Роль педагога-психолога в развитии ФЭМП у дошкольников
Методика формирования элементарных математических представлений тесно связана с психологией. Любое обучение должно строиться с учётом закономерностей развития высших психических функций, познавательной деятельности, личности ребёнка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь - не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога-психолога в развитии ФЭМП у дошкольников
Автор: Берестова Н. А.
Педагог-психолог
Детский сад№19 «Чебурашка»
«Математик творит, потому что красота мыслительных построений
приносит ему радость»
Г. Ревеш.
Методика формирования элементарных математических представлений тесно связана с психологией. Любое обучение должно строиться с учётом закономерностей развития высших психических функций, познавательной деятельности, личности ребёнка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь - не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.
В старшем дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация игровой, учебной и творческой деятельности, а также общения.
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, М. Р. Битяновой и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в освоении ребенком элементарных математических представлений, систематизации этих знаний, умений и навыков.
Например, профессор В.А. Крутецкий характеризует математические способности как, индивидуально-психологические особенности человека, помогающие ему при прочих равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями, умениями и навыками в области математики.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить их писать, считать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике (а также и в других предметных областях), даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.
Таким образом, на первый план выходит развитие логического мышления и развитие креативности (умения нестандартно мыслить и творчески подходить к решению вопросов) как главный фактор, способствующий формированию элементарных математических способностей. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. И именно на это направлена работа педагога-психолога в дошкольном учреждении. На занятиях у педагога-психолога формируются и развиваются высшие психические функции, такие как мышление, внимание, восприятие, память и речь. Формируется и развивается эмоционально-волевая сфера, дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. И это дает возможность ребенку прийти к творческому поиску решения математических задач, желанию и умению учиться. И получать удовольствие от решения сложных задач.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. А для этого необходимо подготовить фундамент для формирования элементарных математических представлений, через развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы на занятиях педагога-психолога. Чтобы решение математических и логических задач вызывало не только затруднения, но и интерес.