эмоциональный интеллект

УМНОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНРОВНА

Един­ст­во аф­фек­та и ин­тел­лек­та в де­я­тель­но­с­ти ре­бен­ка старше­го до­школь­но­го воз­ра­с­та.Особенности формирования эмоционального интеллекта.

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Единство аффекта и интеллекта в деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.

  Проявление эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте отмечают Л.С. Выготский и его последователи. Л.С. Выготский впервые рассматривал единство эмоций и интеллекта как  «аффективное обобщение» или как «логику чувств», «интеллектуализация аффекта»( Е.Е. Кравцова). Суть этого явления заключается в том, что, в поступках дошкольника возникает интеллектуальный момент, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Ребенок, проходя кризис семи лет, начинает осознавать свои переживания («смысловым переживание») По мнению Л.С. Выготского, благодаря обобщению переживаний, или интеллектуализации аффекта, у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний .Помимо этого, у ребенка появляется также внутренняя борьба, т. е. противоречия переживаний. Л.С. Выготский также утверждал, что только для ребенка дошкольного возраста мыслить — значит вспоминать, т. е. «опираться на свой прошлый опыт»  

В основе  теории психического развития ребенка лежит единство аффекта и интеллекта, имеющее  динамическую, а не стабильная связь .Для Л.С. Выготского умственные процессы в первую очередь обнаруживаются во взаимодействии с другими людьми. Результаты такого взаимодействия затем интериоризируются и включаются в поток мысли.

   По мнению А.В. Запорожца, в дошкольном возрасте эмоциональное предвосхищение возникает в результате внутренней ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка, формирующейся на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью. В этой деятельности складывается своеобразная функциональная система, в которой органически сочетаются как собственно аффективные, так и познавательные процессы. Развиваясь в этой системе, эмоции «интеллектуализируются, становятся умными, обобщенными, предвосхищающими» Благодаря этому ребенок дошкольного возраста может не только заранее представить, но и пережить смысл данной ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя и других людей. Такое явление получает название «эмоционального воображения» в труде А.В. Запорожца. С помощью эмоционального воображения ребенок дошкольного возраста, в отличие от ребенка раннего возраста, стремится сделать нечто нужное, полезное не только для себя, но и для окружающих сверстников и взрослых.

Надо отметить, что процесс интеллектуализации эмоций или, иными словами, зарождение чувств эмпатии и сочувствия, а также содействия сверстникам и взрослым внутренне обусловлено возникновением у детей простейших просоциальных мотивов поведения. В дошкольном возрасте этими людьми являются в первую очередь родители, воспитатели и особенно сверстники. Это значит, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте требует понимания ребенком эмоциональных состояний других людей и успешного сотрудничества с ними, в большей степени со своими сверстниками. Без соучастия других людей деятельность ребенка немыслима, поскольку, по высказыванию Л.С. Выготского, «... ребенок научается понимать других, и только потом научается понимать себя»

Эмоциональные переживания в жизни маленького ребенка часто приобретают доминирующее значение и придают его деятельности особый характер и направление. Многие исследователи (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн) отмечают, что поведение дошкольника в большей степени регулируется эмоциями, чем рассуждениями. По их мнению, именно обобщенные чувства побуждают действие. Они называют эти чувства «интеллектуальными». Дошкольник постепенно научается преследовать все более отдаленные цели и предвидеть не только интеллектуально, но и эмоционально возможные последствия своей деятельности

Таковы психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте .

Эмоциональный  интеллект.

 В последнее время в научной литературе обращается внимание на особенности проявления эмоционального интеллекта. Психологи [14, с. 88, 17] утверждают, что именно эмоциональный интеллект (EQ) значительно влияет на успешность деятельности, а не показатель умственного развития (IQ), который определяет успех в жизни только на 20%. На самом деле, важность развития эмоционального интеллекта признается не только в деловых отношениях. Эмоциональный интеллект — это условие выбора эффективного способа построения отношений с другими людьми, который ребенок может приобретать уже в дошкольном возрасте.

В последнее время в научной литературе обращается внимание на особенности проявления эмоционального интеллекта. Психологи утверждают, что именно эмоциональный интеллект (EQ) значительно влияет на успешность деятельности, а не показатель умственного развития (IQ), который определяет успех в жизни только на 20%. На самом деле, важность развития эмоционального интеллекта признается не только в деловых отношениях. Эмоциональный интеллект — это условие выбора эффективного способа построения отношений с другими людьми, который ребенок может приобретать уже в дошкольном возрасте.
Об эмоциональном интеллекте в дошкольном возрасте можно говорить, если у ребенка возникает ориентация на другого человека, на его эмоциональные переживания и при этом он старается вести себя соответственно этим переживаниям.

Под эмоциональным интеллектом Даниел Големан понимал «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться» Эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей, которые означают:

1)точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих его людей;

2)когнитивную ассимиляцию эмоционального опыта;

3)распознавание, понимание и осмысление эмоций;

4)адаптивную регуляцию эмоций индивида и окружающих людей (Mayer et al., in press; Salovey & Mayer, 1994).

Некоторые  психологи включают взаимоотношения детей со сверстниками в модель одаренности.

Роль сотрудничества и межличностного общения в развитии эмоционального интеллекта дошкольника

   В своей концепции В.С. Мухина указывает на место окружающего мира в развитии психики ребенка. По ее мнению, одной из особенностей развития личности ребенка является то, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая особенность — это развитие чувств и воли. Здесь главную роль играет образование «разумности чувств», которое связано с собственным поведением. Именно «разумность чувств», т. е. способность понимать свои чувства и чувства других людей помогает ребенку выбрать подходящий стиль поведения в разных жизненных ситуациях. В.С. Мухина считает, что «жестокость есть не что иное, как отсутствие понимания» .
А.Н. Поддьяков считает важным компонентом познавательного, социального и личностного развития ребенка его способность понимать и учитывать чужую точку зрения. Для этого ребенку необходимо преодолеть значительные психологические трудности — понять, почувствовать, что хочет, что видит, думает, чувствует партнер, проявить способность временно встать на его позицию и увидеть ситуацию «его глазами».

Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев выделили три компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения: познание людьми друг друга, эмоциональное отношение их друг к другу, взаимопонимание партнеров по общению.

Результаты ряда наблюдений показывают, что дети, склонные к сотрудничеству, более щедры, отзывчивы по отношению к другим . Именно в процессе сотрудничества ребенок получает опыт общения с окружающими людьми — взрослыми и детьми — и таким образом научается обращаться к другому человеку как к личности.
Через восприятие других и общение дети дошкольного возраста приобретают социальный опыт. Благодаря социальному опыту дошкольник воспринимает социальную среду как живую, человеческую.  Общеизвестно, отношение «Я-ты» является генезисом личности, а чувства дают начальную целостность человеческому существу. Первые социальные формы личности — это сентиментальные (чувственные) формы. Чувства становятся регуляторами действия.

  И.А. Сикорский тесно связывал умственное развитие детей этого возраста с нравственным развитием, с развитием чувства, сердца. Он писал: «Только “осердеченный ум” помогает человеку понять себя и окружающий мир»

Некоторые  психологи включают взаимоотношения детей со сверстниками в модель одаренности 

Если в моральном воспитании большое внимание уделяется оценке «хорошо — плохо», то в развитии эмоционального интеллекта акцент делается именно на поиске «золотой середины» между «хорошо» и «плохо», между тем, что принято большинством в обществе и тем, что можно применить для человека в данный момент, как лучше поступить по отношению к нему. Следовательно, эмоциональный интеллект — это непрерывный процесс вчувствования, оценивания выбора действий, причем здесь выбор обоснован не столько принципами и правилами поведения, сколько умением встать на место другого и почувствовать его переживания. Наблюдение поведения и отношений детей показывает, что те из них, кто воспринимает и понимает эмоции, более отзывчивы по отношению к своим сверстникам, быстро адаптируются в новых условиях и активны в сотрудничестве.
Можно сказать, что человек «эмоционально умный» — более «гибкий» в поведении.

 Исследование суждений детей позволяет утверждать, что основными мотивами совершения поступков является страх наказания и сочувствие. Страх наказания для современных детей менее значим, чем сочувствие .Можно предположить, что эффективность воспитательных воздействий в группе детей была бы выше, если наряду с теми нормами нравственности, которые должны учитываться при выборе поступка, у ребенка возникал эмоциональный отклик на переживания других людей. В результате он приобретал бы опыт эмоциональной информации. Важно, чтобы ребенок становился «эмоционально разумным».

Выводы и перспективы.

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики влечет за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных конфликтов: расизма, дискриминации, непринятия себя, других, неспособность управлять своими эмоциями, неумение работать в команде и др. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

Самым важным различием между коэффициентом умственного развития и коэффициентом эмоционального развития является то, что последний менее всего связан с генетическими факторами (т. е. наследственностью), что дает воспитателям и родителям возможность сделать ребенка таким, чтобы он имел шанс стать преуспевающим и счастливым человеком. Вместе с тем программы развития эмоционального интеллекта для дошкольников должны реализовываться в событиях естественной жизни ребенка. Опыт показывает, что развитие эмоционального интеллекта и связанных с ним личностных качеств способствует не только становлению морального поведения детей, но и их академическим успехам.
Литература.

Балакирева Т.С. Эмоции и дети — комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.

Выготский Л.С. Cобрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.

Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология // Вопросы психологии. 2000. № 4.

Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6.

Кравцова М.М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1930 и 2000 гг.) // Вопросы психологии. 2005. № 5.

Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4.

Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. 1996. № 12.

Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под. ред. Л.А. Венгера. М., 1985.

Нъюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2002.

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.

Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12.

Психология личности и деятельности дошкольника / Под. ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1995.

Стернберг Р.Дж. и др. Практический интеллект. СПб., 2002.

Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения. Воронеж, 1975.

Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1998. № 4.

Яковлева Е.А. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.