Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к конкурсам, олимпиадам, соревнованиям
Презентация. Тесты, упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятия: оценить уровень психологической готовности участников к условиям конкурса. Задачи: проведение диагностических мероприятий по оценке уровня психологической готовности участников к условиям конкурса; выявление обучающихся, которым необходима дополнительная консультативная работа психолога при подготовке к конкурсу; разработка рекомендаций для сопровождающих лиц по работе с обучающимися в условиях конкурса.
Цель занятия: формирование правильной профессинально-значимой и личностно-значимой мотивации на участие в конкурсе профессионального мастерства. Задачи : актуализировать стремление к творческой самореализации личности в выбранной профессии. способствовать возрастанию уважения к честному высокопрофессиональному труду, выбранному обучающимися в качестве дела своей жизни. формировать отношение к конкурсу как к возможности профессионального и личностного роста, первому серьезному испытанию себя в своей профессии.
Цель занятия: актуализировать способности студентов к творческому гибкому поведению. Задачи : закрепить с обучающимися знание того, что творческое поведение в профессии становится созидательным, если оно произрастает из знаний, умений и навыков, наработанных специалистом. закрепить представления о конструктивной и деструктивной активности в условиях конкурса и в рабочем поведении вообще. предложить обучающимся известные способы настройки на сохранение и проявление конструктивной и созидательной активности в условиях трудноразрешимых ситуаций. включить в занятие проблемные задания, при решении которых от студентов требуется проявить нестандартное мышление и вариативный подход.
Беседа с аудиторией на тему "Гибкость ума, как важное качество успешного человека". Упражнение «Способы применения предмета». Цель упражнения: упражнение предназначено для развития интеллектуальных способностей (беглости мышления). Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Помимо беглости мышления упражнение развивает способность концентрации на предмете, углубленного изучения его особенностей, умение открывать в обычном скрытые возможности, а также творческие (в широком смысле слова) способности. Несмотря на кажущуюся простоту упражнение, особенно при довольно продолжительном использовании, может поспособствовать качественному "интеллектуальному рывку". Упражнение " Быстрота мысли". Цель упражнения: развитие гибкости и быстроты мышления. Ресурсы: бланк со словами, карандаш, секундомер. Каждому участнику раздается по одному бланку со словами, в которых пропущены буквы. Каждые прочерк – это одна пропущенная буква. В течение десяти минут надо вписать недостающие буквы. Слова должны быть именами существительными нарицательными в единственном числе. Результаты оцениваются по количеству написанных слов.
д-ло (дело) п-л-а (полка) з-о-ок (звонок) с-я-оть (слякоть) к-ша (каша) о-р-ч (обруч) к-о-а (крона) к-с-а-ник (кустарник) с-да (сода) к-р-он (картон) с-е-ло (стекло) у-ы-к- (улыбка) в-за (ваза) з-р-о (зерно) к-ы-а (крыша) а-е-ь-ин (апельсин) н-га (нога) в-с-ок (восток) т-а-а (трава) с-а-ц-я (станция) м-на (мина) с-г-об (сугроб) к-у-ка (кружка) ч-р-и-а (черника) д-ля (доля) в-т-а (ветка) а-т-ка (аптека) к-п-с-а (капуста) к-но (кино) п-д-ак (пиджак) с-у-а (ступа) д-е-н-к (дневник) в-да (вода) к-ш-а (кошка) с-а-ка (сказка) т-л-в-з-р (телевизор) ч-до (чудо) б-л-он (бульон) п-е-а (пьеса) к-н-у-т-р (кондуктор) ( В скобках – правильные ответы, на бланке не печатаются).
Цели этапа : воспитание личности, способной проявлять конструктивную активность в преобразовании трудной ситуации до получения желаемого результата. Задачи: научить ребят четко видеть цель (и корректировать ее, если изначально она была понята или сформулирована неправильно); научить ребят понимать, что цель – это то, что очень важно; научить обучающихся верить в то, что они достигнуть эту цель способны; научить ребят видеть разные пути и средства достижения цели.
Тренинг самостоятельного решения проблемных ситуаций Цель тренинга: формирование навыков эффективного решения проблемных ситуаций. Актуализирование способности студента действовать самостоятельно в ситуации познавательной, коммуникативной, организационной или нравственной проблемы. Ход занятия: Примеры проблемных ситуаций, возникающих в ходе конкурса профмастерства: а) участник выполняет этап конкурсного задания, на который отводится определенный временной промежуток. На конкурсную площадку, где работают все участники, имеют доступ старшие сопровождающие других конкурсантов. Кто-то из них громко начинает обращать внимание всех присутствующих на неточности или ошибки, допускаемые вами при выполнении задания; б) во время вашей работы на конкурсном этапе неожиданно перестает действовать техника, без которой выполнение задания невозможно; в) вы работаете за одним рабочим столом с представителем вашей конкурсной команды, но это этап, где «каждый сам за себя». Каждому выдан свой набор инструментов, но ваш товарищ часто берет для работы ваши инструменты; г) время, отведенное на выполнение задания заканчивается, а вы «застряли» на каком-то простом действии, которое всегда отлично у вас получалось (пример – штукатурка откоса), а теперь из-за волнения никак не получится качественно.
Упражнение «Проблема для меня – это…» Ведущий задает вопрос группе: «Как Вы думаете, вероятнее всего проблема решится, по отношению к которой мы будем предпринимать какие-либо действия или ждать, что проблема решится сама?». Важно сделать акцент на активной позиции по отношению к проблеме и принятии ответственности за решение на себя, сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения. Основная часть . Ведущий задает группе вопрос: «Ребят, скажите, пожалуйста, есть ли в Вашей жизни проблема, с которой Вы не можете справиться, которую на данном этапе Вам не удалось еще разрешить?». Это может быть проблема, связанная с учебой, с взаимоотношениями с родителями. «Если есть смельчаки, можете поделиться!» . «Пожалуйста, найдите эту проблему и просто держите ее в голове, пока я буду рассказывать Вам следующий материал». Алгоритм решения проблемы ШАГ: Определение проблемы. При возникновении проблемы следует остановиться и спросить себя «Что происходит?», «Что не так?» ШАГ: Прояснение проблемы. На этом шаге важно точно выяснить, в чем именно заключается проблема. Ответить себе на вопрос «Кто, что, когда, зачем и почему», определить, чем именно угрожает данная ситуация, каковы могут быть ее негативные последствия. Поставить реалистичные цели решения проблем. Важно понимать, что цели должны быть реалистичными , чтобы мы не ждали чудес. Например, нельзя заставить другого человека чего-то захотеть.
3. ШАГ: Выявление альтернатив. Определение различных путей подхода к проблеме. Важно помнить, что проблема имеет более чем одно решение. Барон Мюнхаузен говорил: «безвыходных положений не бывает» . Он, конечно, был прав! Мало того, что безвыходных положений не бывает, у каждой проблемы есть минимум два способа решения, а то и больше. Некоторые люди попадают в ловушку, предполагая, что проблема имеет одно решение. Они не могут увидеть другие пути решения, потому что зацикливаются на одном способе. Альтернатив должно быть как можно больше. 4. ШАГ: Исследование альтернатив. Необходимо проанализировать последствия выбранных альтернатив. Ответить на три вопроса: «Что случится в лучшем случае?», «Что случится в худшем случае?», «Что случится скорее всего?». 5. ШАГ: Решение. Выбор альтернативы и принятие решения на ее основании. Важно помнить, что за каждое нами принятое решение мы несем ответственность. 6. ШАГ: Действие. Важно помнить, что если ничего не менять, то ничего не изменится. Поэтому необходимо действовать. В действии проявляются наши способности, наши возможности. 8. ШАГ : выполнить по ряду причин (пойти на попятную). Например, двое поругались. Один на другого очень злится. Всю ночь первый думал: «Вот завтра подойду и все выскажу». И вот наступило завтра, а первый, что готовился к разговору всю ночь, не может решится на запланированное действие. Он подходит к своему другу, но начинает говорить нечто совершенно иное – совсем не то, что запланировал. Почему это происходит? По ряду причин. В голове у него превосходно сложилась картинка, а в реальности все оказалось совершенно по-другому. 8. ШАГ: Оценка. После того, как произошло какое-то действие, необходимо оценить, что произошло , каков результат.
Цели этапа : развитие коммуникативных навыков. Задачи: научить обучающихся приемам установления коммуникативного контакта; помочь точно выражать свою мысль в разговоре; помочь обучающимся правильно понимать то, что говорит им другой человек, быть эмпатичными, понимать не только то, что говорит человек, но и почему он это говорит именно сейчас; научить обучающихся преодолевать барьеры в общении и другие трудности в контактах (которых особенно много в условиях конкурсов).
№ Личностная характеристика психологической готовности, подвергающаяся диагностики Средства решения диагностических задач 1 Мотивационная характеристика личности 1.«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана ( оценка мотивации достижения). 2 Познавательная характеристика личности. 2.Тест Мюнстерберга (тест оценивает избирательность внимания, а также помехоустойчивость). 3. Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления» (тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления).
3 Эмоциональная характеристика личности 4. Методика - «Прогноз» (диагностика риска адаптации или дезадаптации в стрессе). Дополнительные диагностические методики (только в случаях, когда прогноз неблагоприятный, в частном порядке). 5.*Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). Позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. 6. * Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой. «Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС)» (личностный опросник, предназначенный для диагностики типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг-стратегий).
4 Волевая характеристика личности 7.Опросник ВСК разработан А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом,(опросник направлен на обобщённую оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями). 5 Коммуникативная навыки личности 8. Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха). Предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Следует иметь в виду, что практически любая одаренность не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов . Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.