Программа оказания психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся
Программа
оказания психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся
(испытывающим трудности в обучении; находящимся в трудной жизненной ситуации; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся с ОВЗ и/ или инвалидностью; одаренным детям)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 454.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа оказания психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся (испытывающим трудности в обучении; находящимся в трудной жизненной ситуации; детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся с ОВЗ и/ или инвалидностью; одаренным детям) составлена на основании:
- Конвенции о правах ребёнка
- Конституции РФ
- Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- ФЗ-124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ФЗ-278 «О государственной социальной помощи»
- ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса
В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога-психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в ценности самого ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. педагог- психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия;
- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе, это процесс, в котором ребёнок включает себя в активную позиции;
- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни;
- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.
Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения
- Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.
- Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
- Психологическое просвещении детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Целевые группы
- Обучающиеся с ОВЗ и/или инвалидностью
C каждым годом в общеобразовательную школу приходят все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально- бытовых понятий и т.д.).
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем- либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого - педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Целью психолого-педагогического сопровождения школы является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Определить содержание деятельности специалистов сопровождения в рамках комплексного сопровождения для создания адекватного образовательного пространства, обеспечивающего потребности ребенка и позволяющего удовлетворить его особые образовательные нужды.
Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ:
- формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательного уровня;
- коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь);
- развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства;
- формирование положительной учебной мотивации;
- развитие творческих способностей детей с ОВЗ;
- развитие коммуникативных навыков;
- охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Направления сопровождения:
- диагностика (индивидуальная (скрининг));
- профилактика;
- консультирование (индивидуальное);
- коррекционно-развивающая работа (индивидуальная);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение ребёнка, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Психологические индивидуальные занятия.
Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.
Направления коррекционной работы:
- стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности,
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков:
- формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей;
- гармонизация аффективной сферы;
- профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений и других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности)
Работа с родителями:
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей.
Ожидаемые результаты:
- улучшения физического и психического здоровья учащегося;
- развитие его познавательной сферы;
- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
- развития положительных качеств личности;
- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;
- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;
- формирование прочных учебных умений и навыков.
Результатом реализации плана сопровождения данного учащегося может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
- овладение навыками коммуникаций;
- осмысление своего Я;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- гражданской идентичности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие доброжелательности и эмоционального, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
План работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическая работа.
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития ребёнка с ОВЗ, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико- педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки |
Углубленная диагностика детей с ОВЗ | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей | Диагностирование, заполнение диагностических документов (протоколы обследований) | Сентябрь |
Анализ причин возникновения трудностей в обучении. Выявление резервных возможностей. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | Сентябрь |
Определение уровня организованности ребенка, особенности эмоционально- волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | В течение года |
Коррекционно-развивающая работа.
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере ребёнка с ОВЗ.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятий | Сроки |
Обеспечить психологическое сопровождение детей с ОВЗ | Позитивная динамика развиваемых параметров. | Составление расписания занятий. Проведение коррекционных занятий. Отслеживание динамики развития ребенка. | В течение года |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ | Позитивная динамика развиваемых параметров. | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических образовательных программ. | В течение года |
Работа с родителями обучающегося
Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Дата | Содержание работы с родителями обучающегося |
1 ПОЛУГОДИЕ | Мониторинг родителей на предмет детско-родительских отношений. |
Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы . | |
Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей. | |
Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга. | |
Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля детско-родительских отношений. |
2 ПОЛУГОДИЕ | Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы. |
Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. Выявление положительной тенденции в проделанной работе. |
План индивидуального сопровождения
№ | Содержание проводимой индивидуальной работы | Сроки | Ответственные |
1. | Знакомство. Индивидуальные беседы. Наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса. | Октябрь | Классный руководитель, педагог- психолог |
2. | Комплексная психолого- педагогическая диагностика. | Сентябрь Октябрь | Учитель, педагог-психолог |
3. | Речевое обследование учащегося. | Декабрь | Педагог-психолог |
4. | Индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков. | Весь период | Педагог-психолог, родители |
5. | Индивидуальная психолого- педагогическая коррекция по результатам психолого- педагогических исследований. | Весь период | Педагог-психолог, учитель |
6. | Общение с семьей учащегося. Беседы с родителями о состоянии здоровья. | Весь период | Классный руководитель, педагог-психолог |
7. | Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия по теме: "Коррекция поведения и общения", "Коррекция познавательных процессов" | Весь период | Педагог-психолог |
8. | Анкетирование по социально-педагогической адаптации к школе. | Декабрь | Педагог-психолог |
9. | Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка. | Январь | Классный руководитель, педагог-психолог |
10. | Анализ успеваемости результатов за 1 полугодие | 2 полугодие | Классный руководитель |
11. | Диагностика развития психических процессов | Конец года | Педагог-психолог |
Индивидуальное планирование сопровождения
№ | Модули, темы урока | Кол- во часов | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | Измерители |
Раздел 1. Кто Я? Мои силы, мои возможности | |||||
1 | Тема «Мое лето» | 1 | Разминка «Радостное лето», «Гав-гав, хрю-хрю», «Рассказы о лете». Упражнения «Я- четвероклассник», рисунок «Лето» | Ориентируется на образец и правило выполнения действия. Учится наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. Слушает и понимает речь. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок |
2- 3 | Тема «Кто Я?» | 2 | Разминка «Как я провел лето», «Летом я научился». Упражнения «Роли».Работа со сказкой «Федунчик», «Сказка о Маше и ее человечках» | Овладевает навыками самоконтроля в общении со сверстниками. Умеет распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Доверительно и открыто говорит о себе и своих чувствах. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему |
4 | Тема «Какой Я – большой или маленький?» | 1 | Разминка «Я горжусь», «Роли», «Я умею…». Упражнения «Большие и маленькие, «Я сам», «Любимая игра» | Планирует деятельность в учебной и жизненной ситуации. Моделирует различные ситуации. Учится понимать эмоции и поступки других людей. Проявляет заботу о человеке при групповом взаимодействии. | Обсуждение |
5 | Тема «Мои способности» | 1 | Разминка «Ты похож на…», «Конкурс портретов». Упражнения «Что такое способности», «Способности моих родителей». Работа со сказкой «Сказка о скрипке» | Самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит коррективы. Делает выводы в результате работы. Учится грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. Ориентироваться на понимание чувств других людей. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
6 | Тема «Мой выбор, мой путь» | 1 | Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий», «Отгадай, кто я?». Упражнения «Мой выбор», рисунок «На перекрестке дорог». | Оценивает степень достижения цели. Доказывает, делает выводы, определяет понятия. Владеет способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
7- 8 | Тема «Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир?» | 2 | Разминка «Подушечный бой», «Не выходя из комнаты», «Радиопередача». Упражнения «Чужие рассказы», | Самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит коррективы. Устанавливает причинно- следственные связи. Учится позитивно | Рисунок на заданную тему «Моя планета», обсуждение |
«Маленький принц». | проявлять себя в общении. Ориентируется на понимание чувств других людей. | ||||
9 | Тема «Уникальност ь моего внутреннего мира. Уникальность твоего внутреннего мира» | 1 | Разминка «Подушечный бой», «Рассмотри и подумай», «Не выходя из комнаты». Упражнения «Маленькая страна» | Планирует деятельность в учебной и жизненной ситуации. Делает выводы в результате работы. Владеет способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
10 | Тема «Кого я могу впустить в свой внутренний мир?» | 1 | Разминка «Бой полотенцами», «Рассмотри и подумай». Упражнения «Кому я могу рассказать о себе все», «Мой самый интересный сон» | Умеет вести себя в разных ситуациях. Учится находить положительные качества у себя. Учится осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Проявляет заботу. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
11 - 12 | Тема «Что значит верить?» | 2 | Разминка «Бой петушков», «Рассмотри и придумай». Упражнения «Взгляд», «Чудо». Работа со сказкой «Тайна другого берега» | Умеет оценивать свой результат с помощью учителя. Осознает ценность умения фантазировать. Учится договариваться и уважать разные мнения. Уметь налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4 часа) | |||||
13 - 14 | Тема «Мое детство» | 2 | Разминка «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Неопределенные картинки», «Мне опять пять лет», «Если бы у меня был ребенок…», «Если ребенок плачет…». Упражнения «Кто в какую игрушку превратился», «Любимая фотография», «Случай из детства». Работа со сказкой | Определять и объяснять своё отношение к правилам и нормам человеческого общения. Усваивать разные способы. запоминания информации. Осознавать необходимость признания и уважения особенностей других людей. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
«Сундук, который помог царю» | |||||
15 - 16 | Тема «Я изменяюсь» | 2 | Разминка «Имя - цветок», «Неопределенные картинки». Упражнения «Раньше и сейчас», «Каким я буду, когда вырасту». | Овладевает навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Оценивает правильность выполнения действий и корректирует при необходимости. Умеет соотносить позиции партнеров и собственную. Проявляет заботу о человеке. | Задание по инструкции |
Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа) | |||||
17 - 18 | Тема «Мое будущее» | 2 | Разминка «Взрослое имя», «Я в будущем», «Неопределенные картинки», «Антонимы». Рисунок «Я в настоящем, я в будущем». Упражнение «Хочу в будущее, работаю сейчас», «Если бы я был волшебником», «Мой будущий дом» | Выбирает, как поступить, в т.ч.в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор. Усваивает разные способы запоминания информации. Умеет ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации. Уметь налаживать контакты с окружающими. | Рисунок «Мой дом» |
19 - 20 | Тема «Хочу вырасти здоровым человеком» | 2 | Разминка «Я психологом родился», «Скажи так, чтоб тебе поверили». Упражнения «Об эмоциональной грамотности», «Мусорное ведро» | Определяет и объясняет своё отношение к правилам и нормам человеческого общения. Усваивает разные способы запоминания информации. Умеет полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Ориентируется на понимание чувств других людей | Сочинение, записки |
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (3 часа) | |||||
21 | Тема «Кто такой интеллигентн ый человек» | 1 | Разминка «Антонимы», «Улыбнись, как…», «В ресторане». Упражнения «Кто такой интеллигентный человек». Работа со | Умеет оценивать свой результат с помощью учителя. Учится находить положительные качества у себя и у других людей. Учится договариваться и уважать разные мнения. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
сказкой «Я иду к своей звезде» | Проявляет сопереживание к другим людям. | ||||
22 | Тема «Хочу вырасти интеллигентн ым человеком» | 1 | Разминка «Антонимы», «Поприветствуй меня, как…», «Если ты корабль...». Упражнения «Кто может стать интеллигентным человеком»». Работа со сказкой «Жила- была одна девочка» | Определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя. Учится наблюдать, находить положительные качества у себя и у других людей. Учится слушать и понимать речь. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
23 | Тема «Что такое идеальное Я» | 1 | Разминка «Антонимы», «Произнести фразу», «Поприветствуй меня, как…», «Если ты водоем…». Упражнения «Идеальное Я». Работа со сказкой «Я умею жалеть» | Овладевает навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Моделирует ситуацию с помощью учителя. Учится доверительно и открыто говорить о своих чувствах. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (10 часов) | |||||
24 | Тема «Кто такой свободный человек?» | 1 | Разминка «Скажи так, чтоб тебе поверили», «Взгляд», «Я психологом родился».Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе» | Строит речевое высказывание в устной форме. Учится рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя. Проявляет заботу о человеке. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
25 - 26 | Тема «Права и обязанности школьника» | 2 | Разминка «Синонимы», «Произнеси фразу по-разному», «Поприветствуй меня. как…», «Если вы источник света…». Упражнения «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею» | Умеет оценивать свой результат с помощью учителя. Учится исследовать свои качества и свои особенности. Учится договариваться и уважать разные мнения. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
27 | Тема «Что | 1 | Разминка «Толковый словарь», | Строит речевое высказывание в | Обсуждение |
такое «право на уважение»?» | «Поприветствуй меня, как…». Упражнения «Закончи рассказы», «Любимая игра» | устной форме. Учится находить положительные качества у себя и у других людей. Осознаёт особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. Проявляет сопереживание к другим людям. | |||
28 | Тема «Права и обязанности» | 1 | Разминка «Толковый словарь», «Точка, точка, запятая», «Я - учитель». Упражнения «Пять главных прав», «Билль о правах». | Умеет оценивать свой результат с помощью учителя. Учится исследовать свои качества и свои особенности. Ориентируется на понимание чувств других людей. | Обсуждение, составление билля о правах |
29 - 30 | Тема «Нарушение прав других людей может привести к конфликтам» | 2 | Разминка «Толковый словарь», «Придумай реплику», «Прищепка». Упражнения «Нарушение прав». Работа со сказкой «Друг Великана» | Определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя. Моделирует ситуации с помощью учителя. Проявляет заботу о человеке. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
31 - 33 | Тема «Как разрешать конфликты мирным путем?» | 3 | Разминка «Толковый словарь», «Точка, точка, запятая», «Передай чувство спиной». Упражнения «Разыграй конфликт».Работа со сказкой «Лети вверх, Соня» | Осваивает правила планирования, контроля способа действия. Делает выводы в результате работы. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение |
Раздел 6. Заключение (2 час) | |||||
34 - 35 | Тема «Итоговое занятие» | 2 | Игра «Ключи от форта Боярд» | Умеет понимать и контролировать свое эмоциональное состояние. Учится решать учебно- познавательные проблемы. Учится выступать с устным сообщением. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Обсуждение сказки, вопросы на понимание смысла сказки |
Одаренные дети
Сопровождение одаренного ребенка в учебном процессе предполагает систему личностно- ориентированного образования, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности.
Цель - содействие в выявлении, поддержки и развитии детей с признаками одаренности, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психического и физического здоровья.
Задачи:
- создание системы выявления и развития детской одарённости;
- создание условий, способствующих организации работы одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом современным информационным ресурсам обучающихся и педагогов;
- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно- ориентированного обучения, отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества.
- выявление и поддержка талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучения;
- создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления;
- развитие творческого, критического и логического мышления, способности к решению проблем;
- предоставление возможности совершенствовать способности совместной деятельности со сверстниками, педагогом через самостоятельную работу и проектную деятельность;
- развитие социальной активности и ответственности детей;
- участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других видах деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности;
- развитие целостной картины мира и глобального мышления у детей;
- развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
- обучение умениям работать совместно;
- развитие способности к самопознанию, формирование положительной «Я - концепции»и понимание ценности и уникальности другого человека.
Направления работы педагога-психолога в школе с одаренными учениками:
- Проведение психологической диагностики, которое включает в себя выявление одаренных детей, изучение креативности, лидерской одаренности интеллектуально-одаренных школьников, выявление интересов и склонностей одаренных детей (анкетирование ребенка, родителей). Психодиагностика позволяет отслеживать показатели в динамике социально- психологического статуса одаренных обучающихся.
- Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей с целью расширения их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей.
- Создание социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий (для развития познавательной и социальной сферы) и программ, так и педагогическим коллективом.
- Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем через индивидуальное и групповое консультирование.
Ожидаемые результаты
- выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
- повышение компетенции учителей, работающих с одаренными детьми;
- активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;
- создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;
- повышение качественных показателей успеваемости учащихся;
- увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса составлена для одаренных обучающихся и всех остальных участников образовательного процесса и рассчитана на 1 год. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 ч).
Содержание программы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Ожидаемый результат |
1. | Диагностика, направленная на выявление одаренности обучающихся. | В течение года | Педагог- психолог | Выявление предпосылок одаренности обучающихся |
2. | Сбор данных с учетом академических достижений, творческих способностей обучающихся, результатов школьных олимпиад. | Октябрь | Педагог- психолог | Создание и уточнение «базы данных» одаренных детей для продуктивной деятельности активной жизненной позиции |
3. | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися. | В течение года | Педагог- психолог | Повышение адаптивности одаренного ребенка |
4. | Групповые развивающие занятия по развитию креативности, познавательной сферы, коммуникативных навыков и т.д. | В течение года | Педагог- психолог | Развитие нестандартного Развитие познавательной сферы. Формирование и развитие навыков группового взаимодействия |
5. | Изучение мотивационно- потребностной сферы одаренного ребенка | В течение года | Педагог- психолог | Повышение самоопределения |
6. | Групповые развивающие занятия мотивационно-потребностной сферы обучающихся | В течение года | Педагог- психолог | Повышение самоопределения |
7. | Углубленное изучение личностных особенностей (по плану п-п.) | В течение года | Педагог- психолог | Коррекция недостатков развития личностной сферы |
8. | Групповые занятия профориентационной направленности (по плану п-п.) | Март | Педагог- психолог | Профориентационная поддержка обучающихся |
9. | Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях обучающихся с разными видами одаренности | В течение года | Педагог- психолог, классные руководители | Повышение самооценки, Я-концепции», способности самовыражения, обучению навыкам конструктивного взаимодействия. Профилактика конфликтов. |
Самопринятие | ||||
10. | Привлечение к участию в конкурсах «ЧИП», «Медвежонок», в предметных олимпиадах. | В течение года | Педагог- психолог, классные руководители | Улучшение деятельности функций когнитивной сферы, формирование адекватного представления обучающихся |
11. | Психологическая консультация по возникающим проблемам для обучающихся | В течение года | Педагог- психолог | Разрешение проблемных ситуаций |
Работа с педагогами | ||||
1. | Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности обучающихся. | Октябрь | Педагог- психолог | Повышение педагогической компетенции |
2. | «Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе» | Март-май | Педагог- психолог | Повышение педагогической компетенции |
3. | Индивидуальная консультативная помощь педагогам | В течение года | Педагог- психолог | Повышение педагогической компетенции |
4. | Консультации для педагогов по итогам диагностик. | Май | Педагог- психолог | Повышение педагогической компетенции |
Работа с родителями | ||||
1. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей | В течение года | Педагог- психолог | Повышение уровня психолого- педагогической компетентности родителей |
2. | Тестирование для родителей: - «Способности ребенка. Как их распознать?» Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка» | Ноябрь | Педагог- психолог | Диагностика |
3. | Родительский лекторий «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка» | Декабрь | Педагог- психолог | Составление рекомендаций |
План работы педагога-психолога с одаренными детьми
Цели программы:
- содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- развитие эмоциональной устойчивости.
- формирование навыков саморегуляции.
- преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- формированию коммуникативных навыков;
Этапы выявления одаренных детей:
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-
либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно- психического статуса ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные, прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т.д.) У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений). Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.). Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае помогут личностные методики и социометрия. Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма. Эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п.).
Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит в низком уровне подготовки учителей для работы с одаренным ребенком, в недостатках психологических знаний у педагогов.
Целевая группа: учащиеся, имеющие признаки одаренности.
Ожидаемые результаты:
- развить творческие и интеллектуальные способности каждого.
- повысить уверенность детей в себе и в своих способностях.
- снизить уровень тревожности.
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п | Наименование мероприятие, форма проведения | Участники | Сроки проведения | Ответственный |
Диагностические мероприятия | ||||
1. | Изучение умственного развития учащихся. Э.Ф.Замбицавичене Анкетирование. | Учащиеся 1-5 классов | Октябрь | Педагог- психолог |
2. | Изучение интеллекта. Д.Гилфорд. Анкетирование. | Учащиеся 8-9 классов | Ноябрь | Педагог- психолог |
3. | Экспресс – диагностика интеллектуальных способностей. МЭДИС. Анкетирование. | Учащиеся 1-2 классов | Декабрь | Педагог- психолог |
4. | Диагностика творческого мышления П.Торренс | Учащиеся 5-8 классов | Январь | Педагог- психолог |
5. | Диагностика интеллектуального развития. Матрицы Раввена. Анкетирование | Учащиеся 3-4 классов | Январь | Педагог- психолог |
6. | Изучение интеллекта. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Анкетирование. | Учащиеся 9-11 класса | Февраль | Педагог- психолог |
7. | Изучение самооценки. Анкетирование | Одаренные учащиеся | Февраль | Педагог- психолог |
Просветительские мероприятия | ||||
1. | «Особенности работы с одаренными детьми». | Педагогический коллектив | Октябрь | Педагог- психолог |
2. | «Методики работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. | Педагогический коллектив | Декабрь | Педагог- психолог |
3. | «Виды одаренности». Педагогический лекторий. | Педагогический коллектив | Январь | Педагог- психолог |
4. | «Роль педагога при организации работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. | Педагогический коллектив | Март | Педагог- психолог |
5. | «У Вас растет одаренный ребенок!» Родительский лекторий. | Родители одаренных детей | Ноябрь | Педагог- психолог |
6. | «Психологические особенности одаренных детей». Родительский лекторий. | Родители одаренных детей | Апрель | Педагог- психолог |
7. | «Я – одаренный ребенок!» Тематическая беседа | Одаренные дети | Декабрь | Педагог- психолог |
8. | «В чем уникальность одаренных детей». Просветительская беседа. | Одаренные дети | Декабрь | Педагог- психолог |
Профилактические мероприятия | ||||
1. | «Проблемы психологического развития одаренных детей».Профилактическая беседа. | Одаренные дети | Декабрь | Педагог- психолог |
2. | «Я могу, я смогу, я умею!» Тренинг. | Одаренные дети | Февраль | Педагог- психолог |
Консультативные мероприятия | ||||
1. | «Как правильно организовать работу с одаренными детьми?» Индивидуальные консультации, рекомендации. | Педагоги, работающие с одаренными детьми | Ноябрь | Педагог- психолог |
2. | «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности. Индивидуальные консультации, рекомендации. | Родители одаренных детей | Январь | Педагог- психолог |
3. | Индивидуальные консультации по запросу. | Одаренные дети | В течение года | Педагог- психолог |
Развивающие мероприятия | ||||
1. | «Учимся справляться со своими проблемами». Тренинг социальных навыков. | Одаренные дети | Октябрь | Педагог- психолог |
2. | «Развитие вербальных способностей». Тренинг. | Одаренные дети | Ноябрь | Педагог- психолог |
3. | «Развитие мыслительных операций: нахождение Разных логических отношений между понятиями». Тренинг. | Одаренные дети | Декабрь | Педагог- психолог |
4. | «Развитие мыслительных операций: метафорические выражения». Тренинг. | Одаренные дети | Январь | Педагог- психолог |
5. | «Развитие мыслительных операций: обобщающие и ограничивающие понятия». Тренинг. | Одаренные дети | Февраль | Педагог- психолог |
6. | «Развитие мыслительных операций: расположение понятий в виде системы». Тренинг. | Одаренные дети | Февраль | Педагог- психолог |
7. | «Умей владеть собой». Тренинг социальных навыков. | Одаренные дети | Март | Педагог- психолог |
Проблемы одаренных детей.
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Комфортность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
- Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с
одаренными детьми должен обладать следующими интеллектуальными качествами:
- Лингвистический интеллект — способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).
- Музыкальный интеллект — способности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).
- Логико-математический интеллект — способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
- Пространственный интеллект — способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
- Телесно кинестезический интеллект — способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
Рекомендации родителям
- В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети часто игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
- Не прибегайте к физическому наказанию.
- Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
- Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
- Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
- Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
- Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
- Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
- Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы.
- Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
- Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
- Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
- Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)
- Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным.
- Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий. Стол не должен располагаться у окна.
- Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
- Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
- Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
- Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
- Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
- Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе
Детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы объекты разных научных дисциплин. Основными из них являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Существенная роль в этой деятельности отводится специалистам психологической службы образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.
Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
- психодиагностика,
- психопрофилактика,
- психокоррекция,
- развитие,
- психологическое консультирование,
- психологическое просвещение.
Дети, находящиеся в социально-опасном положении. Практическая направленность
Основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:
-проживание несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие у родителей (иных законных представителей) постоянного заработка, жилья;
-неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего);
-отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (иных законных представителей) (злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
-вовлечение детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество, проституция и т.д.);
-жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей) (нанесение вреда физическому, психическому здоровью детей);
-отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по обучению детей;
- совершение правонарушения или преступления несовершеннолетними;
- семьи, где родители ограничены в родительских правах.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на поведение либо жестоко обращаются с ними.
В предупреждении возникновения социально опасного положения занимает система профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних, содействие семьи, школы и других воспитательных организаций.
Занятия данной программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, находящихся в социально-опасном положении и ориентированы на содействие их успешной социализации.
Программа относится к виду коррекционно-развивающих психолого-педагогических программ.
Цель программы обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, находящегося в социально-опасном положении.
Задачи программы
- Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих у детей.
- Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
- Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
- Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных
действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Социально-педагогическая реабилитация детей.
Принципы реализации программы:
- Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
- Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
- Принцип повышения роли общественных организаций.
Механизм реализации программы:
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в социально-опасном положении – это система мер, которая включает в себя:
- проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития детей;
- выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого обучающегося;
- организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;
- информирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
Ожидаемые результаты:
- реализация индивидуальной образовательной программы;
- развитие активной жизненной позиции детей;
- развитие педагогических компетенций у родителей;
- адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
- выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
- налаживание эффективного взаимодействия с детьми с учетом их возрастных особенностей;
- помощь детям при потере или разлуки с родителями;
- увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечивая их поощрением и поддержкой;
- развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
- развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
- ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
Этапы реализации программы:
Первый этап – диагностический, формирование банка данных.
- Проведение сверки списка детей, находящихся в социально-опасном положении, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.
- Обследование условий проживания и воспитания детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:
- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
- изучение личности подопечного;
- установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
- Контроль:
- за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;
- за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;
- за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;
- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);
- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через ЦСЗН города;
- за исполнением обязанностей опекунами.
- Организация педагогической помощи подопечному:
- помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- помощь в выборе (записи) кружка или секции;
- Защита прав и законных интересов подопечных:
Второй этап - деятельностно-консультативный.
- Работа с обучающимися:
- помощь в преодолении учебных затруднений;
- профилактика трудностей в учебе;
- сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами;
- сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем;
- выявление и сопровождение учащихся «группы риска»;
- профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся;
- «Здоровье и здоровый образ жизни»;
- пропаганда ЗОЖ (проекты);
- сопровождение учащихся с проблемами в развитии;
- правовое просвещение подопечных.
- Работа с семьей:
- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
- установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного;
- правовое просвещение опекуна;
- педагогическое просвещение опекуна;
- привлечение специалистов.
Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком с учетом выработанных рекомендаций.
Содержание методической работы
№ п\п | Направление деятельности | Форма работы | Сроки | Ответственный |
1. | Диагностика семей, где дети находятся под опекой или попечительством , а так же в приёмных семья | наблюдение семей специалистами; анкетирование детей; опросы детей; тестирование | Сентябрь октябрь | классные руководители; педагог-психолог |
2. | Индивидуальная работа с семьей | консультации; индивидуальные беседы; посещение семей; помощь в оформлении документов | В течении учебного года, по мере необходимости | классные руководители, педагог-психолог |
3. | Индивидуальная работа с учащимися | контроль за посещаемостью и успеваемостью; беседы; встречи; Совет по профилактике; занятость детей во второй половине дня | В течении учебного года, по мере необходимости | классные руководители, педагог-психолог |
4. | Профилактика семейного неблагополучия | изучение воспитательной педагогической литературы; летний лагерь; беседы при посещении семьи | В течении учебного года | классные руководители |
5. | Профессиональная ориентация подопечных | анкетирование; тестирование; консультации; встречи с Центром занятости | В течении учебного года | педагог-психолог |
6. | Тесное взаимодействие с отделом опеки и попечительства | консультации; отчёты; информации; семинары | В течении учебного года | Зам.директора по УВР |
7. | Защита прав ребёнка | участие в судебных и других разбирательствах | по мере необходимости | Зам.директора по УВР |
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное),
которую он не может преодолеть самостоятельно.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3
«Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети - инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:
- Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
- Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
- Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
- Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
- Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
- Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические проблемы - это проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, её бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.
Социально-бытовые проблемы связаны с обеспечением семей жильём, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системы помощи малообеспеченным семьям.
Социально-психологические проблемы. Это самый широкий спектр проблем. Они связаны со знакомством, выбором брачного партнёра и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. К ним также относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплочённости семьи, насилия в семье. Решение этого спектра проблем осуществляется по двум основным направлениям:
- оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
- социально-правовая работа и социальная педагогика.
Эти проблемы семьи беспокоят школьников, а значит, имеют непосредственное отношение к работе социального педагога, психолога, классного руководителя. Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально- демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Так причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья живёт на детские пособия и пособие по безработице). Доход женщины, как правило, меньше, чем доход мужчины, а доход от алиментов (если дети их получают), как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Многодетные семьи, наиболее распространённые в России в прежние времена, в настоящее время устойчиво составляют незначительную долю от общего количества семей, причём зачастую многодетность не является запланированной. Все многодетные семьи могут быть распределены на 3 категории:
- семьи, многодетность в которых запланирована. Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
- семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже отца), в которых рождаются новые совместные дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам часто присуще ощущение неполной семьи;
- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на их последующей судьбе.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и др.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребёнка- инвалида в специализированный интернат. Подобное решение, безусловно, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием ребенка-инвалида, чрезвычайно велики.
Количество разводов в таких семьях намного выше: отцы часто не выдерживают постоянные трудности и уходят из семьи.
Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи.
Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях и отношением к ребенку в семье. Поэтому профилактическая и коррекционная работа проводится одновременно в течение ни одного года и с детьми и их семьями.
На первом подготовительном этапе идет сбор информаций о семье и социальном окружении ребенка с помощью несложной социально – педагогической диагностики:
- Изучение личных дел.
- Опроса, анкетирования.
- Контактных бесед, наблюдений, посещений семей.
На втором организационном этапе вся собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы, негативно влияющие на ребенка, составляется план индивидуальной профилактической и коррекционной работы. На протяжении уже нескольких лет самой большой группой неблагополучных семей является группа, где оба родителя злоупотребляют алкоголем или неполные семьи, где пьет мать.
Третий этап социально педагогического сопровождения – это реализация планов коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. И классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем. В совместной работе используются уже проверенные формы и методы работы:
- социально – педагогические беседы;
- консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности;
- обязательный патронаж семей;
- метод кризисного вмешательства;
- применение при необходимости строгих мер.
Для выявления причин девиантного поведения, не успешности в учебе, пропусков занятий, бродяжничества, агрессии, конфликтности с учителями, учащимися, совершение правонарушений составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений, которые заполняется раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом.
В процессе социально – педагогического сопровождения проводится промежуточный мониторинг посещения занятий, успеваемости и сведений о совершенных проступках и правонарушениях.
Так же для определения причин и возникновения проблем у ребенка совместно с классным руководителем посещаются семьи ученика, составляются акты социально – бытовых условий его проживания, условий воспитания и взаимоотношений в семье.
Такой тщательный сбор информаций о ребенке и его семье помогает выявить причины проблем и разработать план индивидуальной реабилитационной и профилактической работы, в которой мы должны предусматривать степень эффективности и результат, а это:
- возможность получения образования;
- обеспечение благополучия, развития ребенка;
- защита его прав и интересов.
У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации действительно много проблем, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле, внимании и помощи. Исходя из проблем учащихся, определяются наиболее эффективные направления, формы и методы работы социального педагога и классного руководителя: материальная необеспеченность неблагополучных семей отрицательно влияет на здоровье и развитие детей, поэтому все дети обеспечены бесплатным питанием, посещают все развлекательные мероприятия бесплатно, многие семьи получают адресную помощь через Комплексный Центр социальной помощи
Как правило, дети из неблагополучных семей имеют низкую учебную мотивацию, пропускают уроки. Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в школе, могут вовремя не разбудить ребенка утром не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость. Поэтому совместно с классным руководителем осуществляется контроль посещаемости и успеваемости детей.
По результатам проводятся беседы с учеником, учителем – предметником, администрацией, организуется помощь по ликвидации пробелов в знаниях, включающую индивидуальные дополнительные занятия. Итоги четверти успеваемость и посещаемость фиксируются в информационном листе, который заведен на каждого ребенка.
Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеурочное время. (беседы, вовлечение в кружок, внеурочную деятельность)
Особое внимание уделяем занятости детей в летние каникулы. Классные руководители подают информацию о предварительной занятости детей.
Социальный педагог оказывает помощь родителям в устройстве детей в пришкольный лагерь, лагеря Смоленской области (при наличии льготных путёвок)
Некоторые дети из неблагополучных семей проявляют агрессивность в отношениях с учителями и ровесниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.
В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как социального педагога, так и классного руководителя. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.


