Развитие сенсорной интеграции посредством АРТ-терапевтических техник

Берестова Наталья Александровна

На сегодняшний день доказано, что многие нарушения в поведении у детей, задержка развития, а так же отсутствие речи у них, тесно связано с тем, что они воспринимают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. 

Многие трудности можно преодолеть, создавая особую сенсорную среду, направленную на развитие или  компенсацию тех сенсорных функций , которые нарушены(гипо- или гиперчувствительность). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornaya_integratsiya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорной интеграции

посредством АРТ-терапевтических техник

В общих положениях ФГОС в п.1.4. раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности. Независимо от того, являются ли они нейротипичными или имеют какие-либо нарушения в развитии.

С 2015 года моя работа тесно связана с детьми дошкольного возраста, имеющими различные медицинские диагнозы: СДВГ, РАС, ДЦП, сенсомоторная алалия, задержка речевого развития, задержка психического развития, и даже с синдромом_Дауна. Все эти дети имеют нарушения не только когнитивного характера, но и поведенческие.

На сегодняшний день доказано, что многие нарушения в поведении у детей, задержка психофизического развития, а так же нарушение или отсутствие речи у этих детей, тесно связано с тем, что они воспринимают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные дети.

Многие трудности можно преодолеть, создавая особую сенсорную среду, направленную на развитие или компенсацию тех сенсорных функций, которые нарушены (гипо- или гиперчувствительность).

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации.

То есть, сенсорная интеграция:

  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать педагога и не обращать внимания на посторонний шум);
  •  позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся;
  •  формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Детская АРТ-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, коррекции и развития сенсорной интеграции, основанный на творчестве и игре.

Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире применяют разнообразные виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, видео- и аудиотерапия, мандалотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое.

Остановлюсь на некоторых из них, наиболее доступных видах.

Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.

Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. Такая техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование пальцами, ладонями — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге.

Песочная терапия. Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того, в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Танцевальная терапия. Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства, а также развивает чувство баланса и координацию движений. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.

Драматерапия (театротерапия) - это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т. е. разыгрывание какого-либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.

Я перечислила лишь некоторые виды и техники арт-терапии для развития сенсорной интеграции. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вам и вашим детям, исходя из ваших интересов, умений и увлечений ребенка.

Единственный совет педагогам: в работе с данными техниками, не стоит забывать, что арт-терапия — это, в первую очередь, творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат. Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны и приятны ребенку.