Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Калиянц Инна Владимировна

Цель: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи: формирование благоприятного психологического климата; нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; развитие умения работать в команде; сплочение коллектива; осознание каждым участником своей роли, функции в коллективе; повысить коммуникативные навыки педагогов; повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_formirovanie_blagopriyatnogo_klimata.docx174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Тренинговое занятие для педагогов

«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Подготовил:

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №1

Калиянц Инна Владимировна

г. Кропоткин, 2023

Тренинговое занятие для педагогов

«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Цель: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи: формирование благоприятного психологического климата; нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; развитие умения работать в команде; сплочение коллектива; осознание каждым участником своей роли, функции в коллективе; повысить коммуникативные навыки педагогов; повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

План занятия:

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

3. Практический этап.

4. Рефлексия. Подведение итогов и пожелания.

Участники: педагог-психолог и педагоги ДОУ.

Продолжительность: 1,5 часа.

Ход тренинга

  1. Организационный этап

Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с Вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое.

Сегодня мы с вами проведем тренинговое занятие, направленное на формирование благоприятного психологического климата в нашем коллективе. Но сначала давайте поговорим о правилах участия в тренинге: активно участвуем в предлагаемых упражнениях, говорим от своего лица «я думаю», внимательно слушаем и уважаем друг друга, не стесняемся, помним, что правильных или неправильных ответов и действие не существует.

Наше занятие будет состоять из 3х основных частей: организационный этап, мотивационный этап, практический этап и рефлексия.

II. Мотивационный этап

Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

III. Практический этап

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Поменяйтесь местами те, у кого дети ходят в школу»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях/юбках»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет», «Поменяйтесь местами те, кто хочет большую зарплату»; «Поменяйтесь местами те, кто водит машину»; «Поменяйтесь местами те, кто любит свою работу» «Поменяйтесь местами те, у кого хорошее настроение» «Поменяйтесь местами те, кто любит шампанское»; «Поменяйтесь местами те, кто хочет в отпуск» и т. д.

Упражнение «Правда и ложь»

Цель: лучше узнать друг друга.

Оборудование: резиновый мяч.

«У меня есть две сестры, старшая и младшая. Мы все работаем в больнице». «У меня есть сестра на два года младше, которая работает учительницей. А еще у меня есть брат, который на десять лет меня младше. Он терапевт и работает практикующим врачом». Я могу произнести эти две фразы с одинаковой интонацией, но одна из них соответствует реальности, а другая ложна.

Каждый из участников должен задумать и произнести по две фразы, одна из которых соответствует действительности, а другая — нет.

Вся группа решает, какая из фраз правдива, а какая — нет. Для этого участники должны проанализировать содержание сказанного, манеру речи и язык тела говорящего. Участники сами определяют выбор тем для своих фраз: сказанное может касаться событий их жизни, личных предпочтений, целей и желаний. Фразы необязательно должны принадлежать к одной области или как-то соотноситься по смыслу.

Упражнение «Рисунок на спине»

        Цель: проанализировать уровень взаимопонимания.

        Оборудование: карточки с картинками, бумага, ручка.

        Участники выстраиваются в колонну. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Ведущий показывает какую-нибудь простую картинку первому участнику колонны. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последующего члена команды. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце упражнения, последний человек в колонне, рисует, то, что они почувствовал, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Затем участники меняются местами. В конце обсуждение.

Упражнение «Передать одной фразой»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудование: карточки с эмоциями.

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте, я рад вас видеть» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: радость, удивление, страх, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, усталость, волнение, возбуждение.

Упражнение «Сердце коллектива»

        Цель: осознание ценности коллектива.

        Оборудование: большое сердце, маленькие сердечки по количеству участников, ручки.

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Сейчас мы с вами вместе создадим сердце нашего коллектива и посмотрим из чего оно состоит. Напишите свое имя на меленьком сердечке и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Подберите характеристику в адрес человека, чье имя вы вытянули по жребию и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Упражнение «Бесплатные советы»

        Цель: получить рекомендации от коллег.

Оборудование: листы бумаги, карандаши.

Участники садятся в общий круг, получают листочки бумаги и карандаши. Каждый участник пишет вверху листа свое имя, например «Иванов Михаил», после передает его участнику, сидящему справа.

Участник, сидящий справа, пишет внизу листа рекомендацию, которую он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил и загибает лист так, чтобы написанного не было видно. После этого все листы по команде ведущего передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.

Упражнение «Хорошее настроение»

Цель: выражение настроения.

Оборудование: черно-белые мандалы, фломастеры.

Участникам раздаются мандалы и предлагается из раскрасить в цвет своего настроения. Затем участникам предлагается подарить соседу свое хорошее настроение (получившуюся мандалу), сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…».

Упражнение «Солнечные лучи»

Цель: ритуал прощания.

Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое. Участники тренинга прощаются.

* в конце занятия всем участникам раздаются комплементарные   подарки.

Спасибо за внимание!