Маленькая академия для будущих первоклассников 2019-2020

дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkaya_akademiya.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Утверждено на заседании ППк

                      протокол № ____

      от____________г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Школа №1391 города Москвы

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Развитие познавательных способностей»

Будущих первоклассников

Составитель:

   Педагог-психолог

О.В.Зарецкова

Москва 2019-2020гг.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты по развитию познавательных способностей будущих первоклассников
  3. Цели, задачи, содержание программы
  4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

    5.  Календарно – тематического планирования занятий.

1. Пояснительная записка

Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер

     Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС второго поколения) на основе программы Локалова Н.П., Локалова Д.П. «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников».О.А. – М.: Генезис, 2014г. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий с группой (15-20 человек) детей 6-7 лет и рассчитана на 15 часов с октября по апрель (2 раза в месяц). Продолжительность занятий 30 минут.

     У детей присутствуют неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей.    

     Занятия построены на сочетании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма способствует развитию умственных качеств дошкольников, формированию интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.

2. Планируемые результаты по развитию познавательных способностей будущих первоклассников.

Результатом реализации программы является развитие у детей:

1. наблюдательности и коммуникативных способностей;

2. произвольного внимания;

3. зрительной, слухоречевой памяти;

4. тонкой и грубой моторики;

5. активизации воображения;

6. способности логически мыслить;

7. пространственных представлений;

8. способности адекватно оценивать свою работу.

 

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

 Определять и высказывать под руководством педагога-психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом-психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога-психолога.

 Проговаривать последовательность действий.

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

 Учиться работать по предложенному педагогом-психологом плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  педагога-психолога.

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную от педагога-психолога.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы  всей группы.

 - Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Запоминать и перерабатывать полученную информацию.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии;

-выполнять задания по образцу

3. Цель данного курса:

    - развитие познавательных способностей старших дошкольников на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей 6-7 лет и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и неутомляемой.

 Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, развивающих игр.

Содержание тем учебного курса.

Развитие восприятия.

 Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

 Развитие памяти.

 Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания.

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи.

 Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Локалова Н.П., Локалова Д.П. «Готовимся к школе» Рабочая тетрадь (ксерокопия).

2. Простой карандаш.

3. Цветные карандаши.

  1. Календарно-тематическое планирование занятий.

№ п/п

Развиваемые психологические процессы

Задания

Количество часов

Слуховая память

Умение точно и правильно называть предметы

Кинезиологическое упражнение

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Как тебя зовут?

Назови предметы

Лягушка

Произнеси четко

1

Умение действовать по инструкции

Пространственные представления

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Кинезиологическое упражнение

Вербальное мышление (конкретизация)

Выполни команду

Право, лево, верх, низ

Эхо

Лягушка

Подбери слова

1

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Пространственные представления

Микромоторика

Кинезиологическое упражнение

Воображение

Найди ошибку

Что где находится?

Штриховка

Лягушка

Закончи рисунок

1

Вербальное мышление (обобщение)

Умение анализировать и копировать образец

Устойчивость внимания

Кинезиологическое упражнение

Микромоторика и зрительно-двигательные координации

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Назови одним словом

Нарисуй по образцу

Найди девочку

Оладушка

Морские волны

Произнеси чисто

1

Умение анализировать

Умение действовать по инструкции

Наглядно-образное мышление

Кинезиологическое упражнение

Пространственные представления

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Выделяем слова

Выполни команду

Чего не хватает?

Оладушка

Раскрась домики и клеточки

Нарисуй наоборот

Эхо

1

6.

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Вербальное мышление (анализ через синтез)

Умение анализировать и копировать образец

Кинезиологическое упражнение

Микромоторика (дифференциация мышечных усилий)

Слуховая память

Найди ошибку

Отгадай загадки

Соедини так же

Оладушка

Цветик-семицветик

Магнитофон

1

7.

Умение действовать по инструкции

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Устойчивость внимания

Произвольность

Кинезиологическое упражнение

Пространственные представления

Зрительный анализ

Выполни команду

Различай слова

Ставь значки

Огонь-вода

Кулак-ладонь-ребро

Куда указывают стрелки?

Звери спрятались от волка

1

8.

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Умение анализировать

Зрительная память

Устойчивость внимания

Кинезиологическое упражнение

Критичность мыслительной деятельности

Микромоторика и зрительно-двигательные координации

Произнеси быстро

Делим слова на слоги

Запомни точно

Рыбаки

Кулак-ладонь-ребро

Какие ошибки допустил художник?

Раскрась-ка!

1

9.

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Наглядно-образное мышление

Зрительная память

Устойчивость внимания, микромоторика

Кинезиологическое упражнение

Пространственные представления

Найди ошибку

Нелепицы

Запомни точно

Заштрихуй фигуру

Кулак-ладонь-ребро

Диктант пространственных действий

1

10.

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Зрительный анализ

Воображение

Объем внимания

Кинезиологическое упражнение

Пространственные представления

Осязательные ощущения

Эхо

Какую игрушку сняли

Что это?

Посмотри внимательно

Колечко

Где спрятались игрушки?

Весы-ладошки

1

11.

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Зрительное восприятие

Операция обобщения

Кинезиологическое упражнение

Распределение внимания

Операция абстрагирования (на примере формы)

Произнеси быстро.

Узнай звук

Где спрятались кошечки?

Какой предмет лишний?

Колечко

Слушай сказку и вычеркивай

Шарики и сосульки

1

12.

Пространственные представления

Зрительный анализ

Устойчивость внимания

Умение анализировать и копировать образец

Кинезиологическое упражнение

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Говори правильно

Чем различаются рисунки?

Ставь значки

Одинаковы ли бусы?

Колечко

Различай слова

1

13.

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Умение анализировать и копировать образец

Устойчивость внимания

Микромоторика и зрительно-двигательные координации

Кинезиологическое упражнение

Слуховая память

Разложи слово на звуки

Бусинки

Штриховка

Раскрась-ка!

Ухо-нос

Повтори и добавь

1

14.

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Наглядно-образное мышление

Воображение

Кинезиологическое упражнение

Пространственные представления

Умение анализировать и копировать образец

Произнеси быстро

Различай слова

Помоги Ежику попасть в домик

Помоги художнику закончить рисунки

Ухо-нос

Внутри, справа, слева, внизу

Продолжи узор

1

15.

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Операция абстрагирования (на примере формы и размера)

Микромоторика

Кинезиологическое упражнение

Умение анализировать и копировать образец

Слуховая память

Разложи слово на звуки

Разложи конфеты

Цветик-семицветик

Штриховка

Ухо-нос

Срисуй фигуры точно

У кого ряд длиннее?

1

Итого:

15 часов