Сценарий форсайт-сессии «Траектория смыслов. 4К» для обучающихся 7-11 классов.

Анна Михайловна Тишко

Форсайт-сессия способствует формированию активной жизненной позиции и чувства ответственности за собственный выбор в личностном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_forsayt-sessii_traektoriya_smyslov._4k.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Сценарий форсайт-сессии

«Траектория смыслов. 4К»

для обучающихся 7-11 классов

Разработали:

Пьяных Ксения Михайловна, педагог-психолог

Тишко Анна Михайловна, педагог-психолог

д. Грановщина, 2023 г.

Форсайт-сессии для обучающихся 7-11 классов

Тема: «Развитие основных soft-компетенций»

Дата проведения: 30.10.2023 г.

Контингент: обучающиеся 7-11-х классов 

Форма проведения: групповое (5-15 человек)

Цель: формирование активной жизненной позиции и чувства ответственности за собственный выбор в личностном развитии.

Задачи: 

  • Совместными усилиями и с учётом факторов и современных трендов, влияющих на ситуацию, договориться о том, каким будет профессиональное будущее, визуализировать его «Картой будущего»;
  • Формирование мировоззрения обучающихся посредством познания через применение форсайт-игры;
  • Способствовать дальнейшему развитию 4К – компетенций, таких как:

- креативное мышление,

- коммуникации (навыки межличностного общения, эмоциональный интеллект),

- критическое мышление,

- кооперации (сотрудничество)

  • Развитие эрудиции, знаний терминологии;
  • Развитие сплоченности участников форсайт-игры.

Обеспечение мероприятия: 

  • Методическое –
  • деятельно-игровая технология, мозговой штурм,
  • информационно-коммуникативная технология,
  • проблемно-поисковый метод.
  • Дидактическое –
  • Демонстрационный материал (презентация),
  • Инвентарь, канцелярские принадлежности (ватман, ножницы, маркеры или фломастеры, стикеры и т.д.).

Структура форсайт-игры:

1. Вводная часть (Орг. момент – приветствие, информационно-просветительское сообщение)

2. Основная часть (Мозговой штурм, создание «Карты будущего»)

3. Заключительная часть (Рефлексия, подведение итогов)

Ход форсайт-сессии:

  1. Организационный момент:
  • приветствие участников,
  • информационно-просветительское сообщение (ведущий проговаривает цели, основные задачи игры, маршрут работы, основные желаемые результаты после окончания игры, объявляет регламент работы, устанавливает правила группового взаимодействия: активное участие всех обучающихся форсайт-сессии, озвучивание и принятие любых идей в группе).

  1. Основная часть:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем форсайт-игру. Кто-нибудь из вас уже принимал участие в подобном мероприятии? (ответы обучающихся). Предлагаем вам погрузиться в игровой рабочий процесс:

Показ презентации:

Слайд 2,3. Что такое «форсайт»? (ведущий рассказывает историю возникновения метода, дает определение форсайта) 

- Форсайт, от английского Foresight – «взгляд в будущее». Впервые этот метод появился более 30 лет назад и применялся для развития бизнеса, в научно-технической отрасли, сейчас он используется какинструмент, позволяющий учитывать изменения во всевозможных сферах.

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

Слайд 4,5. Далее ведущий разбирает с обучающимися терминологию форсайта: понятие тренда (смотри Презентацию), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Ведущий: 

Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

Технология – это отдельное решение или пакет решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.

Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.

Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.

Карта будущего – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.

I этап. «Мозговой штурм»: раскрытие понятия «компетенция»

Ведущий: - Ребята, а теперь поговорим с вами о таком понятии, как «компетенции». (см.слайд 7)

Раскрываем понятие «Hard-skills» («твердые навыки» – четкие, несгибаемые знания в определенном виде деятельности», это «профессиональные, технические навыки») и «Soft-skills» («мягкие навыки» - умение выстраивать рабочие процессы, оценивать свои возможности и работать в команде)

Слайд 9. Ведущий проговаривает про «Компетенции будущего» и приступает к мозговому штурму.

Ведущий: - А какими вы обладаете на данный момент компетенциями? Подумайте. Как их, по вашему мнению, необходимо развить, в том числе в рамках школы? Как школа вам поможет в развитии этих компетенций? Давайте это все зафиксируем (обучающие на стикерах фиксируют какими компетенциями необходимо обладать современному человеку для формирования успешного будущего)

По итогам мозгового штурма ведущие информируют о понятии 4К-компетенции (Слайд 10)

II этап. Ведущий: - Ребята, а теперь вам нужно подумать как бы вы улучшили образовательный процесс, процесс взаимодействия между учеником и учеником, учеником и учителем для того, чтобы компетенции будущего у вас развились. Придумайте тренды или события. (Детям предлагается придумать новые треныд или события (мероприятия), в которых они могли бы применить свои компетенции).

III этап. Визуализация «Карты будущего»: 

Ведущий: - Начертите карту своего успешного будущего по схеме.

Компетенции

4К (тренды)

(или больше)

События (действия) в образовательной организации?

 (форма проведения какого-либо события, мероприятия)                                                                                                                                                 

Мои внутренние ресурсы

(что от меня зависит? Что я могу сделать для этого?)

Внешние ресурсы (какими школьными ресурсами я могу воспользоваться? Что школа может для этого сделать?

Риски, угрозы

Рефлексия: на заключительном этапе группа при поддержке ведущих осмысляет форсайт-игру:

  • обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;
  • принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;
  • дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.