Причины возникновения агрессии у детей младшего школьного возраста

Причины возникновения детской агрессивности

 

 

- заболевания центральной нервной системы

- агрессивность как средство психологической защиты

- агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания

- нарушенная исследовательская активность ребёнка

- за агрессивность принимают что-то другое

 

1. Заболевания центральной нервной системы

 

Внезапно быстро возникшая, неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребёнка, может являться одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как эпилепсия, судорожная готовность, шизофрения. В таком случае необходимо тщательное исследование ребёнка и при необходимости – лечение у детского психиатра.

 

2. Агрессивность как средство психологической защиты

 

Такой способ защиты выбирают дети с холерическим или сангвиническим темпераментом. Такой способ защиты требует слишком много внешней активности, поэтому флегматикам он не подходит. В основном дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи. В таком случае их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого нарушения – отсутствия «базового доверия к миру».

 

3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания

 

- Неприятие детей родителями.

Одна из базовых причин агрессивности. У нежеланных детей часто проявляются приступы агрессивного поведения. Нежелательные дети стараются любыми путями доказать, что они хорошие. Они пытаются завоевать необходимую им родительскую любовь, и в основном делают это достаточно агрессивно.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей

- Разрушение эмоциональных связей в семье

Разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребёнком, так и между самими родителями, жизнь в постоянных ссорах, приводят к повышенной агрессивности ребёнка. Родители зачастую используют ребёнка как аргумент в споре между собой. Иногда ребёнок может сам «попасть под тяжелую руку». Постоянные конфликты между родителями и жизнь в постоянном напряжении, приводят к тому, что ребенок приобретает опыт использования ситуации в своих целях, пытаясь извлечь как можно больше выгоды для себя. В итоге такие дети вырастают манипуляторами. Любая ситуация, где нужно пожертвовать чем-то, воспринимается ими негативно и вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

- Неуважение к личности ребёнка

Неуважение к личности ребёнка и пренебрежение, особенно высказанное публично, вызывает комплексы и неуверенность в собственных силах. Оскорбительные и унизительные замечания, а также некорректная и нетактичная критика может вызвать агрессивные реакции.

- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Чрезмерный контроль также вреден, как и полное отсутствие контроля. Чем дольше копился гнев, тем страшнее и неадекватнее будут его последствия. Одной из причин

подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Когда родители чрезмерно властные, они стремятся во всем управлять своим ребёнком, подавляя его волю и не допуская проявления инициативы. Такие родители, в качестве наказания, лишают ребёнка любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих агрессивное поведение ребёнка. Пытаясь отстоять себя, как личность, ребенок формой защиты выбирает нападение.

- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

Если родители не уделяют своему ребёнку должного внимания. Агрессия становится способом привлечь хотя бы негативные проявления родительского внимания.

В тех случаях, когда ребенок получает слишком много внимания, ему потакают во всем, исполняя все его капризы – ребенок становится избалованным. В дальнейшем, любое невыполнение его капризов, влечет вспышку агрессии.

- Запрет на физическую активность

Дети в младшем школьном возрасте очень подвижны. Им необходимо иметь возможность физически разряжаться. Дети должны посещать всевозможные спортивные секции, не сидеть дома за компьютером, а больше проводить времени на улице. Установки и запреты взрослых, напрямую провоцируют вспышки агрессивного поведения ребёнка. Запрет на физическую активность, ведёт к переизбытку энергии, что приводит к агрессии.

- Отказ в праве на личную свободу.

Когда ребенок становится старше, ему необходима свобода. Это не означает, что родители должны оставить его в покое и не заниматься его воспитанием впредь. Просто ребёнку нужно научиться принимать собственные решения и нести за них ответственность. Важно, чтобы у ребенка был свой уголок, где он будет хранить вещи. При этом родители не должны без спроса брать его вещи или как-то их перекладывать, по-своему вкусу. Отказывая ребёнку в праве на личную свободу, родители провоцируют агрессивное поведение.

 

4. Нарушенная исследовательская активность ребёнка

 

В основном встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Со стороны это выглядит как неспровоцированная детская агрессивность. Для детей с эмоциональными нарушениями, что постучать учебником по доске, что по спине соседа по парте – и то и другое всего лишь объект для исследования, интереса. Они просто не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Изначально, у детей с эмоциональными нарушениями отсутствует настоящая агрессивность, но когда их поступки встречают естественный отпор, (для детей с нарушением в развитии эмоциональной сферы данный отпор абсолютно непонятен), они могут и «озвереть». Это связанно с тем, что морально-нравственный компонент у детей находится в тесной связи с развитием тонкой эмоциональности.

 

5. За агрессивность принимают что-то другое

 

В возрасте от двух до четырёх лет очень часто за агрессивность принимают детское упрямство. В этот возрастной период дети настойчиво отстаивают свою физическую независимость от родителей, используя фразы: «не хочу», «не буду», «я сам» и другие. Кризис 3 лет у детей - серьезное испытание и если постоянно «давить» на ребенка, он будет сопротивляться. Некоторые родители это сопротивление ошибочно принимают за агрессивность.

Таким образом, существуют различные причины возникновения детской агрессивности. Заболевания центральной нервной системы, агрессивность как средство психологической защиты, нарушенная исследовательская активность ребёнка, но основной причиной все же является нарушение семейного воспитания. Детская агрессия нередко

провоцируется взрослыми, их неумением или нежеланием изучить внутренний мир ребенка, а также понять причины его поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_vozniknoveniya_detskoy_agressivnosti.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Причины возникновения детской агрессивности

- заболевания центральной нервной системы

- агрессивность как средство психологической защиты

- агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания

- нарушенная исследовательская активность ребёнка

- за агрессивность принимают что-то другое

1. Заболевания центральной нервной системы

Внезапно быстро возникшая, неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребёнка, может являться одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как эпилепсия, судорожная готовность, шизофрения. В таком случае необходимо тщательное исследование ребёнка и при необходимости – лечение у детского психиатра.

2. Агрессивность как средство психологической защиты

Такой способ защиты выбирают дети с холерическим или сангвиническим темпераментом. Такой способ защиты требует слишком много внешней активности, поэтому флегматикам он не подходит. В основном дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи. В таком случае их агрессивность служит лишь проявлением  гораздо более серьезного и тяжелого нарушения – отсутствия «базового доверия к миру».

3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания

- Неприятие детей родителями.

Одна из базовых причин агрессивности. У нежеланных детей часто проявляются приступы агрессивного поведения. Нежелательные дети стараются любыми путями доказать, что они хорошие. Они пытаются завоевать необходимую им родительскую любовь, и в основном делают это достаточно агрессивно.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей

- Разрушение эмоциональных связей в семье

Разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребёнком, так и между самими родителями, жизнь в постоянных ссорах, приводят к повышенной агрессивности ребёнка. Родители зачастую используют ребёнка как аргумент в споре между собой. Иногда ребёнок может сам «попасть под тяжелую руку». Постоянные конфликты между родителями и жизнь в постоянном напряжении, приводят к тому, что ребенок приобретает опыт использования ситуации в своих целях, пытаясь извлечь как можно больше выгоды для себя. В итоге такие дети вырастают манипуляторами. Любая ситуация, где нужно пожертвовать чем-то, воспринимается ими негативно и вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

- Неуважение к личности ребёнка

Неуважение к личности ребёнка и пренебрежение, особенно высказанное публично, вызывает комплексы и неуверенность в собственных силах.  Оскорбительные и унизительные замечания, а также некорректная и нетактичная критика может вызвать агрессивные реакции.

- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Чрезмерный контроль также вреден, как и полное отсутствие контроля. Чем дольше копился гнев, тем страшнее и неадекватнее будут его последствия. Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца.  Когда родители чрезмерно властные, они стремятся во всем управлять своим ребёнком, подавляя его волю и не допуская проявления инициативы. Такие родители, в качестве наказания, лишают ребёнка любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих агрессивное поведение ребёнка. Пытаясь отстоять себя, как личность, ребенок формой защиты выбирает нападение.

- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

Если родители не уделяют своему ребёнку должного внимания. Агрессия становится способом привлечь хотя бы негативные проявления родительского внимания.

В тех случаях, когда ребенок получает слишком много внимания, ему потакают во всем, исполняя все его капризы – ребенок становится избалованным. В дальнейшем, любое невыполнение его капризов, влечет вспышку агрессии.

- Запрет на физическую активность

Дети в младшем школьном возрасте очень подвижны. Им необходимо иметь возможность физически разряжаться. Дети должны посещать всевозможные спортивные секции, не сидеть дома за компьютером, а больше проводить времени на улице. Установки и запреты взрослых, напрямую провоцируют вспышки агрессивного поведения ребёнка. Запрет на физическую активность, ведёт к переизбытку энергии, что приводит к агрессии.

- Отказ в праве на личную свободу.

Когда ребенок становится старше, ему необходима свобода.  Это не означает, что родители должны оставить его в покое и не заниматься его воспитанием впредь. Просто ребёнку нужно научиться  принимать собственные решения и нести за них ответственность. Важно, чтобы у ребенка был свой уголок, где он будет хранить вещи. При этом родители не должны без спроса брать его вещи или как-то их перекладывать, по-своему вкусу. Отказывая ребёнку в праве на личную свободу, родители провоцируют агрессивное поведение.

4. Нарушенная исследовательская активность ребёнка

В основном встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Со стороны это выглядит как неспровоцированная детская агрессивность. Для детей с эмоциональными нарушениями, что постучать учебником по доске, что по спине соседа по парте – и то и другое всего лишь объект для исследования, интереса. Они просто не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Изначально, у детей с эмоциональными нарушениями отсутствует настоящая агрессивность, но когда их поступки встречают естественный отпор, (для детей с нарушением в развитии эмоциональной сферы данный отпор абсолютно непонятен), они  могут и «озвереть». Это связанно с тем, что морально-нравственный компонент у детей находится в тесной связи с развитием тонкой эмоциональности.

5. За агрессивность принимают что-то другое

В возрасте от двух до четырёх лет очень часто за агрессивность принимают детское упрямство. В этот возрастной период дети настойчиво отстаивают свою физическую независимость от родителей, используя фразы: «не хочу», «не буду», «я сам» и другие. Кризис 3 лет у детей -  серьезное испытание и если постоянно «давить» на ребенка, он будет сопротивляться. Некоторые родители это сопротивление ошибочно принимают за агрессивность.

Таким образом, существуют различные причины возникновения детской агрессивности. Заболевания центральной нервной системы, агрессивность как средство психологической защиты, нарушенная исследовательская активность ребёнка, но основной причиной все же является нарушение семейного воспитания. Детская  агрессия нередко провоцируется взрослыми, их неумением или нежеланием изучить внутренний мир ребенка, а также  понять причины его поступков.