Рабочая программа "Я-концепция (жизненные навыки)" для учащихся коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционно-развивающиезанятия для обучающихся с ЗПР являются составной частью образовательного процесса в школе. Занятия в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия – 40минут.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято Утверждаю: Педагогическим советом Директор МБОУ
Протокол № 1 «Чернореченская СОШ №1»
От «20» 08 2024 г. _____________И.Е. Лейниш
Приказ №__225_
От « 20 » 08 2024 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я –концепция (жизненные навыки)»
для учащихся коррекционно-развивающегося обучения
8-9 класс
Разработчик:
Шевцова Наталья Андреевна
п. Новочернореченский
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего направления «Я-концепция (жизненные навыки)» разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России № 506 от 07.06.2017 «О внесении изменений в ФКГОС, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.08.2021 № АБ 1362\07 «Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2023\24 году»;
-ПриказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Цели и задачи рабочей программы коррекционно-развивающего направления
Цель – развитие самопознания, коммуникативных навыков, социальной компетенции, профессионального самоопределения и индивидуальных особенностей младших подростков с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Учить осознавать себя и свои чувства, учитывать свои индивидуальные особенности, возможности и предпочтения, замечать другого участника и слушать его, соотносить свои потребности и задачи с потребностями и задачами других людей и группы в целом.
2. Содействовать принятию реального образа «Я», развивать уверенность и умение находить ресурсы («мнимая уверенность» - профилактика употребления ПАВ).
3. Помочь осознать пути своего профессионального выбора (какая часть пути пройдена, что еще предстоит сделать), способствовать уменьшению тревоги по поводу профессионального выбора.
4. Развивать умение осознавать и исследовать возможности и опасности интернета, формировать приоритетные ценности мира реального (реальные отношения, реальные достижения, реальные переживания).
5. Помочь освоить законы и правила социального мира, познакомиться с успешными стратегиями поведения в социуме, его возможностями, трудностями и опасностями.
6. Учить находить новые способы поведения в контактах со сверстниками и взрослыми, а также разделять ответственность и осознавать собственную часть ответственности в отношениях.
7.Способствовать развитию познавательной сферы обучающихся с задержкой психического развития;
8. Формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного развития;
Описание места рабочей программы коррекционно-развивающего направления в учебном плане
Коррекционно-развивающиезанятия для обучающихся с ЗПР являются составной частью образовательного процесса в школе. Занятия в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия – 40минут.
Коррекционно – развивающая программа составлена на 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика рабочей программы коррекционно – развивающегонаправления
В 13-14 лет подростки попадают в водоворот подросткового кризиса, основной темой которого является появление «Я». За это время острых эмоциональных переживаний, неуверенности, полярных чувств: отчаяния от бессилия (недостаток опыта, неумение адекватно оценивать себя, других, ситуацию в целом) и счастья от всемогущества (растущее чувство «взрослости»), - рождается новая личность. И так важен понимающий взрослый, находящийся рядом, и встречи, в центре внимания которых находятся основные жизненные проблемы подростков этого возраста: сложности при установлении контактов, неуверенность в себе; виртуальный мир с его сложностями и опасностями; основы безопасной жизнедеятельности в городе; проблемы лидерства и изгойства, отношения с взрослыми. Также одной из основных проблем подросткового возраста является проблема профессионального выбора. Современная жизнь такова, что приходится выбирать профессию с 7-8 класса, в 9-ом желательно окончательно определиться, хотя актуальный возраст для серьезного, сознательного профессионального самоопределения – 20 – 25 лет. И поэтому подростку нужна помощь. В данной программе идет знакомство подростка не столько с миром профессий, а с самим собой, своими предпочтениями и ресурсами, возможностями и ограничениями.
Подростки с задержкой психического развития так же испытывают трудности в обучении из-за нарушения эмоциональной регуляции, утомляемости, импульсивности поведения, неадекватной самооценки, преобладанием игровой мотивации.Программапредусматривает развитие основных видов универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование, действия нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, оценка, коррекция, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические, знаково- символические), коммуникативные.
Программа опирается на возрастные особенности подростков с ЗПР, включает темы, которые отвечают их потребностям, помогают решить встающие перед ними задачи.
Кроме тем, направленных на сплочение группы и создание безопасной среды, развитие уверенности и коммуникации, в программу включены темы, на которых обсуждаются возможности и опасности виртуального мира, а также темы, направленные на освоение внешнего мира: правила социального мира, его особенности, успешные стратегии поведения в социуме.
Структура занятий включает в себя введение в занятие («первый круг» и разминка), основную часть и заключительную (обсуждение занятия и релаксационные упражнения).
Первый круг.Задачей этой части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. Каждый участник говорит о своем состоянии, своих чувствах.Разминка (физическая и/или эмоциональная мобилизует внимание, помогает настроится на занятие).
Основная (рабочая) часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия, включает тематические игры, упражнения, обсуждения.Главной составляющей основной части занятия выступает развитие личностных характеристик младших подростков: осознание ими разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.
Заключительная часть. Основная цель этой части занятия – рефлексия важных моментов занятия, возможность сделать выводы, поделиться чувствами, возникшими в ходе занятия.обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий.
Программа сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия так же способствуют развитию мышленияи познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения
знаний.
Планируемые результаты освоения рабочей программы коррекционно – развивающего направления:
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении;
- уметь различать эмоциональные состояния, чувства других людей;
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор, осознанно делать свой профессиональный выбор;
-развитие адекватной самооценки;
-социализация и адаптация в современном обществе;
-выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию для принятия решения, в том числе о выборе профессионального маршрута;
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе);
-обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)в изучаемом круге явлений;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуациях;
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков, в том числе профессионального выбора;
- использовать полученную информацию и отработанные способы;
-овладение методами саморегуляции.
- уметь взаимодействовать со сверстниками: в паре, малой группе;
- формулировать и выражать свое собственное мнение и позицию;
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), оказывать поддержку, корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность;
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятий | ||
1. | Стартовая диагностика | |||
Я в группе | ||||
2. | Первая встреча. Взрослый разговор. | |||
3. | Попробуем договориться? Работа в команде. | |||
Я-концепция и ее ключевые компоненты | ||||
4. | Я-концепция. Самоуважение | |||
5. | Самоконтроль | |||
6. | Уверенность в себе | |||
7. | Пол как ключевой аспект Я | |||
Эмоциональный мир человека | ||||
8. | Психические состояния и их свойства. | |||
9. | Приемы внутренней и внешней регуляции состояния | |||
10. | Приемы саморегуляции | |||
11. | Стресс и стрессоустойчивость. | |||
12. | Настроение и активность человека. | |||
Мотивационная сфера личности | ||||
13. | Мотив и его функции. «Борьба мотивов». | |||
14. | Привычки, интересы, мечты. | |||
15. | Мотивация помощи и альтруистического поведения | |||
Психофизиологические особенности человека и работа с информацией | ||||
16, | Способы восприятия и переработки информации. | |||
17. | Темп работы с информацией. | |||
18. | Контрольная работа, приготовление уроков и индивидуальные особенности работы с информацией. | |||
Виртуальный мир: возможности и опасности | ||||
19. | Самопрезентация. Информационный поток | |||
20. | Реалити –игра. Возможности и опасности | |||
Отношения с ровесниками | ||||
21. | Как мы общаемся? Как я общаюсь? | |||
22. | Лидеры и аутсайдеры. | |||
23. | Как я себя оцениваю? Как оценивают меня другие? | |||
Отношения со взрослыми | ||||
24. | Конструктивное общение | |||
25. | Учимся обозначать свои границы для взрослых. Расстаемся с негативом | |||
26. | Мой род – моя опора. | |||
Один на один с городом и миром | ||||
27. | Мир вокруг меня. | |||
28. | Опасно – безопасно. | |||
29. | Столкновение с препятствиями. Нестандартные ситуации. | |||
Профориентация | ||||
30. | Я и выбор профессии. | |||
31. | Мои ресурсы: что я умел и умею. Хочу и умею. | |||
32. | Я начинаю работать. | |||
33. | Экспедиция. | |||
34. | Итоговая диагностика | |||
к Положению о рабочей программе курса внеурочной деятельности
Аннотация к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
КРО класса на 2024/2025 учебный год
Название рабочей программы курса внеурочной деятельности | «Я – концепция (жизненные навыки)» |
Класс | КРО |
Учебно-методический комплекс | |
Составитель(и) | Шевцова Наталья Андреевна |
Содержание курса внеурочной деятельности | Содействовать принятию реального образа «Я», развивать уверенность и умение находить ресурсы («мнимая уверенность» - профилактика употребления ПАВ). |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности | - осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении; - уметь различать эмоциональные состояния, чувства других людей; - оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор, осознанно делать свой профессиональный выбор; -развитие адекватной самооценки; |
