Профориентационный тренинг для подростков "В мире профессий"

Колдунова Наталья Евгеньевна

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotkakoldunova_n.e._shk.no11_g.pavlovo.docx93.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 11 г. Павлово

606107, Россия, Нижегородская обл., Павловский         р-н, г. Павлово, ул. Трудовая, д. 73-б,

тел./факс (883171)3-71-89

C:\Users\User\Downloads\xvovDddM0Uc.jpg

Методическая разработка урока из раздела «Профессиональное самоопределение»

Профориентационный тренинг для подростков "В мире профессий"

Колдунова Наталья Евгеньевна

                                                                                    Учитель технологии

                                                                   МБОУ СШ № 11 г. Павлово

                                                                       

 

                                                      2020г

Методическая разработка профориентационного тренинга для подростков "В мире профессий"

 

"Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

Виктор Гюго

При переходе системы традиционного школьного обучения на профильное наблюдается некоторая растерянность учащихся, вынужденных выбирать самостоятельно свой дальнейший образовательный маршрут. Девятиклассники недостаточно осведомлены о состоянии рынка труда и собственные личностные особенности представляют себе довольно смутно. Результатом такой неосведомленности является то, что более половины учеников нашей школы выбирают профиль обучения неосознанно. В связи с этим, актуальным является оказание психолого-педагогической помощи выпускникам основной школы. Главное для учащихся на данном этапе – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям и ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Важность профессионального самоопределение сложно переоценить. Существует множество методов работы в направлении выбора профессии, но одним из наиболее действенных и интересных является тренинг. Он позволяет максимально вовлечь аудиторию в процесс мероприятия, где каждый присутствующий и слушатель, и наблюдатель, и активный участник.

Цель тренинга: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий; помочь участникам показать свои знания о профессиях и применить их при решении профессиональной ситуации.

Задачи мероприятия:

  • воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
  • определить мотив выбора профессии.
  • информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  • способствовать формированию представлений о требованиях профессий различного типа к человеку и соотнесение их с собственными личностными качествами, способностями и мотивами.

Подготовительный этап.

До начала тренинга учащиеся знакомятся с классификацией профессий и проходят тестирование   участвуя в проекте по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» и на интерактивной цифровой платформе «ПроеКТОриЯ» в разделе «Примерочная профессий»

Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости соотнесения своих возможностей с требованиями предполагаемой профессии.

Материально-дидактическое обеспечение занятия: стулья, ватман, маркеры, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, бланки с рисунком «Мое дерево ПВК», запись с релаксационной музыкой, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Форма проведения: профориентационный тренинг, с использованием игровых технологий.

Форма работы: групповая.

Возрастная категория: учащиеся 8 класса.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Для проведения данного мероприятия необходимо отдельное просторное помещение, стулья по количеству участников, участники до 15 человек.

Список источников и Интернет-ресурсов:

https://proektoria.online/suits

https://www.b17.ru/article/153523/

https://infourok.ru/trening-po-proforientacii-v-klasse-1674121.html

https://yandex.ru/video/search?text=притча%20всё%20в%20твоих%20руках%20текст&path=wizard&parent-reqid=1589390222659527-1277458730359420449700295-production-app-host-man-web-yp-297&filmId=2908646539194049457

Матрица методической разработки урока

Учитель/педагог/преподаватель__Колдунова Наталья Евгеньевна__________

МБОУ СШ № 11 г.Павлово_______Класс/группа   8_

Тема урока/занятия

"В мире профессий"

Тип  урока/занятия

Тренинг для подростков

Ведущая цель

Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий; помочь участникам показать свои знания о профессиях и применить их при решении профессиональной ситуации.

Планируемые результаты (после урока учащиеся будут знать/уметь…):

Предметные

  • значение профессионального самоопределения;
  • правила выбора профессии;
  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

 понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда,

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

(откроют, овладеют, получат и т.п.)

  • разовьют самостоятельность;
  • оценят собственные возможности, овладеют умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
  • систематизируют, проанализируют полученные данные;
  • освоят способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,

Личностные

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

Начальные условия / исходное состояние (учащиеся уже знают/умеют)

Имеют представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Могут объективно проанализировать, насколько возможности и желания соответствуют тем требованиям, которые предъявляет к человеку профессия.

Могут самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии.

Знают особенности своего темперамента, характера, эмоционально- волевой сферы

Формы оценки планируемых результатов

В качестве контроля используются устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия: отмечаются основные сложности, что понравилось и т.д. Также применяются упражнения для диагностики эмоционального состояния.

Средства

Материально-технические:

стулья, запись с релаксационной музыкой, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

ватман, маркеры, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мешочек с грецкими орехами

Дидактические: https://proektoria.online/suits, презентация, бланки с рисунком «Мое дерево ПВК».

Домашнее задание

Просмотреть онлайн-урок на портале «ПроеКТОриЯ»: https://vk.com/video-130218155_456239420 


Технологическая карта урока/занятия

Этап урока

Подэтап

Деятельность учителя (конкретные методы и приемы)

Деятельность учащихся

Средства*

Результат этапа

Вводный

Организационный момент

Вводное слово, Упражнение «Улыбка».

Участники поворачиваются к своему соседу справа и улыбаются ему, говоря несколько слов-пожеланий на предстоящее занятие, в свою очередь тот отражает их улыбку как зеркало и, возвращая свою улыбку в ответ, также говорит слова-пожелания.

снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Создает проблемную ситуацию

Слушают рассказ учителя о важности выбора профессии; определяют проблему, в работе в группах пытаются найти ответ на проблемный вопрос

Презентация, видеоролик восточной притчи «Все в твоих руках»

готовность к работе, погружение в проблему.

Мотивация/

создание проблемной ситуации

Проверяет готовность обучающихся к занятию. Организует и направляет обсуждение. Помогает в формулировках.

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи учебного занятия.

Включаются в процесс целеполагания.

Постановка задач.

Основной

Целеполагание и планирование

Показывает на экране и озвучивает цели и задачи тренинга

презентация

Поставлены цели и задачи

Достижение планируемых результатов/

решение учебной проблемы

Расширяет у участников знания о мире профессионального труда и актуализирует уже имеющиеся знания о профессиях.

Проводит упражнения и игры:

«Лучший мотив»,

Игра «Профессия – специальность», Упражнение «Могу, Хочу, Надо»

После каждого упражнения задает вопросы 

Обозначают ту или иную профессиональную деятельность и отвечают на уточняющие вопросы.

Играя и выполняя задания разбираются в том, что же двигает человеком при выборе профессии,

анализируют ситуации профессионального самоопределения, личностные качества, способности и соотносят их с требованиями выбранной профессии,

список мотивов на экране

бланки с рисунком «Мое дерево ПВК»

повышают уровень ориентации в мире профессионального труда, осознают особенности профессий

Отработка/

закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий…

Дает творческое задание сделать коллаж.

Стимулирует групповую. сплоченность

Делятся на группы, выполняют предлагаемые педагогом упражнения, отвечают на вопросы.

включаются в совместную деятельность,

ватман, маркеры, журналы, клей, ножницы

развитие навыков конструктивного взаимодействия в малой группе, активизация творческого потенциала.

Заключи

тельный

Контроль выполнения учебных действий

Подводит итог беседы о выборе профессии

Слушают учителя

Оценка образовательных результатов

Акцентирует внимание на конечные результаты деятельности обучающихся на занятии.

мешочек с грецкими орехами

Рефлексия деятельности

Побуждает к высказыванию своего мнения с помощью вопросов,

Слушают учителя, высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя, формулируют конечный результат своей работы на уроке

релаксационная музыка

Достижение цели занятия

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вводное слово.

Здравствуйте! Я рада приветствовать всех и каждого из вас на нашем занятии. Сегодня поистине замечательный день. Вы спросите: «Почему?» А я отвечу: «Потому что сегодня вместе с солнцем жизнь посылает нам еще одну возможность стать счастливыми, сегодня она дарит нам возможность приятного общения, возможность узнать что-то новое о мире, друг о друге и о себе. Предлагаю начать сегодняшний день… с улыбки. Ведь именно улыбка, открытая, искренняя является непременным залогом приятного общения. Вы согласны?.. Когда вам улыбается собеседник, вы чувствуете себя более свободно, доверительно и тоже хотите улыбаться в ответ? Попробуем…

Упражнение «Улыбка».

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.

Время: 5 минут.

Материалы: не требуется.

Ход проведения: участники поворачиваются к своему сосуду справа и улыбаются ему, говоря несколько слов-пожеланий на предстоящее занятие, в свою очередь тот отражает их улыбку как зеркало и, возвращая свою улыбку в ответ, также говорит слова-пожелания.

Примечание: ведущий акцентирует внимание на том, что важно улыбаться не губами, а глазами, только тогда улыбка будет искренней и расположит к вам собеседника.

Если среди участников есть те, у которых в настоящий момент преобладают негативные эмоции, можно выполнить упражнение «Вверх по радуге».

Упражнение «Вверх по радуге».

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Время: 5-7 минут.

Материалы: не требуется.

Ход проведения: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 раза.

Обсуждение: краткий обмен впечатлениями.

2. Основной этап.

Восточная притча «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

-  Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-  Все в твоих руках

Источник: https://pritchi.ru/id_254

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите. Кто-то в других учебных заведениях нашего города, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. Кто-то дальше продолжит учиться до 11 класса, и только потом поступит в другие учебные заведения нашей страны, для получения профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе родители, психолог, педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Много полезной инфомации вы получили на интерактивной цифровой платформе «ПроеКТОриЯ» и участвуя в проекте по ранней профессиональной «Билет в будущее» прошли тестирование и ознакомились с результатами.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей, возможно, необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Упражнение "Лучший мотив"

Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше"
Список мотивов включает 16 фраз:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогощает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.

Игра «Профессия – специальность»

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности и многообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родственных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и совсем от него отказываться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Выбирая будущую профессию, вы наверняка искали информацию о том, чем занимается данный специалист, каким он должен быть. И «примеряя» на себя различные профессии, возможно, вы осознавали, что не каждый человек может стать банкиром или программистом, или парикмахером. Да?

Чтобы узнать, соответствуют ли качества человека выбранной профессии, обратимся к такому понятию как «профессионально важные качества» (ПВК). Что вы знаете об этом понятии? Что, по вашему мнению, оно может включать в себя? (Обучающиеся составляют на доске схему ПВК).

Молодцы. Исходя из положений, представленных в этой схеме, мы с вами попытаемся составить общий перечень ПВК, характерных для разных типов профессий в соответствии с классификацией профессий Е.А. Климова

Упражнение «Могу, Хочу, Надо»

Цель: анализ ситуации профессионального самоопределения, самоанализ личностных качеств, способностей и соотнесение их с требованиями выбранной профессии.

Время: 20 минут.

Материалы: ручка, цветные карандаши/фломастеры красного, зеленого и желтого цветов, бланки с рисунком «Мое дерево ПВК».

Ход проведения: ведущий предлагает участникам самостоятельно заполнить пропуски на рисунке «Мое дерево ПВК» в соответствии с требованиями выбранной профессии (можно заполнить по результатам выбранной профессии на интерактивной цифровой платформе «ПроеКТОриЯ» в разделе «Примерочная профессий») по следующей схеме:

  • ячейки красного цвета (условно «Могу») – те качества, умения, способности, которыми обладает участник на данный момент;
  • ячейки зеленого цвета (условно «Хочу») – те качества, умения, способности, которыми не обладает участник, но хотел бы обладать;
  • ячейки желтого цвета (условно «Надо») – те действия, которые необходимо предпринять участнику, чтобы указанные качества, умения, способности, приобрести.

Примечание: данное упражнение позволяет убедиться, что участники четко представляют, каких именно качеств, умений, способностей требует от него будущая профессия, какими они обладают и какими путями их можно приобрести.

Обсуждение: проводится групповое обсуждение результатов.

Творческое задание «Коллаж» (30-40мин.)

Цель: повышение уровня ориентации в мире профессионального труда, осознание особенностей профессий, включение в совместную деятельность, стимуляция групповой сплоченности, развитие навыков конструктивного взаимодействия в малой группе, активизация творческого потенциала.

Материалы: ватман, маркеры, журналы, клей, ножницы.

Для начала давайте еще раз вспомним какие выделяют сферы профессий по предмету труда? Какие из этих сфер нам наиболее интересны? (останавливаемся на двух сферах, например, «человек-человек» и «человек-художественный образ») Напомните еще раз какие профессии относятся к этим сферам?

Переходим непосредственно к самому заданию. Вам необходимо рассчитаться на первые и вторые номера и распределитесь в 2 команды.

Инструкция: суть задания создать коллаж. Коллаж – это художественная композиция. Для работы в команде я приготовила вам все необходимые материалы. Для одной команды темой коллажа будет являться сфера профессий «человек - человек», для другой «человек – художественный образ». Вам необходимо не только отразить в вашей совместной работе типы профессий, особенности профессиональной деятельности людей данной сферы, профессионально важные качества, но и максимально творчески подойти к созданию композиции. По окончанию каждая команда презентует нам свой коллаж.

Обсуждение результатов групповой работы. Определение наиболее активных участников, определение лидера.

3. Подведение итогов

На этом мы с вами заканчиваем работу с ПВК и переходим к подведению итогов нашей совместной работы. Каждое дерево кроме листьев в свое время приносит и плоды. Для вас это время пришло.

Рефлексия.

Упражнение «Грецкий орех».

Цель: формирование комфортной атмосферы в группе и ценностного отношения к теме.

Время: 10 минут.

Материалы: мешочек с грецкими орехами.

Ход проведения: ведущий просит каждого взять себе один орех из мешочка и запомнить его. Некоторое время участники рассматривают свой орех, изучая его структуру, особенности строения, запоминая все его индивидуальные черты. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого – найти свой орех.

Обсуждение: На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности». И каждого где-то ждет его профессия, в которой он будет чувствовать себя «как дома». Главное, искать и вы обязательно найдете занятие «по душе». А теперь прошу вас поделиться впечатлениями о нашей совместной работе на занятии... (обмен впечатлениями)

Заключительно слово.

Спасибо за высказывания. Позвольте и мне сказать вам несколько слов. Мне очень приятно наше общение. Мы хорошо поработали, решили все поставленные задачи. Могу поздравить вас с победой. А каждому победителю, кроме славы, полагается награда. Я очень надеюсь, что полученные вами орешки, если посадить, когда-нибудь обязательно прорастут. Поэтому в качестве награды каждому из вас я хочу подарить маленькое деревце как символ вашего личностного роста, трудолюбия и творчества.

Каждого из нас можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кустарники, деревья. Сад велик и многообразен, он растет и меняется. Может показаться, что он растет сам собой. Но это не так. Ненайденная или забытая способность, качество, умение зачахнет и пропадет, а найденная – расцветет и принесет желаемые плоды.

Все в наших руках…