Проект "Психологическая гостиная"

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

Комплекс мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект475.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма

«Цветик-семицветик»

ПРОЕКТ

«Психологическая гостиная https://fs00.infourok.ru/images/doc/139/161546/img1.jpg

«Радуга настроения»»

Автор проекта:

Педагог-психолог

Ярмусевич И.Г.

Город Когалым, 2021 г.

Паспорт проекта

Наименование учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым «Цветик-семицветик»

Название проекта

Психологическая гостиная «Радуга настроения» по профилактике эмоционального выгорания педагогических работников

Тип проекта

Практико-ориентированный

Автор проекта

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

По продолжительности

Долгосрочный

(1 год)

По количеству участников

Групповой (коллективный)

Участники проекта

Педагогические работники

Администрация ДОО

Основания для разработки проекта

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Санитарные правила СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и  оздоровления детей и молодежи»

Принципы реализации проекта

добровольности;

сотрудничества – участники занимают равноправные позиции;

конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;

доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;

диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

Практическая значимость

В ДОО будет создан и реализован комплекс эффективных  мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Педагоги будут иметь навык применения техник релаксации и саморегуляции психоэмоционального состояния. Активизируется личностный потенциал и психологические ресурсы педагогов.

Цель проекта

Разработать и внедрить в практическую деятельность ДОО комплекс мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Задачи проекта

Разработать комплекс мероприятий психологической гостиной по профилактике эмоционального выгорания педагогов;

Презентовать педагогам психологическую гостиную, ее цель, задачи, принципы работы и приемы.

Создать условия для овладения педагогами приемов саморегуляции, релаксации;

Изучать динамику эмоционального состояния педагогов;

Активизировать личностный потенциал и психологические ресурсы педагогов;

Гармонизация психологического климата в коллективе.

Сроки и этапы реализации проекта

I этап - организационно- подготовительный. (март-июнь 2021г.)

II этап - основной. (сентябрь 2021- май 2022г.)

III этап - заключительный. (сентябрь- ноябрь 2022г.)

Итоги реализации проекта

Презентация проекта коллегам на городском методическом объединении педагогов-психологов. Освещение опыта работы по проекту в СМИ. Участие в педагогических конкурсах разного уровня.

Пояснительная записка

Педагог, воспитатель – душа детского сада, его самочувствие оказывает влияние на всю атмосферу дошкольной группы.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогическая деятельность – это "Это работа сердца и нервов, где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил".  Профессия педагога, а в частности воспитателя детского сада относится к роду профессионалов, которые в течение рабочего дня общаются с большим количеством людей, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, отвечают за их моральное и эмоциональное благополучие, кроме того должны осуществлять качественное образование дошкольников. Педагогическая деятельность требует постоянного самоконтроля, причем даже в нерабочее время.  Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.  Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания».

Исследования по проблеме профессионального выгорания начались ещё в 70-х годах XX века. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»). Профессиональное выгорание является одной из серьезных проблем современного образования. По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам непрерывной педагогической деятельности эмоционально «сгорают» все педагоги.

Согласно исследованию специалистов ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, педагоги наряду с медицинскими работниками и работниками уголовно-исправительной сферы входят в группу риска по развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Более того, у 60% педагогов со стажем больше 20 лет этот синдром уже сформирован. Как же педагогу избежать профессионального выгорания и возможно ли это?

В.В. Бойко называл эмоциональным выгоранием состояние физического, эмоционального, умственного истощения, выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного  или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам;  негативные установки по отношению к своей работе;  пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности;  усиление пассивности; чувство вины.

Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания.

2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям.

3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.

Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и  др.

2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией

3. К профессионально-организационным факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Возможность развития синдрома эмоционального выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработки и внедрения профилактических мер, которые бы снижали риск выгорания педагогов в профессиональной деятельности.

Краткая аннотация проекта.

Проект «Психологическая гостиная «Радуга настроения» предполагает организацию комплекса мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов, гармонизации психологического климата в педагогическом коллективе, формированию у педагогов навыков саморегуляции эмоционального состояния, а также преодоления стрессовых нагрузок. Мероприятия психологической гостиной, путем интеграции различных методов, техник и приемов саморазвития будут способствовать раскрытию и реализации личностного потенциала педагогов ДОО.

Актуальность проекта.

Проблема сохранения эмоционального здоровья и психологического благополучия педагогов в последнее время стала особенно актуальной. Это объясняется возросшими нагрузками, требованиями к системе общего образования. Увеличились запросы к личности воспитателя, его профессональной квалификации, этике, роли в воспитательном и образовательном процессе. Все это требует от педагога высокой мобилизации, наличия внутренних ресурсов, устойчивости к стрессовым факторам. Отсутствие у педагога указанных компонентов личности вызывает отрицательные эмоциональные состояния, которые проявляются в перенапряжении и переутомлении, что в свою очередь приводит к формированию эмоционального выгорания, возникновению невротических реакций, влиянию эмоциональной сферы на физиологическое здоровье воспитателя.

 Сохранение эмоционального благополучия педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а развитие личностного потенциала, формирование навыков саморегуляции – одной из важнейших проблем психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива ДОО.

Данный проект актуален для педагогов-психологов и  педагогов ДОО

Таким образом, была сформулирована цель проекта: Разработать и внедрить в практическую деятельность ДОО комплекс мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Задачи проекта:

Разработать комплекс мероприятий психологической гостиной по профилактике эмоционального выгорания педагогов;

Презентовать педагогам психологическую гостиную, ее цель, задачи, принципы работы и приемы.

Создать условия для овладения педагогами приемов саморегуляции, релаксации;

Изучать динамику эмоционального состояния педагогов;

Активизировать личностный потенциал и психологические ресурсы педагогов;

Гармонизация психологического климата в коллективе.

Участники проекта: педагоги и администрация ДОО

Принципы работы проекта.

добровольности;

сотрудничества – участники занимают равноправные позиции;

конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;

доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;

диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

Методы и формы работы.

Методы

Групповое и индивидуальное консультирование

Метод интервьюирования

Арт-терапевтический метод

Тренинг навыков и умений

Метод релаксации

Формы работы

Беседа

Мастер-класс

Групповой тренинг

Семинар

Презентация

Продуктом проекта - это комплекс эффективных  мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов, практические навыки педагогов в применении техник релаксации и саморегуляции психоэмоционального состояния.

Этапы проекта

1 этап – Организационный. Информационно – аналитическая деятельность (2021г.)

Цель этапа: Создание условий для организации в ДОО мероприятий психологической гостиной «Радуга настроения».

Мероприятия

Сроки

1

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

Март

2021г.

2

Изучение нормативно-правовых основ ведения психопрофилактической работы в педагогическом коллективе.

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Санитарные правила СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и  оздоровления детей и молодежи»

Март

2021г.

3

Изучение и обзор литературы по вопросам осуществления мероприятий по психопрофилактике в педагогическом коллективе ДОУ

Март-апрель

2021г.

4

Самостоятельное изучение данного вопроса посредством интернет-ресурсов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование. Знакомство с опытом работы детских садов России.

Обсуждение возможных форм организации психологической гостиной с коллегами.

В течении проекта

5

Подготовить консультации для педагогов, диагностический материал, памятки для педагогов о особенностях эмоционального выгорания, картотеку упражнений по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Апрель-май 2021

6

Разработка плана реализации проекта.

Май 2021

7

Провести диагностику степени эмоционального выгорания педагогов ДОУ.

Июнь

2021г.

8

Выявить особенности психологического климата в педагогическом коллективе ДОО.

Июнь

2021г.

9

Проанализировать результаты диагностики и особенностей психологического климата ДОО, проинформировать педагогов о результатах диагностических мероприятий, а также о необходимости коррекции имеющихся нарушений.

Июнь

2021г.

10

Презентовать педагогическому коллективу мероприятия, реализуемые в рамках психологической гостиной «Радуга настроения.

Июнь

2021г.

Прогнозируемый результат: по окончанию первого на основании изучения теоретической информации, а также проанализированных результатов диагностики педагогического коллектива составлен план реализации проекта с учетом степени эмоционального выгорания членов коллектива, особенностей их личности и имеющегося психологического климата ДОО.

2 этап.   Основной. (2021-2022 г.)

Цель: Реализация запланированных мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование проекта «Психологическая гостиная «Радуга настроения»

11

Мероприятия

Содержание

Сроки

12

Консультация для педагогов

«Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности»;

Познакомить педагогов с особенностями протекания эмоционального выгорания, его признаками, последствиями и влиянием на профессиональную деятельность.

Сентябрь 2021 г.

13

Памятки для педагогов «Что такое эмоциональное выгорание, как оно влияет на здоровье и самочувствие?»

Познакомить педагогов с влиянием эмоционального выгорания на самочувствие человека.

Октябрь 2021 г.

14

Утвердить график проведения мероприятий «Психологической гостиной «Радуга настроения»

Определить периодичность занятий с учетом мнения педагогического коллектива.

Октябрь 2021 г.

15

Практикум «Мои эмоции – мой энергетический баланс»

Овладение техниками саморегуляции эмоционального состояния, изучение эмоционального состояния педагогов, способы освобождения, трансформации негативных эмоций.

Ноябрь 2021 г.

16

Тренинг «Развитие коммуникативной компетенции. Навыки позитивного общения»

Тренинг коммуникативных умений педагогов, формирования позитивных способов выходя из конфликтных ситуаций, техника «Я-сообщений»

Декабрь 2021 г.

17

Практикум «Sand-art «Морское путешествие»

Снятие эмоционального напряжения через применение арт-терапевтических методов.

Январь 2022 г.

18

Семинар «Психосоматические заболевания, что нужно о них знать»

Познакомить педагогов с особенностями функционирования механизма возникновения психосоматических заболеваний и их профилактики»

Февраль 2022г.

19

Практикум «Нейродерево»

Снятие эмоционального напряжения через применение арт-терапевтических методов.

Март 2022 г.

20

Семинар-практикум «Приемы снятия острого стрессового состояния»

Изучить стадии протекания стрессового состояния, возможности влияния на них методами саморегуляции, изучение приемов самоконтроля.

Март 2022 г.

21

Практикум «Вулкан моих эмоций»

Снятие эмоционального напряжения через применение арт-терапевтических методов.

Апрель 2022 г.

22

Памятка для педагогов «Навыки конструктивной проработки агрессии»

Познакомить педагогов с техниками ЭОТ по проработке невыраженного состояния.

Апрель 2022 г.

23

Практикум «Sand-art «Путешествие в детство»

Развитие внутренних ресурсов педагога через применение арт-терапевтических методов.

Май 2022 г.

Прогнозируемый результат: созданы условия для раскрытия внутренних ресурсов педагогов, развития навыков саморегуляции в стрессовых и эмоционально напряженных ситуациях, расширения знаний о методах и техниках снятия негативного эмоционального состояния.

3 этап. Заключительный (2022 г.)

Цель: Изучение эффективности мероприятий «Психологической гостиной «Радуга эмоций»

24

Проведение рефлексии. Изучение изменений эмоционального состояния педагогов, психологического климата ДОО

Февраль 2022

25

Создание методического сборника мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов, практические навыки педагогов в применении техник релаксации и саморегуляции психоэмоционального состояния.

26

Проинформировать психолого-педагогический коллектив о результатах реализации проекта.

Представление опыта:

- Педагогический совет ДОУ

- ГМО педагогов – психологов

- Освещение опыта работы по проекту в СМИ.

- Участие в педагогических конкурсах разного уровня.

27

Выявить уровень удовлетворенности педагогов работой психологической гостиной

Прогнозируемый результат: определение результативности комплекса мероприятий «Психологической гостиной «Радуга настроения»

 

 

Методическое обеспечение реализации проекта

Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. – М.: Мысль, 1983. – 208 с.

Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2003. – 474 с.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.

Горянина В. А. Психология общения. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). – М.: «Дело», 1994. – 216 с.

Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.

Рычкова В. В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации. – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.

Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008. – 256 с.

Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. – 224 с.

Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Организация работы в рамках реализации проекта.

Начиная работы над проектом, мы учитывали то, что зачастую специалисты, работающие в сфере «человек – человек», в том числе и педагоги, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Тем более педагоги любят и привыкли «быть сильными». Эта установка приводит к тому, что первые симптомы синдрома выгорания педагоги расценивают как признак собственной «силы», а не обращаются за помощью к психологам. коллектива.

Ольга Владимировна Хухлаева предлагает выстроить работу с педагогами следующим образом.

Первым этапом данной профилактической работы должно стать информирование педагогов о существовании проблемы, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек – человек». При оглашении списка симптомов можно ограничиться перечислением тех из них, которые не являются угрожающими для перфекциониста. Очевидно, что данную информацию педагоги воспримут с сознанием того, что их понимают.

На втором этапе работы следует уделить время осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха. Этому должна предшествовать мотивирующая подготовка. Например, можно повести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. В частности, можно донести до сведения педагогов информацию о том, что 22 % людей, посещающих врачей, приходят с жалобами психосоматического характера. Можно рассказать и о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни в старости. И уже потом можно переходить к обсуждению таких явлений, как боязнь ошибки, страх собственного несовершенства, которые принимают разные формы.

Третий этап профилактической работы следует посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только при условии осознания его важности администрацией школы и активном её участии в данном процессе. Основным здесь должна стать организация системы публичных поощрений педагогов. Далее проводится работа по сплочению коллектива, позволяющая учителям выйти из привычной роли.

И только после установлении в коллективе атмосферы безопасности можно переходить к проведению тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости. В данной работе можно использовать различные приёмы и упражнения на сплочение коллектива, формирование доверия, обратную связь, осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий, на осознание и принятие своих чувств, на концентрацию внимания, на визуализацию, на осознание своих личностных ресурсов. [12, с. 36 – 37]

Для профилактики и преодоления симптомов «эмоционального выгорания» широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек.

Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, перспективным является использование личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Личностно-ориентированные методики направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники способствуют повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В систему мероприятий  включаются приемы сказкотерапии, рисования на песке, рисование карандашами и красками и другие виды творчества.

Диагностические методики

Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко


Инструкция:

Проверьте себя. Вы являетесь профессионалом в сфере взаимодействии с людьми, Вам будет интересно увидеть, в какой степени у Вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.


  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
  29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на "хороших" и "плохих"
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  50. Успехи в работе вдохновляют меня
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной)
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу.
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «не трать нервы, береги здоровье».
  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством- как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание
  61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. . Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя карьера сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.


Обработка данных. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - оказывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее доказательный для симптома. В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания", 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания", 3) находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания" - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

"НАПРЯЖЕНИЕ"

Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),

"Загнанность в клетку": +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

"РЕЗИСТЕНЦИЯ"

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10). -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), +31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

"ИСТОЩЕНИЕ"

Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания". Методика позволяет увидеть ведущие симптомы "выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение"; объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Опросник «Эмоциональное выгорание»

 

(В.В. Бойко, сокращенный вариант)

Инструкция:

Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера знак «+» (да), если не согласны, то знак «-» («нет»).


  1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своё место).
  3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
  4. Моя работа притупляет эмоции.
  5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
  7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  8. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
  9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
  10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
  11. Мне всё труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
  12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  13. Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
  14. Я очень переживаю за свою работу.
  15. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.
  16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям
  17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
  18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
  19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
  20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  21. Успехи в работе вдохновляют меня.
  22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
  23. Я часто работаю через силу.
  24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  28. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.
  29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от отрицательных эмоций.
  30. Моя работа меня очень разочаровала.
  31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  32. Моя карьера сложилась удачно.
  33. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
  34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
  35. Моя работа плохо на меня повлияла: обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.

Опросник «Эмоциональное выгорание»

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера знак «+» (да), если не согласны, то знак «-» («нет»).


+/-

УТВЕРЖДЕНИЯ

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своё место).

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.

Моя работа притупляет эмоции.

Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.

Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.

Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.

Мне всё труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.

Я очень переживаю за свою работу.

Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

Последнее время меня преследуют неудачи на работе.

Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.

Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

Успехи в работе вдохновляют меня.

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.

Я часто работаю через силу.

В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от отрицательных эмоций.

Моя работа меня очень разочаровала.

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Моя карьера сложилась удачно.

Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.

Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.

Моя работа плохо на меня повлияла: обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.

Обработка данных. Ниже приводится «ключ» к методике - перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ «да» (+) или «нет» (-) ; в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.

Симптом «Неудовлетворенность собой»:

-1(3), +6 (2), +11 (2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).

Симптом «Загнанность в клетку»:

+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:

+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +23(3), +28(3), +33(10).

Симптом «Эмоциональная отстраненность»:

+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5),+29(5), +34(10).

Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»:

+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35(10).

Выводы: сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более баллов - сложившийся симптом.

Соответственно сумма баллов по всем симптомам равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 – о начинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше – об имеющемся «выгорании».


Методика оценки уровня психологического климата коллектива  (А.Н.Лутошкин)

Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.

Социально-психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) - важный показатель уровня развития коллектива.

В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).

Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3  2  1  0  -1 -2 -3.

         Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки  

3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

22 и более

высокая         степень         благоприятности социально-психологического климата

от 8 до 22

средняя         степень         благоприятности социально-психологического климата;

от 0 до 8

низкая степень (незначительная) благоприятности;

от 0 до (-8)

начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

от (-8) до (-10)

средняя неблагоприятность;

от (-10) и ниже

сильная неблагоприятность

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок,

данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую.

 Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:  

 

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым

участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива

(положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе). Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

 Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

  /3 2 1 0 –1 -2-3/

1.

 

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

 

Преобладает подавленное настроение

2.

 

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

 

Конфликтность в отношениях и антипатии

3

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

 

Группировки конфликтуют между собой

4.

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

 

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

 

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6.

С уважением относятся к мнению друг друга

 

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7.

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

 

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8.

В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

 

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения

9.

Чувство гордости за коллектив, если

 

К похвалам и поощрениям

его отмечают руководители

коллектива здесь относятся равнодушно

10.

 Коллектив активен, полон энергии

 

Коллектив инертен и пассивен

11.

 Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

 

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12.

 Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

 

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13.

 В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

 

Коллектив заметно разделяется на

«привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым