Деятельность по выявлению и развитию способностей
Программа "Перезагрузка" для мотивированных школьников.
Педагогический совет "Одаренные дети".
Презентация "Диагностика и развитие детской одаренности".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.85 МБ | |
| 490.62 КБ | |
| 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренность как педагогический и психологический феномен С педагогической точки зрения одаренные дети (подростки, юноши, девушки) - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно в ыделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.
Одаренность как педагогический и психологический феномен Это могут быть: общие способности (за что ни возьмется - все у него/нее/ получается); специальные способности (по всем предметам троечник, а вот по математике любую задачу решит, или лучше всех стихи сочиняет, или рисует, или в хоккей играет); творческие способности (все-то он/она/ сочиняет, придумывает что-то); лидерские способности (вожак, неформальный лидер в классе); психомоторные (легкоатлетические, гимнастические); технические, компьютерные, музыкальные, экологические (природу любит, животных) и другие виды способностей , необходимые для жизни в человеческом обществе.
Если ребенок одаренный, то педагогу с ним легко работать! Педагогов, впервые встретившихся в своей практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом),повышенная лю бознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться («схватывать на лету») и сосредоточиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе и т.д.
Но!!! насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных Каково, например, работать с ребенком, который всех перебивает, всех (и педагога тоже!) обвиняет в тупости и невежестве, занимается на занятии непонятно чем, витает в облаках или, не скрываясь, читает энциклопедический словарь, все делает (говорит, пишет, думает) слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, и вообще может встать и выйти из ка бинета , заявив, что на занятии ему неинтересно, поскольку он и так все это знает. К этому букету негативных проявлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности. Однако для полноты картины нужно отметить, что есть и такие одаренные дети, у которых, как говорится, все в порядке - и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие.
Общие особенности личности, характеризующие одаренных детей более высокая, чем у сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления; наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью; необычайно высокая познавательная активность, не насыщаемая потребность в деятельности; ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению; способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности и т.д.
Одаренность – это… Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.
Особо следует подчеркнуть, что одаренность – это… всегда системное качество , в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязано развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы.
Одаренность может наблюдаться: как одаренность явная (проявленная), которая, что называется, «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% от общего числа детей; как одаренность возрастная , т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет она куда-то исчезает; как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной. Предполагается, что общее число явно и неявно одаренных детей составляет примерно 20-25 процентов от общего числа учащихся.
С точки зрения практической психологии Психология выделяет в многообразии одаренных детей две условно полярные группы: Первая - это дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных (переживать самому и сопереживать другим), регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психического развития. Вторая (чаще всего это особо одаренные дети) - дети, психическое развитие которых отличается дисгармоничностью в уровне сформированности указанных сторон. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, чересчур медленным или же, напротив, чересчур быстрым темпом работы, заниженной или же, напротив, завышенной самооценкой, и т.д.
Большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы ребенка (игровой, учебной, трудовой). Но, по мнению психологов, лишь 10% одаренности мы наследуем от родственников, около 40% зависит от обстоятельств, в которых одаренность получает возможность развиться, а остальные 50% — вопрос работы и усилий, которые нужно приложить, чтобы развить свои способности.
Попробуем сделать первые выводы? Таким образом, с одной стороны одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Можно говорить о том, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.
Одна из главных задач взрослого – вовремя разглядеть в ребенке черты одаренности Следует иметь в виду, что практически любая одаренность не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов . Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.
Признаки одаренности это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности. И могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный: Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Различия по уровню одаренности Особая, исключительная одаренность — это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость. Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая норма» . Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, обычный характер. Это те дети, которым повезло с самого начала — нормальные роды, хорошая семья. Внимания, любви матери было столько, сколько надо ребенку. Это гораздо более благополучные дети, чем дети особо одаренные. Именно по наблюдениям за этими детьми становится очевидным, что нет пропасти между одаренными и обычными детьми, а одаренность может быть результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.
различия по особенностям возрастного развития Очень часто одаренность носит только временный характер , когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов. Существует и своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях обнаруживается и замедленное развитие. Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированным профессионалам или внимательным педагогам, много и серьезно работающим с ребенком.
Типах одаренности, которые легко увидеть учителю Каждый одаренный ребенок неповторим ! Но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много типичных черт, характерных одаренным детям. Поговорим о…
Типы одаренности, которые легко увидеть учителю Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих детей педагоги называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой». Эти дети, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим детям с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к предметам и, соответственно, педагогам приводит к тому, что по одним предметам эти дети учатся блестяще, а по другим — нет. Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации, и когда, напротив, высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов. Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих детей проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов» . Успеваемость интеллектуально одаренных детей не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению.
Типы одаренности, которые легко увидеть учителю Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности , который принято называть «академическим» . При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из них получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела. Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть дети с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи), а есть дети, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным). В некоторых случаях педагогу бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные дети — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.
Типы одаренности, которые легко увидеть учителю Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для педагогов,— это художественный тип . Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Педагог должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься. Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у детей с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
Тип одаренности, который нелегко увидеть учителю В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности . Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Более того, педагоги, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих детей, так как они почти всегда очень трудны: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создают у педагогов при работе с такими детьми большие проблемы. Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен — именно так называемая некомфортность этих обучающихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих обучающихся легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто дети с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир. Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих обучающихся, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты. Правда, и педагог, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе. У творческой одаренности много различных вариантов: есть обучающиеся, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие дети, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
Тип одаренности, который легко увидеть учителю, но очень нелегко принять Это так называемая лидерская, или социальная, одаренность . Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой. К сожалению, у многих детей с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие дети с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие дети часто рассматриваются педагогами только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этихдетей, и в не меньшей степени их педагогов. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть детей с этим типом одаренности лицом к школе.
Тип одаренности, который легко увидеть учителю, но он ему не интересен Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности . Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя дети со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Необходимый вывод Понимание типологии одаренности — это только первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными детьми. Второй шаг педагога – оказание действенной помощи в развитии, укреплении и реализации незаурядных возможностей детей. Воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого, - это и есть единственная педагогическая цель.
Как «расшифровать» одаренного ребенка? Учебные характеристики Справляется с заданиями быстрее своих сверстников; Быст po запоминает фактическую информацию; Является знатоком в интересующей теме; Не требует многократного повторения, чтобы выучить предмет; Имеет продолжительный объем внимания; Быстро надоедают однообразные задания; Любит трудные задачи; Обладает богатым словарным запасом; Способен переносить знания от одной ситуации к другой; Крайне любознателен; Имеет широкий круг интересов; Проявляет интересы с опережением возраста.
Как «расшифровать» одаренного ребенка? Творческие способности Предлагает уникальные ответы на вопросы; Любит выполнять дела новыми и разными способами; Способен устанавливать связи между несвязанными идеями; Сочиняет песни, стихи, загадки или шутки; Проявляет высокий уровень любознательности по многим вопросам; Рисует; Обладает высокой терпимостью к беспорядку; Создает усовершенствованные изделия.
Как «расшифровать» одаренного ребенка? Чувство юмора Понимает игру слов и загадки; Высказывается или рассказывает истории с чувством юмора; Имеет исключительно чуткий слух ко всему эксцентричному и смехотворному.
Как «расшифровать» одаренного ребенка? Мотивация Настойчив, упорно выполняет задания; Приступает к заданию самостоятельно, не дожидаясь указания; Самостоятельный, независимый; Может упорно сосредотачиваться на задании долгое время; Не нуждается во внешних мотивах для выполнения задания; Проявляет сильную тягу к знаниям, ощущениям, творчеству, осмыслению.
Как «расшифровать» одаренного ребенка? Абстрактное мышление Задает провокационные вопросы; Распознает связи, непостижимые для сверстников; Анализирует причины и следствия; Любит анализировать и решать сложные задачи; Использует логику при решении задач; Делает выводы.
Как «расшифровать» одаренного ребенка? Чувствительность Интересуется вопросами о том, что такое хорошо и что такое плохо; Проявляет сочувствие к окружающим; Возлагает большие надежды на себя и других; Проявляет сильные чувства и зрелые взгляды.
Проблемы одарённых детей Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. Конформность . Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. Стремление к совершенству ( перфекционизм ). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
Проблемы одарённых детей Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение .
Выводы об основных моментах в работе учителя с одаренными детьми Во-первых, эта работа внутренне крайне противоречива. Что такое одаренный ребенок? Он, прежде всего, не такой, как все. Его интеллектуальная жизнь богата и сложна, но средств для ее выражения, реализации и презентации ребенку не хватает. Отсюда его проблемы. Какова в связи с этим задача педагога? Научить ребенка общаться, в первую очередь, — с такими же, как он сам. Научить внятно излагать свои мысли и идеи ,т.е. сделать его, в каком-то смысле, таким, как все, не задавив при этом те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его одаренным. Второе. Работая с детьми, высоко одаренными в интеллектуальном отношении, мало быть педагогом высшей квалификации. Надо располагать еще одним ключевым качеством — не бояться работать с детьми, превосходящими тебя по уровню способностей. Не умеешь этого — учись и принимай превосходство ребенка без внутреннего протеста. И третье. Несмотря на высокие способности и достижения одаренных детей, у нас нет сверхзадачи подготовить профессиональных математиков или гуманитариев. Это дело университетов. Наша главная цель — воспитание честного, образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбрать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и трудиться для их осуществления.
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА «МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ» ( WorldSkills Russia ) СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель занятия: оценить уровень психологической готовности участников к условиям конкурса. Задачи: проведение диагностических мероприятий по оценке уровня психологической готовности участников к условиям конкурса; выявление обучающихся, которым необходима дополнительная консультативная работа психолога при подготовке к конкурсу; разработка рекомендаций для сопровождающих лиц по работе с обучающимися в условиях конкурса.
Цель занятия: формирование правильной профессинально-значимой и личностно-значимой мотивации на участие в конкурсе профессионального мастерства. Задачи : актуализировать стремление к творческой самореализации личности в выбранной профессии. способствовать возрастанию уважения к честному высокопрофессиональному труду, выбранному обучающимися в качестве дела своей жизни. формировать отношение к конкурсу как к возможности профессионального и личностного роста, первому серьезному испытанию себя в своей профессии.
Цель занятия: актуализировать способности студентов к творческому гибкому поведению. Задачи : закрепить с обучающимися знание того, что творческое поведение в профессии становится созидательным, если оно произрастает из знаний, умений и навыков, наработанных специалистом. закрепить представления о конструктивной и деструктивной активности в условиях конкурса и в рабочем поведении вообще. предложить обучающимся известные способы настройки на сохранение и проявление конструктивной и созидательной активности в условиях трудноразрешимых ситуаций. включить в занятие проблемные задания, при решении которых от студентов требуется проявить нестандартное мышление и вариативный подход.
Беседа с аудиторией на тему "Гибкость ума, как важное качество успешного человека". Упражнение «Способы применения предмета». Цель упражнения: упражнение предназначено для развития интеллектуальных способностей (беглости мышления). Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Помимо беглости мышления упражнение развивает способность концентрации на предмете, углубленного изучения его особенностей, умение открывать в обычном скрытые возможности, а также творческие (в широком смысле слова) способности. Несмотря на кажущуюся простоту упражнение, особенно при довольно продолжительном использовании, может поспособствовать качественному "интеллектуальному рывку". Упражнение " Быстрота мысли". Цель упражнения: развитие гибкости и быстроты мышления. Ресурсы: бланк со словами, карандаш, секундомер. Каждому участнику раздается по одному бланку со словами, в которых пропущены буквы. Каждые прочерк – это одна пропущенная буква. В течение десяти минут надо вписать недостающие буквы. Слова должны быть именами существительными нарицательными в единственном числе. Результаты оцениваются по количеству написанных слов.
д-ло (дело) п-л-а (полка) з-о-ок (звонок) с-я-оть (слякоть) к-ша (каша) о-р-ч (обруч) к-о-а (крона) к-с-а-ник (кустарник) с-да (сода) к-р-он (картон) с-е-ло (стекло) у-ы-к- (улыбка) в-за (ваза) з-р-о (зерно) к-ы-а (крыша) а-е-ь-ин (апельсин) н-га (нога) в-с-ок (восток) т-а-а (трава) с-а-ц-я (станция) м-на (мина) с-г-об (сугроб) к-у-ка (кружка) ч-р-и-а (черника) д-ля (доля) в-т-а (ветка) а-т-ка (аптека) к-п-с-а (капуста) к-но (кино) п-д-ак (пиджак) с-у-а (ступа) д-е-н-к (дневник) в-да (вода) к-ш-а (кошка) с-а-ка (сказка) т-л-в-з-р (телевизор) ч-до (чудо) б-л-он (бульон) п-е-а (пьеса) к-н-у-т-р (кондуктор) ( В скобках – правильные ответы, на бланке не печатаются).
Цели этапа : воспитание личности, способной проявлять конструктивную активность в преобразовании трудной ситуации до получения желаемого результата. Задачи: научить ребят четко видеть цель (и корректировать ее, если изначально она была понята или сформулирована неправильно); научить ребят понимать, что цель – это то, что очень важно; научить обучающихся верить в то, что они достигнуть эту цель способны; научить ребят видеть разные пути и средства достижения цели.
Тренинг самостоятельного решения проблемных ситуаций Цель тренинга: формирование навыков эффективного решения проблемных ситуаций. Актуализирование способности студента действовать самостоятельно в ситуации познавательной, коммуникативной, организационной или нравственной проблемы. Ход занятия: Примеры проблемных ситуаций, возникающих в ходе конкурса профмастерства: а) участник выполняет этап конкурсного задания, на который отводится определенный временной промежуток. На конкурсную площадку, где работают все участники, имеют доступ старшие сопровождающие других конкурсантов. Кто-то из них громко начинает обращать внимание всех присутствующих на неточности или ошибки, допускаемые вами при выполнении задания; б) во время вашей работы на конкурсном этапе неожиданно перестает действовать техника, без которой выполнение задания невозможно; в) вы работаете за одним рабочим столом с представителем вашей конкурсной команды, но это этап, где «каждый сам за себя». Каждому выдан свой набор инструментов, но ваш товарищ часто берет для работы ваши инструменты; г) время, отведенное на выполнение задания заканчивается, а вы «застряли» на каком-то простом действии, которое всегда отлично у вас получалось (пример – штукатурка откоса), а теперь из-за волнения никак не получится качественно.
Упражнение «Проблема для меня – это…» Ведущий задает вопрос группе: «Как Вы думаете, вероятнее всего проблема решится, по отношению к которой мы будем предпринимать какие-либо действия или ждать, что проблема решится сама?». Важно сделать акцент на активной позиции по отношению к проблеме и принятии ответственности за решение на себя, сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения. Основная часть . Ведущий задает группе вопрос: «Ребят, скажите, пожалуйста, есть ли в Вашей жизни проблема, с которой Вы не можете справиться, которую на данном этапе Вам не удалось еще разрешить?». Это может быть проблема, связанная с учебой, с взаимоотношениями с родителями. «Если есть смельчаки, можете поделиться!» . «Пожалуйста, найдите эту проблему и просто держите ее в голове, пока я буду рассказывать Вам следующий материал». Алгоритм решения проблемы ШАГ: Определение проблемы. При возникновении проблемы следует остановиться и спросить себя «Что происходит?», «Что не так?» ШАГ: Прояснение проблемы. На этом шаге важно точно выяснить, в чем именно заключается проблема. Ответить себе на вопрос «Кто, что, когда, зачем и почему», определить, чем именно угрожает данная ситуация, каковы могут быть ее негативные последствия. Поставить реалистичные цели решения проблем. Важно понимать, что цели должны быть реалистичными , чтобы мы не ждали чудес. Например, нельзя заставить другого человека чего-то захотеть.
3. ШАГ: Выявление альтернатив. Определение различных путей подхода к проблеме. Важно помнить, что проблема имеет более чем одно решение. Барон Мюнхаузен говорил: «безвыходных положений не бывает» . Он, конечно, был прав! Мало того, что безвыходных положений не бывает, у каждой проблемы есть минимум два способа решения, а то и больше. Некоторые люди попадают в ловушку, предполагая, что проблема имеет одно решение. Они не могут увидеть другие пути решения, потому что зацикливаются на одном способе. Альтернатив должно быть как можно больше. 4. ШАГ: Исследование альтернатив. Необходимо проанализировать последствия выбранных альтернатив. Ответить на три вопроса: «Что случится в лучшем случае?», «Что случится в худшем случае?», «Что случится скорее всего?». 5. ШАГ: Решение. Выбор альтернативы и принятие решения на ее основании. Важно помнить, что за каждое нами принятое решение мы несем ответственность. 6. ШАГ: Действие. Важно помнить, что если ничего не менять, то ничего не изменится. Поэтому необходимо действовать. В действии проявляются наши способности, наши возможности. 8. ШАГ : выполнить по ряду причин (пойти на попятную). Например, двое поругались. Один на другого очень злится. Всю ночь первый думал: «Вот завтра подойду и все выскажу». И вот наступило завтра, а первый, что готовился к разговору всю ночь, не может решится на запланированное действие. Он подходит к своему другу, но начинает говорить нечто совершенно иное – совсем не то, что запланировал. Почему это происходит? По ряду причин. В голове у него превосходно сложилась картинка, а в реальности все оказалось совершенно по-другому. 8. ШАГ: Оценка. После того, как произошло какое-то действие, необходимо оценить, что произошло , каков результат.
Цели этапа : развитие коммуникативных навыков. Задачи: научить обучающихся приемам установления коммуникативного контакта; помочь точно выражать свою мысль в разговоре; помочь обучающимся правильно понимать то, что говорит им другой человек, быть эмпатичными, понимать не только то, что говорит человек, но и почему он это говорит именно сейчас; научить обучающихся преодолевать барьеры в общении и другие трудности в контактах (которых особенно много в условиях конкурсов).
№ Личностная характеристика психологической готовности, подвергающаяся диагностики Средства решения диагностических задач 1 Мотивационная характеристика личности 1.«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана ( оценка мотивации достижения). 2 Познавательная характеристика личности. 2.Тест Мюнстерберга (тест оценивает избирательность внимания, а также помехоустойчивость). 3. Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления» (тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления).
3 Эмоциональная характеристика личности 4. Методика - «Прогноз» (диагностика риска адаптации или дезадаптации в стрессе). Дополнительные диагностические методики (только в случаях, когда прогноз неблагоприятный, в частном порядке). 5.*Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). Позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. 6. * Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой. «Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС)» (личностный опросник, предназначенный для диагностики типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг-стратегий).
4 Волевая характеристика личности 7.Опросник ВСК разработан А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом,(опросник направлен на обобщённую оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями). 5 Коммуникативная навыки личности 8. Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха). Предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Следует иметь в виду, что практически любая одаренность не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов . Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.