Программа развития "Взаимодействие"
Программа развития психолого - педагогической службы: "Взаимодействие".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 124.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖАЮ:
Директор МБОУ
«Чернореченская СОШ №1» _______________И.Е.Лейниш
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
Срок реализации: 2022-2023 учебный год.
Разработчик:
Шевцова Наталья Андреевна
Педагог-психолог
п. Новочернореченский
2022г.
Аннотация.
Рабочая программа «Взаимодействие» педагога психолога МБОУ «ЧСОШ №1» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой, разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом школы и локальными актами учреждения.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ОУ в работе с обучающимися, родителями и педагогами ОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ОУ по основным направлениям – социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации – индивидуализации через сознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ОУ, значимое место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушения детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей школьников и спецификой ОУ.
В программу входит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Средства достижения цели
- Функции программы
- Принципы работы программы
- Основные направления деятельности программы
- Методы работы программы
- Этапы реализации программы
- Участники реализации программы
- Планируемые результаты.
- Содержательный раздел
2.1. Взаимодействие педагога-психолога в рамкам реализации программы
2.2. Структура работы
2.3. Работа с обучающимися
2.4. Работа с семьями
2.5. Работа с педагогами
3. Организационные раздел
3.1. Психолого-педагогические условия
3.2. Материально-техническое оснащение и оборудование
3.3. Критерии результативности деятельности педагога-психолога ОУ
Список литературы
Приложение 1. План работы педагога-психолога
Приложение 2. Схема социально – психологического взаимодействия в рамках реализации программы.
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Основная общеобразовательная программа ОУ (далее–Программа), разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы школьного образования детей, обеспечивающую достижение обучающимися психологического здоровья и является программным документом.
Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере школьного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ школьного образования.
Программа основывается на положениях:
1)фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка школьного возраста;
2)научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного школьного образования;
3)действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы школьного образования.
Программа:
-разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей школьного возраста;
- направлена на охрану и укрепление здоровья учащихся, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое) развитие;
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями учащихся строится с учетом принципов целостности интеграции содержания школьного образования;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- учитывает гендерную специфику развития детей школьного возраста; - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей школьного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
Входе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.
Данная программа предусматривает оказание помощи обучающемуся при одновременной работе с родителями (законными представителями), детьми и педагогами.
Объектом работы педагога- психолога является каждый обучающийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
На основе рабочей программы осуществляется перспективное и календарное планирование деятельности с учётом конкретной образовательной ситуации в ОУ.
Структура рабочей программы отражает все направления деятельности психолога в образовательном учреждении.
Содержание деятельности программы определяется ФГОС. К психолого-педагогическому обеспечению предъявляются следующие требования:
-формирование профессионального взаимодействия педагога с учащимися;
-сохранение психического здоровья школьников;
-мониторинг развития психологических характеристик личности школьников;
-организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии школьников;
-обеспечение единства учащихся, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса.
1.2. Цель работы психологической службы:
Содействие психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Задачи:
1.создать условия, способствующие социальной адаптации обучающегося;
2.выявить индивидуальные качества личности ребенка;
3.оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
1.3 Средства достижения цели:
1. Просвещение родителей, педагогов, учащихся:
- семинары для педагогов, учащихся;
- родительские собрания;
- классные часы;
- помощь в самообразовании педагогов.
- психологическое;
- правовое;
- профессиональное.
- Профилактика:
- правонарушений;
- безнадзорности и беспризорности;
- наркомании, табакокурения, алкоголизма.
- Развитие индивидуальных способностей учащихся:
- коррекционно-развивающие занятия для обучающихся начальной школы;
- психологические игры и тренинги для обучающихся среднего и старшего звена;
- помощь в выборе проведения досуга.
1.4. Функции программы:
- Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
- Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
- Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
- Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
- Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
- Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
- Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
- Организует социально - психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
- Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
- Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
1.5. Принципы работы программы:
- Доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
- своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;
- индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
- комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
- эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
- преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
- многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
- интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
- оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
- репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
- адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
1.6. Основные направления деятельности программы.
В работе социально – психологической службы участвуют 3 субъекта образовательного процесса: обучающиеся, родители и педагоги.
Основными направлениями деятельности являются:
- Диагностическая работа
- Коррекционно-развивающая работа
- Консультирование
- Просветительская и профилактическая работа
- Экспертная работа
- Организационно-методическая работа
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа направлена на выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
- Изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
- Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с обучающимися, составление плана развития способностей или других психологических образований.
Профилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
- Разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач начального возрастного этапа;
- Выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом младших школьников в среднее звено.
Консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу и социальному педагогу обращаются учителя, обучающиеся, родители.
Просвещение – приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре через проведение семинаров, выступлений и т.д.
1.7. Методы работы программы:
- изучение документации;
- наблюдение;
- беседа;
- психологические и педагогические методики, диагностика (тестирование, анкетирование и т.п.)
- консультирование;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- психолого-педагогический анализ.
1.8. Этапы реализации программы.
I этап – 2022-2023 учебный год.
II этап – 2023-2024 учебный год.
III этап – 2024-2025 учебный год – анализ и обобщение результатов.
Разработка программы дальнейшей работы.
1.9. Участники реализации программы:
- Младший школьный возраст 7-10 лет
- Младший подростковый возраст 11-13 лет
- Старший подростковый возраст 14-17 лет
1.10. Планируемые результаты реализации программы.
Оценка результатов освоения обучающимися Программы в образовательном учреждении проводиться один раз в году: в мае. По мере поступления ребенка в образовательное учреждение проводится
первичное диагностическое обследование (учащиеся младшего звена – сентябрь-октябрь; среднего звена - ноябрь – декабрь; старшего звена – декабрь -январь).
Промежуточная оценка (один раз в году) - это описание динамики формирования психических качеств учащихся каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей, т. е. результаты мониторинга.
Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы следующие требования:
- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,
- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей
- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга -интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основные используемые методы:
- наблюдение за ребенком,
- беседы
- тестовая диагностика - тренинги.
Также заложены исследования при помощи критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения Программы и уровня развития интеллектуального и умственного развития детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению учащихся и не нарушает ход образовательного процесса.
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.
В системе мониторинга ОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.
Итоговая оценка проводится ежегодно и включает в себя описание психологических характеристик личности учащихся ОУ.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы школьного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Описание динамики формирование интегративных качеств учащегося ОУ каждой возрастной группы по освоению им Программы по всем направлениям развития детей, т.е. результаты мониторинга.
Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств в каждый возрастной подпериод освоения Программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям и отвечают следующим требованиям:
- соответствия возрастным особенностям детей школьного возраста;
- возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы.
2. Содержательный раздел.
2.1.Взаимодействи епедагога-психолога в рамках реализации программы.
2.1.1. Структура работы:
Директор школы – общее руководство по реализации программы.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе – создание воспитательно-образовательной среды для учащихся (малые педсовет, методсоветы, психолого- педагогический консилиум и др.). Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса. Анализирует общую ориентированность работы в данном направлении, определяет её перспективы.
Зам. директора по воспитательной работе – создание воспитательной среды и привлечение учащихся к внеклассной работе. Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе воспитательного процесса.
Педагог-психолог – пропагандирует психологические знания об особенностях развития «трудных» учащихся и факторов, способствующих их неблагополучию, а также способов их педагогической коррекции. Проводит диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу.
Социальный педагог – изучает социальную микросреду, в которой находятся дети, требующие особого внимания и неблагополучных семей (работа с семьёй), ведёт строгий учет и контроль за разными категориями «трудных» детей, досуг детей вне школы. Работает с неблагополучными семьями совместно с классными руководителем и индивидуально с «трудными» детьми с целью коррекции их поведения. Проводит профилактическую работу. Осуществляет связь с организациями социальной защиты, правоохранительными органами.
Классный руководитель – изучение личности учащихся, умение составлять личную характеристику и диагностическую карту. Классный руководитель должен владеть определёнными методиками, учитывать в работе возрастные особенности, создавать в коллективе комфортную обстановку через активную общественную деятельность учащихся, способствовать развитию и воспитанию зрелой личности.
Педагоги-предметники – создание на уроках через грамотное методическое преподавание, использование приёмов активизации познавательных процессов и дифференцированный подход адекватной среды для обучения «трудных» учащихся, умение грамотно общаться с ними.
2.1.2. Работа с обучающимися
Современный подросток - это подросток, выросший в период изменений, произошедших в нашей стране. На его становлении, взрослении сказываются все перемены, проявляющиеся в семье и обществе. Современного подростка «раздирают» противоречия от непонимания, недоверия, невысказанности своих переживаний, от того, что они сами наблюдают во взрослой жизни и того, о чем говорят им взрослые. Мир современного подростка сложен и все чаще не вписывается в «старые» педагогические и психологические законы.
Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека. Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и психических перемен в организме и личности ребенка. В этот период подросток нуждается в особой социализирующей функции семьи - в объяснении и информировании о различных сторонах жизни. Если семья не справляется с этой задачей, подросток может быть дезориентирован в социальной действительности.
Движущей силой развития и становления личности является удовлетворение базовых потребностей личности (принятие, осознание, самореализация). Подростки склонные к девиантным формам поведения, не являются исключением. Для них также характерны не только материальные и физиологические потребности, но и духовные: в красоте, гармонии, доброте, честности и т.д. Личность подростка - постоянно меняющаяся, открытая система, способная к изменениям в зависимости от социальных условий.
У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то, тем самым создают благоприятные условия для психического развития.
Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.
Подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема взаимооотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования.
Проблемы современного «трудного» подростка:
- Социально - психологические:
- конфликтность;
- замкнутость;
- задержка психического развития;
- синдром дефицита внимания;
- трудности в общении со взрослыми и сверстниками;
- самореализация - страхи.
- Социально - педагогические:
- девиантное поведение;
- отсутствие понимания между учениками и педагогами,
- плохая успеваемость;
- пропуски занятий;
- социализация;
- педагогическая запущенность.
3.Социально – медицинские:
- ОВЗ;
- употребление ПАВ;
- агрессивное поведение, суицидальное поведение, психические расстройства;
- нарушение санитарно-гигиенических норм питания, содержания жилья и т.д.;
- частая заболеваемость ОРВИ и т.д;
- хронический характер некоторых заболеваний.
4.Социально - бытовые (экономические):
- Неудовлетворительные жилищные условия;
- низкий уровень предметной среды (недостаток одежды, обстановки в квартире, необходимой для нормальной жизнедеятельности).
5.Социально - юридические:
- насилие в семье;
- жестокое обращение сверстников и взрослых;
- безнадзорность, сиротство;
- алкоголизм, наркотики и т.п.;
- правонарушения;
- недостаток знаний о своих правах и обязанностях.
Этапы развития личности в относительно стабильной общности:
- адаптация, усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности;
- индивидуализация, поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации;
- интеграция, общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д.
Цель: Создание условий для развития социально адаптированной личности
Задачи:
- выявить индивидуальные особенности учащихся;
- внедрять навыки конструктивного общения;
- изучить положение учащегося в школе, классе, семье;
- проводить консультативную и психокоррекционную работу для достижения позитивного разрешения проблем.
Принципы:
- системность;
- объективность;
- принцип точно поставленных целей;
- информационная достаточность;
- принцип обратной связи;
- принцип ведущего звена;
- принцип здравого смысла;
- демократизм;
- дисциплина и порядок;
- поощрение инициативы;
- взаимоуважение.
Методы и формы:
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование;
- диагностика;
- консультация;
- тренинг;
- коррекция;
- мониторинг.
Планируемый результат:
Развить способности адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.
2.1.3. Работа с семьями
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям «группы риска».
Типы «трудных» семей:
- Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
- Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
- Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
- Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
- Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Для результативности работы с семьей необходима различная информация, поэтому на каждую семью, состоящую на учете в школьной социально - психологической службе, составляется социальный паспорт. Для оказания квалифицированной помощи семье разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Проблемы родителей:
- Социально-медицинские:
о физические недостатки, патологии самих родителей; о физические недостатки, патологии ребенка; о психические расстройства одного из родителей; о психические заболевания ребенка; о алкоголизм, наркомания и т.п. ; о нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
- Социально-педагогические:
о гиперопека ребенка;
о ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со
стороны родителей;
о расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
о языковый барьер (двуязычие).
- Социально-психологические:
о недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
о конфликты в семье.
- Социально-экономические:
о низкий материальный уровень семьи; о плохие жилищные условия; о низкая предметная обеспеченность.
- Социально-юридические:
о незнание своих прав и обязанностей как родителей; о юридическая некомпетентность.
Этапы работы с семьей:
- Диагностика проблем семьи.
- Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
- Осодействие в получении социальной помощи.
- Диагностика результатов работы.
Цель:
Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Задачи:
повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений; содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье; коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы, применяемые в работе с семьей:
- повышение престижа здоровой семьи;
- повышение активной жизненной позиции;
- повышение активной жизненной позиции;
- коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
- поддержка самореализации семьи (клубы, круглые столы и т.д.);
- социальное партнерство всех служб;
- изучение и распространение новых технологий;
- работа со СМИ (информационная, распространение позитивного опыта);
- межведомственный подход к проблеме;
- профилактика проблем.
Методы:
- патронаж;
- беседа;
- диагностика;
- консультирование;
- занятия;
- тренинг;
- информирование;
- просвещение.
Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Прогнозируемый результат:
Формирование мотивации у родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
2.4.4. Работа с педагогами
Работа социально-психологической службы в школе становится все более актуальной, т.к. аспектов социального воспитания, кроме обучения и образования в период, когда происходит социальное становление человека, его созревания, самоопределения, активное включение в общественную жизнь, формирование духовных качеств недостаточно. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии). А это уже ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности.
Предметом деятельности педагога по поддержке в образовании выступает процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов.
Исходя из вышесказанного, социально-психологическая служба нашей школы одним из главных направлений в работе с педагогами видит в оказании помощи классным руководителям организовать полную педагогическую поддержку своим воспитанникам.
Проблемы, с которыми сталкивается педагог в своей работе:
- материльные - материальное положение семьи;
- недостаточность учебников, оборудования в школе и т.п.;
- социальные - социокультурная атмосфера (ценности, традиции) ближайшего окружения;
- неформальные группы сверстников;
- методы обучения и воспитания;
- не всегда учитываются психологические особенности возраста и
- индивидуальные способности учащегося.
Этапы совместной работы:
- Проблемно - поисковый.
- Мобилизационный.
- Пути организации психологического климата в детском коллективе.
- Практически - исследовательский. Психология личности и межличностных отношений.
- Практически - исследовательский. Изучение сфер личности.
- Практическое использование психологических и правовых знаний в общении и учебной деятельности.
Цель:
Информирование педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по коррекции негативных проявлений в ученических коллективах.
Задачи:
научить педагогов осуществлять диагностику особенностей познавательной, эмоционально-волевой сферы учащихся и проводить социометрические исследования; обучить основам саморегуляции; освоить технологии конструктивного общения.
Принципы работы:
- доброжелательность;
- конфиденциальность;
- совместность, сотрудничество, содействие;
реализация принципа «Не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Методы:
- беседа;
- анкетирование;
тестирование;
- тренинг;
- семинар;
- индивидуальное консультирование;
- анализ.
Данная работа предполагает получение следующего результата:
умение учителей психологически грамотно предупреждать и разрешать возникающие конфликтные ситуации;
овладение способами регулирования межличностных взаимоотношений;
использование психологических и правовых знаний для управления учебным процессом и классным коллективом.
- Организационный раздел.
- Психолого-педагогические условия.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями интересами.
- Личностно – порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается личный опыт новых знаний и жизненных навыков.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
- Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, позитивному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящий готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
- Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка школьного возраста.
- Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетенций, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирование ребенка, а так же владение правами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
- Материально-техническое оборудование
Управление реализацией Программы «Взаимодействие» в ОУ обеспечивается посредствам административного контроля, результатами мониторинга и педагогической диагностики.
Характерной чертой контроля реализации Программы является психолого-педагогическая направленность, опора совместную работу специалистов и а достижения науки.
Рабочая программа педагога-психолога реализуется в условиях, обеспечивающих полноценное развитие личности учащихся на фоне их эмоционального благополучие и положительное отношение к миру, к себе и к другим людям.
Условия психолого-педагогического сопровождения реализация рабочей программы:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
-обеспечение эмоционального благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы, и самостоятельности в разных видах деятельности;
- использование вобразовательной деятельности форм и методовработы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
-установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
-построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка совместной деятельности со взрослыми более опытными сверстниками, но не актуализирующийся индивидуальной деятельности через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение; оценку индивидуального развития детей;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия;
-поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности;
-взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В рамках психолого-педагогического сопровождения в ОУ создаются условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования. Оказывается консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования. Проводится организационно-методическое сопровождение процесса реализации рабочей программы «Взаимодействие».
Также, в МБОУ «ЧСОШ№1», создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению школьного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе по средством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Критерии результативности деятельности педагога-психолога ОУ
-психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
-обеспечение учета специфик и возрастного психофизического развития учащихся при реализации основной общеобразовательной программы;
-достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
-сформированность у учащихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
-обеспечение дифференцированного индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
-функционирование системы мониторингов возможностей и способностей учащихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей особыми образовательными потребностями;
-сформированность коммуникативных навыков учащихся;
-вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Список литературы:
- Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. – 2003 – № 9 – с. 61–72
- Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2001.– 192 с.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология – Академия, 2008.
- Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
- Воронова Е.А. Воспитать патриота – Ростов-на -Дону: Феникс, 2008.
- Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога – ГИЦ Владос, 2007.
- Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы – Москва: ВАКО, 2008.
- Кулинич Г.Г. Классные часы – Москва: ВАКО, 2007.
- Овчарова В.В.Справочник социального педагога – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
- Панфилова А.Я., Иванова Г.Г., Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения – Аркти, 2006.
- Семенов С.Г. Методика работы социального педагога – Москва: Школьная пресса, 2006.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога – Академия, 2007 г.
Приложение 1
План работы педагога – психолога МБОУ «Чернореченская СОШ№1»
Цель: Оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса МБОУ «ЧСОШ №1» в создании комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Задачи:
- Обеспечить сопровождение образовательного процесса.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СО, ФГОС ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (при наличии).
- Обеспечить сопровождение обучающихся в адаптационный и кризисный периоды.
- Способствовать формированию психологической культуры субъектов образовательных отношений.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
- Оказание помощи учащимся в решении актуальных задач развития, обучения: при возникновении учебных трудностей, проблем с выбором профессионального маршрута, при нарушениях эмоционально-волевой сферы, появлении проблем в межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями;
- Оказывать поддержку в решении экзистенциальных вопросов (самопознание, саморазвитие, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности);
- Осуществлять помощь в развитии психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
№ п/п | Вид деятельности | Название работы | Адресат | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательной деятельности школ | |||||
1 | Социально-психологическое и педагогическое просвещение | Родительское собрание «Кто такой психолог» | Родители | Сентябрь-октябрь | Информирование родителей обучающихся о том, кто такой психолог и в чем заключается его работа с детьми. |
2 | Родительское собрание «Детский и подростковый суицид: понятия, причины, формы профилактики» | Родители | Ноябрь-декабрь | Профилактика суицида в образовательном учреждении. | |
3 | Круглый-стол для родителей «Учимся понимать своего ребенка-подростка» | Родители | Ноябрь-декабрь | Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности. | |
4 | Тренинговое занятие для детей и их родителей «Счастливое сердце семьи» | Обучающиеся и их родители | Ноябрь-декабрь | Развитие внутрисемейных взаимодействий, понимания, доверия сочувствия между ребенком и родителями. | |
5 | Социально-психологическая и педагогическая диагностика | Диагностика адаптации (1е классы: Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежнова, методика исследования мотивации ученика М.Р.Гинзбург, проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан; 5е классы: методика «Шкала тревожности по принципу Кондаша, методика-опросник «Мой класс») | 1,5 классы | Октябрь | Предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии. |
Выявление детей «группы риска» (шкала Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина, опросник Басса-Даркиопросник Айзка, социограмма Э.Г.Эйде) | Учащиеся 1-8х классов (по запросу) | Январь-апрель | Адресные рекомендации педагогам и родителям | ||
6 | |||||
7 | Диагностика эмоциональных барьеров в межличностных отношениях | 6е классы | Январь | ||
8 | Диагностика состояния агрессии | 7е классы | Февраль | ||
9 | Диагностика школьной тревожности | 8е классы | Март | ||
10 | Социально-психологическая коррекция и развитие | Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми группы риска | Обучающиеся 1 – 8-х классов | Февраль- май | Развитие у обучающихся коммуникативных и регулятивных компонентов УУД |
11 | Консультативная деятельность участников образовательного процесса | Индивидуальные консультации | Педагоги | В течение года | Рекомендации по преодолению проблем |
12 | Индивидуальные консультации | Родители | Рекомендации по преодолению проблем | ||
13 | Групповые и индивидуальные коррекционные занятия. | Обучающиеся | Снятие эмоционального напряжения. | ||
14 | Просвещение родителей (памятки, стендовая информация, размещение информации на сайте образовательного учреждения) | Родители | Информационное просвещение. | ||
Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы (ФГОС НОО) | |||||
15 | Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках реализации основной общеобразовательной программы | Изучение уровня сформированности УУД (коммуникативный, личностный, регулятивный, познавательный компоненты): 1.Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха 2. Методика по модификации А.Д. Андреевой 3. Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха | Обучающиеся 4х классов | Апрель-май | Аналитическая справка по результатам сформированности личностных, регулятивных, познавательных учебных действий и рекомендации по дальнейшему их развитию |
Мероприятия по запросу администрации ОУ | |||||
16 | Социально-психологическая и педагогическая диагностика | Групповая социометрическая методика (Дж.Морено) | Обучающиеся 1-4 классы | Февраль-март | Заключение, рекомендации |
17 | Социально-психологическая и педагогическая профилактика | Тренинговое занятие по профилактике буллинга в детском коллективе «Скажем дружно буллингу НЕТ» | 4-8 классы | Февраль-март | Повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся. |
18 | Арт-терапевтическое занятие «Раскрась свои чувства» | 5-6 классы | Ноябрь-январь | Оценка эмоционального состояния обучающихся. | |
19 | Тренинговое занятие «Жизнь – бесценный дар» | 7-8 классы | Январь-мат | Формирование ценностного отношения учащихся к жизни. | |
20 | Тренинговое занятие «Я в мире эмоций» | 6 классы | Февраль | Оценка эмоционального состояния обучающихся. | |
21 | Тренинговое занятие «Мой цветок счастья» | 7 классы | Оценка эмоционального состояния обучающихся. | ||
22 | Тренинговое занятие «Мотиваторы» | 8 классы | Формирование ценностного отношения учащихся к жизни | ||
23 | Тренинговое занятие по профориентации «Компас профессий» | 9 классы | Формирование кругозора профессий. | ||
24 | Проведение арт-терапевтического занятия «Цвет моих чувств» | Обучающиеся 1-4х классов (летний лагерь) | Июнь | Формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей. | |
25 | Тренинговое занятие по развитию воображения «Путешествие в Вообразилию» | Ознакомление детей с теорией и методами развития воображения. | |||
Приложение 2
Схема социально-психологического взаимодействия в рамках реализации программы:








































