«Клиповое мышление и его профилактика у обучающихся»

Никольская Татьяна Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«УЧИЛИЩЕ (техникум) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 2»

 

 

 

Доклад

 

 

 

Тема: «Клиповое мышление и его профилактика у обучающихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:  Никольская Т.В.

 

 

 

 

 

Клиповое мышление и его профилактика у обучающихся

Основной отличительной особенностью современного школьника является клиповое мышление. Именно его обвиняют педагоги, когда возникают проблемы с обучением детей.

Что это за мышление такое и почему оно создает столько проблем учителям, родителям и самим школьникам?

Что такое клиповое мышление?

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.

Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких связанных между собой образов. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов. Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.
С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки, соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно. Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.  Сегодня это характерно для школьников, которые таким образом просматривают телевизор, интернет, журналы, книги и даже учебники, читая только заголовки.

Э. Тоффлер также ввел термин «блип-культура», («blip» – выброс сигнала), означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире.

Со временем появился новый термин – клиповость.

Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

Постепенно в педагогике формируется новое понятие -  клиповое мышление. В России первым употребил термин «клиповое мышление» Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор). Он считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением.

Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.

Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:

-ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

-потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

-увеличение разнообразия поступающей информации;

-увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;

-рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Появление клипового мышления во многом было обусловлено процессом глобализации.

В конце 90-х годов XX века  термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию. В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность.

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

У клипового мышления есть свои признаки.

1. Педагоги знают, что для любого мыслительного процесса ученику нужно время. Но клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность. Клиповое мышление характеризует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное, образное изображение мысли в целом.

2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление.

Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила соответствующее определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3. Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Эти изменения в поведении и характере школьников являются признаком формирования клипового мышления.

 4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным.

Минусы клипового мышления:
Низкая концентрация: сложно сосредоточиться на чем-то одном, дочитать длинный текст или дослушать длинное интервью, ни на что не отвлекаясь. Людям с клиповым мышлением очень тяжело справляться с работой, которая требует усидчивости и выполнения рутинных операций.
   Поверхностное восприятие, которое приводит к тому, что мы не способны анализировать полученную информацию и делать из нее глубокие выводы.
   Трудности в обучении и усвоении новой информации. Это особенно актуально для студентов и школьников, чья учебная программа построена на более консервативных методах и предполагает пассивное восприятие информации: чтение, слушание, заучивание.
   Подверженность манипуляциям. Мы не успеваем проанализировать информацию и принять взвешенное решение, а значит не способны воспринимать информацию критически. Этим активно пользуются рекламщики и маркетологи, которые воздействуют на эмоции и побуждают людей к импульсивным покупкам.
   Ослабление эмпатии. Постоянное воздействие на эмоции вырабатывает высокий порог чувствительности, и нам становится все труднее сопереживать другим.

Плюсы клипового мышления:
   Защищает мозг от перегрузки, фильтруя интенсивный поток информации и разбивая ее на небольшие фрагменты.
   Развивает многозадачность: мы можем одновременно читать, слушать музыку и вести переписку. Такие люди успешно работают официантами, SMM-менеджерами, администраторами, офис-менеджерами и личными ассистентами.
   Ускоряет реакцию: люди с клиповым мышлением быстрее реагируют на любые внешние стимулы.

Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.

 

Как избавиться от клипового мышления?

Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.

Чтение книг — художественных и публицистических. Не обязательно сразу браться за многотомную классику — можно начать с более современных авторов, уделяя чтению сначала по 10, затем — по 20 и 30 минут в день. Для дополнительной мотивации поищите интересные разборы, обсуждения или экранизации книги, которую собираетесь читать.
Изложение или сочинение. Написать краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги или статьи. Честно отразить отрицательные и положительные моменты, аргументируя свое мнение.

Участие в дискуссиях. Те же соцсети открывают нам доступ к идеальной площадке для развития критического и системного мышления. Участвуя в спорах по актуальным темам, ищите в качестве аргументов статистические исследования, публикации в авторитетных источниках и подкрепляйте каждое свое высказывание. Но самое главное — внимательно выслушивайте контраргументы или даже сами их приводите, привыкая к объективному взгляду на все.

Цифровой детокс. Время от времени устраивайте себе отдых от гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Проводите время за рисованием, чтением книг, прогулками, общением с близкими.
          Медитация. Речь не о духовных практиках, а о мыслительном упражнении, которое помогает вам сосредоточиться, избавиться от фоновой тревоги и информационного шума. Это тренирует мозг и помогает на психологическом уровне.

   Проблема клипового мышления остается. В настоящее время задача психологов и физиологов состоит в том, чтобы организовать более глубокие исследования клипового мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_uor.docx69.36 КБ

Предварительный просмотр:

Герб одноцветный

МИНИСТЕРСТВО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«УЧИЛИЩЕ (техникум) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 2»

Доклад

Тема: «Клиповое мышление и его профилактика у обучающихся»

Воспитатель:  Никольская Т.В.

 

Ноябрь - 2023

Клиповое мышление и его профилактика у обучающихся

Основной отличительной особенностью современного школьника является клиповое мышление. Именно его обвиняют педагоги, когда возникают проблемы с обучением детей.

Что это за мышление такое и почему оно создает столько проблем учителям, родителям и самим школьникам?

Что такое клиповое мышление?

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.

Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких связанных между собой образов. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов. Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.
С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки, соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно. Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.  Сегодня это характерно для школьников, которые таким образом просматривают телевизор, интернет, журналы, книги и даже учебники, читая только заголовки.

Э. Тоффлер также ввел термин «блип-культура», («blip» – выброс сигнала), означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире.

Со временем появился новый термин – клиповость.

Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

Постепенно в педагогике формируется новое понятие -  клиповое мышление. В России первым употребил термин «клиповое мышление» Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор). Он считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением.

Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.

Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:

-ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

-потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

-увеличение разнообразия поступающей информации;

-увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;

-рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Появление клипового мышления во многом было обусловлено процессом глобализации.

В конце 90-х годов XX века  термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию. В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность.

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

У клипового мышления есть свои признаки.

1. Педагоги знают, что для любого мыслительного процесса ученику нужно время. Но клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность. Клиповое мышление характеризует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное, образное изображение мысли в целом.

2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление.

Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила соответствующее определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3. Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Эти изменения в поведении и характере школьников являются признаком формирования клипового мышления.

 4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным.

Минусы клипового мышления:
Низкая концентрация: сложно сосредоточиться на чем-то одном, дочитать длинный текст или дослушать длинное интервью, ни на что не отвлекаясь. Людям с клиповым мышлением очень тяжело справляться с работой, которая требует усидчивости и выполнения рутинных операций.
   Поверхностное восприятие, которое приводит к тому, что мы не способны анализировать полученную информацию и делать из нее глубокие выводы.
   Трудности в обучении и усвоении новой информации. Это особенно актуально для студентов и школьников, чья учебная программа построена на более консервативных методах и предполагает пассивное восприятие информации: чтение, слушание, заучивание.
   Подверженность манипуляциям. Мы не успеваем проанализировать информацию и принять взвешенное решение, а значит не способны воспринимать информацию критически. Этим активно пользуются рекламщики и маркетологи, которые воздействуют на эмоции и побуждают людей к импульсивным покупкам.
   Ослабление эмпатии. Постоянное воздействие на эмоции вырабатывает высокий порог чувствительности, и нам становится все труднее сопереживать другим.

Плюсы клипового мышления:
   Защищает мозг от перегрузки, фильтруя интенсивный поток информации и разбивая ее на небольшие фрагменты.
   Развивает многозадачность: мы можем одновременно читать, слушать музыку и вести переписку. Такие люди успешно работают официантами, SMM-менеджерами, администраторами, офис-менеджерами и личными ассистентами.
   Ускоряет реакцию: люди с клиповым мышлением быстрее реагируют на любые внешние стимулы.

Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.

Как избавиться от клипового мышления?

Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.

Чтение книг — художественных и публицистических. Не обязательно сразу браться за многотомную классику — можно начать с более современных авторов, уделяя чтению сначала по 10, затем — по 20 и 30 минут в день. Для дополнительной мотивации поищите интересные разборы, обсуждения или экранизации книги, которую собираетесь читать.
Изложение или сочинение. Написать краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги или статьи. Честно отразить отрицательные и положительные моменты, аргументируя свое мнение.

Участие в дискуссиях. Те же соцсети открывают нам доступ к идеальной площадке для развития критического и системного мышления. Участвуя в спорах по актуальным темам, ищите в качестве аргументов статистические исследования, публикации в авторитетных источниках и подкрепляйте каждое свое высказывание. Но самое главное — внимательно выслушивайте контраргументы или даже сами их приводите, привыкая к объективному взгляду на все.

Цифровой детокс. Время от времени устраивайте себе отдых от гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Проводите время за рисованием, чтением книг, прогулками, общением с близкими.
         Медитация. Речь не о духовных практиках, а о мыслительном упражнении, которое помогает вам сосредоточиться, избавиться от фоновой тревоги и информационного шума. Это тренирует мозг и помогает на психологическом уровне.

   Проблема клипового мышления остается. В настоящее время задача психологов и физиологов состоит в том, чтобы организовать более глубокие исследования клипового мышления.