Презентация на тему: "Оказание экстренной психологической помощи детям"

Яковлева Наталья Александровна

В данной презентации описаны симптомы, возникающие у детей в чрезвычайных ситуациях и способы их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentats_ekstren_ps_pomoshch.pptx302.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Презентация на тему: «Оказание э кстренной психологической помощи детям» Подготовила педагог-психолог Яковлева Н.А. март 2024 г.

Слайд 2

Экстренная психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Слайд 3

Психика ребенка устроена иначе, чем у взрослого. Ребенок имеет очень сильную связь со своей семьей, особенно с матерью. При чрезвычайной ситуации ребенок ориентируется на близкого или авторитетного для него взрослого, «считывает» его состояние и тем самым влияет на состояние собственное . Поэтому, чтобы ребенок мог без тяжелых последствий пережить чрезвычайную ситуацию, необходимо оказывать психологическую помощь ему и его семье.

Слайд 4

Для успешной психологической помощи необходимо вступить в контакт с ребенком, сделать так, чтобы он доверился вам . Экстренную психологическую помощь важно оказывать как можно быстрее. Чем больше пройдет времени, тем больше вероятность того, что психотравма станет хронической. В экстремальной ситуации у ребенка могут возникнуть такие симптомы, как апатия, ступор, двигательное возбуждение, нервная дрожь, истерика, плач, страх, агрессия, бред и галлюцинации.

Слайд 5

Если ребенок потерял кого-то из близких, он может чувствовать себя одиноким, ему необходима опора и поддержка, которую может дать психолог. Также следует информировать ребенка, о том, что сейчас происходит. Например, «Спасатели уже едут, скорая помощь в пути». Необходимо разговаривать с ним. Важно дать ему понять, что взрослый всерьез относится к его переживаниям. Следует установить телесный контакт, взять его за руку, обнять. Такие меры психолога могут помочь при апатии, когда ребенок не видит смысла говорить или действовать, при страхе, плаче. Нельзя оставлять ребенка одного, необходимо дать ему почувствовать, что он важен. Можно заняться совместной деятельностью, дать ему какое-нибудь поручение.

Слайд 6

Если у ребенка галлюцинации, бред, необходимо защитить его от себя самого, ведь часто он не понимает, что происходит на самом деле вокруг. Необходимо убрать предметы, которыми он может пораниться. Не в коем случае нельзя оставлять его одного до приезда скорой и психиатрической помощи. Также следует поступить и при двигательном возбуждении и агрессии, так как ребенок становится опасным для себя и даже для окружающих людей.

Слайд 7

Ступор – одна из самых мощных защитных реакций, которая возникает вследствие крупного нервного потрясения, например, взрыва, землетрясения и других. В ступоре ребенок может находиться несколько часов, что может привести к физическому истощению . Поэтому необходимо как можно быстрее вывести ребенка из этого состояния. На ухо нужно говорить то, что может вызвать сильные эмоции (даже негативные), это поможет привести его в чувство.

Слайд 8

Если у ребенка возникает нервная дрожь, это значит, что его организм испытывает сильное нервное напряжение. Нельзя останавливать его, наоборот еще больше потрясите ребенка за плечи, при этом, не забывая объяснить, зачем вы это делаете. После прохождения этого симптома ребенку необходимо дать отдохнуть, а лучше поспать.

Слайд 9

Такой симптом, как истерика, широко распространен у детей в чрезвычайных ситуациях. Истерика возникает не «для себя», а для публики, поэтому зрителей необходимо удалить. Следует сильно удивить ребенка, чтобы вывести из такого состояния, например, облить водой, крикнуть на него и т. д. Говорить нужно уверенным тоном, короткими фразами. Не в коем случае не потакать желаниям ребенка. После истерики необходимо уложить ребенка спать.

Слайд 10

Таким образом, симптомы, возникающие у детей в экстремальной ситуации, схожи с симптомами у взрослых людей, но переживаются детьми сильнее. Взрослый человек, вероятнее всего, проинформирован о том, что необходимо делать в той или иной экстренной ситуации. Он может действовать самостоятельно, в отличие от ребенка, который привязан к родителям, поэтому ребенку особенно тяжело приходится в экстремальной ситуации. Ребенку бывает трудно понять, зачем нужен психолог, он не всегда доверчиво к нему относится и может отказаться взаимодействовать, и это вызывает сложности в оказании помощи.

Слайд 11

Тем не менее, какая бы экстренная помощь ни была оказана, у ребенка остается психотравма, которая мешает ему жить нормальной жизнью. Другими словами, экстренной психологической помощи недостаточно для поддержания отличного психологического состояния ребенка, поэтому в течение некоторого времени после пережитого происшествия следует проводить психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия для детей. И ногда это занимает не недели и не месяцы, а годы.

Слайд 12

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее эффективной является психокоррекционная работа с использованием методов игровой терапии, арттерапии, куклотерапии , сказкотерапии. Детям очень интересно заниматься такими видами деятельности, они с удовольствием будут погружаться в процесс, в который незаметно и ненавязчиво можно включить психокоррекционные воздействия. Также в процессе психотерапии может использоваться свободная игра. Каждый ребенок принимает на себя разные роли, тем самым повышается степень индивидуализации коррекционной работы. Детям постарше, в том числе подросткам, можно быть помощниками ведущих. Это тоже имеет мощный психотерапевтический эффект, так как ребенок чувствует себя нужным, чувствует ответственность и активно включается в деятельность.

Слайд 13

Р одители оказывает существенное влияние на ребенка, поэтому их тоже следует вовлекать в психотерапию. С одной стороны, родители после чрезвычайных ситуаций становятся ближе к ребенку, с другой – отдаляются от него, не зная, как строить дальнейшее общение. Поэтому в задачи психотерапевтических мероприятий входит восстановление нормального общения родителей с ребенком. Для этого подходит индивидуальная психотерапия, обеспечивая их общение друг с другом и взаимоподдержку. Для родителей важно знать, что ребенку становится лучше, это также обладает сильным психотерапевтическим эффектом.

Слайд 14

Таким образом, ребенок, также как и взрослый, пережив чрезвычайную ситуацию, нуждается в психологической помощи и поддержке.

Слайд 15

Литература: А. Л. Венгер , Е. И. Морозова, В. А. Морозов // Московский психотерапевтический журнал. — 2006. — № 1. — С. 131–159. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях — М.: Изд-во Эксмо , 2005. — 960 с. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб . и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /Под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. — 319 с. Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь. Н. В. Онищенко http:// www.km.ru/referats/335157-rebenok-v-ochage-chrezvychainoi-situatsii-otsenka-sostoyaniya-i-psikhologicheskaya-pomoshch Библиографическое описание: Малинина, И. Н. Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях / И. Н. Малинина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар . науч. конф . (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6041/ (дата обращения: 26.03.2024).