и наоборот, все половые признаки женщин в совокупности есть в мужчине, хотя в довольно неформальном виде”.

Идея о наличии промежуточных форм между „идеальным мужчиной” и „идеальной женщиной” стала источником новой идеи о том, что маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими структурами. Каждый человек содержит в себе определенное соотношение маскулинных и фемининных черт с высоким уровнем их проявления и определяется как андрогиния.

Одной из отправных точек для дальнейшего исследования такого явления как андрогиния была теория S.Bem, в которой было выделено не две, а четыре полоролевых типа:

  • маскулинный - высокие показатели маскулинности и низкие – фемининности;
  • фемининный – высокие показатели фемининности и низкие – маскулинности;
  • андрогинный – высокие показатели как маскулинности, так и фемининности;
  • недифференцированный – низкие показатели и маскулинности, и фемининности.

Именно эта теория стала основополагающей для образования второй структурной модели, которая получила название ортогональной.

Маскулинность

    К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

Фемининность

     К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность (Бигендерность)

     В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

     Согласно соверменным представлениям все вышесказанное в большей степени относится к признакам бигендерности, в равной степени сочетающей как женские, так и мужские черты. Андрогинность же подразумевает, что ни женская, ни мужская гендерная роль не соответствуют самоощущению человека в полной мере.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова. 

   Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

   Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. 
     
Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала подросткового возраста и является выражением обычной любознательности. В переходном возрасте этот интерес становится напряженным и личным. Это обусловлено как психофизиологическими процессами, так и тем как подросток воспринимает пубертатные события.  Переживание и оценка происходящих изменений зависит от социальных условий развития, включая половое просвещение, и от индивидуальных особенностей.

     И.С.Кон выделяет некоторые особенности гендерного поведения подростков:

1. Разделение любви и секса. Подросковая мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания, а образ, на который проецируются эротические фантазии, нередко представляет собой только сексуальный объект, лишенный других характеристик. Иногда этот эротический образ может быть общим для группы подростков    (в 13-14 лет). Способом «заземлить» волнующие их эротические переживания (к которым они психологически и культурно часто не подготовлены) являются грязные разговоры, сальные анекдоты и порнография. А обсуждение со сверстниками позволяет снять напряжение и отчасти разрядить его смехом.

2. Экспериментальный характер подростковой сексуальности. Открывая свои сексуальные способности, подросток пробует исследовать их с разных сторон. Поэтому в этом возрасте наблюдается большое число случаев отклоняющегося поведения, которое в большинстве случаев является естественным экспериментированием.

3. Массовая мастурбация. Подростковая мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами. Так же она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием познать себя, проверить свои возможности, получить удовольствие. А.М. Свядощ говорит, что «умеренная мастурбация обычно носит характер саморегуляции половой функции… является безвредной». Кон же говорит о нескольких побочных эффектах мастурбации. Во-первых, оргазм в этом случае лишен коммуникативного начала, которое составляет важную сторону взрослой сексуальности. Во-вторых, чувство вины у подростка, вызванное глубоко сидящими в сознании представлениями о порочности и опасности мастурбации. И последнее, фантастические образы могут создать нереалистичный эталон, по сравнению с которым реальный опыт может разочаровать подростка.

4. Гендерные взаимоотношения, как знаки повзрослениия. Для подростков собственные переживания, воспринимаемые в свете стереотипной гендерной роли, иногда важнее, чем объект привязанности. Этим и объясняется значимость мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство. Кон приводит пример «эпидемии влюбленности»: стоит в классе появиться одной паре, как влюбляются все. Интимная близость так же может являться средством самоутверждения.

5. Распространенность гомоэротических чувств. Подросток нуждается в сильных эмоциональных привязанностях. Но психологическая близость к лицам противоположенного пола затруднена собственной незрелостью и многочисленными социальными ограничениями. Так же в подростковых эротических контактах большую роль играют ситуативные факторы. А к причинам, названным Коном в 1989 году, сегодня стоит добавить распространяющуюся массовой культурой моду на гомосексуальность. Гомоэротические чувства в подростковом возрасте чаще всего эпизодически и к концу пубертатного периода прекращаются (в 15-16 лет).

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1 Характеристика исследования

Исследование развития у подростков воображения имело целью изучить соотношение  показателей гендера и показателей творческого воображения у учащихся юношеского возраста.

Определение психологического пола: опросник Бем был предложен Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями – людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.). хотелось бы добавить, что тест Сандры Бем оценивает не столько характеристику и качества личности, сколько соответствие этих качеств гендерным стереотипам, принятым в европейской культуре.

Тест вербальной креативности С. Медника.

Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психологии способностей Института психологии Российской академии наук на выборке школьников старших классов Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет - А. Н. Ворониным.

Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.

Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.

Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий. Желательно работать с испытуемым индивидуально, хотя возможен и групповой вариант.

Особенности проведения:

Проводя тестирование, лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не следует сообщать о том, что изучаются творческие способности, творческое мышление. Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычной деятельности, ситуации. Время тестирования не нужно ограничивать, но ориентировочно испытуемые тратили на каждую тройку слов по 1-2 мин.

Инструкция:

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляю некоторое словосочетание).

Например, для тройки слов громкая, правда, медленно словом-ответом служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать предлогом, например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).

Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Стимульный материал:

1.

случайная

гора

долгожданная

2.

вечерняя

бумага

стенная

3.

обратно

родина

путь

4.

далеко

слепой

будущее

5.

народная

страх

мировая

6.

деньги

билет

свободное

7.

человек

погоны

завод

8.

дверь

доверие

быстро

9.

друг

город

круг

10.

поезд

купить

бумажный

11.

цвет

заяц

сахар

12.

ласковая

морщины

сказка

13.

певец

Америка

тонкий

14.

тяжелый

рождение

урожайный

15.

много

чепуха

прямо

16.

кривой

очки

острый

17.

садовая

мозг

пустая

18.

гость

случайно

вокзал

 Обработка результатов в сокращенном групповом варианте:

Оригинальность ответов оценивается исходя из всего массива данных и подсчитывается по формуле:

,

Где:

Or - оригинальность данного типа ответа;

x - количество ответов данного типа;

Хmax - максимальное количество ответов в типе.

При этом под типом ответа подразумевались однокоренные слова, несущие примерно одинаковую смысловую нагрузку.

Так, слова стремление, стремиться, устремление, стремлюсь рассматривались как слова однотипные и объединялись в один тип ответов: стремление.

Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа ответа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого типа ответов, то оригинальность данного ответа считается 1.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех ответов, то есть сумма оригинальностей по всем ответам делится на количество ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов». На некоторые тройки слов испытуемые дают два, три ответа, на некоторые - ответы отсутствуют.

Индекс уникальности, по Меднику, равен количеству уникальных ответов.

Интерпретация:

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то анализируют результаты по всей новой выборке и только тогда дают заключения об отдельных людях.

Используя процентильную шкалу, построенную для индекса оригинальности, индекса уникальности и для показателя «количество ответов», можно определить место конкретного испытуемого относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

1,00

0,94

0,91

0,86

0,81

0,61

3

19,00

6,00

4,00

3,00

2,00

0,00

4

49,00

20,00

15,00

12,00

10,00

1,00

 

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень,

2 - значение индекса оригинальности,

3 - значение индекса уникальности,

4 - количество ответов.

Так, если у испытуемого Х. сумма оригинальностей ответов составила 20,75 и всего в его протоколе 25 ответов, то его индекс оригинальности равен 0,83. Количество уникальных ответов - 16.

Результаты такого протокола показывают, что данный человек находится между 60% и 80% процентилем, то есть от 60% до 80% людей в даннной выборке обладают вербальной креативностью (по индексу оригинальности) выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше, и только 40% (даже меньше) имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса недостаточно велика, и поэтому часто используется индекс оригинальности. Количество ответов показывает прежде всего степень продуктивности и работоспособности. По данным автора, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, то есть чем выше количество ответов, тем выше мотивация достижения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Процесс воображения обеспечивается прошлым опытом;  оперативная сторона воображения заключается в перестройке, комбинировании и создании новых оригинальных образов; в результате комбинаторной деятельности возникают частично новые оригинальные образы. Воображение взаимосвязано с различными процессами и состояниями личности: восприятием, памятью, мышлением, речью, представлением, эмоциями. Воображение может быть активным и пассивным, репродуктивным и творческим, реалистичным и фантастичным. Механизмы воображения также разнообразны как и функции:  гностическую, эвристическую, антиципирующую, прогностическую, нравственную, защитную, терапевтическую, инновационную, познавательно – коммуникативную, изобразительную, познавательную, антиципирующую, регулирующую, ориентирующую, контрольно – корригирующую, эмоциональную, эстетическую и т.д. Воображение зависит от внешних и внутренних условий.
  2. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском творчеств: Психол. Очерк, 3-е изд.- М., 1991.
  2. Гаспарова Е.М. Режесерские игры как фактор развития творческого воображения дошкольников  // Творчество и педагогика, Материалы Всесоюзной научной конференции. Секция 5. Детство и творчество.-М., 1988.
  3. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии)-Смоленск 1997.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
  5. Иванова И.В. Психологические механизмы развития воображения младших дошкольников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Дис. …канд. Психол. Наук:19.00.07, Москва, 2002
  6. Ильенков Э.В. О воображении. // Народное образование. – 1968. - №3.
  7. Камия Э. Воображение, экспрессия, телесный диалог. Старший дошкольный возраст. // Дош.восп.2004 №7
  8. Кейра Ф. Воображение и его разновидности у детей. – М., 1894.
  9. Кора Н.А. Развитие воображения младших дошкольников в условиях инновационного обучения:Дис.  …канд.психол. наук: 19.00.07.Иркутск.1998.
  10.  Коршунов Л.С. воображение и его роль в познании. – М.,1979.
  11. Кравцова Е.Е. Развитие воображения
  12. Л.С.Выготский    Воображение и творчество в детском возрасте. М., «Просвещение» 1991.
  13. И.С.Кон  Психология ранней юности. М., «Просвещение» 1989.
  14. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.,2002
  15. Бессонова Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.
  16.  Бухановский А.О., Андреев А.С. Структурно-динамическая иерархия пола человека. - Ростов н/Д.: Феникс, 1993.
  17. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков, СПб., 2001. - 707 с.
  18. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков, СПб., 2001. - 991 с.
  19. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - 412 с.
  20. Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 606 с.
  21. Вопросы феминологии: профессиональный и личностный рост женщин / Под ред. А.А.Деркача,
  22. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. - М.: Информация-ХХ1 век, 2002. - 255с
  23. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 336 с.
  24. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.:Прогресс, 1987. – 356с.
  25. Вундт В. Введение в психологию. – М.: Космос, 1912. – 152 с.
  26. Вундт В.Фантазия как основа искусства. – СПб., 1914. – 246 с.
  27. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 93 с.
  28. Выготский Л.С. Мышдение и речь: Психологические исследования. – М., Л.: Госсоцэкономиздат, 1934. – 324 с.
  29. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1950. – 320с.
  30. Гриффитц Э. Белая борозда. По Э. Гриффитц. Книга для чтения на анг. языке. – М.: Просвещение, 1977. – 128 с.
  31. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  32. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1. С. 3-18.
  33.  Дудецкий А.Я. Воображение.- Смоленск, 1969.-140с.
  34. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – Смоленск, 1974. – 76с.Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии). Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 88 с.
  35. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. – М.: Совершенство, 1997. – 205 с.
  36. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. докт. психол. наук.- М., 1990.
  37. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М., 1996. – 197 с.
  38. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр.психологии. - 1980.-№ 2.- с.107-114.
  39. Запорожец А.В. Развитие воображения и деятельности // Вопросы психологии. - 1996.- №6. – С. 43 - 51.
  40. Кора Н.А. Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения: Дис…канд.психол.наук.- Иркутск, 1998-182с.
  41. Коффка К. Основы психологии развития. – Л., 1934. – 240 с.
  42. Мухина В.С. Воображение // Семья и школа. – 1969. - № 6. – С. 18 – 21.
  43. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972. 344 с.
  44. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. – М., 1981. – 383 с.
  45. Павлов И.П. Лекции по физиологии. – М.:АПН СССР, 1952. – 491 с
  46. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
  47. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. – Сиб., 1901.
  48. Рибо Т. Творческое воображение. – М., 1901
  49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  50. Рубинштейн С.А. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. – 1960. - № 3. – С. 3 - 15.
  51. Страхов И.В. Психология творчества. – Саратов, 1971.- 78с.
  52. Фрейд З. Художник и фантазирование. – М.: Просвещение, 1995. – 466 с.

 

Приложение 1

Основные виды воображения

     

Приложение 2

С.Бем Психологический пол.              

Текст опросника

  1. Верящий в себя
  2. Умеющий уступать
  3. Способный помочь
  4. Склонный защищать свои взгляды
  5. Жизнерадостный
  6. Угрюмый
  7. Независимый
  8. Застенчивый
  9. Совестливый
  10. Атлетический
  11. Нежный
  12. Театральный
  13. Напористый
  14. Падкий на лесть
  15. Удачливый
  16. Сильная личность
  17. Преданный
  18. Непредсказуемый
  19. Сильный
  20. Женственный
  21. Надежный
  22. Аналитичный
  23. Умеющий сочувствовать
  24. Ревнивый
  25. Способный к лидерству
  26. Заботящийся о людях
  27. Прямой, правдивый
  28. Склонный к риску
  29. Понимающий других
  30. Скрытный
  31. Быстрый в принятии решений
  32. Сострадающий
  33. Искренний
  34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)
  35. Способный утешить
  36. Тщеславный
  37. Властный
  38. Имеющий тихий голос
  39. Привлекательный
  40. Мужественный
  41. Теплый, сердечный
  42. Торжественный, важный
  43. Имеющий собственную позицию
  44. Мягкий
  45. Умеющий дружить
  46. Агрессивный
  47. Доверчивый
  48. Малорезультативный
  49. Склонный вести за собой
  50. Инфантильный
  51. Адаптивный, приспособляющийся
  52. Индивидуалист
  53. Не любящий ругательств
  54. Не систематичный
  55. Имеющий дух соревнования
  56. Любящий детей
  57. Тактичный
  58. Амбициозный, честолюбивый
  59. Спокойный
  60. Традиционный, подверженный условностям

Ключ к тесту

Положительные ответы, свидетельствущие о маскулинности: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58

Положительные ответы, свидетельствующие о фемининности: 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами.

F = (сумма баллов по фемининности): 20

М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как: IS = (F – M) : 2,322

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (IS < -1 ), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > I ) – о фемининности. При этом, в случае когда IS < -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 – говорят о ярко выраженной фемининности.

Тест вербальной креативности (Медник)

Тройка слов № 1

случайная гора долгожданная

Варианты ответов и их оригинальность

Беседа 0,99

Вершина 0,98

Восхождение 0,98

Встреча 0,00

Гроза 0,99

Деньги 0,99

Дождь 0,99

Дорога 0,91

Женщина 0,97

Знакомство 0,98

Лавина 0,99

Любовь 0,95

Мечта 0,97

Находка 0,99

Обвал 0,99

Облако 0,99

Отдых 0,98

Отпуск 0,98

Падение 0,99

Письмо 0,99

Победа 0,92

Подарок 0,99

Поездка 0,79

Покорение 0,99

Помощь 0,98

Поход 0,98

Привал 0,98

Прогулка 0,98

Птица 0,99

Путевка 0,98

Путешествие 0,97

Путь 0,98

Работа 0,98

Радость 0,98

Снег 0,96

Событие 0,99

Тропа 0,96

Удача 0,96

Человек 0,99

Тройка слов № 2

вечерняя бумага стенная

Варианты ответов и их оригинальность

Афиша 0,99

Газета 0,00

Картина 0,98

Красивый 0,99

Объявление 0,99

Печать 0,96

Реклама 0,96

Сенсация 0,99

Сообщение 0,99

Туалет 0,99

Фотография 0,99

Тройка слов № 3

обратно родина путь

Варианты ответов и их оригинальность

Будущее 0,91

Вернуться 0,93

Видеть 0,98

Возвращение 0,00

Граница 0,98

Далеко 0,87

Двинуться 0,98

Дом 0,37

Дорога 0,67

Ехать 0,85

Зовет 0,98

Идти 0,83

Мать 0,98

Направление 0,98

Ностальгия 0,98

Отправиться 0,98

Поезд 0,78

Радость 0,91

Самолет 0,96

Собираться 0,76

Солдат 0,98

Стремление 0,98

Сын 0,98

Тоска 0,98

Хотеть 0,98

Эмиграция 0,98

Тройка слов №4

далеко слепой будущее

Варианты ответов и их оригинальность

Беда 0,98

Безнадежно 0,95

Вера 0,91

Вести 0,98

Взгляд 0,61

Видеть 0,00

Движение 0,95

Дождь 0,89

Друг 0,98

Зрение 0,98

Идти 0,98

Мечта 0,91

Музыкант 0,98

Мысль 0,98

Надежда 0,89

Перспектива 0,98

План 0,98

Поводырь 0,98

Предвидеть 0,86

Путь 0,86

Радость 0,98

Случай 0,98

Смотреть 0,82

Страх 0,91

Судьба 0,98

Счастье 0,95

Удача 0,98

Человек 0,89

 

Тройка слов № 5

народная страх мировая

Варианты ответов и их оригинальность

Беда 0,97

Битва 0,99

Война 0,00

Воля 0,99

Единство 0,99

Жизнь 0,98

История 0,98

Катастрофа 0,97

Компания 0,99

Кризис 0,99

Легенда 0,99

Медицина 0,92

Молва 0,99

Песня 0,99

Победа 0,99

Политика 0,99

Правда 0,99

Проблема 0,98

Революция 0,93

Сила 0,99

Сказка 0,99

Скорбь 0,99

Слава 0,97

Событие 0,99

Трагедия 0,98

Утрата 0,99

Тройка слов № 6

Деньги билет свободное

Варианты ответов и их оригинальность

Большой 0,97

Взять 0,92

Время 0,03

Вход 0,86

Выигрыш 0,97

Деньги 0,97

Иметь 0,83

Использовать 0,94

Касса 0,86

Кино 0,97

Купе 0,92

Купить 0,94

Лишний 0,97

Место 0,00

Много 0,92

Находить 0,97

Обмен 0,94

Отпуск 0,94

Отсутствие 0,97

Подарить 0,94

Поезд 0,94

Поездка 0,81

Покупать 0,92

Получить 0,89

Посещение 0,83

Потерять 0,95

Приобрести 0,97

Продажа 0,92

Проезд 0,94

Путешествие 0,78

Самолет 0,94

Цена 0,97

Человек 0,92

Тройка слов №7

человек погоны завод

Варианты ответов и их оригинальность

Армия 0,95

Большой 0,91

Важный 0,99

Вахтер 0,97

Военный 0,00

Военпред 0,93

ВПК 0,99

Дисциплина 0,99

Долг 0,98

Золотой 0,95

Идет 0,99

Конверсия 0,99

Красивый 0,94

Купить 0,99

Начальник 0,99

Новый 0,97

Оборонный 0,99

Оружие 0,99

Офицер 0,99

Охрана 0,99

Служить 0,88

Солдат 0,99

Старый 0,99

Увидеть 0,99

Честь 0,98

Ящик 0,99

Тройка слов № 8

дверь доверие быстро

Варианты ответов и их оригинальность

Автомобиль 0,97

Большой 0,97

Взаимопонимание 0,97

Война 0,97

Входить 0,00

Выходить 0,89

Друг 0,97

Завоевать 0,94

Закрыть 0,94

Испортить 0,97

Ломать 0,97

Находить 0,89

Открывать 0,00

Поднять 0,97

Получить 0,97

Пользоваться 0,97

Потерять 0,87

Приобрести 0,94

Пройти 0,97

Распахнуть 0,97

Сломать 0,91

Тройка слов № 9

друг город круг

Варианты ответов и их оригинальность

Билет 0,90

Важный 0,98

Великолепный 0,98

Войти 0,95

Встреча 0,98

Дальний 0,95

Дорогой 0,95

Друг 0,98

Единственный 0,95

Ехать 0,90

Забытый 0,95

Замкнутый 0,90

Знакомый 0,71

Идти 0,98

Интересный 0,98

Красивый 0,90

Лучший 0,95

Любимый 0,74

Маленький 0,98

Метро 0,98

Милый 0,95

Мой 0,79

Наш 0,98

Общение 0,98

Покинуть 0,95

Почетный 0,98

Родной 0,90

Сердце 0,98

Старый 0,88

Хороший 0,95

 

Тройка слов № 10

поезд купить бумажный

Варианты ответов и их оригинальность

Белый 0,99

Билет 0,00

Близкий 0,99

Дом 0,99

Журнал 0,99

Змей 0,98

Игрушка 0,92

Книга 0,99

Макет 0,99

Пакет 0,93

Полотенце 0,98

Проездной 0,99

Расписание 0,99

Салфетка 0,99

Собака 0,99

Стакан 0,93

Товар 0,98

Тройка слов № 11

цвет заяц сахар

Варианты ответов и их оригинальность

Белоснежка 0,99

Белоснежный 0,99

Белый 0,00

Вредный 0,99

Грязный 0,98

Конфета 0,98

Леденец 0,97

Любимый 0,97

Мокрый 0,99

Морковь 0,97

Нежный 0,99

Приятный 0,99

Серый 0,90

Снежный 0,99

Хороший 0,99

Шоколад 0,99

Тройка слов №12

ласковая морщины сказка

Варианты ответов и их оригинальность

Бабушка 0,00

Дед 0,99

Детство 0,99

Доброта 0,99

Женщина 0,96

Лицо 0,97

Мама 0,62

Няня 0,92

Старая 0,98

Старушка 0,97

Улыбка 0,99

Тройка слов № 13

детство случай хорошее

Варианты ответов и их оригинальность

Будущее 0,97

Было 0,97

Воспоминание 0,00

Впечатление 0,97

Встреча 0,86

Друг 0,89

Знакомый 0,97

Игра 0,94

Любовь 0,97

Море 0,94

Мороженое 0,97

Настроение 0,40

Отец 0,97

Пережить 0,97

Праздник 0,97

Прекрасно 0,97

Происшествие 0,94

Радость 0,86

Ребенок 0,97

Сад 0,97

Счастье,счастливый 0,25

Удача 0,97

Чистый 0,97

Чувство 0,97

Тройка слов № 14

воздух быстрая свежее

Варианты ответов и их оригинальность

Ветер 0,64

Веяние 0,97

Впечатление 0,94

Горы 0,91

Гроза 0,97

Девушка 0,97

Дуновение 0,88

Дыхание 0,73

Еда 0,97

Езда 0,82

Завтрак 0,91

Идея 0,97

Море 0,94

Ночь 0,97

Отдых 0,91

Ощущение 0,97

Погода 0,97

Поездка 0,85

Полет 0,94

Поток 0,55

Прогулка 0,97

Прохлада 0,97

Разум 0,97

Реакция 0,94

Река 0,73

Струя 0,00

Тепло 0,97

Течение 0,76

Ум 0,97

Утро 0,94

Чистый 0,97

Шампанское 0,97

Шар 0,94

Тройка слов № 15

певец Америка тонкий

Варианты ответов и их оригинальность

Вкус 0,91

Галстук 0,97

Голос 0,00

Джаз 0,98

Знаменитый 0,98

Знаток 0,95

Интеллект 0,98

Кантри 0,97

Мужчина 0,98

Намек 0,98

Негр 0,97

Пластинка 0,98

Принц 0,97

Рок 0,98

Слух 0,98

Стиль 0,98

Талант 0,98

Тенор 0,98

Успех 0,98

Ценитель 0,92

Чернокожий 0,98

Юмор 0,85

Тройка слов № 16

тяжелый рождение урожайный

Варианты ответов и их оригинальность

Большой 0,99

Время 0,95

Год 0,00

День 0,91

Закрома 0,99

Колос 0,99

Колосс 0,99

Месяц 0,94

Мысль 0,99

Неделя 0,99

Осень 0,99

Период 0,99

Писатель 0,99

Сезон 0,99

Случай 0,98

Сорт 0,99

Труд 0,99

Тяжелый 0,99

Хлеб 0,99

Час 0,99

Тройка слов №17

много чепуха прямо

Варианты ответов и их оригинальность

Все 0,99

Глупость 0,98

Говорить 0,00

Дело 0,97

Думать 0,99

Ерунда 0,98

Здесь 0,98

Книга 0,99

Нести 0,95

Hoc 0,99

Писать 0,97

Путь 0,99

Разговор 0,90

Сказать 0,96

Слово 0,96

Смотреть 0,99

Читать 0,99

Шум 0,98

Тройка слов № 18

кривой очки острый

Варианты ответов и их оригинальность

Взгляд 0,06

Глаз 0,25

Дужка 0,96

Зеркало 0,98

Зрение 0,80

Hoc 0,00

Носить 0,96

Оправа 0,96

Рог 0,94

Старик 0,98

Стекло 0,65

 

Тройка слов №19

садовая мозг пустая

Варианты ответов и их оригинальность

Банка 0,99

Голова 0,00

Горох 0,97

Грядка 0,99

Извилина 0,97

Капуста 0,99

Кладовая 0,99

Клетка 0,98

Кольцо 0,98

Корзина 0,99

Коробка 0,98

Кость 0,99

Линия 0,99

Мысль 0,99

Работа 0,96

Скамейка 0,99

Трата 0,99

Усталость 0,97

Участок 0,97

Центр 0,98

Человек 0,99

Ячейка 0,99

Тройка слов № 20

гость случайно вокзал

Варианты ответов и их оригинальность

Большой 0,97

Визит 0,97

Войти 0,98

Встреча, встретить 0,00

Гость 0,97

Долгожданный 0,98

Зайти 0,97

Знакомство 0,93

Идти 0,98

Нежданный 0,98

Оказаться 0,96

Поезд 0,98

Поездка 0,95

Попал 0,97

Попутчик 0,97

Посетил 0,98

Прибытие 0,98

Приезд, приезжать 0,43

Прийти 0,92

Путь 0,98

Случай 0,98

Увидеть 0,98