Родительский клуб «Взаимодействие с ребенком с РАС через совместное творчество с использованием светового планшета»

Бакшалиева Ольга Ионасовна

Консультация о развитии взаимодействия у ребенка с особенностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития

Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального

обслуживания Краснодарского края

«Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Консультация:

«Взаимодействие с ребенком через совместное творчество с использованием светового планшета»

Практикум:

«Песочная анимация»

Составител: педагог-психолог отделения психолого-педагогической реабилитации

О.И. Бакшалиева

Ст-ца. Тбилисская

2024г.

Консультация: «Взаимодействие с ребенком с РАС через совместное творчество с использованием светового планшета»

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по вопросу эффективных приемов взаимодействия детей с РАС через совместное творчество.

Здравствуйте Уважаемые родители!

Не секрет, что любое нарушение в развитии сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка. Среди новых, отвечающих современным требованиям, эффективных приемов коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с РАС было выбрано рисование песком на световом планшете.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, ситуаций, построенных определенным образом на световом столе с песком, который является мини-моделью окружающего мира, местом, где происходит трансляция внутренних переживаний, конфликтов ребенка.

Почему мы выбрали рисование песком на стекле? Потому что, песочная анимация обладает целым рядом положительных моментов:

1. Простота - не требует дорогостоящих расходных материалов. Поверхность светового стола, на которой происходит рисование, представляет собой деревянный стол с подсветкой, то есть ребенок окружен максимально природными и близкими для его развития материалами.

2. Возраст ребенка - рисование песком доступно и полезно детям любого возраста.

3. Эстетичность - рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявить всю свою фантазию.

4. Пластичность материала - для того, чтобы изменить изображение, ребенку не нужен ластик, достаточно просто провести пальцем по стеклу. На одной и той же поверхности можно создавать рисунки бесконечное количество раз.

Использование техники рисования песком в работе с детьми с РАС дает возможность:

• гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка;

• формировать установку на положительное отношение к себе;

• успешно адаптироваться к изменяющимся условиям;

• развивать сенсорно - перцептивную сферу, познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно - логическое мышление, воображение);

• развивать процессы саморегуляции;

• развивать творческий потенциал;

• формировать коммуникативные навыки;

• тренировать мелкую моторику рук.

Активность и интерес детей к рисованию картин из песка на занятиях стимулируют познавательными и игровыми мотивами, введением сказочных сюжетов и персонажей. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослым и сверстниками, пониманию себя. Во время занятий тихо играет музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом - эмоционально, психически и физически. Это позволяет легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.

При организации занятий рисованием песком учитываются следующие условия:

- занятие проходит в доброжелательной, творческой атмосфере;

- не устанавливаются жесткие рамки и правила, чтобы ребенок мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики, тем самым создается пространство для самовыражения;

- ребенку предоставляется возможность принятия самостоятельных решений, проявления инициативы.

Этапы работы:

• проба песка - знакомство с техникой песочной анимации, основными принципами и приемами рисования песком;

• песочная графика - создание простых песочных рисунков;

• песочная трансформация - создание динамичных песочных картин;

• песочная история - разработка сюжета и сценария.

Специфика песочного рисования заключается в минимализме художественных материалов и инструментов. Руки являются единственным художественным инструментом, песок - художественным материалом. В песочных картинах есть возможность созидательного изменения сюжета, событий, взаимоотношений, возможность творческого изменения дискомфортной для ребенка ситуации или негативного состояния. Преобразуя ситуацию в картинах из песка, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. И здесь очень важна позиция педагога. Ведь на песочном экране раскрывается внутренний мир ребенка, реально осязаемый. Главный принцип в этом контексте - «Не навреди».

Опыт работы показал, что применение песочной анимации эффективно в работе с детьми с РАС: склонными к агрессии, с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, имеющими затруднения в выражении переживаний из-за недостаточного развития вербального и понятийного аппарата или задержки развития.

Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение, преодолеть проявления негативизма, нежелание заниматься, научиться лучше понимать себя и других, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. В процесск рисования ребенок учится владеть своими руками.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в развитии познавательных процессов у детей с РАС: целостности пространственного восприятия, концентрации и устойчивости внимания, наглядно-образного мышления, монологической речи, творческого воображения.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия - всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, что особенно важно для детей с РАС. Высокая эффективность достигается тем, что рисование песком сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются специальные навыки и умения. При создании рисунка из песка исключены любые ошибки и нет понятий «неправильно», «некрасиво», поэтому ребенок чувствует себя более раскованно.

В данном случае результат, то есть рисунок, не является целью, цель заключается в самом процессе творчества.

Песочная анимация - это игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, помогает взрослому услышать внутреннее настоящее «Я» ребенка, подсказывающее выход для решения проблемы.

Песок - это отличный психотерапевтический материал в работе с детьми с разными видами нарушений. Он пробуждает воображение, вызывает богатые ассоциации, затрагивает все сферы чувств, вдохновляет и успокаивает. С помощью песка деликатно прорабатываются страхи, переживания ребенка, снимается напряжение, развивается способность контролировать свои чувства и поступки, что открывает новые пути развития.

Спасибо за внимание!