Тренинговое занятие для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ"

Калиянц Инна Владимировна

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; повышение уровня сплоченности коллектива; снижение уровня эмоционального напряжения.

План тренинга:

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.
  3. Рефлексия.

Участники: педагог-психолог и педагоги ДОУ

Продолжительность: 1,5 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_profilaktika_emots._vygoraniya.docx622.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Тренинговое занятие для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ»

Подготовил:

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №1

Калиянц Инна Владимировна

г. Кропоткин, 2024

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ»

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; повышение уровня сплоченности коллектива; снижение уровня эмоционального напряжения.

План тренинга:

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.
  3. Рефлексия.

Участники: педагог-психолог и педагоги ДОУ

Продолжительность: 1,5 часа.

Добрый день уважаемые коллеги!

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Они такие: активно участвуем в предлагаемых упражнениях, говорим от своего лица «я думаю», внимательно слушаем друг друга, не стесняемся, помним, что правильных или неправильных ответов и действие не существует.

Наше занятие будет состоять из 3х основных частей: теоретическая часть, практическая часть и рефлексия.

Теоретическая часть

Синдром выгорания - это нарастающее эмоциональное истощение, механизм психологической защиты, который проявляется в полном или частичном эмоциональном ступоре в ответ на травмирующие факторы.

Он часто развивается у врачей, психологов, педагогов и людей, которые заботятся о детях или пожилых родственниках. Может проявляться безразличием к возрастающим требованиям менеджера, негативным отношением к «капризным» пациентам и клиентам, ощущением профессиональной несостоятельности и т.д.

Следует различать эмоциональное выгорание и переутомление. Переутомление - это физиологическое состояние организма, которое является следствием длительной активной деятельности и исчезает, если человек хорошо отдохнул.

Пример: многодневный марш новобранцев с перерывом на еду и коротким ночным сном. Синдром усталости разовьется через несколько дней, но это состояние пройдет, если солдаты хорошо отдохнут день или два. Или другой пример: студент решил выучить все вопросы к экзамену за один день. Бывает переутомление, но при хорошем отдыхе ученик быстро восстановится.

Термин «синдром выгорания» был впервые введен в 1974 г психиатром Х. Дж. Фройденбергом и первоначально означал нарастающее эмоциональное истощение. В 2001 году синдром профессионального выгорания был включен в 10-ю редакцию Международной классификации болезней (МКБ-10).

Признаки синдрома эмоционального выгорания

По данным ВОЗ, есть три признака синдрома выгорания:

  1. Чувство отсутствия мотивации или физического истощения. Физическое истощение - это постоянная потеря сил, а отсутствие мотивации - это когда у вас есть физическая сила, но нет стимула для выполнения рабочих задач. Мотивационное выгорание - это множественные творческие задачи, новые проекты, неприятные обязанности, которые требуют внутреннего стимула, а не просто чувства долга. Даже если человек понимает пользу задач, которые, например, принесут прибавку, ему сложно выполнить их с полной отдачей.
  2. Увеличение мысленной дистанции ​​от профессиональных обязанностей, чувства негатива или цинизма по отношению к профессиональным задачам. Это проявляется в безразличии к работе или сопротивлении ей: человек может чаще приходить с опозданием, проводить больше времени за обедом, отказываться от новых задач, удлинять стандартные задачи или откладывать их, заменяя ненужными делами.
  3. Общее снижение трудоспособности, когда человеку трудно выполнять тот объем работы, который раньше легко давался.

Есть и другие симптомы, сопровождающие выгорание. Если их совместить, можно получить около сотни различных проявлений. Синдром сопровождает некоторые острые проблемы, такие как депрессия, навязчивые состояния и даже семейные кризисы. Это означает, что, вовремя обнаружив выгорание, можно предотвратить развитие других серьезных проблем.

Есть несколько способов сгруппировать все связанные симптомы вместе. Например, их можно разделить на три группы:

  1. Физические симптомы. Это не только постоянное чувство усталости. Например, могут наблюдаться снижение иммунитета и частые заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, частые боли в спине, головные боли, проблемы со сном: от засыпания до постоянной сонливости.
  2. Психологические симптомы. Самый яркий признак выгорания - притупление чувств и эмоций из-за как положительных, так и отрицательных событий. Например, в день рождения любимого человека и в случае потери крупной суммы не будет сильных переживаний и даже может показаться окружающим, что человек отстранен и вроде как отсутствует. Может появиться чувство безразличия, скуки, депрессии. Часто пропадает интерес к общению с другими людьми, возникает иррациональное чувство страха на работе и в группах людей, беспокойство. Бывает, что раздражают незначительные события, то, что раньше не беспокоило: например, лай соседской собаки становится очень неприятным, хотя собака там живет уже несколько лет.
  3. Поведенческие симптомы. Рабочий распорядок может стать хаотичным, возникают трудности в принятии ответственных решений, желание переложить ответственность на других или уйти от нее любыми способами. Заболевший начинает выбирать рутинные задачи вместо творческих или эмоционально увлекательных, ему также безразличны результаты собственной работы и своей команды.

Раздача памяток педагогам «Профилактика эмоционального выгорания».

Практическая часть

  1. Упражнение «Привет из детства»

Цель: создание позитивной рабочей атмосферы.

Безусловно, вы уже знакомы друг с другом, но я хочу предложить вам познакомиться по-новому.

Группа рассаживается по кругу. Один участник представляется остальным и вспоминает один факт из своего детства, который его очень обрадовал в этот момент. Озвучивает его и передает ход следующему участнику.

  1. Упражнение «Салфетки»

Цель: создание позитивной атмосферы.

Оборудование: пачка салфеток.

Участники сидят в кругу. По кругу передается пачка бумажных салфеток со словами «Возьмите пожалуйста себе немного салфеток». После того как все взяли салфетки ведущий озвучивает задание: «Теперь каждого из вас я попрошу озвучить столько фактов о себе, сколько салфеток вы взяли».

  1.  Упражнение «Зоопарк»

Цель: проанализировать свое внутренне «Я».

Оборудование: листы бумаги и карандаши по количеству участников.

Место действия – зоопарк. Ваша задача – нарисовать двух животных, - возьмите карандаш, разделите лист на 2 части, у вас получатся 2 вольера, в каждый из них необходимо заселить по одному обитателю. Это может быть кто угодно! Затем рядом с каждым из зверей запишите несколько характеристик, которые, по-вашему мнению его характеризуют.

Интерпретация:

Животное, которое вы нарисовали первым – это тот идеальный образ, к которому вы стремитесь приблизиться. А те характеристики, которыми вы наделили обитателя первого вольера, рассказывают о том, какой вы хотели бы выглядеть в глазах окружающих.

Это ваше парадное, выставляемое напоказ «Я» - не зря же именно его вы нарисовали первым. В то время как второе животное – это вы настоящая. Такая, какая есть. Да возможно вы не во всем довольны собой, и какие-то свои особенности предпочитали бы не афишировать.

Чем больше животные и их характеристики отличаются друг от друга, чем больше они противоположны, чем больше внутриличностный конфликт. Чем больше животные похоже между собой, тем меньше разрыв между желаемым и действительным. А значит, и в вашей душе царит гармония!

  1. Упражнение «Испорченный комментатор»

Цель: сплочение коллектива.

Оборудование: карточки с видами спорта.

Поможет понять, насколько хорошо мы понимаем друг друга.

Первому игроку я показываю карточку со словом (это вид спорта), он его запоминает, поворачивается к следующему игроку и показывает загаданное слово с помощью мимики и жестов, как только следующий игрок понимает о каком слове идет речь, он поворачивается третьему игроку и тоже показывает его и так до конца цепочки. Последний игрок называет итоговое слово вслух. (теннис, плавание, баскетбол, бокс, конный спорт).

  1. Упражнение «Ступеньки»

Цель: помочь участникам проанализировать свою самооценку.

Оборудование: плакат с изображение лестницы.

Участникам демонстрируется плакат с изображением пронумерованных ступенек от 1 до 10. Предлагается мысленно расположить себя на любой из этих ступенек. На это дается 1 мин. Далее дается ключ: 1-4 ступенька – самооценка занижена, 5-7 ступенька – самооценка адекватна, 8-10 ступеньку – самооценка завышена.

От уровня самооценки зависит качество жизни человека, его успех, и даже здоровье. Люди с высокой самооценкой, как правило не отягощены сомнениями, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия. Человек со средним уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований. При низком уровне самооценки человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение окружающих, сильно страдает от избыточной застенчивости.

  1. Упражнение «Похвалялки»

Цель: Способствовать формированию адекватной самооценки, умению принимать положительную оценку окружающих.

Оборудование: бумага, ручки.

Запишите не менее 5 личных достижений, случившихся у вас за, последние, пять лет. Выберите одно из самых значимых для себя достижений, расскажите о нем, начиная с фразы: Не хочу хвастаться, но … (Все слушатели хвалят, подбадривают того, кто озвучивал достижение).

  1. Упражнение «Наш коллектив»

Цель: разряжение обстановки.

Оборудование: лист бумаги, карандаши по количеству участников.

Участникам дается лист со скрытой фразой «наш коллектив». Участник должен написать любое прилагательное и так же скрыть его, затем передать лист следующему игроку. В конце лист передается ведущему, и он зачитывает получившееся описание коллектива.

Рефлексия

Релаксационное упражнение «Новое платье»

Цель: снятие напряжения; заключительный этап тренинга.

Оборудование: расслабляющая музыка.

Сядьте удобно, опустите плечи, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза.  Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова - чуть откинута, плечи - расправлены.  Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох - глубоким, а выдох - удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит. Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 7. Вы мысленно вместе со мной идете по улице, делаете 7 шагов и оказываетесь в магазине "Одежда": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… заходите внутрь. В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся. Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Рассмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас. Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд. Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберете какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них. Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и я желаю вам удачи на этом пути.

Чтобы профилактировать эмоциональное выгорание старайтесь следовать трем девизам:

  1. Качественный отдых – «Отдых - всему голова!
  2. Пробуждение силы тела – «Движение – жизнь!»
  3. Удовольствие от мелочей жизни – «Мелочь – а приятно!».

На этом наше тренинговое занятие завершается! Давайте поделимся своими впечатлениями.

Спасибо за внимание!