Рабочая программа "Психология общения" для обучающихся коррекционно-развивающего обучения.
Рабочая программа коррекционного курса «Психология общения»3-4 класс разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР и на основе методических рекомендаций и пособий по коррекционной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято Утверждаю: Педагогическим советом Директор МБОУ
Протокол № 1 «Чернореченская СОШ №1»
От «20 » 08 2024 г. _____________И.Е. Лейниш
Приказ №_225
От «20» 08 2024 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Психология общения»
для учащихся коррекционно-развивающегося обучения
3-4 классов
Разработчик:
Шевцова Наталья Андреевна
п. Новочернореченский
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Психология общения»3-4 класс разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР и на основе методических рекомендаций и пособий по коррекционной работе.
Рабочая программа является приложением к АООП НОО МБОУ СОШ № 1. Программа имеет как психологическую, так и педагогическую направленность, предназначена для психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.
К основным направлениям деятельности специалистов школы относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.
Обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса является положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе, способствует его обучению, развитию индивидуальных способностей, его социальной адаптации.
Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).
Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).
Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.
По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.
Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.
Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.
У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).
Таким образом, психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе. Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.
Данная коррекционная программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфер и направлена на коррекцию и развитие психических процессов у детей с ОВЗ, обучающихся по АООП НОО, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Для реализации коррекционно-развивающей программы используются учебно-методические пособия психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- Диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния);
- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
- формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);
Условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 3-4 классов со статусом ОВЗ, согласно заключениям ПМПК (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VII вида).
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Курс программы рассчитан:
3-4 классы – 68 часов, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 20 - 30 минут.
Методы, используемые на занятиях:
- игровые методы
- арт-терапия
- сказкотерапия
- кинезиологические упражнения
- релаксационные упражнения
Результаты курса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психология общения» составлена на основе программы развивающих занятий «Психология общения» Герасимовой Т.В. и предназначена для обучающихся 3-4-х классов. Программа рассчитана всего на 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе (1 раз в неделю). Форма организации внеурочной деятельности «Психология общения» - клуб по интересам |
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные УУД на этапе освоения программы отражают:
1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения различных задач;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия ведущего, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и домашним заданием.
Курс завершается получением обратной связи (письменная и устная форма) в конце каждой четверти и анкетированием и тестированием УУД (сентябрь, декабрь и апрель).
Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю, и структурированы таким образом, что один раздел занимает время одной учебной четверти.
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
личностные
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- установка на здоровый образ жизни
регулятивные
- уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
В результате освоения программы:
научится:
- иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
- целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Форма подведения итогов
-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.
Тематическое планирование (3 класс)
(1 час в неделю, 34 часа)
Номер урока | Дата проведения | Тема урока |
1 | Вводное занятие | |
«Кто я? Какой я?» Самопознание | ||
2-3 | Мое имя. Тайна моего «Я». История моего имени. | |
4-5 | Какой я? Автопортрет | |
6 | Мои любимые занятия. | |
7-8 | Мои интересы. | |
9-10 | Моя семья и ее интересы. | |
11 | Животные в моем доме. | |
«Живем без ссор». Основы общения. | ||
12 | Что такое общение | |
13 | Языки общения: Мимика | |
14 | Язык движений | |
15 | Общение жестами | |
16 | Общение через прикосновение | |
17 | Учимся слушать. | |
18 | Роль эмоций в общении и способы их выражения. | |
19 | Знакомство с эмоциями. Радость.Печаль. Горе | |
20 | Знакомство с эмоциями. Страх. Удивление. | |
21 | Знакомство с эмоциями. Гнев. Конфликты: повод, причины. | |
22 | Знакомство с эмоциями. Стыд. Чувство вины. | |
23 | Эмоции – наши друзья и наши враги | |
24 | Меняем настроение. | |
«Правила нашей жизни».Знакомство с социальными нормами. | ||
25 | Правила этикета. Правила и форма обращения к людям.Слова вежливости. | |
26 | Административные правила. Школьное поведение | |
27 | Права человека: физическая неприкосновенность личности. | |
28 | Право человека на личную собственность. | |
29 | Моральные нормы: сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления). | |
30 | Моральные правила: альтруистическое поведение –оказание помощи. | |
«Учимся дружить!».Сотрудничество. | ||
31-32 | Организация общего дела: пишем письмо заболевшему другу, пишем поздравление товарищу. | |
33 | Диагностика | |
34 | Итоговое занятие | |
Тематическое планирование (4 класс)
(1 час в неделю, 34 часа)
Номер урока | Тема урока | |
1 | Вводное занятие | |
«Кто я? Какой я?» Самопознание | ||
2 | Имя – судьба?Значение имени. Великие люди с таким же именем. | |
3 | Какой я? Автопортрет | |
4 | Мои привычки, полезные и неполезные. | |
5 | Мои способности. Кем быть? | |
6 | Умение сделать выбор, сказать «Нет» | |
7 | Характеры разные. Мой характер. | |
8 | Кто я: девочка или мальчик? Роль женщины в жизни общества. | |
9 | Женственность | |
10 | Роль мужчины в жизни общества | |
11 | Мужественность | |
«Живем без ссор». Основы общения. | ||
12-13 | Конфликт с разных сторон | |
14-15 | Игры по правилам как способ избежать конфликта. | |
16-17 | Как правильно ссориться. | |
«Правила нашей жизни».Социальные нормы. | ||
18 | Моральные нормы. (Критика, комплимент, лесть). | |
19 | Моральные нормы:право на информацию. | |
20 | Правила законности поступков (воровство, попрошайничество, вымогательство). | |
21 | Права и обязанности ребенка и других членов общества.(Психологическое давление) | |
22 | Моральные нормы:совесть. | |
23 | Моральные нормы: добро. | |
24 | Моральные нормы:верность. | |
25 | Моральные нормы:щедрость. | |
26 | Моральные нормы:Благородство. | |
27 | Общечеловеческие ценности.Понятие о счастье. | |
«Учимся дружить!».Сотрудничество. | ||
28-29 | Изготовление совместной поделки. | |
30-31 | Составление совместного коллажа «Наш класс» | |
32 | Составление совместного коллажа «Город счастья» | |
33 | Диагностика | |
34 | Итоговое занятие | |
к Положению о рабочей программе курса внеурочной деятельности
Аннотация к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
3-4 класса на 2024/2025 учебный год
Название рабочей программы курса внеурочной деятельности | «Психология общения» |
Класс | 3-4 |
Учебно-методический комплекс | |
Составитель(и) | Шевцова Наталья Андреевна |
Содержание курса внеурочной деятельности | Фрмирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности | Результаты программы:
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. |
Приложение
Диагностические методики
Методика на выявление уровня моральнойдецентрации.
( Ж. Пиаже)
по рассказу «Булочка»
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.69),
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Возраст: 7-10 лет
Инструкция:
Сейчас я прочитаю рассказ, а потом вы ответите на вопросы.
Текст рассказа:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогудки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
Вопросы:
1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
2.Почему?
3.Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать?
4.Почему?
Критерии оценивания:
1.Решение моральной дилеммы (давать или не давать булочку).
2.Способ координации норм (почему)
3.Решение моральной дилеммы с усложнением условий (3 и 4 вопрос)
Уровни оценивания по возрастанию:
1.Отказ («сам виноват») – учитывается только норма справедливого распределения.
2.Дать всем снова поровну – учитывается норма справедливого распределения и принципа эквивалентности.
3.Дать самому слабому – децентрация на основе нескольких норм.
Методика «Кто я?»
(модификация методики М.Куна)
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.56)
Цель: выявить сформированность Я – концепции и самоотношения.
Возраст: 9 – 10 лет.
Инструкция:
Напишите как можно больше ответов на вопрос «Кто я?»
Критерии оценивания:
1.Дифференцированность – количество категорий:
(а-социальные роли,
б-умения, знания, навыки;
в-интересы, предпочтения,
г- личностные свойства,
д- оценочные суждения)
2.Обобщенность – степень обобщенности характеристик «Я».
2.Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных суждений.
Уровни оценивания по возрастанию:
Дифференцированность
- 1-2 определения, относящиеся к категориям А, Б.
- 2.3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям Б, В.
- От 6 и более определений, вкелючая более 4 категорий, в том числе Г.
Обобщенность
- Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
- Совмещение категорий А и В.
- Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества 9сильный, смелый).
Самоотношение
- Преобладание отрицательных суждений или поровну (низкое самовосприятие или отвержение).
- Недостаточное преобладание положительных суждений ( амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)
- Преобладание положительных суждений (положительное самовосприятие).
Методика «Кто прав?»
Г.А.Цукерман и др.
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.131),
Цель:
Выявить сформированность действий. Направленных на учет позиции собеседника.
Возраст: 8-10 лет
Инструкция: Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Текст 1:
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Вопросы:
1.Кто из них прав?
2.Почему так сказал Саша?
3.А Володя?
4. О чем думал Петя?
5.Что ответит Петя каждому из мальчиков?
6.Что бы ты ответил на месте Володи?
7.Почему?
Текст 2
После щколы три подруги решили готовить уроки вместе.
-Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.
- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.
- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.
Вопросы:
- Кто прав?
- Почему?
- Почему так сказала Наташа?
- Катя?
- Ира?
- Как им лучше поступить?
Текст 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому его дню рождения.
- Давай купим ему это лото, - предложила Лена.
-Нет, лучше подарить самокат, -возразила Аня.
Вопросы:
- Кто прав?
- Почему?
- почему так сказала Лена?
- Аня?
- Что бы ты предложил подарить?
- Почему?
Критерии оценивания:
-Преодоление эгоцентризма – понимание возможности различных позиций
-понимание относительности подходов для оценки предмета
-учет разных мнений
Учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания по возрастанию:
- Низкий уровень: исключает возможность разных точек зрения
- Средний: допускает возможность разных точек зрения, но не может обосновать
- Высокий: понимает возможность разных точек зрения и может обосновать
Задание «Рукавички»
Г.А.Цукерман
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.132),
Цель:
Выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий при сотрудничестве.
Возраст: 6,5 – 7 лет
Инструкция:
Украсьте одинаково пару рукавичек. (Задание паре)
Критерии оценивания:
-продуктивность (по сходству рисунков)
-умение договариваться
-взаимный контроль
-взаимопомощь
Отношение к совместной деятельности (позитивное, нейтральное, отрицательное)
Уровни оценивания по возрастанию:
- Низкий: нет сходства в узорах, дети не могут договориться.
- Средний: частичное сходство.
- Высокий: узор одинаковый, дети взаимодействуют.
Задание «Дорога к дому»
модифицированный вариант
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.133),
Цель:
выявить уровень сформированности действий по передаче информации
Возраст: 8-10 лет
Инструкция:
Двух детей усаживают в пару напротив друг друга за стол. Перегороженный экраном. Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами – точками
«Расскажи партнеру, как пройти к дому» (по его инструкции).
Можно задавать вопросы.
Затем меняются ролями.
Критерии оценивания:
-продуктивность по степени сходства дорожки с образцом,
-способность строить понятные высказывания
-умение задавать вопросы
--способы контроля и взаимопомощи
-отношение к совместному делу: позитивное, нейтральное, отрицательное
Уровни оценивания по возрастанию:
- Низкий уровень:узоры не похожи на образцы, вопросы и инструкции непонятны
- Средний: частичное сходство, вопросы и ответы расплывчаты.
- Высокий: узоры соответствуют образцам, продуктивный диалог, взаимоподдержка и проверка.
Методика «Три желания»
- модификация методики «Цветик - семицветик» составителя Витковской И.М.
из книги «Воспитательная практика: изучение эффективности» под редакцией Е.Н.Степанова, 2000 год)
Цель: выявить направленность интересов младших школьников.
Инструкция:
Загадайте 3 желания и напишите их.
Возраст: 7-10 лет
Критерии оценивания:
-широта интересов (- расширение сферы интересов от эготропных «для себя» к аллотропным («для всех»)
-направленность (духовные, материальные)
Оценивание:
-расширение направленности интересов (от эготропных «для себя» к аллотропным «для всех»)
-увеличение процента желаний, связанных с духовными ценностями, по сравнению с процентом желаний, связанных с материальными ценностями в начале и конце обучения
.
