Научная статья "Психология нравственности как основополагающая дисциплина в системе высшего образования"

Нехорошева Инна Владимировна

Статья предоставлена авторами.

Ссылка для цитирования этой статьи: Нехорошева И.В., Сидячева Н.В. Психология нравственности как основополагающая дисциплина в системе высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. — 2024. — Т. 12. — № 1. — Порядковый номер: 22. DOI: 10.15862/23PSMN124 (https://doi.org/10.15862/23PSMN124)

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления психологии нравственности как новой учебной дисциплины, которая постепенно распространяется в системе высшего образования психологов. Причины отмеченного процесса заключаются в интенсивном развитии научного направления «Психология нравственности» и в постепенном проникновении накопленных научных знаний в образовательную сферу. Представлены учебные курсы и учебные пособия по психологии нравственности, разработанные М.И. Воловиковой, Л.Л. Дикевич, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой, Е.А. Плехановой, А.Н. Бражниковой, С.В. Молчановым, И.Н. Польшаковой, О.В. Коноваловой, А.А. Шевченко. Описано обобщенное содержание курсов, разработанных в российских университетах. Перечислены некоторые курсы и модули по психологии морали и нравственности, читаемые в зарубежных университетах. Отдельное внимание в статье уделяется вопросам обеспечения ненавязчивого воспитательного аспекта подобных курсов за счет отбора соответствующих эмпирических закономерностей для изучения. В качестве примера приводятся эмпирические данные, подтверждающие важность нравственности для общества и невыгодность безнравственности для личности. Отмечены риски, которые важно избежать при массовой разработке подобных курсов: риск сделать воспитательный уклон слишком явным и назидательным, риск свести воспитательную составляющую к нулю или к отрицательным значениям, риск погасить интерес студентов из-за перегруженности курса теорией. Выражается уверенность в возможности избежать этих рисков благодаря большому объему эмпирических исследований по психологии нравственности, что позволит широко разнообразить содержание таких курсов, сделать их интересными и полезными в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности студентов. Делается заключение о пользе дальнейшего распространения курсов по психологии нравственности в системе образования психологов и педагогов-психологов.

Ключевые слова: психология, нравственность, мораль, воспитание, высшее образование, учебная дисциплина, научное направление.

 

 

Нехорошева Инна Владимировна

ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Мытищи, Россия

Старший преподаватель кафедры «Социальной и педагогической психологии»

Кандидат психологических наук

ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7148-4777

РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=689724

Истина МГУ: https://istina.msu.ru/workers-beta/621698161/publi...

WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/GLT-68...

SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=...

 

Сидячева Наталья Владимировна

ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Мытищи, Россия

Заведующая кафедрой «Социальной и педагогической психологии»

Кандидат психологических наук, доцент

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6454-964X

РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=663990

WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/AAK-61...

SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=...

 

Психология нравственности как основополагающая дисциплина в системе высшего образования

Введение

Тема нравственного воспитания традиционно является одной из главных в социальной педагогике, а может быть и самой главной. К.Д. Ушинский писал: «мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [1, c. 196].

При подготовке студентов педагогических профилей большое внимание уделяется теме нравственного воспитания детей, школьников, молодежи. Эта тема красной линией проходит через все учебные дисциплины. Образовательный стандарт подготовки педагогов подразумевает формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-4 по духовно-нравственному воспитанию обучающихся[a].

При подготовке студентов психологических профилей такой традиции пока нет. Изучение нравственной сферы личности иногда включается в курс педагогической психологии, в рамках раздела по воспитанию, а также в курс по психологии воспитания, который еще мало распространен. Отдельные курсы по психологии нравственности раньше были исключительной редкостью.

При этом нравственная сфера личности как предмет научного исследования прорабатывалась в психологии во все периоды: дореволюционный, советский, постсоветский [2, c. 40]. В советский период темой нравственности в основном занимались психологи, работающие в области педагогической психологии. Ставилась задача изыскания путей формирования ответственного и нравственно устойчивого человека с твердыми научно-коммунистическими убеждениями, борца за правду. Проработкой тем нравственного развития личности занимались такие известные ученые-психологи как Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Е.В. Субботский, Т.А. Флоренская, В.Э. Чудновский, А.В. Зосимовский, Л.И. Рувинский, С.Г. Якобсон и другие.

Еще в 1990-х годах в российском научном сообществе были предложения выделить психологию нравственности в отдельное направление. Так, доктор психол. наук Б.С. Братусь, профессор Московского государственного университета, предлагал соотнести линии психологии и этики, и рассмотреть точку их схождения как возможность появления «нравственной психологии». Целью такой психологии он видел разработку задач нравственного развития личности. Нравственное развитие он тесно связывал с обретением личностью «человеческой сущности», то есть с развитием способности к самоотдаче, децентрации, альтруистическому и глубоко уважительному отношению к другому человеку, ответственности перед другими людьми и собой, перед будущими поколениями, творческий характер жизнедеятельности и стремление к обретению общего сквозного смысла жизни [3]. Б.С. Братусь сразу уточнил, что вся остальная психология не объявляется им «безнравственной», точно также как культурно-историческая школа в психологии не объявляет все остальные школы «внекультурными».

Близкой точки зрения придерживалась М.И. Воловикова – докт. психол. наук, заведующая лабораторией Института психологии Российской академии наук (РАН), занимавшаяся психологическими аспектами морали и нравственности очень долгое время: с 1980-х годов до конца жизни [4, 5]. Под ее руководством, с середины 1990-х годов Л.Л. Дикевич проводила анализ истории изучения проблем нравственности в философии и психологии, как зарубежной, так и отечественной. В 1994 году ими совместно был разработан курс «Основы нравственной психологии», один из первых подобных курсов в России [6, с.21]. Курс читался Л.Л. Дикевич для студентов Смоленского гуманитарного университета. Описывая в статье от 2009 года свой опыт разработки данного курса, М.И. Воловикова отмечала, что подобные курсы подготовлены в Новосибирском государственном педагогическом университете и Государственном университете гуманитарных наук [2, с.40].

Современный период характеризуется огромным разнообразием тем исследований по психологии нравственности и связан с именами Л.Н. Антилоговой, С.К. Бондыревой, Б.С. Братуся, М.И. Воловиковой, А.А. Гостева, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, О.А. Карабановой, Д.В. Колесова, А.Б. Купрейченко, Н.В. Мельниковой, Л.М. Попова, В.Е. Семенова, А.А. Хвостова, В.Д. Шадрикова, Г.Р. Шафиковой, А.В. Юревича и др.

В течение последних 15 лет в психологии происходит интенсивное становление «Психологии нравственности» как отдельного, самостоятельного и востребованного научного направления [7]. При этом большой объем исследований в данном направлении проводится сотрудниками ведущего научного психологического учреждения – Института психологии РАН [5, 8, 9, 10, 11]. В России подготовлены 372 диссертации по психологии нравственности, опубликованы несколько тысяч статей, разработаны более 60 методик психодиагностики нравственной сферы личности.

За рубежом тоже наблюдается становление области под названием «moral psychology» или «psychology of morality» [12, 13, 14, 15]. Накоплен значительный объем эмпирических исследований [16, 17].

Все эти знания постепенно проникают из научной сферы в образовательную, как в России, так и за рубежом.

Современные дисциплины по психологии нравственности и их структура

Приблизительно с 2014-2017 гг. чтение курсов по психологии нравственности для студентов-психологов становится все более широко распространенной практикой. Вклад в становление учебных дисциплин по психологии нравственности для подготовки психологов внесли доктора психол. наук М.И. Воловикова, С.К. Нартова-Бочавер, Н.В.Мельникова, Р.В. Овчарова, кандидаты психол. наук Л.Л. Дикевич, С.В. Молчанов, И.Н. Польшакова, Е.А. Плеханова, А.Н. Бражникова, О.В. Коновалова, А.А. Шевченко, Е.В. Михайлик и другие. Приведем несколько примеров современных курсов, разработанных психологами.

В Курганском государственном университете доктором психол. наук Р.В. Овчаровой для магистрантов-психологов разработан курс «Развитие нравственной сферы личности детей и подростков»[b] (2015 г.).

В Северо-Кавказском федеральном университете, г. Ставрополь, кандидатом психол. наук И.Н. Польшаковой подготовлен курс «Психология нравственности» (2017 г.).

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, г. Уфа, кандидатом психол. наук Е.А. Плехановой читается дисциплина по выбору «Психология нравственных отношений подростков» (2014 г.), а также курс «Психология нравственного развития личности» (2019 г.) в качестве факультатива.

В Московском государственном университете по направлению «психология служебной деятельности» разработан курс «Ценностно-моральное развитие личности»[c] (с 2013 г.), разработчик - канд. психол. наук С.В.Молчанов.

В Южно-уральском государственном университете, г. Челябинск, в рамках аналогичного направления подготовки О.Н. Дунаевой подготовлен курс «Психология морального развития и нравственной зрелости личности»[d] (2017 г.). В 2022 году кандидатом психол. наук А.А. Шевченко этот курс был переработан в сторону увеличения раздела по психологии нравственности, морального развития и нравственной зрелости[e].

В Высшей школе экономики с 2020 года читается курс «Психология морали»[f], разработанный доктором психол. наук С.К. Нартовой-Бочавер. Курс признан лучшим по критериям новизны полученных знаний и полезности для расширения кругозора.

В Иркутском государственном университете кандидатом психол. наук Е.В. Михайлик в 2021 году разработана программа дисциплины «Психология духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» для бакалавров профиля подготовки «Психология личности»[g].

Начало учебных курсов, как правило, посвящено обзору отечественных и зарубежных концепций психологии морали и нравственности, и дополнительно иногда обзору исследований в какой-либо конкретной области. Изучаются зарубежные концепции Ж. Пиаже, Л. Кольберга, К. Гиллиган, Дж. Хайдта, М. Шмитта, Р. Янофф-Бульман и др. Среди работ отечественных психологов изучаются широко известные труды Л.И. Божович, М.И. Воловиковой, С.Г. Якобсон, Б.С. Братуся, Е.В. Субботского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, В.В. Знакова и др.

Далее на основании анализа существующих теоретико-эмпирических исследований показывается картина общего строения нравственной сферы личности, связи морального сознания с поведением, рассматриваются стадии и факторы нравственного развития, механизмы усвоения моральных норм, исследования нравственной зрелости и устойчивости.

В зависимости от специфики курса, авторы могут выделять специальную часть курса, в которую включают психологическую характеристику нравственного сознания, чувств и отношений интересующей категории людей (возрастной, профессиональной и др.); анализ нравственных проблем специальных видов деятельности, вопросы моральной устойчивости, вплоть до коррупционного поведения.

Отдельный раздел выделяется для обзора и анализа методик диагностики нравственных качеств личности и уровня морального развития.

В заключительной части учебных курсов, как правило, анализируются способы целенаправленного развития нравственной сферы личности, программы и методы повышения нравственной устойчивости, пути формирования благоприятного нравственно-психологического климата, в том числе в профессиональном коллективе.

В зарубежных университетах также разрабатываются подобные курсы. Например, в Университете Саутгемптона разработаны учебные модули «Моральная психология» по эмпирическим психологическим исследованиям морали и нравственности: облегченный модуль[h] и более сложный[i], для чтения в 2024/25 учебном году. В Кентском университете разработан модуль «Социальная психология справедливости и морали»[j]. В Уорикском университете разработан модуль «Моральная психология: наука о добре и зле»[k] для бакалавров по направлению «философия». В Эдинбургском университете в 2022/2023 году читался курс для бакалавриата «Моральная психология в реальном мире»[l], философско-психологического характера. В Университете Райдера разработан проект учебной программы «Психология морали»[m]. В Национальном университете Сингапура разработаны два курса для бакалавриата. Первый курс «Нравственное развитие»[n] включает теории нравственного развития личности, современные исследования в области принятия моральных решений детьми, влияние общества (средств массовой информации, воспитания) на нравственное развитие детей. Второй курс «Психология моральных суждений»: о когнитивных, эмоциональных и интуитивных аспектах принятия моральных решений, нравственных чувствах и эмоциях, нейробиологических основах моральных решений, о морали в культуре и политике.

Учебные пособия по психологии нравственности

Первые отечественные учебные пособия по психологии нравственности были разработаны, соответственно, авторами первых учебных курсов М.И. Воловиковой и Л.Л. Дикевич в 2005 и 2009 году[o]. Пособия небольшие по объему, но разнообразные по содержанию. В них приводятся теоретические аспекты нравственного развития, эмпирические исследования, фрагменты трудов С.Л. Рубинштейна, Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся.

В 2004 и 2010 году коллективом авторов из Шадринского государственного педагогического института подготовлены учебные пособия по психологии нравственной сферы дошкольников[p]. В учебных пособиях Е.А. Плехановой[q] рассматривается система нравственных отношений подростков, динамика ее развития, факторы становления. В пособии А.Н. Бражниковой[r] уделено внимание вопросам нравственно-этического становления студентов как будущих профессионалов, более широким вопросам изучения нравственной сферы личности и т.д.

Опубликованы учебные пособия для нравственно-этической подготовки будущих клинических психологов и психологов-консультантов. Так, консультирующие психологи И.Г. Тимощук и Т.Н. Данилова[s] на основе собственного психотерапевтического опыта и научных исследований пытаются проанализировать, каковы представления практикующих психологов о морали, нравственности, этике и духовности; как соотносятся личные нравственные ценности консультирующего психолога с его профессиональным мировоззрением и внешней системой профессиональных принципов консультирования. К таким же темам обращается Т.И. Сурьянинова[t] в рамках обсуждения вопросов работы клинических психологов.

Воспитательные аспекты

Кроме задачи повышения компетентности студентов-психологов в вопросах понимания нравственной сферы других людей, остается задача нравственного воспитания самих студентов, что признается и зарубежными учеными из университетов Европы [18, p. 239-253], Америки [19], Азии [20]. Особенно важен нравственный уровень тех студентов, которые выберут работу в области психологии служебной деятельности или работу с детьми и молодежью. Более того, нравственный уровень таких студентов в идеале должен быть выше среднего, если общество желает эволюционировать. Так, по результатам моделирования нескольких сценариев Пол Ререн и Ханно Зауэр пришли к выводу, что морально-нравственное «воспитание может стать движущей силой» эволюции общества только тогда, «когда преподаватели передают информацию, которая отличается в лучшую сторону от моральных убеждений и ценностей их общества», а учебные и воспитательные учреждения «отклоняют учебную программу от существующего положения вещей в сторону улучшения» [21].

Нравственное состояние молодежи вызывало и вызывает обеспокоенность у психологов [22, 23], сравнительные исследования моральных суждений молодежи 2000 и 2020 годов дают совсем неоднозначную картину [24]. Поэтому иногда в рабочих программах дисциплин по психологии нравственности авторы указывают не только образовательные задачи курса, но и воспитательные. Например, в курсе С.К. Нартовой-Бочавер упоминается задача по развитию ответственного гуманного мировоззрения и этической культуры, в курсе А.А. Шевченко – задача способствования формированию отрицательного отношения к коррупционному поведению. Курс М.И. Воловиковой и Л.Л. Дикевич во многом направлен на формирование нравственного мировоззрения студентов через самостоятельное осмысление ими взглядов известных психологов по темам бытия, нравственности и духовно-нравственного развития.

Однако, современной молодежи бывает недостаточно сказать, что нравственность – залог личностного здоровья и общественного благополучия, это надо доказать, причем ненавязчиво. Ненавязчивый воспитательный аспект возможно обеспечить целесообразным отбором эмпирических закономерностей и аналитических выкладок, включенных в содержание курса. При этом аргументация традиционно выстраивается по двум линиям обоснования важности нравственности: эволюционно-общественной и личностной. По эволюционно-общественной линии аргументации можно, например, доказать студентам связь несвязанных по их мнению областей – нравственности и экономики. Опубликованы мнения и исследования экономистов и историков о взаимосвязи нравственно-психологического состояния общества и его экономического, политического состояния, расцвета и распада империй [25, с. 5-26, 67-83, 281-297, 359-371, 395-421]. Макропсихологические исследования ИП РАН показывают, что нравственное состояние общества и уровень валового национального продукта коррелируют положительно [26, с.199]. Работы сотрудников ИП РАН, занимающихся исследованиями на стыке экономической психологии и психологии нравственности, говорят об отталкивающем действии неэтичной рекламы на людей личностно зрелых, с высшим образованием [27, 28]. По личностной линии аргументации более просто доказывается невыгодность явной безнравственности, чем личная польза от нравственности. Но можно доказать пользу для личности от высоконравственного уровня межличностных отношений. Например, что удовлетворенность браком у обоих супругов наиболее высока только тогда, когда оба супруга обладают низким уровнем эгоизма; все остальные сочетания уровня эгоизма у супругов приводят к понижению удовлетворенности качеством супружеских отношений [29]. У работодателей более востребованы специалисты, имеющие нравственно-позитивную репутацию; работодатели ценят в рекомендациях такие характеристики работника, как верность, честность, ответственность, порядочность [30].

Конечно, нелогично было бы доказывать студентам, что нравственность принесет им много лично-бытовых выгод и облегчит жизнь, так как погоня за узколичной выгодой противоречит понятию высокой нравственности. Нравственные люди не центрируются на личных выгодах и облегчении жизненного пути. Более того, результаты исследований субъективного психологического благополучия и социально-психологического самочувствия высоконравственных людей [31, 32] позволяют утверждать, что вместе с нравственным воспитанием крайне необходимо формировать твердость, волю, самостоятельность и жизнестойкость. И чем выше нравственный уровень человека, тем нужнее ему эти качества.

Риски массового внедрения при поверхностной проработке курсов

При разработке курсов важно снизить вероятность реализации как минимум трех рисков:

1) сделать воспитательный уклон слишком явным, превратить курс в назидание, что оттолкнет молодые умы от такой важной темы;

2) погасить интерес студентов к теме нравственности из-за перегруженности курса определениями, теориями, систематизациями, классификациями, факторами и т.д.;

3) свести воспитательный аспект к отрицательным значениям, например, рассматривать как норму среднестатистические показатели нравственности, или отнестись к этой теме безразлично, хладнокровно препарируя очередной предмет исследования в психологии, умаляя важность данной темы в жизни общества.

Свести к минимуму второй риск можно благодаря тому, что авторы свободны в выборе содержания курса. Дисциплины по психологии нравственности вводятся, как правило, в магистратуре или как курс по выбору в бакалавриате, поэтому к ним нет жестких требований. Существующий большой объем эмпирических исследований по психологии нравственности позволяет очень широко разнообразить содержание таких курсов, сделать их интересными и полезными в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности студентов.

В процессе дальнейшего увеличении числа вводимых в стране курсов по психологии нравственности могут оказаться полезными круглые столы, секции конференций и другие площадки для дискуссий и обмена опытом в преподавании таких дисциплин. В научной литературе были опубликованы предложения вынести на обсуждение вопросы построения учебных курсов по психологии нравственности [33].

Выводы

1. Интенсивное развитие научного направления по психологии нравственности постепенно приводит к разработке и внедрению одноименных дисциплин в систему высшего образования психологов и педагогов-психологов.

2. Этот процесс согласуется с современной государственной политикой по реализации задач нравственного воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей населения[u]. По словам В.В. Путина от 27 декабря 2023 года, «сегодня мы …восстанавливаем воспитательную, ценностную составляющую в школах, ВУЗах, техникумах и колледжах. Для нашего суверенитета это также важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий»[v].

3. Благодаря большому объему эмпирических исследований по психологии нравственности возможно разнообразить содержание курсов, сделать их интересными и полезными в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности студентов, а также обеспечить ненавязчивый воспитательный аспект.

4. Дальнейшее введение учебных курсов по психологии нравственности будет способствовать:

– подготовке специалистов, которые лучше разбираются в вопросах нравственной сферы личности и психологических механизмах социально-нравственного развития детей и молодежи;

– воспитанию в студентах более сознательных граждан, которые будут немного чаще обращать внимание на нравственную сторону человеческих отношений, нравственные качества своих собеседников и, быть может, на свои нравственные качества;

– повышению устойчивости государства к разнообразным разрушающим воздействиям, как внешним, так и внутренним.

5. На наш взгляд, психология нравственности должна иметь такое же основополагающее значение в системе высшего образования психологов, как и другие базовые дисциплины по философии, культурологи, психологии личности, психологии развития.

Литература

  1. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн.1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 638 с.
  2. Воловикова М.И. Опыт построения курса «Основы нравственной психологии» для студентов-психологов / М.И. Воловикова // Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 39–42. – URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document2007.pdf (дата обращения 03.12.2023).
  3. Братусь Б.С. Психология и этика: возможна ли нравственная психология? / Б.С. Братусь // Человек. – 1998. – № 1. – С. 50.
  4. Воловикова М.И. Моральное развитие и отношение: взрослые – дети / М.И. Воловикова // Применение концепции С.Л. Рубинштейна к разработке вопросов общей психологии / Ред.: Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Серенкова В.Ф. – Москва, 1989. – С. 131-141.
  5. Воловикова М.И. Нравственная психология: современное состояние и перспективы исследований / М.И. Воловикова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 2 (10). – С. 6-29.
  6. Духовно-нравственные проблемы современной личности / Отв. ред. М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2018. – 477 с. – URL: https://licey111.kuz-edu.ru/files/licey111/doc/ШСП/Наука%20и%20образование/Духовно-нравственные%20проблемы%20современной%20личности.pdf (дата обращения 03.12.2023).
  7. Бражникова А.Н. Психология нравственности: история и современность / А.Н. Бражникова. – М.: Изд-во МИУ, 2018. – 234 с.
  8. Журавлев А.Л. Психология нравственности как область психологического исследования / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – № 3. – С. 4–14.
  9. Журавлев А.Л. Количественный анализ изданий Института психологии РАН по научному направлению психологии нравственности в 2002–2021 гг. Часть I. Библиометрический анализ / А.Л. Журавлев, А.А. Костригин // Психологический журнал. – 2023. – Т. 44. – №3. – С. 71–82.
  10. Журавлев А.Л. Количественный анализ изданий Института психологии РАН по научному направлению психологии нравственности в 2002–2021 гг. Часть II. Наукометрический анализ / А.Л. Журавлев, А.А. Костригин // Психологический журнал. – 2023. – T.44. – № 4. – C.94–103.
  11. Журавлев А.Л. Предпосылки формирования научного направления психологии нравственности в Институте психологии РАН в советский и постсоветский периоды / А.Л. Журавлев, А.А. Костригин // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2023. – Т. 8. – № 1 (29). – С. 6–54.
  12. Nadelhoffer T. Moral Psychology: Historical and Contemporary Readings / T. Nadelhoffer, E. Nahmias, S. Nichols (eds.). – Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2010. – 390 p. – URL: https://archive.org/details/isbn_9781405190190/page/n5/mode/2up (accessed 28.12.2023).
  13. Voyer B.G. Moral Psychology / B.G. Voyer, T. Tarantola. – Springer Cham, 2017. – 167 p. – URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-61849-4 (accessed 28.12.2023).
  14. Doris J. Moral Psychology: Empirical Approaches / J. Doris, S. Stich, J. Phillips, L. Walmsley, E.N. Zalta (ed.). – Stanford University, 2020. – online edn. – URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/moral-psych-emp/ (accessed 28.12.2023).
  15. Vargas M. The Oxford Handbook of Moral Psychology / M. Vargas, J.M. Doris (eds.). – Oxford Academic, 20 Apr. 2022. – online edn. – URL: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198871712.001.0001 (accessed 28.12.2023).
  16. Sarkissian H. Advances in Experimental Moral Psychology / H. Sarkissian, J.C. Wright (eds.). – New York: Bloomsbury Academic, 2014. – 256 p.
  17. Ellemers N. The Psychology of Morality: a review and analysis of empirical studies published from 1940 through 2017 / N. Ellemers, J. van der Toorn, Y. Paunov, T. van Leeuwen // Personality and Social Psychology Review. – 2019. – 23(4). – P. 332-366. – URL: https://doi.org/10.1177/1088868318811759 (accessed 28.12.2023).
  18. Moral Education and Development / eds. de Ruyter, D.J., Miedema S. – Sense Publishers Rotterdam, 2011. – 253 p. – URL: https://doi.org/10.1007/978-94-6091-716-5 (accessed 28.12.2023).
  19. Higgins-D’Alessandro A. Dancing up a spiral staircase: learning how best practices and policies intertwine lifelong moral development with education / A. Higgins-D’Alessandro // Journal of Moral Education. – 2011. – Vol. 40. – № 3. – P. 397-405. – URL: https://doi.org/10.1080/03057240.2011.596343 (accessed 28.12.2023).
  20. Wong M.-Y. University students’ perceptions of learning of moral education: a response to lifelong moral education in higher education / M.-Y. Wong // Teaching in Higher Education. – 2023. – Vol. 28. – №3. – P. 654-671. – URL: https://doi.org/10.1080/13562517.2020.1852201 (accessed 28.12.2023).
  21. Rehren P. Another Brick in the Wall? Moral Education, Social Learning, and Moral Progress / P. Rehren, H. Sauer // Ethical Theory and Moral Practice. – Dec 2022. – online edn. – URL: https://doi.org/10.1007/s10677-022-10351-3 (accessed 28.12.2023).
  22. Сидячева Н.В. К вопросу о развитии морали и нравственности современной молодёжи / Н.В. Сидячева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2010. – № 4. – С. 21-23.
  23. Юревич А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества / А.В. Юревич // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 4. – С. 168-179.
  24. Хвостов А.А. Динамика морального сознания студенческой молодежи (2000-2020 гг.) / А.А. Хвостов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2022. – Т. 7. – № 2 (26). – С. 6-34.
  25. Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки / Рук. исслед. проекта, науч. ред. О.Т. Богомолов. М.: Институт экономических стратегий, 2008. – 440 с.
  26. Психология нравственности / отв. ред. А.Л.Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2010. – 508 с.
  27. Воробьева А.Е. Проблема психологической эффективности неэтичной рекламы различных видов / А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск, 2011. – С. 180-186. URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/23129657.pdf (дата обращения 03.12.2023).
  28. Воробьева А.Е. Индивидуальные нравственно-психологические регуляторы негативного воздействия неэтичной рекламы / А.Е. Воробьева // Экономико-психологические проблемы принятия экономических решений в условиях глобальных изменений. Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Спутник+, 2015. – С. 27-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24823032 (дата обращения 03.12.2023).
  29. Бондарева О.В. Исследование связи уровня эгоизма с возрастом вступления в брак и удовлетворенностью браком / О.В. Бондарева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 5 (83). – С. 120-123.
  30. Хазова С.А. Морально-нравственные личностные качества как детерминанты конкурентоспособности личности / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2022. – №4 (308). – С. 99-109.
  31. Нехорошева И.В. Субъективное качество жизни людей с различной нравственной направленностью / И.В. Нехорошева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – Т. 18. – № 4. – С. 25-29.
  32. Нехорошева И.В. Уровень счастья людей с различной нравственной направленностью / И.В. Нехорошева // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – C. 22-31.
  33. Бражникова А.Н. Психология нравственности как отрасль психологии и как учебная дисциплина / А.Н. Бражникова // Историческая преемственность отечественной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. М.: Изд-во ИП РАН, 2019. – С. 416–424.

 


[a] Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 “Педагогическое образование”».

[b] Овчарова Р.В. Методические указания для самостоятельной работы студентов магистратуры профиля 37.04.01 «Педагогическая психология» по курсу «Развитие нравственной сферы личности детей и подростков». Курган, 2015. URL: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4131/Овчарова-РВ_2015_МУ_3.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 03.12.2023).

[c] Молчанов С.В. Ценностно-моральное развитие личности / Сведения о курсе, предоставленные разработчиком. URL: https://istina.ips.ac.ru/courses/11606833/ (дата обращения: 03.12.2023).

[d] Дунаева О.Н. Рабочая программа дисциплины «Психология морального развития и нравственной зрелости личности». Челябинск, 2017. URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/univeris/ad0f29e4-c6f1-47c5-841b-367857418bc6.pdf (дата обращения 03.12.2023).

[e] Шевченко А.А. Рабочая программа дисциплины «Психология морального развития и нравственной зрелости личности». Челябинск, 2022. URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/univeris/3d725281-6a16-4304-b77e-bc2a5c3c0840.pdf (дата обращения 03.12.2023).

[f] Нартова-Бочавер С.К. Программа дисциплины «Психология морали» 2022/2023. URL: https://www.hse.ru/edu/courses/647339956 (дата обращения 03.12.2023).

[g] Михайлик Е.В. Рабочая программа дисциплины «Психология духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся». Иркутск, 2021. URL: https://files.isu.ru/filearchive/edu_files/B1.O.25_Psihologiya_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_i_vospitaniya_obuchayushchihsya_3548.pdf (дата обращения 03.12.2023).

[h] University of Southampton. Courses – Modules – PSYC3081 Moral Psychology. URL: https://www.southampton.ac.uk/courses/modules/psyc3081 (accessed 05.01.2024).

[i] University of Southampton. Courses – Modules – PSYC6169 Moral Psychology. URL: https://www.southampton.ac.uk/courses/modules/psyc6169 (accessed 05.01.2024).

[j] University of Kent – Courses – Modules – The Social Psychology of Justice and Morality. URL: https://www.kent.ac.uk/courses/modules/module/PSYC6530 (accessed 05.01.2024).

[k] University of Warwick – Module Catalogue – PH380-15 Moral Psychology: The Science of Good and Evil. URL: https://courses.warwick.ac.uk/modules/2020/PH380-15 (accessed 05.01.2024).

[l] University of Edinburgh. Undergraduate Course: Moral Psychology in the Real World (PSYL10177). URL: http://www.drps.ed.ac.uk/22-23/dpt/cxpsyl10177.htm (accessed 05.01.2024).

[m] Rider University. BHP 360: Moral Psychology (DRAFT syllabus). URL: https://www.rider.edu/academics/additional-programs/honors-programs/baccalaureate/sample-syllabi (accessed 05.01.2024).

[o] Воловикова М.И., Дикевич Л.Л. Основы нравственной психологии: учеб. пособие. Смоленск: Универсум, 2005. 80с.

Воловикова М.И., Дикевич Л.Л. Психология нравственности: основы теории и практики: учеб. пособие. Смоленск: Универсум, 2009. 66с.

[p] Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности: учебное пособие. Шадринский филиал МГОПУ им. М.А. Шолохова. Шадринск: Изд-во «Исеть», 2004. 158с.

Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника: учебное пособие. Шадринск: Щадринский государственный педагогический институт, 2010. 189с.

[q] Плеханова Е.А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2014. 136 с.

Плеханова Е.А. Психология нравственного развития личности: учебное пособие. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2022. 160 с.

[r] Бражникова А.Н. Психология нравственности профессионала: учебное пособие. М.: Изд-во «Университетская книга», 2009. 432 с.

[s] Тимощук И.Г. Данилова Т.Н. Психологическое консультирование: духовные и нравственно-этические аспекты в практике оказания психологической помощи: учеб. пособие. Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. 92 с.

[t] Сурьянинова Т.И. Духовно-нравственные основы деятельности клинического психолога: учебное пособие. Курск: Изд-во Курского государственного медицинского университета, 2017. 198 с.

[u] Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.

[v] Выступление Владимира Путина на заседании Государственного Совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника». 27 декабря 2023 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/73188 (дата обращения 27.12.2023).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья предоставлена авторами.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Нехорошева И.В., Сидячева Н.В. Психология нравственности как основополагающая дисциплина в системе высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. — 2024. — Т. 12. — № 1. — Порядковый номер: 22.

DOI: 10.15862/23PSMN124 (https://doi.org/10.15862/23PSMN124)

Нехорошева Инна Владимировна

ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Мытищи, Россия

Старший преподаватель кафедры «Социальной и педагогической психологии»

Кандидат психологических наук

ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7148-4777

РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=689724

Истина МГУ: https://istina.msu.ru/workers-beta/621698161/publications/

WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/GLT-6830-2022

SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=35222205000

Сидячева Наталья Владимировна

ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Мытищи, Россия

Заведующая кафедрой «Социальной и педагогической психологии»

Кандидат психологических наук, доцент

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6454-964X

РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=663990

WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/AAK-6122-2020

SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191848858

Психология нравственности как основополагающая дисциплина в системе высшего образования

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления психологии нравственности как новой учебной дисциплины, которая постепенно распространяется в системе высшего образования психологов. Причины отмеченного процесса заключаются в интенсивном развитии научного направления «Психология нравственности» и в постепенном проникновении накопленных научных знаний в образовательную сферу. Представлены учебные курсы и учебные пособия по психологии нравственности, разработанные М.И. Воловиковой, Л.Л. Дикевич, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой, Е.А. Плехановой, А.Н. Бражниковой, С.В. Молчановым, И.Н. Польшаковой, О.В. Коноваловой, А.А. Шевченко. Описано обобщенное содержание курсов, разработанных в российских университетах. Перечислены некоторые курсы и модули по психологии морали и нравственности, читаемые в зарубежных университетах. Отдельное внимание в статье уделяется вопросам обеспечения ненавязчивого воспитательного аспекта подобных курсов за счет отбора соответствующих эмпирических закономерностей для изучения. В качестве примера приводятся эмпирические данные, подтверждающие важность нравственности для общества и невыгодность безнравственности для личности. Отмечены риски, которые важно избежать при массовой разработке подобных курсов: риск сделать воспитательный уклон слишком явным и назидательным, риск свести воспитательную составляющую к нулю или к отрицательным значениям, риск погасить интерес студентов из-за перегруженности курса теорией. Выражается уверенность в возможности избежать этих рисков благодаря большому объему эмпирических исследований по психологии нравственности, что позволит широко разнообразить содержание таких курсов, сделать их интересными и полезными в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности студентов. Делается заключение о пользе дальнейшего распространения курсов по психологии нравственности в системе образования психологов и педагогов-психологов.

Ключевые слова: психология, нравственность, мораль, воспитание, высшее образование, учебная дисциплина, научное направление.

Введение

Тема нравственного воспитания традиционно является одной из главных в социальной педагогике, а может быть и самой главной. К.Д. Ушинский писал: «мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [1, c. 196].

При подготовке студентов педагогических профилей большое внимание уделяется теме нравственного воспитания детей, школьников, молодежи. Эта тема красной линией проходит через все учебные дисциплины. Образовательный стандарт подготовки педагогов подразумевает формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-4 по духовно-нравственному воспитанию обучающихся[1].

При подготовке студентов психологических профилей такой традиции пока нет. Изучение нравственной сферы личности иногда включается в курс педагогической психологии, в рамках раздела по воспитанию, а также в курс по психологии воспитания, который еще мало распространен. Отдельные курсы по психологии нравственности раньше были исключительной редкостью.

При этом нравственная сфера личности как предмет научного исследования прорабатывалась в психологии во все периоды: дореволюционный, советский, постсоветский [2, c. 40]. В советский период темой нравственности в основном занимались психологи, работающие в области педагогической психологии. Ставилась задача изыскания путей формирования ответственного и нравственно устойчивого человека с твердыми научно-коммунистическими убеждениями, борца за правду. Проработкой тем нравственного развития личности занимались такие известные ученые-психологи как Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Е.В. Субботский, Т.А. Флоренская, В.Э. Чудновский, А.В. Зосимовский, Л.И. Рувинский, С.Г. Якобсон и другие.

Еще в 1990-х годах в российском научном сообществе были предложения выделить психологию нравственности в отдельное направление. Так, доктор психол. наук Б.С. Братусь, профессор Московского государственного университета, предлагал соотнести линии психологии и этики, и рассмотреть точку их схождения как возможность появления «нравственной психологии». Целью такой психологии он видел разработку задач нравственного развития личности. Нравственное развитие он тесно связывал с обретением личностью «человеческой сущности», то есть с развитием способности к самоотдаче, децентрации, альтруистическому и глубоко уважительному отношению к другому человеку, ответственности перед другими людьми и собой, перед будущими поколениями, творческий характер жизнедеятельности и стремление к обретению общего сквозного смысла жизни [3]. Б.С. Братусь сразу уточнил, что вся остальная психология не объявляется им «безнравственной», точно также как культурно-историческая школа в психологии не объявляет все остальные школы «внекультурными».

Близкой точки зрения придерживалась М.И. Воловикова – докт. психол. наук, заведующая лабораторией Института психологии Российской академии наук (РАН), занимавшаяся психологическими аспектами морали и нравственности очень долгое время: с 1980-х годов до конца жизни [4, 5]. Под ее руководством, с середины 1990-х годов Л.Л. Дикевич проводила анализ истории изучения проблем нравственности в философии и психологии, как зарубежной, так и отечественной. В 1994 году ими совместно был разработан курс «Основы нравственной психологии», один из первых подобных курсов в России [6, с.21]. Курс читался Л.Л. Дикевич для студентов Смоленского гуманитарного университета. Описывая в статье от 2009 года свой опыт разработки данного курса, М.И. Воловикова отмечала, что подобные курсы подготовлены в Новосибирском государственном педагогическом университете и Государственном университете гуманитарных наук [2, с.40].

Современный период характеризуется огромным разнообразием тем исследований по психологии нравственности и связан с именами Л.Н. Антилоговой, С.К. Бондыревой, Б.С. Братуся, М.И. Воловиковой, А.А. Гостева, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, О.А. Карабановой, Д.В. Колесова, А.Б. Купрейченко, Н.В. Мельниковой, Л.М. Попова, В.Е. Семенова, А.А. Хвостова, В.Д. Шадрикова, Г.Р. Шафиковой, А.В. Юревича и др.

В течение последних 15 лет в психологии происходит интенсивное становление «Психологии нравственности» как отдельного, самостоятельного и востребованного научного направления [7]. При этом большой объем исследований в данном направлении проводится сотрудниками ведущего научного психологического учреждения – Института психологии РАН [5, 8, 9, 10, 11]. В России подготовлены 372 диссертации по психологии нравственности, опубликованы несколько тысяч статей, разработаны более 60 методик психодиагностики нравственной сферы личности.

За рубежом тоже наблюдается становление области под названием «moral psychology» или «psychology of morality» [12, 13, 14, 15]. Накоплен значительный объем эмпирических исследований [16, 17].

Все эти знания постепенно проникают из научной сферы в образовательную, как в России, так и за рубежом.

Современные дисциплины по психологии нравственности и их структура

Приблизительно с 2014-2017 гг. чтение курсов по психологии нравственности для студентов-психологов становится все более широко распространенной практикой. Вклад в становление учебных дисциплин по психологии нравственности для подготовки психологов внесли доктора психол. наук М.И. Воловикова, С.К. Нартова-Бочавер, Н.В.Мельникова, Р.В. Овчарова, кандидаты психол. наук Л.Л. Дикевич, С.В. Молчанов, И.Н. Польшакова, Е.А. Плеханова, А.Н. Бражникова, О.В. Коновалова, А.А. Шевченко, Е.В. Михайлик и другие. Приведем несколько примеров современных курсов, разработанных психологами.

В Курганском государственном университете доктором психол. наук Р.В. Овчаровой для магистрантов-психологов разработан курс «Развитие нравственной сферы личности детей и подростков»[2] (2015 г.).

В Северо-Кавказском федеральном университете, г. Ставрополь, кандидатом психол. наук И.Н. Польшаковой подготовлен курс «Психология нравственности» (2017 г.).

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, г. Уфа, кандидатом психол. наук Е.А. Плехановой читается дисциплина по выбору «Психология нравственных отношений подростков» (2014 г.), а также курс «Психология нравственного развития личности» (2019 г.) в качестве факультатива.

В Московском государственном университете по направлению «психология служебной деятельности» разработан курс «Ценностно-моральное развитие личности»[3] (с 2013 г.), разработчик - канд. психол. наук С.В.Молчанов.

В Южно-уральском государственном университете, г. Челябинск, в рамках аналогичного направления подготовки О.Н. Дунаевой подготовлен курс «Психология морального развития и нравственной зрелости личности»[4] (2017 г.). В 2022 году кандидатом психол. наук А.А. Шевченко этот курс был переработан в сторону увеличения раздела по психологии нравственности, морального развития и нравственной зрелости[5].

В Высшей школе экономики с 2020 года читается курс «Психология морали»[6], разработанный доктором психол. наук С.К. Нартовой-Бочавер. Курс признан лучшим по критериям новизны полученных знаний и полезности для расширения кругозора.

В Иркутском государственном университете кандидатом психол. наук Е.В. Михайлик в 2021 году разработана программа дисциплины «Психология духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» для бакалавров профиля подготовки «Психология личности»[7].

Начало учебных курсов, как правило, посвящено обзору отечественных и зарубежных концепций психологии морали и нравственности, и дополнительно иногда обзору исследований в какой-либо конкретной области. Изучаются зарубежные концепции Ж. Пиаже, Л. Кольберга, К. Гиллиган, Дж. Хайдта, М. Шмитта, Р. Янофф-Бульман и др. Среди работ отечественных психологов изучаются широко известные труды Л.И. Божович, М.И. Воловиковой, С.Г. Якобсон, Б.С. Братуся, Е.В. Субботского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, В.В. Знакова и др.

Далее на основании анализа существующих теоретико-эмпирических исследований показывается картина общего строения нравственной сферы личности, связи морального сознания с поведением, рассматриваются стадии и факторы нравственного развития, механизмы усвоения моральных норм, исследования нравственной зрелости и устойчивости.

В зависимости от специфики курса, авторы могут выделять специальную часть курса, в которую включают психологическую характеристику нравственного сознания, чувств и отношений интересующей категории людей (возрастной, профессиональной и др.); анализ нравственных проблем специальных видов деятельности, вопросы моральной устойчивости, вплоть до коррупционного поведения.

Отдельный раздел выделяется для обзора и анализа методик диагностики нравственных качеств личности и уровня морального развития.

В заключительной части учебных курсов, как правило, анализируются способы целенаправленного развития нравственной сферы личности, программы и методы повышения нравственной устойчивости, пути формирования благоприятного нравственно-психологического климата, в том числе в профессиональном коллективе.

В зарубежных университетах также разрабатываются подобные курсы. Например, в Университете Саутгемптона разработаны учебные модули «Моральная психология» по эмпирическим психологическим исследованиям морали и нравственности: облегченный модуль[8] и более сложный[9], для чтения в 2024/25 учебном году. В Кентском университете разработан модуль «Социальная психология справедливости и морали»[10]. В Уорикском университете разработан модуль «Моральная психология: наука о добре и зле»[11] для бакалавров по направлению «философия». В Эдинбургском университете в 2022/2023 году читался курс для бакалавриата «Моральная психология в реальном мире»[12], философско-психологического характера. В Университете Райдера разработан проект учебной программы «Психология морали»[13]. В Национальном университете Сингапура разработаны два курса для бакалавриата. Первый курс «Нравственное развитие»[14] включает теории нравственного развития личности, современные исследования в области принятия моральных решений детьми, влияние общества (средств массовой информации, воспитания) на нравственное развитие детей. Второй курс «Психология моральных суждений»: о когнитивных, эмоциональных и интуитивных аспектах принятия моральных решений, нравственных чувствах и эмоциях, нейробиологических основах моральных решений, о морали в культуре и политике.

Учебные пособия по психологии нравственности

Первые отечественные учебные пособия по психологии нравственности были разработаны, соответственно, авторами первых учебных курсов М.И. Воловиковой и Л.Л. Дикевич в 2005 и 2009 году[15]. Пособия небольшие по объему, но разнообразные по содержанию. В них приводятся теоретические аспекты нравственного развития, эмпирические исследования, фрагменты трудов С.Л. Рубинштейна, Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся.

В 2004 и 2010 году коллективом авторов из Шадринского государственного педагогического института подготовлены учебные пособия по психологии нравственной сферы дошкольников[16]. В учебных пособиях Е.А. Плехановой[17] рассматривается система нравственных отношений подростков, динамика ее развития, факторы становления. В пособии А.Н. Бражниковой[18] уделено внимание вопросам нравственно-этического становления студентов как будущих профессионалов, более широким вопросам изучения нравственной сферы личности и т.д.

Опубликованы учебные пособия для нравственно-этической подготовки будущих клинических психологов и психологов-консультантов. Так, консультирующие психологи И.Г. Тимощук и Т.Н. Данилова[19] на основе собственного психотерапевтического опыта и научных исследований пытаются проанализировать, каковы представления практикующих психологов о морали, нравственности, этике и духовности; как соотносятся личные нравственные ценности консультирующего психолога с его профессиональным мировоззрением и внешней системой профессиональных принципов консультирования. К таким же темам обращается Т.И. Сурьянинова[20] в рамках обсуждения вопросов работы клинических психологов.

Воспитательные аспекты

Кроме задачи повышения компетентности студентов-психологов в вопросах понимания нравственной сферы других людей, остается задача нравственного воспитания самих студентов, что признается и зарубежными учеными из университетов Европы [18, p. 239-253], Америки [19], Азии [20]. Особенно важен нравственный уровень тех студентов, которые выберут работу в области психологии служебной деятельности или работу с детьми и молодежью. Более того, нравственный уровень таких студентов в идеале должен быть выше среднего, если общество желает эволюционировать. Так, по результатам моделирования нескольких сценариев Пол Ререн и Ханно Зауэр пришли к выводу, что морально-нравственное «воспитание может стать движущей силой» эволюции общества только тогда, «когда преподаватели передают информацию, которая отличается в лучшую сторону от моральных убеждений и ценностей их общества», а учебные и воспитательные учреждения «отклоняют учебную программу от существующего положения вещей в сторону улучшения» [21].

Нравственное состояние молодежи вызывало и вызывает обеспокоенность у психологов [22, 23], сравнительные исследования моральных суждений молодежи 2000 и 2020 годов дают совсем неоднозначную картину [24]. Поэтому иногда в рабочих программах дисциплин по психологии нравственности авторы указывают не только образовательные задачи курса, но и воспитательные. Например, в курсе С.К. Нартовой-Бочавер упоминается задача по развитию ответственного гуманного мировоззрения и этической культуры, в курсе А.А. Шевченко – задача способствования формированию отрицательного отношения к коррупционному поведению. Курс М.И. Воловиковой и Л.Л. Дикевич во многом направлен на формирование нравственного мировоззрения студентов через самостоятельное осмысление ими взглядов известных психологов по темам бытия, нравственности и духовно-нравственного развития.

Однако, современной молодежи бывает недостаточно сказать, что нравственность – залог личностного здоровья и общественного благополучия, это надо доказать, причем ненавязчиво. Ненавязчивый воспитательный аспект возможно обеспечить целесообразным отбором эмпирических закономерностей и аналитических выкладок, включенных в содержание курса. При этом аргументация традиционно выстраивается по двум линиям обоснования важности нравственности: эволюционно-общественной и личностной. По эволюционно-общественной линии аргументации можно, например, доказать студентам связь несвязанных по их мнению областей – нравственности и экономики. Опубликованы мнения и исследования экономистов и историков о взаимосвязи нравственно-психологического состояния общества и его экономического, политического состояния, расцвета и распада империй [25, с. 5-26, 67-83, 281-297, 359-371, 395-421]. Макропсихологические исследования ИП РАН показывают, что нравственное состояние общества и уровень валового национального продукта коррелируют положительно [26, с.199]. Работы сотрудников ИП РАН, занимающихся исследованиями на стыке экономической психологии и психологии нравственности, говорят об отталкивающем действии неэтичной рекламы на людей личностно зрелых, с высшим образованием [27, 28]. По личностной линии аргументации более просто доказывается невыгодность явной безнравственности, чем личная польза от нравственности. Но можно доказать пользу для личности от высоконравственного уровня межличностных отношений. Например, что удовлетворенность браком у обоих супругов наиболее высока только тогда, когда оба супруга обладают низким уровнем эгоизма; все остальные сочетания уровня эгоизма у супругов приводят к понижению удовлетворенности качеством супружеских отношений [29]. У работодателей более востребованы специалисты, имеющие нравственно-позитивную репутацию; работодатели ценят в рекомендациях такие характеристики работника, как верность, честность, ответственность, порядочность [30].

Конечно, нелогично было бы доказывать студентам, что нравственность принесет им много лично-бытовых выгод и облегчит жизнь, так как погоня за узколичной выгодой противоречит понятию высокой нравственности. Нравственные люди не центрируются на личных выгодах и облегчении жизненного пути. Более того, результаты исследований субъективного психологического благополучия и социально-психологического самочувствия высоконравственных людей [31, 32] позволяют утверждать, что вместе с нравственным воспитанием крайне необходимо формировать твердость, волю, самостоятельность и жизнестойкость. И чем выше нравственный уровень человека, тем нужнее ему эти качества.

Риски массового внедрения при поверхностной проработке курсов

При разработке курсов важно снизить вероятность реализации как минимум трех рисков:

1) сделать воспитательный уклон слишком явным, превратить курс в назидание, что оттолкнет молодые умы от такой важной темы;

2) погасить интерес студентов к теме нравственности из-за перегруженности курса определениями, теориями, систематизациями, классификациями, факторами и т.д.;

3) свести воспитательный аспект к отрицательным значениям, например, рассматривать как норму среднестатистические показатели нравственности, или отнестись к этой теме безразлично, хладнокровно препарируя очередной предмет исследования в психологии, умаляя важность данной темы в жизни общества.

Свести к минимуму второй риск можно благодаря тому, что авторы свободны в выборе содержания курса. Дисциплины по психологии нравственности вводятся, как правило, в магистратуре или как курс по выбору в бакалавриате, поэтому к ним нет жестких требований. Существующий большой объем эмпирических исследований по психологии нравственности позволяет очень широко разнообразить содержание таких курсов, сделать их интересными и полезными в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности студентов.

В процессе дальнейшего увеличении числа вводимых в стране курсов по психологии нравственности могут оказаться полезными круглые столы, секции конференций и другие площадки для дискуссий и обмена опытом в преподавании таких дисциплин. В научной литературе были опубликованы предложения вынести на обсуждение вопросы построения учебных курсов по психологии нравственности [33].

Выводы

1. Интенсивное развитие научного направления по психологии нравственности постепенно приводит к разработке и внедрению одноименных дисциплин в систему высшего образования психологов и педагогов-психологов.

2. Этот процесс согласуется с современной государственной политикой по реализации задач нравственного воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей населения[21]. По словам В.В. Путина от 27 декабря 2023 года, «сегодня мы …восстанавливаем воспитательную, ценностную составляющую в школах, ВУЗах, техникумах и колледжах. Для нашего суверенитета это также важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий»[22].

3. Благодаря большому объему эмпирических исследований по психологии нравственности возможно разнообразить содержание курсов, сделать их интересными и полезными в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности студентов, а также обеспечить ненавязчивый воспитательный аспект.

4. Дальнейшее введение учебных курсов по психологии нравственности будет способствовать:

– подготовке специалистов, которые лучше разбираются в вопросах нравственной сферы личности и психологических механизмах социально-нравственного развития детей и молодежи;

– воспитанию в студентах более сознательных граждан, которые будут немного чаще обращать внимание на нравственную сторону человеческих отношений, нравственные качества своих собеседников и, быть может, на свои нравственные качества;

– повышению устойчивости государства к разнообразным разрушающим воздействиям, как внешним, так и внутренним.

5. На наш взгляд, психология нравственности должна иметь такое же основополагающее значение в системе высшего образования психологов, как и другие базовые дисциплины по философии, культурологи, психологии личности, психологии развития.

Литература

  1. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн.1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 638 с.
  2. Воловикова М.И. Опыт построения курса «Основы нравственной психологии» для студентов-психологов / М.И. Воловикова // Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 39–42. – URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document2007.pdf (дата обращения 03.12.2023).
  3. Братусь Б.С. Психология и этика: возможна ли нравственная психология? / Б.С. Братусь // Человек. – 1998. – № 1. – С. 50.
  4. Воловикова М.И. Моральное развитие и отношение: взрослые – дети / М.И. Воловикова // Применение концепции С.Л. Рубинштейна к разработке вопросов общей психологии / Ред.: Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Серенкова В.Ф. – Москва, 1989. – С. 131-141.
  5. Воловикова М.И. Нравственная психология: современное состояние и перспективы исследований / М.И. Воловикова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 2 (10). – С. 6-29.
  6. Духовно-нравственные проблемы современной личности / Отв. ред. М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2018. – 477 с. – URL: https://licey111.kuz-edu.ru/files/licey111/doc/ШСП/Наука%20и%20образование/Духовно-нравственные%20проблемы%20современной%20личности.pdf (дата обращения 03.12.2023).
  7. Бражникова А.Н. Психология нравственности: история и современность / А.Н. Бражникова. – М.: Изд-во МИУ, 2018. – 234 с.
  8. Журавлев А.Л. Психология нравственности как область психологического исследования / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – № 3. – С. 4–14.
  9. Журавлев А.Л. Количественный анализ изданий Института психологии РАН по научному направлению психологии нравственности в 2002–2021 гг. Часть I. Библиометрический анализ / А.Л. Журавлев, А.А. Костригин // Психологический журнал. – 2023. – Т. 44. – №3. – С. 71–82.
  10. Журавлев А.Л. Количественный анализ изданий Института психологии РАН по научному направлению психологии нравственности в 2002–2021 гг. Часть II. Наукометрический анализ / А.Л. Журавлев, А.А. Костригин // Психологический журнал. – 2023. – T.44. – № 4. – C.94–103.
  11. Журавлев А.Л. Предпосылки формирования научного направления психологии нравственности в Институте психологии РАН в советский и постсоветский периоды / А.Л. Журавлев, А.А. Костригин // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2023. – Т. 8. – № 1 (29). – С. 6–54.
  12. Nadelhoffer T. Moral Psychology: Historical and Contemporary Readings / T. Nadelhoffer, E. Nahmias, S. Nichols (eds.). – Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2010. – 390 p. – URL: https://archive.org/details/isbn_9781405190190/page/n5/mode/2up (accessed 28.12.2023).
  13. Voyer B.G. Moral Psychology / B.G. Voyer, T. Tarantola. – Springer Cham, 2017. – 167 p. – URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-61849-4 (accessed 28.12.2023).
  14. Doris J. Moral Psychology: Empirical Approaches / J. Doris, S. Stich, J. Phillips, L. Walmsley, E.N. Zalta (ed.). – Stanford University, 2020. – online edn. – URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/moral-psych-emp/ (accessed 28.12.2023).
  15. Vargas M. The Oxford Handbook of Moral Psychology / M. Vargas, J.M. Doris (eds.). – Oxford Academic, 20 Apr. 2022. – online edn. – URL: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198871712.001.0001 (accessed 28.12.2023).
  16. Sarkissian H. Advances in Experimental Moral Psychology / H. Sarkissian, J.C. Wright (eds.). – New York: Bloomsbury Academic, 2014. – 256 p.
  17. Ellemers N. The Psychology of Morality: a review and analysis of empirical studies published from 1940 through 2017 / N. Ellemers, J. van der Toorn, Y. Paunov, T. van Leeuwen // Personality and Social Psychology Review. – 2019. – 23(4). – P. 332-366. – URL: https://doi.org/10.1177/1088868318811759 (accessed 28.12.2023).
  18. Moral Education and Development / eds. de Ruyter, D.J., Miedema S. – Sense Publishers Rotterdam, 2011. – 253 p. – URL: https://doi.org/10.1007/978-94-6091-716-5 (accessed 28.12.2023).
  19. Higgins-D’Alessandro A. Dancing up a spiral staircase: learning how best practices and policies intertwine lifelong moral development with education / A. Higgins-D’Alessandro // Journal of Moral Education. – 2011. – Vol. 40. – № 3. – P. 397-405. – URL: https://doi.org/10.1080/03057240.2011.596343 (accessed 28.12.2023).
  20. Wong M.-Y. University students’ perceptions of learning of moral education: a response to lifelong moral education in higher education / M.-Y. Wong // Teaching in Higher Education. – 2023. – Vol. 28. – №3. – P. 654-671. – URL: https://doi.org/10.1080/13562517.2020.1852201 (accessed 28.12.2023).
  21. Rehren P. Another Brick in the Wall? Moral Education, Social Learning, and Moral Progress / P. Rehren, H. Sauer // Ethical Theory and Moral Practice. – Dec 2022. – online edn. – URL: https://doi.org/10.1007/s10677-022-10351-3 (accessed 28.12.2023).
  22. Сидячева Н.В. К вопросу о развитии морали и нравственности современной молодёжи / Н.В. Сидячева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2010. – № 4. – С. 21-23.
  23. Юревич А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества / А.В. Юревич // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 4. – С. 168-179.
  24. Хвостов А.А. Динамика морального сознания студенческой молодежи (2000-2020 гг.) / А.А. Хвостов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2022. – Т. 7. – № 2 (26). – С. 6-34.
  25. Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки / Рук. исслед. проекта, науч. ред. О.Т. Богомолов. М.: Институт экономических стратегий, 2008. – 440 с.
  26. Психология нравственности / отв. ред. А.Л.Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2010. – 508 с.
  27. Воробьева А.Е. Проблема психологической эффективности неэтичной рекламы различных видов / А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск, 2011. – С. 180-186. URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/23129657.pdf (дата обращения 03.12.2023).
  28. Воробьева А.Е. Индивидуальные нравственно-психологические регуляторы негативного воздействия неэтичной рекламы / А.Е. Воробьева // Экономико-психологические проблемы принятия экономических решений в условиях глобальных изменений. Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Спутник+, 2015. – С. 27-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24823032 (дата обращения 03.12.2023).
  29. Бондарева О.В. Исследование связи уровня эгоизма с возрастом вступления в брак и удовлетворенностью браком / О.В. Бондарева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 5 (83). – С. 120-123.
  30. Хазова С.А. Морально-нравственные личностные качества как детерминанты конкурентоспособности личности / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2022. – №4 (308). – С. 99-109.
  31. Нехорошева И.В. Субъективное качество жизни людей с различной нравственной направленностью / И.В. Нехорошева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – Т. 18. – № 4. – С. 25-29.
  32. Нехорошева И.В. Уровень счастья людей с различной нравственной направленностью / И.В. Нехорошева // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – C. 22-31.
  33. Бражникова А.Н. Психология нравственности как отрасль психологии и как учебная дисциплина / А.Н. Бражникова // Историческая преемственность отечественной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. М.: Изд-во ИП РАН, 2019. – С. 416–424.


[1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 “Педагогическое образование”».

[2] Овчарова Р.В. Методические указания для самостоятельной работы студентов магистратуры профиля 37.04.01 «Педагогическая психология» по курсу «Развитие нравственной сферы личности детей и подростков». Курган, 2015. URL: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4131/Овчарова-РВ_2015_МУ_3.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 03.12.2023).

[3] Молчанов С.В. Ценностно-моральное развитие личности / Сведения о курсе, предоставленные разработчиком. URL: https://istina.ips.ac.ru/courses/11606833/ (дата обращения: 03.12.2023).

[4] Дунаева О.Н. Рабочая программа дисциплины «Психология морального развития и нравственной зрелости личности». Челябинск, 2017. URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/univeris/ad0f29e4-c6f1-47c5-841b-367857418bc6.pdf (дата обращения 03.12.2023).

[5] Шевченко А.А. Рабочая программа дисциплины «Психология морального развития и нравственной зрелости личности». Челябинск, 2022. URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/univeris/3d725281-6a16-4304-b77e-bc2a5c3c0840.pdf (дата обращения 03.12.2023).

[6] Нартова-Бочавер С.К. Программа дисциплины «Психология морали» 2022/2023. URL: https://www.hse.ru/edu/courses/647339956 (дата обращения 03.12.2023).

[7] Михайлик Е.В. Рабочая программа дисциплины «Психология духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся». Иркутск, 2021. URL: https://files.isu.ru/filearchive/edu_files/B1.O.25_Psihologiya_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_i_vospitaniya_obuchayushchihsya_3548.pdf (дата обращения 03.12.2023).

[8] University of Southampton. Courses – Modules – PSYC3081 Moral Psychology. URL: https://www.southampton.ac.uk/courses/modules/psyc3081 (accessed 05.01.2024).

[9] University of Southampton. Courses – Modules – PSYC6169 Moral Psychology. URL: https://www.southampton.ac.uk/courses/modules/psyc6169 (accessed 05.01.2024).

[10] University of Kent – Courses – Modules – The Social Psychology of Justice and Morality. URL: https://www.kent.ac.uk/courses/modules/module/PSYC6530 (accessed 05.01.2024).

[11] University of Warwick – Module Catalogue – PH380-15 Moral Psychology: The Science of Good and Evil. URL: https://courses.warwick.ac.uk/modules/2020/PH380-15 (accessed 05.01.2024).

[12] University of Edinburgh. Undergraduate Course: Moral Psychology in the Real World (PSYL10177). URL: http://www.drps.ed.ac.uk/22-23/dpt/cxpsyl10177.htm (accessed 05.01.2024).

[14] National University of Singapore. PL4253/PL4253HM Moral Developmen, PL4235/PL4235HM The Psychology of Moral Judgments. URL: https://fass.nus.edu.sg/psy/courses-undergraduate/ (accessed 05.01.2024).

[15] Воловикова М.И., Дикевич Л.Л. Основы нравственной психологии: учеб. пособие. Смоленск: Универсум, 2005. 80с.

Воловикова М.И., Дикевич Л.Л. Психология нравственности: основы теории и практики: учеб. пособие. Смоленск: Универсум, 2009. 66с.

[16] Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности: учебное пособие. Шадринский филиал МГОПУ им. М.А. Шолохова. Шадринск: Изд-во «Исеть», 2004. 158с.

Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника: учебное пособие. Шадринск: Щадринский государственный педагогический институт, 2010. 189с.

[17] Плеханова Е.А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2014. 136 с.

Плеханова Е.А. Психология нравственного развития личности: учебное пособие. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2022. 160 с.

[18] Бражникова А.Н. Психология нравственности профессионала: учебное пособие. М.: Изд-во «Университетская книга», 2009. 432 с.

[19] Тимощук И.Г. Данилова Т.Н. Психологическое консультирование: духовные и нравственно-этические аспекты в практике оказания психологической помощи: учеб. пособие. Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. 92 с.

[20] Сурьянинова Т.И. Духовно-нравственные основы деятельности клинического психолога: учебное пособие. Курск: Изд-во Курского государственного медицинского университета, 2017. 198 с.

[21] Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.

[22] Выступление Владимира Путина на заседании Государственного Совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника». 27 декабря 2023 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/73188 (дата обращения 27.12.2023).


Предварительный просмотр: