Куклотерапия как метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям

Куклотерапия занимает одно из первых мест, среди известных методов предупреждения и преодоления стрессов и страхов. Особенно полезна куклотерапия для подростков, страдающих эмоциональной неустойчивостью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Куклотерапия как метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям»

Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий

с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как

носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует

понимание мира, себя и других людей.

Л. Войцехович

В психологической работе с ребенком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным ребенком. Сегодня во всем мире для психологической коррекции детей и подростков активно используется сказкотерапия и куклотерапия. Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребенка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия занимает одно из первых мест, среди известных методов предупреждения и преодоления стрессов и страхов. Особенно полезна куклотерапия для подростков, страдающих эмоциональной неустойчивостью. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Как раздел частной психотерапии (арт-терапии), куклотерапия использует в качестве основного приема психо-коррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • информацией об окружающем коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • воспитательную – психокоррекция, проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • развитие речи, моторики;
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Умелое использование куклотерапии позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.

Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».  

С помощью разных кукол мы одновременно решаем несколько задач: налаживаем контакт с ребенком, повышаем общий эмоциональный фон, улучшаем настроение, у ребенка появляется желание ближе «познакомиться» с куклой, произвести впечатление на нее, а значит и правильно выполнить предлагаемые задания, отвечать на вопросы педагога, тем самым развивая речь, пополняя активный словарь. С этой целью используются куклы – говорушки. С помощью кукол – говорушек психолог вместе с детьми разыгрывают сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи, например, достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции, возможность свободно общаться, развить произносительную сторону речи, мелкую моторику, сформировать эмоционально-волевые качества ребенка, возможность вступать в диалоги с другими детьми.

Главным принципом достижения эффективности при использовании метода куклотерапии является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы - костюмы.

Куклы - марионетки. Такие куклы изготавливаются из несколько частей, подвешиваются за ниточки и могут шевелить руками и ногами. Они свободны в движениях. Работа с куклой - марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

Теневые - куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей "куклой - страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

Веревочные куклы. Они представляют собой комбинацию петель. Такие куклы – абстракции больше походят для подростков. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы. Бумажные, картонные или пластиковые, эти фигуры просты в плане изготовления, ведь нужно уметь только рисовать и вырезать. Не нужно недооценивать возможности таких кукол – рисунков: может они не так человекоподобные, как марионетки или перчаточные куклы, но связь с ними ребенок обязательно почувствует. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа "Я".

Перчаточные куклы. Это традиционные участники кукольного театра «Петрушка»: твердая голова, к которой крепится мягкое полое тело. Такая кукла надевается на руку как перчатка и по сути становится частью кукловода. Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее - это же не он говорит, а его герой.

Пальчиковые куклы. Самый простой вариант игрушки. Некоторые психологи даже практикуют экспресс-куклы: на шарике для пинг–понга рисуется лицо, и такой шар надевается на палец ребенка. Казалось бы, это какая – то халтура. Но на самом деле, по тому, каким будет лицо на шаре, многое можно будет сказать об эмоциональном состоянии пациента. И сразу станет понятно, в каком направлении нужно выстраивать работу дальше. Пальчиковые куклы могут изготавливаться из фольги, картона и т.д. У ребенка может быть целый ассортимент таких кукол – актеров – с разными выражениями лица – для любого настроения.

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной. Куклу ребенок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире. Только изготовив куклу самостоятельно, ребенок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нем не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

Первый этап - изготовление или пошив куклы.

Все начинается с установления контакта с ребенком. В это время происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. Этот этап очень важен, от него зависит дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальную осторожность и тактичность, выражать сочувствие и соучастие. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует. На этом этапе придумывается образ куклы и качества, которыми она обладает. Психолог подбирает материал в соответствии с поставленной целью корректировки. Плотный, неподатливый материал в процессе работы поможет снять агрессивность. Пластичный – снять страх перед трудностями, успокоить, расслабить. Это может быть бумага, картон, пластилин, тесто, фольга, ткань. Даже пальчики самого ребенка в процессе работы, используемые в качестве инструмента (кисточки, давящего пресса) помогут несовершеннолетнему лучше чувствовать границы своего тела и его возможности.

Девочки очень любят шить кукол, вкладывая частичку себя в каждую из них. Поэтому этот этап может затянуться на несколько дней. Все зависит от сложности изготовления и способностей ребенка.

Мальчики больше любят лепить и конструировать «свои персонажи». Чаще их работы похожи на воинов, драконов, чудовищ, пришельцев.

Процесс изготовления сопровождается приятной музыкой. Психолог поддерживает беседу, задает вопросы. Помогает и обучает изготовлению куклы, если ребенок не справляется сам.

Второй этап работы - это проигрывание психотравмирующей или важной для ребенка ситуации.

Придумывается сказка или разыгрывается театрализованное действие, которым руководит ребенок при поддержке психолога. Ребенку предлагается стать актером, режиссером и постановщиком своего спектакля.

Главной задачей на этом этапе является выявление или проигрывание психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его невротизации. Здесь главная роль принадлежит выдуманному герою, сделанному своими руками. Его поведение отражает реальную внешнюю и внутреннюю позицию ребенка в рассматриваемой жизненной ситуации. А ребенок выступает как «хозяин героя». Проективная работа с куклой позволяет ребенку дистанцироваться в случае высокого уровня травматизации, или идентифицироваться с ним, когда ребенок видит ресурсы для восстановления своих сил. Это помогает найти положительную модель поведения и избавиться от своего недостатка или травмирующих воспоминаний.

На этом этапе подбираются ресурсы, с помощью которых можно выйти из сложившейся ситуации. И, как и в любой сказке, все закачивается положительной концовкой «…жили они долго и счастливо…». В завершение обсуждаются некоторые моменты из всего действия и задаются вопросы, помогающие понять - конструктивные ли выводы сделал ребенок. Как правило, это очень простые вопросы. Чему эта сказка (история) научила тебя? Как ты сейчас будешь поступать в таких ситуациях?

Метод куклотерапии экологичен по отношению к психике ребенка – глубину погружения в проблемную ситуацию определяет сам «режиссер», сценарий выхода и действия так же подбирает сам ребенок – только те, которые он способен совершить или уже готов к ним.

Коррекция проблемной зоны с помощью метода куклотерапии проходит увлекательно и интересно, как для ребенка, так и для психолога. Дети с большим удовольствием идут на коррекционные занятия и ждут новых встреч. В результате проведения занятий психолог может отмечать положительные изменения в личности ребенка, а именно повышается устойчивость к раздражителям, он становится более уверенным, спокойным, общительным. Более устойчивыми становятся познавательные процессы и формируется любознательность. В поведенческих реакциях ребенка отмечается увеличение конструктивных способов выхода из конфликтных, травмирующих ситуаций, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Практическая часть.        

И сейчас я бы хотела перейти от теории к практике. Сегодня мы с вами попробуем сделать куклы – марионетку и оживить ее. Для этого нам понадобиться лоскут ткани 25*25, вата, нитки, иголки, разные лоскутки тканей разного цвета, деревянные палочки, фломастеры.

1 этап. Процесс изготовления куклы-марионетки

1. В подготовленный лоскут ткани 25*25, набивается вата, придаётся округлая форма, на месте шеи закрепляется ниткой.

2. Получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5-10 см.

3. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль “нижней сорочки”, складываем вчетверо, делаем небольшое отверстие в середине и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем “нижнюю сорочку” к шее нашей куклы.

4. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.

5. Руки. Руки делаются из той же ткани, что и платье куклы. Собираем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем “мешочки”, набиваем их ватой и связываем. Руки готовы.

6. Добавление «украшений»: волосы, аксессуары (шляпы, сумочки, детали костюма и т.д.)

 7. «Подвязывание» куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла «повиснет» на нити. Ещё две нити привязываются (пришиваются) к запястьям (правому и левому) куклы.

«Тело» (туловище, ноги и т.д.) в конструкции простейшей марионетки изначально не предусмотрено, но, если клиент считает нужным сделать дополнительные детали, значит, они представляют для него интерес, и на этот факт следует обратить внимание.

Внимание! Кукла изготавливается индивидуально. Помощь можно оказывать только в технической, не в творческой части изготовления куклы.

2 этап. Представление, «оживление» и вождение куклы.

Когда кукла готова, наступает момент ее оживления или вождения марионетки – обучения ее простым движениям, поворотам, выражению эмоций и т.п.

Участникам надо представить куклу группе. Стать ею. Пообщаться с другими куклами (участниками) от имени куклы. Рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается…

Часто на данном этапе куклы вступают в диалог, начинают двигаться, возможно, ссориться или, наоборот говорить о своих симпатиях и т.д. Т.е. начинают жить «собственной жизнью».

Для участника такая форма самопредъявления более безопасна, чем привычный нам рассказ о себе, о своих проблемах, потребностях и страхах. Он может в процессе работы столкнуться с другим собой, той частью личности, которую не знает, или не принимает в реальной жизни. В ходе такого процесса, человек может понять, чего он на самом деле боится (в себе и в контактах с другими), и откуда этот страх взялся. Или убедиться, что бояться нечего, все не так страшно, как он себе представлял. Или обнаружить у себя ресурс, о котором даже не подозревал.

«Жила-была Кукла…»

Вопросы для обсуждения:

• Как куклу зовут, сколько ей лет?

• Какими качествами она обладает? Есть ли такие качества у тебя? Если она похожа на тебя, то чем именно? Если не похожа, то в чем состоят отличия?

• Если у куклы есть недостатки, то, что конкретно тебя в ней не устраивает?

• Какой она должна быть, чтобы тебе понравиться?

• Что ты должен сделать для достижения этого результата? И т.д.

Последние три вопроса направлены на то, чтобы помочь участнику осознать и преодолеть причину собственной неудовлетворенности, поводы для которой могут быть разные. Например, какой бы результат не получился у человека с завышенной самооценкой – он все равно будет недотягивать до идеала, так как он не может принять собственное несовершенство (персонифицированное в кукле). А кто-то доволен любым результатом, понимает, что «дело совсем не в том, из чего ты сделан, красив ты или не очень с точки зрения других людей, - важно, что ты есть, что ты уникален и неповторим, что были, есть и будут люди красивее, умнее, талантливее, но таких, как ты, нет, не было и не будет. Из самой малости и ерунды можно создать личность – свободную, неповторимую, чувствующую, единственную, а самое главное – любимую ее творцом» (Т.Колошина).

Исходя из общих принципов интерпретации арт-терапевтической продукции, значимыми с диагностической точки зрения, можно считать:

1. Размер куклы,

2. Выбранный ребёнком цвет (цвета),

3. Возможности управления куклой (количество нитей, длина, способ их прикрепления),

4. Наличие (отсутствие) тела или его отдельных частей

5. Голова (форма)

6. Имена (первоначальное название куклы и ее реальное имя, возникшее после изготовления)

7. Количество деталей (схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика)

8. Специфика использованного для изготовления куклы материала»

Обратить внимание на то, как создается марионетка, образ куклы (первоначальный, который ребёнок собирался воплотить в жизнь и тот, который получился в результате) и т.д.

Список используемой литературы

  1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998.
  3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. "Планета чудес". Развивающая Сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2006. - 224с.
  4. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г. - 218с.
  5. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008.
  6. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). - 2004. - №12-с.54-56. - с. 2004

Техники работы с пальчиковыми куклами
Упражнение "Кукольный совет" (автор - Ю. Вакуленко).

Цель: формирование умения смотреть на проблему с разных сторон.
Материалы: пальчиковые куклы, листы А4, ручка.
Возраст: от 7 лет.
Время выполнения: 15-20 минут.
Ход упражнения: Участники думают про свою проблему, которую им сложно решить и задают вопрос "Как мне лучше всего...?"
Из набора пальчиковых кукол с закрытыми глазами выбираются 4 куклы (это могут быть люди, животные, сказочные персонажи). Тогда участники от имени кукол по очереди дают ответ на вопрос. Возможен вариант "обсуждения проблемы между куклами".

Упражнение "Кукла, похожая на меня" (автор - Ю. Вакуленко)

Цель: знакомство со своими субличностями, учет различных частей в себе, разрешение внутренних конфликтов. 
Материалы: пальчиковые куклы, лист А4, ручка. 
Возраст: от 7 лет.
Время выполнения: 15-20 минут.
Ход упражнения: Участники выбирают кукол, которые чем-то похожи на них. Тогда идет обсуждение, в какой ситуации проявляются характеристики той или иной куклы, куклам даются имена. Далее участникам нужно сделать так, чтобы куклы между собой «договорились и подружились» (можно пообщаться от имени кукол, познакомить их, обняться-поцеловаться).
Упражнение "Сильный и Слабый Я" (автор - Ю. Вакуленко)
Цель: взгляд на проблемную ситуацию со стороны «сильного Я» и «Слабого я» (умение смотреть на проблему с разных сторон)
Материалы: пальчиковые куклы, листы А4, ручка.
Возраст: от 7 лет.
Время выполнения: 15-20 минут.
Ход упражнения: Участники думают об определенной своей проблеме, которую им сложно решить. Из набора пальчиковых кукол выбираются 2 куклы. Одна символизирует Слабое Я, вторая - Сильное Я. Тогда участники дают ответ на свою проблему так, как это сделала бы каждая кукла. Возможен вариант «обсуждение проблемы между куклами», где каждая «выражает» собственное мнение.

Упражнение "Конфликт" (автор - Ю. Вакуленко)

Цель: решение конфликтных ситуаций, умение посмотреть на конфликт глазами другой стороны.
Материалы: пальчиковые куклы, листы А4, ручка.
Возраст: от 7 лет.
Время выполнения: 15-20 минут.
Ход упражнения: Участники думают об конфликте, который им сложно решить, или который имел место в их жизни. Из набора пальчиковых кукол выбираются 2 куклы. Одна символизирует участника, а вторая - другую сторону конфликта. Между куклами разыгрывается проблемная ситуация, и участники сначала отстаивают свое мнение, а потом мнение соперника.
Упражнение "Я смог" (автор - Ю. Вакуленко)

Цель: стабилизация самооценки, повышение уверенности в себе.
Материалы: пальчиковые куклы, листы А4, ручка.
Возраст: от 7 лет.
Время выполнения: 15-20 минут.
Ход упражнения: Участники вспоминают свои достижения, ситуации, где они были на высоте. Затем под каждую ситуацию выбирается кукла, которая ее символизирует и нужно рассказать о своих успехах, словно кукла рассказывает о них, хваля участника.