Главные вкладки
Методика исследования эмоционального состояния подростков - "Кувшин эмоций"
Методическая разработка направлена на изучение подростками своего эмоционального состояния в настоящее время.
Методика может быть использована в групповой и индивидуальной работе с подростками в возрасте от 12 до 18 лет, в том числе детьми с ОВЗ и лёгкой степенью умственной отсталости (при работе с такой категорией детей требуется дополнительное пояснение и желательна индивидуальная работа).
Материал для работы: цветные карандаши в достаточном количестве, заранее приготовленные шаблоны с изображением кувшина и список эмоций/чувств на каждого участника.
Ход работы: Предварительно проводится мини-лекция о чувствах, эмоциях и их видах, об эмоциональных состояниях человека.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции часто связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности. Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены (любовь, преданность).
Эмоции и чувства различаются между собой по интенсивности, продолжительности, глубине, условиям возникновения, уровням проявления, направленности, особенности выражения.
Далее подросткам предлагается список различных эмоций и чувств. Уточняется, все ли эмоции понятны, даются разъяснения (приложение 1).
Предлагается выбрать те чувства и эмоции, которые в настоящее время подросток испытывает, пометить их и подумать, насколько интенсивные эти эмоции и чувства, насколько они противоположны или созвучны, что преобладает и т.д.
Затем каждому участнику предлагается на листе А4 изображение кушина/сосуда (Приложение 2).
Даётся инструкция: «Перед вами кувшин/сосуд. Это Вы. Вас наполняют эмоции и чувства, которые Вы сами уже определили. Теперь с помощью цветных карандашей наполните и закрасьте этот кувшин/сосуд, изобразив насколько вас наполняют эмоции и чувства, каких эмоций и чувств больше».
При затруднениях возможна помощь со стороны психолога и мотивирование подростка на анализ своего эмоционального состояния.
Время работы неограниченно, но занимает в среднем 15-20 минут.
После чего с подростками по желанию обсуждаются результаты их работы в группе или индивидуально.
При интерпретации работы следует учитывать: «наполненность» кувшина, непосредственный выбор эмоций и чувств (что преобладает), интенсивность закрашивания, цветовую палитру, комментарии самого подростка (что именно он понимает под тем или иным понятием).
После того, как задание выполнено, можно получить от детей обратную связь – что было трудным, как они сами оценивают свою работу, хотелось бы добавить или что-либо убрать из своего кувшина – тогда какие шаги для этого нужно предпринять и т.д.
Занятие необходимо закончить в позитивном ключе: «Ваши кувшины прекрасны и очень красивы. Все мы имеем право испытывать любые эмоции. Очень важно уметь распознать свои эмоции, и адекватно их отреагировать. Сегодня мы учились прислушиваться к себе и распознавать свои эмоции и чувства. Человеку, который умеет разбираться в себе, намного проще вернуться к стабильному состоянию, чем тому, кто подавляет свои эмоции».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.53 КБ |

Предварительный просмотр:
СТРАХ | ЗЛОСТЬ |
ТРЕВОГА | БОЛЬ |
ЛЮБОВЬ | ПЕЧАЛЬ |
ЗАБОТА | СЛЁЗЫ |
РАДОСТЬ | ГРУСТЬ |
НАДЕЖДА | ЗАВИСТЬ |
УЛЫБКИ | МЕЧТЫ |
СОМНЕНИЯ | ДОБРОТА |
ОПТИМИЗМ | ПЕССИМИЗМ |
БЛАГОДАРНОСТЬ | СОЖАЛЕНЬЕ |
СПОКОЙСТВИЕ | СКУКА |
ИНТЕРЕС | НАСТОРОЖЕННОСТЬ |
СТРАХ | ЗЛОСТЬ |
ТРЕВОГА | БОЛЬ |
ЛЮБОВЬ | ПЕЧАЛЬ |
ЗАБОТА | СЛЁЗЫ |
РАДОСТЬ | ГРУСТЬ |
НАДЕЖДА | ЗАВИСТЬ |
УЛЫБКИ | МЕЧТЫ |
СОМНЕНИЯ | ДОБРОТА |
ОПТИМИЗМ | ПЕССИМИЗМ |
БЛАГОДАРНОСТЬ | СОЖАЛЕНЬЕ |
СПОКОЙСТВИЕ | СКУКА |
ИНТЕРЕС | НАСТОРОЖЕННОСТЬ |
