Презентация " Арттерапия, как средство профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних"

Яковлева Наталья Александровна

В презентации описаны методы арттерапии, используемые в психолого-педагогической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_artterapiya13.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОГБОУ «Вяземская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Арттерапия, как средство профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних Подготовила педагог-психолог Яковлева Наталья Александровна

Слайд 2

Аддикция – зависимость, пагубная привычка, привыкание, в широком смысле, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет.

Слайд 3

Проявление аддиктивного поведения среди подростков носит масштабный характер. Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Диагностика аддиктивного поведения подростка не составляет труда. Проблемы в учебе, курение ограниченность интересов, употребление алкоголя – признаки требующие немедленного активного вмешательства.

Слайд 4

Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций, найти альтернативу чрезмерным увлечениям. Для обеспечения нормального развития ребенка и преодоления аддикции большое значение имеет профилактика . В вопросах предотвращения аддиктивного поведения несовершеннолетних профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аддиктивного поведения.

Слайд 5

Для того, чтобы уберечь детей от неблагоприятных последствий, привить навыки здорового образа жизни профилактическая деятельность в нашей школе строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, воспитателей, психолога, медиков, социального работника, родителей, сотрудников КДН и ПДН.

Слайд 6

Одним из надёжных способов профилактики аддиктивного поведения в нашей школе является а рттерапия . Использование элементов арттерапии в коррекционной работе с подростками дает положительные результаты, стимулирует воображение, помогает разрешать конфликты, налаживать взаимоотношения, способствует снижению эмоционального напряжения. Арттерапия позволяет вытеснять внутренние конфликты и отрицательные эмоции, дисциплинирует, даёт возможность осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности, повышает самооценку.

Слайд 7

Арттерапия — это один из самых популярных и результативных методов психотерапии, где задействуются различные художественные приемы, творчество. Коррекция с помощью арттерапии является наиболее мягкой, доступной и продуктивной. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем взаимоотношений в детском коллективе, социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Основная цель арт-терапии заключается в освоении процесса самопознания у ребенка и развитии у него способности самовыражения .

Слайд 8

Уникальность этого метода состоит в том, что практически каждый наш обучающийся может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него художественных навыков или особых способностей. Арт-терапия является средством самовыражения, определения эмоционального состояния, настроения и мыслей ребёнка , что позволяет использовать это для проведения соответствующих исследований и коррекционной работы. В процессе работы создаётся атмосфера доверия, которая вызывает у подростков положительные эмоции и инициативу даже у самых застенчивых обучающихся.

Слайд 9

Применение средств арт-терапии в коррекционных целях позволяет осуществлять профилактику и коррекцию социальных отклонений с помощью зрительного образа, цвета, формы, и композиции. В качестве основных средств арт-терапии на занятиях используются различные материалы, которые применяются в искусстве : краски, карандаши, фломастеры, ручки, бумага , кисти , природный материал, видеоматериалы , мелодичная музыка и многое другое. Такие виды арттерапии, как изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия н аиболее доступные и продуктивные в работе с обучающимися с ОВЗ.

Слайд 10

Методы арт терапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты : Облегчается процесс коммуникации особенно у застенчивых, замкнутых обучающихся. Осуществляется возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), в связи с чем происходит преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит. За счет того, что изобразительная деятельность требует планирования деятельности в связи с достижением целей, у обучающихся развивается способность к саморегуляции. Происходит осознание подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаются предпосылки для регуляции эмоциональных реакций . Повышается личностная ценность , что содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

Слайд 11

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, основными из которых являются: - стремление ребёнка выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме ; - потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности, а также потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе ; - желание исследовать окружающий мир через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Слайд 12

Таким образом, в результате анализа опыта использования арттерапевтических методов в психолого-педагогической практике, можно предположить возможность использования элементов арт-терапии в целях профилактики аддикции и других форм отклоняющегося поведения.