Рабочая программа "Психология общения" для обучающихся коррекционно-развивающего обучения.

Шевцова Наталья Андреевна

Рабочая программа коррекционного курса «Психология общения»3-4 класс разработана в соответствии с  федеральным  государственным   образовательным стандартом   начального общего образования  обучающихся с ОВЗ к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР и на основе методических рекомендаций и  пособий по коррекционной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kro_3-4.docx52.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»

Принято                                                                                Утверждаю:                                                                                                                                    Педагогическим советом                                                      Директор МБОУ                                                                              

Протокол   1                                                                            «Чернореченская СОШ №1»                                            

От  «20 »  08      2024 г.                                                                           _____________И.Е. Лейниш

                                                                                                  Приказ №_225        

                                                                                                  От «20»  08   2024 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Психология общения»

для учащихся коррекционно-развивающегося обучения

3-4 классов

                                                                                             Разработчик:

Шевцова Наталья Андреевна

п. Новочернореченский

2024 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Психология общения»3-4 класс разработана в соответствии с  федеральным  государственным   образовательным стандартом   начального общего образования  обучающихся с ОВЗ к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР и на основе методических рекомендаций и  пособий по коррекционной работе.

Рабочая программа является приложением к АООП НОО МБОУ СОШ № 1. Программа имеет как психологическую, так и педагогическую направленность, предназначена для психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

         В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.  

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

К основным направлениям  деятельности специалистов школы относятся:

  • диагностическая деятельность;
  • консультативная деятельность;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • экспертная работа;
  • организационно-методическая деятельность;
  • просветительская работа;
  •  психопрофилактика.

  Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

 В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

  Обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса является  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе,   способствует его обучению,  развитию индивидуальных способностей, его социальной адаптации.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления.  У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).

Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.

По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.

  Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.

Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).

Таким образом, психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.  Сущность  психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.                                                                                  

    Данная   коррекционная программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфер и направлена на коррекцию и  развитие психических процессов у детей с ОВЗ, обучающихся по АООП НОО, с учетом индивидуальных особенностей детей. 

Для реализации коррекционно-развивающей программы используются учебно-методические пособия психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи:

- Диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния);

- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

- формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);

Условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 3-4 классов со статусом ОВЗ, согласно заключениям ПМПК (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VII вида).

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Курс программы рассчитан:

3-4 классы – 68 часов, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 20 - 30 минут.

Методы, используемые на занятиях:

- игровые методы

- арт-терапия

- сказкотерапия

- кинезиологические упражнения

- релаксационные упражнения

Результаты курса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психология общения» составлена на основе программы развивающих занятий «Психология общения» Герасимовой Т.В. и предназначена для обучающихся 3-4-х классов. Программа рассчитана всего на 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе (1 раз в неделю).

Форма организации внеурочной деятельности «Психология общения» - клуб по интересам

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные УУД на этапе освоения программы отражают:

1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения различных задач;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия ведущего, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и домашним заданием.

Курс завершается получением обратной связи (письменная и устная форма)  в конце каждой  четверти и анкетированием и тестированием УУД (сентябрь, декабрь и апрель).

Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю, и структурированы таким образом, что один раздел  занимает время одной учебной четверти.

В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

личностные

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • установка на здоровый образ жизни

регулятивные

  • уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
  • уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

коммуникативные

        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

       В результате освоения программы:

научится:

  •  иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

получит возможность для формирования:

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  •  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

 Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к

        сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней         нуждается.

 Форма подведения итогов

-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.

Тематическое планирование  (3 класс)

(1 час в неделю, 34 часа)

Номер урока

Дата проведения

Тема урока

1

Вводное занятие

«Кто я? Какой я?» Самопознание

2-3

Мое имя. Тайна моего «Я». История моего имени.

4-5

Какой я? Автопортрет

6

Мои любимые занятия.

7-8

Мои интересы.

9-10

Моя семья и ее интересы.

11

Животные в моем доме.

«Живем без ссор». Основы общения.

12

Что такое общение

13

Языки общения: Мимика

14

Язык движений

15

Общение жестами

16

Общение через прикосновение

17

Учимся слушать.

18

Роль эмоций в общении и способы их выражения.

19

Знакомство с эмоциями. Радость.Печаль. Горе

20

Знакомство с эмоциями. Страх. Удивление.

21

Знакомство с эмоциями. Гнев. Конфликты: повод, причины.

22

Знакомство с эмоциями.

Стыд. Чувство вины.

23

Эмоции – наши друзья и наши враги

24

Меняем настроение.

«Правила нашей жизни».Знакомство с социальными нормами.

25

Правила этикета. Правила и форма обращения к людям.Слова вежливости.

26

Административные правила. Школьное поведение

27

Права человека: физическая неприкосновенность личности.

28

Право человека на личную собственность.

29

Моральные нормы: сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления).

30

Моральные правила: альтруистическое поведение –оказание помощи.

«Учимся дружить!».Сотрудничество.

31-32

Организация общего дела: пишем письмо заболевшему другу, пишем поздравление товарищу.

33

Диагностика

34

Итоговое занятие

Тематическое планирование  (4 класс)

(1 час в неделю, 34 часа)

Номер урока

Тема урока

1

Вводное занятие

«Кто я? Какой я?» Самопознание

2

Имя – судьба?Значение имени. Великие люди с таким же именем.

3

Какой я?

Автопортрет

4

Мои привычки, полезные и неполезные.

5

Мои способности. Кем быть?

6

Умение сделать выбор, сказать «Нет»

7

Характеры разные. Мой характер.

8

Кто я: девочка или мальчик?

Роль женщины в жизни общества.

9

Женственность

10

Роль мужчины в жизни общества

11

Мужественность

«Живем без ссор». Основы общения.

12-13

Конфликт с разных сторон

14-15

Игры по правилам как способ избежать конфликта.

16-17

Как правильно ссориться.

«Правила нашей жизни».Социальные нормы.

18

Моральные нормы.

(Критика, комплимент, лесть).

19

Моральные нормы:право на информацию.

20

Правила законности поступков (воровство, попрошайничество, вымогательство).

21

Права и обязанности ребенка и других членов общества.(Психологическое давление)

22

Моральные нормы:совесть.

23

Моральные нормы: добро.

24

Моральные нормы:верность.

25

Моральные нормы:щедрость.

26

Моральные нормы:Благородство.

27

Общечеловеческие ценности.Понятие о счастье.

«Учимся дружить!».Сотрудничество.

28-29

Изготовление совместной поделки.

30-31

Составление совместного коллажа «Наш класс»

32

Составление совместного коллажа «Город счастья»

33

Диагностика

34

Итоговое занятие

к Положению о рабочей программе курса внеурочной деятельности

Аннотация к рабочим программам курсов внеурочной деятельности

3-4 класса на 2024/2025 учебный год

Название рабочей программы курса внеурочной деятельности

«Психология общения»

Класс

3-4

Учебно-методический комплекс

Составитель(и)

Шевцова Наталья Андреевна

Содержание курса внеурочной деятельности

Фрмирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты программы:

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к

        сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней         нуждается.

Приложение

Диагностические методики

Методика на выявление уровня моральнойдецентрации.

( Ж. Пиаже)

по рассказу «Булочка»

из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.69),

Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

Возраст: 7-10 лет

Инструкция:

Сейчас я прочитаю рассказ, а потом вы ответите на вопросы.

Текст рассказа:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогудки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

Вопросы:

1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?

2.Почему?

3.Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать?

4.Почему?

Критерии оценивания:

1.Решение моральной дилеммы (давать или не давать булочку).

2.Способ координации норм (почему)

3.Решение моральной дилеммы с усложнением условий (3 и 4 вопрос)

Уровни оценивания по возрастанию:

1.Отказ («сам виноват») – учитывается только норма справедливого распределения.

2.Дать всем снова поровну – учитывается норма справедливого распределения и принципа эквивалентности.

3.Дать самому слабому – децентрация на основе нескольких норм.

Методика «Кто я?»

(модификация методики М.Куна)

из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.56)

Цель: выявить сформированность Я – концепции и самоотношения.

Возраст: 9 – 10 лет.

Инструкция:

Напишите как можно больше ответов на вопрос «Кто я?»

Критерии оценивания:

1.Дифференцированность – количество категорий:

(а-социальные роли,

б-умения, знания, навыки;

в-интересы, предпочтения,

г- личностные свойства,

д- оценочные суждения)

2.Обобщенность – степень обобщенности характеристик «Я».

2.Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных суждений.

Уровни оценивания по возрастанию:

Дифференцированность

  1. 1-2 определения, относящиеся к категориям А, Б.
  2. 2.3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям Б, В.
  3. От 6 и более определений, вкелючая более 4 категорий, в том числе Г.

Обобщенность

  1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
  2. Совмещение категорий А и В.
  3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества 9сильный, смелый).

Самоотношение

  1. Преобладание отрицательных суждений или поровну (низкое самовосприятие или отвержение).
  2. Недостаточное преобладание положительных суждений ( амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)
  3. Преобладание положительных суждений (положительное самовосприятие).

Методика «Кто прав?»

Г.А.Цукерман и др.

из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.131),

Цель:

Выявить сформированность действий. Направленных на учет позиции собеседника.

Возраст: 8-10 лет

Инструкция: Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Текст 1:

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Вопросы:

1.Кто из них прав?

2.Почему так сказал Саша?

3.А Володя?

4. О чем думал Петя?

5.Что ответит Петя каждому из мальчиков?

6.Что бы ты ответил на месте Володи?

7.Почему?

Текст 2

После щколы три подруги решили готовить уроки вместе.

-Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.

- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.

- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.

Вопросы:

  1. Кто прав?
  2. Почему?
  3. Почему так сказала Наташа?
  4. Катя?
  5. Ира?
  6. Как им лучше поступить?

Текст 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому его дню рождения.

- Давай купим ему это лото, - предложила Лена.

-Нет, лучше подарить самокат, -возразила Аня.

Вопросы:

  1. Кто прав?
  2. Почему?
  3. почему так сказала Лена?
  4. Аня?
  5. Что бы ты предложил подарить?
  6. Почему?

Критерии оценивания:

-Преодоление эгоцентризма – понимание возможности различных позиций

-понимание относительности подходов для оценки предмета

-учет разных мнений

Учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания по возрастанию:

  1. Низкий уровень: исключает возможность разных точек зрения
  2. Средний: допускает возможность разных точек зрения, но не может обосновать
  3. Высокий: понимает возможность разных точек зрения и может обосновать

Задание «Рукавички»

Г.А.Цукерман

из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.132),

Цель:

Выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий при сотрудничестве.

Возраст: 6,5 – 7 лет

Инструкция:

Украсьте одинаково пару рукавичек. (Задание паре)

Критерии оценивания:

-продуктивность (по сходству рисунков)

-умение договариваться

-взаимный контроль

-взаимопомощь

Отношение к совместной деятельности (позитивное, нейтральное, отрицательное)

Уровни оценивания по возрастанию:

  1. Низкий: нет сходства в узорах, дети не могут договориться.
  2. Средний: частичное сходство.
  3. Высокий: узор одинаковый, дети взаимодействуют.

Задание «Дорога к дому»

модифицированный вариант

из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.133),

Цель:

выявить уровень сформированности действий по передаче информации

Возраст: 8-10 лет

Инструкция:

Двух детей усаживают в пару напротив друг друга за стол. Перегороженный экраном. Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами – точками

«Расскажи партнеру, как пройти к дому» (по его инструкции).

Можно задавать вопросы.

Затем меняются ролями.

Критерии оценивания:

-продуктивность по степени сходства дорожки с образцом,

-способность строить понятные высказывания

-умение задавать вопросы

--способы контроля и взаимопомощи

-отношение к совместному делу: позитивное, нейтральное, отрицательное

Уровни оценивания по возрастанию:

  1. Низкий уровень:узоры не похожи на образцы, вопросы и инструкции непонятны
  2. Средний: частичное сходство, вопросы и ответы расплывчаты.
  3. Высокий: узоры соответствуют образцам, продуктивный диалог, взаимоподдержка и проверка.

Методика «Три желания»

- модификация методики «Цветик - семицветик» составителя Витковской И.М.

из книги «Воспитательная практика: изучение эффективности» под редакцией Е.Н.Степанова, 2000 год)

Цель: выявить направленность интересов младших школьников.

Инструкция:

Загадайте 3 желания и напишите их.

Возраст: 7-10 лет

Критерии оценивания:

-широта интересов (- расширение сферы интересов от эготропных «для себя» к аллотропным («для всех»)

-направленность (духовные, материальные)

Оценивание:

-расширение направленности интересов (от эготропных «для себя» к аллотропным «для всех»)

-увеличение процента желаний, связанных с духовными ценностями, по сравнению с процентом желаний, связанных с материальными ценностями в начале и конце обучения

.