Технологии работы педагога-психолога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР

 

Для коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития (ЗПР) педагог-психолог может использовать следующие технологии:

  1. Организация межличностного взаимодействия в группе сверстников. Создание социальных групп для детей с ЗПР позволяет развивать их коммуникативные навыки, эмоциональную регуляцию и чувство принадлежности к группе.
  2. Техники педагогического взаимодействия с тревожными и эмоционально неустойчивыми детьми. Это может включать в себя использование успокаивающих методик, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, а также создание безопасной и поддерживающей среды.
  3. Методы арт-терапии, игровой терапии и сказкотерапии. Эти методы помогают детям с ЗПР выражать и регулировать свои эмоции через творческую деятельность, игру и сказки.
  4. Психологическая коррекция, включающая в себя индивидуальные и групповые занятия по развитию эмоциональной сферы. Это может включать в себя обучение навыкам распознавания и управления эмоциями, а также работу над повышением самооценки и уверенности в себе.
  5. Работа с семьей ребенка, направленная на повышение родительской компетентности в вопросах эмоционального развития и поддержки ребенка. Это может включать в себя консультирование, обучение и вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Комплексное использование этих технологий может помочь в коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР и способствовать их гармоничному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии работы педагога-психолога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР

Для коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития (ЗПР) педагог-психолог может использовать следующие технологии:

Организация межличностного взаимодействия в группе сверстников. Создание социальных групп для детей с ЗПР позволяет развивать их коммуникативные навыки, эмоциональную регуляцию и чувство принадлежности к группе.

I. Практики для улучшения взаимодействия сверстников:

1. Обучение педагогов и родителей

1.1. Просвещение педагогического коллектива по психологическим аспектам работы с детьми в группе сверстников.

1.2. Обучение родителей навыкам работы с детьми в группе сверстников, включая эмоциональное управление и социальную адаптацию.

2. Коррекционные занятия

2.1. Коррекционные занятия с детьми в группе сверстников, направленные на развитие эмоциональной регуляции и социальной адаптации.

2.2. Групповые коррекционные занятия с детьми в группе сверстников, фокусирующиеся на формировании поддерживающего окружения и социальных навыках.

II. Техники педагогического взаимодействия с тревожными и эмоционально неустойчивыми детьми.

Это может включать в себя использование успокаивающих методик, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, а также создание безопасной и поддерживающей среды.

III. Методы арт-терапии, игровой терапии и сказкотерапии.

 Эти методы помогают детям с ЗПР выражать и регулировать свои эмоции через творческую деятельность, игру и сказки.

IV. Психологическая коррекция, включающая в себя индивидуальные и групповые занятия по развитию эмоциональной сферы.

Это может включать в себя обучение навыкам распознавания и управления эмоциями, а также работу над повышением самооценки и уверенности в себе.

Упражнения для укрепления эмоциональной устойчивости у детей

1. Упражнение "Полчаса, которые принадлежат только мне"

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п. В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию.

2. Упражнение "Круговая кинолента"

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий. Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном направлении.

3. Упражнение "Тренировка контроля спонтанного выражения эмоций"

Инструкция: Проведите полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию. Это может быть погуляние, чтение, просмотр фильма или любое другое занятие, которое вам нравится. Важно, чтобы это были полчаса, которые проведены исключительно по собственному желанию.

4. Упражнение "Настольные игры"

Инструкция: Настольные игры требуют самодисциплины и контроля импульсивных реакций, развивают умение дожидаться своего хода и продумывать свои действия наперед. Большинство настольных игр развивают эмоциональную устойчивость и способность справляться с неудачами.

5. Упражнение "Общение с другими"

Инструкция: Общение с другими людьми может помочь в развитии эмоциональной устойчивости. Это может быть общение с друзьями, семьей или коллегами. Важно, чтобы общение было безопасным и поддерживающим.

6. Упражнение "Практика медитации"

Инструкция: Медитация может помочь в развитии эмоциональной устойчивости. Она помогает развивать умение управлять эмоциями и быть более спокойным в сложных ситуациях.

7. Упражнение "Практика глубокого дыхания"

Инструкция: Глубокое дыхание может помочь в развитии эмоциональной устойчивости. Это помогает развивать умение управлять эмоциями и быть более спокойным в сложных ситуациях.

8. Упражнение "Практика позитивной мысли"

Инструкция: Практика позитивной мысли может помочь в развитии эмоциональной устойчивости. Это помогает развивать умение управлять эмоциями и быть более позитивным в сложных ситуациях.

9. Упражнение "Практика выражения эмоций"

Инструкция: Практика выражения эмоций может помочь в развитии эмоциональной устойчивости. Это помогает развивать умение управлять эмоциями и быть более открытым в сложных ситуациях.

10. Упражнение "Практика общения с животными"

Инструкция: Общение с животными может помочь в развитии эмоциональной устойчивости. Это помогает развивать умение управлять эмоциями и быть более спокойным в сложных ситуациях.

V. Работа с семьей ребенка, направленная на повышение родительской компетентности в вопросах эмоционального развития и поддержки ребенка.

Это может включать в себя консультирование, обучение и вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Комплексное использование этих технологий может помочь в коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР и способствовать их гармоничному развитию.