Организация пато- и нейропсихологического исследования детей

Предлагаю Вам ознакомиться с основными принципами и правилами организации пато- и нейропсихологического исследования детей.

Необходимо помнить, что нейродиагностика не проводится для детей с эпи активностью и нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста не должно превышать 30–40 минут.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация пато - и нейропсихологического исследования

Слайд 2

Анализируя психическую деятельность детей и подростков необходимо получить информацию о состоянии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности в целом и проч. Пато - и нейропсихологическое обследование призвано оценить состояние психических процессов обследуемого. В связи с этим необходимо знать специфику построения пато - и нейропсихологического исследование, и целью данной работы является изучение организации и проведения пато - и нейропсихологического исследования . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи : раскрыть основные принципы проведения пато - и нейропсихологического исследования; определить особенности пато - и нейропсихологического исследования у детей и подростков; описать примерную схему пато - и нейропсихологического исследования.

Слайд 3

Определение понятий Патопсихологическое исследование - это один из главных методов исследования для определения патологии или нормы психического состояния человека. Тестирование пациента помогает в определении точного диагноза. Нейропсихологическое обследование - это исследование психических процессов с помощью серий специальных методик и проб. В ходе диагностики определяется морфо-функциональное состояние мозга, квалифицируются нарушения и выявляются количественные характеристики состояния ВПФ, происходит их топическое соотнесение с определенными областями мозга.

Слайд 4

Принципы проведения патопсихологического исследования Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: анализ истории болезни, беседу с больным, наблюдение, обследование пациента с помощью различных методик, сопоставление экспериментальных данных с анамнестическими сведениями, интерпретацию результатов. Для правильного проведения патопсихологического обследования необходимо знать основные принципы, на которых оно базируется.

Слайд 5

Принципы проведения патопсихологического исследования: системный качественный анализ психической деятельности; моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях; апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений; активная позиция патопсихолога во время эксперимента, рассматриваемого как совместная с испытуемым деятельность; выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для опоры на них в психокоррекционной работе.

Слайд 6

Принципы проведения нейропсихологического исследования С помощью нейропсихологического исследования можно качественно и количественно оценить степень нарушения ВПФ и установить связь выявленных дефектов или особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных структур мозга или функционированием мозга в целом. Нейропсихологическая диагностика не обязательно проводится на патологической популяции. Есть нейропсихология индивидуальных различий, например, нейропсихология нормального старения.

Слайд 7

Принципы проведения нейропсихологического исследования 1. Принцип качественного анализа – выявление специфики нарушений. Необходимо определить в чем заключается особенность ошибок больного, а не просто их количество. 2. Разделение и выделение первичных дефектов и системных следствий. NB : Первичный дефект – нарушение, непосредственно связанное с заболеванием. Вторичный дефект – это некоторое системное следствие первичного, поскольку нарушенное звено входит во многие функции. Третичный дефект – дефекты личности, социальной адаптации и компенсаторные перестройки .

Слайд 8

Принципы проведения нейропсихологического исследования 3. Анализ не только результата, но и процесса . 4. Особенно важный для нейропсихологической реабилитации, заложен еще в исследованиях Выготского : нужно исследовать не только нарушенные звенья, но и сохранные. Часто только на противопоставлении сохранного и нарушенного можно построить структуру дефекта. Выявляются «выпуклости» в психическом состоянии. 5. Принцип динамичного проведения обследования. 6. Принцип синдромного анализа. Служит для получения надежных результатов обследования путем сравнительного анализа результатов группы разнородных проб и обнаружения в них общих признаков, укладывающихся в единый синдром.

Слайд 9

Принципы проведения нейропсихологического исследования 7. Отделение локальных повреждений мозга от общемозговых нарушений. 8. Необходимость опоры на данные восстановительного обучения . 9. Учет преморбида больного - все свойства человека, которые были ему присущи до заболевания. Образование, возраст, род занятий. Сопутствующие заболевания. Особенно важны образование и род занятий. 10. Учет актуального состояния больного.

Слайд 10

Особенности работы с детьми и подростками Патопсихологическое и нейропсихологическое обследование детей и подростков имеет свою специфику по сравнению с обследованием взрослых. Чем младше ребенок, тем более важную роль играют особенности возрастных проявлений , отражающие патологически измененные проявления нормального возрастного развития. Поэтому прежде всего необходимо исследовать те психологические образования, которые на данном возрастном этапе играют определяющую роль в психическом развитии ребенка. Именно эти психологические образования особенно насыщены признаками болезненной симптоматики. Исследуя нарушения психической деятельности ребенка, необходимо учитывать не только характер нарушений, но и ту возрастную фазу, в которой отмечалось вредоносное воздействие, а также влияние этого первичного дефекта на возникновение вторичных образований , которые проявляются на момент исследования.

Слайд 11

Особенности работы с детьми и подростками У подростков желательно определить наличие и тип акцентуации характера, уделить внимание мотивационной структуре личности, направленности, самооценке. Существует ряд специфически подростковых проблем и психических состояний, нуждающихся в диагностике и коррекции. К этой группе относятся реакции адаптации, нарушения в формировании влечений, личностные кризисы.

Слайд 12

Особенности работы с детьми и подростками Большое значение имеет установление хорошего контакта с ребенком. Если при исследовании взрослого позиция психолога может быть нейтральной, то общение с ребенком требует от экспериментатора активности . Следует создать не просто доброжелательную атмосферу, но уметь заинтересовать ребенка (особенно маленького) заданиями, создать положительно насыщенный эмоциональный тон. Поэтому с детьми дошкольного возраста патопсихологическое обследование проводится в виде игры. Для школьников более приемлема ситуация, отражающая учебный процесс, когда ребенок как бы демонстрирует взрослому свои знания, умения и способности. Обследуя детей подросткового возраста, очень важно продумать стиль отношений с подростком во время беседы , как объяснить им цели обследования.

Слайд 13

Особенности работы с детьми и подростками Исследование проводится строго индивидуально. Если ребенку менее 6 лет, то допускается присутствие матери (или лица, ее заменяющего). Не следует проводить обследование, если ребенок переутомлен или, наоборот, перевозбужден, если он голоден или только что поел, если он испытывает недомогание, боль или иные виды дискомфорта. При необходимости повторных обследований желательно назначить их на одно и то же время дня. Специфика работы с детьми осложняет вопрос протоколирования хода эксперимента. Безусловно, фиксация высказываний и эмоционально-двигательных проявлений ребенка необходима. Однако чисто технически осуществить это сложно, поэтому большинство информации приходится запоминать. Это обусловлено тем, что общение психолога с ребенком должно быть живым, непринужденным. Также стоит отмечать общий фон настроения ребенка, заинтересованность, речь, движения.

Слайд 14

Организация и проведение нейропсихологического исследования Исследование проводится в отдельной комнате, за столом. В комнате не должно быть посторонних людей, ярких плакатов и игрушек, которые отвлекали ребенка от работы. Для исследования должно быть заготовлены специальные картинки для определения зрительного восприятия, набор предметов для исследования тактильного восприятия, а также чистые листы бумаги, ручка, карандаш.

Слайд 15

Организация и проведение нейропсихологического исследования Подготовка к нейропсихологическому обследованию начинается с изучения анамнестических сведений и предварительной беседы, в ходе которой исследователь должен расположить ребенка к себе, вызвать его доверие. Во время беседы оцениваются личностные особенности ребенка, адекватность его поведения, критичность, отношение к членам семьи, друзьям, воспитателям в детском саду, учителям в школе. Затем предъявляются ребенку ряд заданий на выявление явных или скрытых признаков левшества , моторного или сенсорного доминирования: определение "ведущей" руки в быту, "ведущей" ноги, "ведущих" глаза, уха. В результате определяется своеобразный коэффициент левшества - в виде дроби, в числителе которой проставляется количество проб, выявивших левшество , а в знаменателе общее число проведенных проб.

Слайд 16

Организация и проведение нейропсихологического исследования Исследование проводится в соответствии с заранее запланированной схемой, ребенку предлагаются различные пробы, (например, кинестетический праксис – выполнение по зрительному образцу). В случае невозможности проведения исследования (при истощении внимания ребенка, плохом его самочувствии и т. п.) необходимо завершить исследование. Интерпретация полученных результатов строится не только на констатации, но и на квалификации симптомов нейропсихологических процессов. Она определяет необходимость выделения основного дефекта, лежащего в основе этого нарушения, который приводит к появлению комплекса симптомов, составленного из внешне разнородных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом проявлений.

Слайд 17

Организация и проведение патопсихологического исследования Также как и при нейропсихологическом исследовании, патопсихологическое исследование начинается с подготовки, которая подразумевает изучение анамнестический сведений, сбор необходимых предметов, налаживание контакта с ребенком и беседа. Примерная схема патопсихологического обследования нарушений психической деятельности ребенка младшего и среднего школьного возраста. Изучение психических процессов и функций должно включать такие обязательные параметры: 1. Исследование работоспособности с целью выявления показателей гипостенической либо гиперстенической истощаемости, затрудненной врабатываемости, фазовых колебаний работоспособности. 2. Изучение внимания - его объема, способности к про­извольной концентрации, распределению и переключению.

Слайд 18

Организация и проведение патопсихологического исследования 3. Исследование процессов запоминания и воспроизведения . Психолога интересуют механические и смысловые, ассоциативные виды запоминания (разница в их успешности), вербальные и невербальные. 4. В некоторых случаях желательно изучение процесса восприятия (если возникает подозрение в нарушении этого процесса). 5. Определение уровня интеллекта иногда превращается в самостоятельную задачу при таких состояниях, как олигофрения или задержка психического развития. Здесь важно выявить уровень развития вербального и невербального интеллекта, формирования школьных умений и навыков, житейской ориентированности, возможностей развития интеллекта в процессе обучения.

Слайд 19

Организация и проведение патопсихологического исследования 6. Исследование процесса мышления, которое, в отличие от определения уровня интеллекта, направлено на поиск специфических феноменов мышления, характерных для нарушений психического развития (конкретность, инертность либо искажения мышления). 7.Исследование особенностей речи. Психолога интересуют развитие и сохранность смысловой, содержательной структуры речи, наличие нарушений в виде фонетических дефектов, заикания, недостаточности функций чте­ния и письма. 8. Изучение эмоций. Это играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

Слайд 20

Организация и проведение патопсихологического исследования На основании полученных данных психолог может прийти к выводам: имеются у данного ребенка нарушения психической деятельности либо его проблемы связаны только с недостатками микросоциальной ситуации развития; какой тип нарушений преобладает, какие механизмы привели к его формированию (структура первичного и вторичного дефекта, явление ретардации, асинхронии и т. д.); необходима ли психологическая работа; кем и на каком уровне может быть проведена коррекция нарушений развития.

Слайд 21

Заключение Специфика проведения патопсихологического или нейропсихологического исследования детей и подростков состоит в том, что здесь нарушения в психической деятельности рассматриваются в динамике, соответствующей развитию ребенка в процессе онтогенеза. Такая работа требует от психолога не просто узконаправленных знаний, а умения наладить контакт с детьми, быть активным, а анализ результатов исследования требует качественного системного подхода.

Слайд 22

Проблемы психического здоровья касаются не трех-четырех из каждых пяти людей, но пяти из пяти. Уильям Меннингер Спасибо за внимание!