Методика исследования эмоционального состояния подростков - "Кувшин эмоций"

Методическая разработка направлена на изучение подростками своего эмоционального состояния в настоящее время.

Методика может быть использована в групповой и индивидуальной работе с подростками в возрасте от 12 до 18 лет, в том числе детьми с ОВЗ и лёгкой степенью умственной отсталости (при работе с такой категорией детей требуется дополнительное пояснение и желательна индивидуальная работа).

Материал для работы: цветные карандаши в достаточном количестве, заранее приготовленные шаблоны с изображением кувшина и список эмоций/чувств на каждого участника.

Ход работы: Предварительно проводится мини-лекция о чувствах, эмоциях и их видах, об эмоциональных состояниях человека.

Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся яв­ления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.  Эмоции часто связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впе­чатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, яв­ляется непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на ка­кие-то внешние его особенности. Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, усто­явшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Чувства характеризуются устойчивос­тью и длительностью. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловле­ны (любовь, преданность).

Эмоции и чувства различаются между собой по интенсивности, продолжительности, глубине, условиям возникновения, уровням проявления, направленности, особенности выражения. 

Далее подросткам предлагается список различных эмоций и чувств. Уточняется, все ли эмоции понятны, даются разъяснения (приложение 1).

Предлагается выбрать те чувства и эмоции, которые в настоящее время подросток испытывает, пометить их и подумать, насколько интенсивные эти эмоции и чувства, насколько они противоположны или созвучны, что преобладает и т.д.

Затем каждому участнику предлагается на листе А4 изображение кушина/сосуда (Приложение 2).

Даётся инструкция: «Перед вами кувшин/сосуд. Это Вы. Вас наполняют эмоции и чувства, которые Вы сами уже определили. Теперь с помощью цветных карандашей наполните и закрасьте этот кувшин/сосуд, изобразив насколько вас наполняют эмоции и чувства, каких эмоций и чувств больше».

При затруднениях возможна помощь со стороны психолога и мотивирование подростка на анализ своего эмоционального состояния.

Время работы неограниченно, но занимает в среднем 15-20 минут.

После чего с подростками по желанию обсуждаются результаты их работы в группе или индивидуально.

При интерпретации работы следует учитывать: «наполненность» кувшина, непосредственный выбор эмоций и чувств (что преобладает), интенсивность  закрашивания, цветовую палитру, комментарии самого подростка (что именно он понимает под тем или иным понятием).

После того, как задание выполнено, можно получить от детей обратную связь – что было трудным, как они сами оценивают свою работу, хотелось бы добавить или что-либо убрать из своего кувшина – тогда какие шаги для этого нужно предпринять и т.д.

Занятие необходимо закончить в позитивном ключе: «Ваши кувшины прекрасны и очень красивы. Все мы имеем право испытывать любые эмоции. Очень важно уметь распознать свои эмоции, и адекватно их отреагировать. Сегодня мы учились прислушиваться к себе и распознавать свои эмоции и чувства. Человеку, который умеет разбираться в себе, намного проще вернуться к стабильному состоянию, чем тому, кто подавляет свои эмоции».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приложение 1.12.53 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАХ

 ЗЛОСТЬ

ТРЕВОГА

БОЛЬ

ЛЮБОВЬ

ПЕЧАЛЬ

ЗАБОТА

СЛЁЗЫ

РАДОСТЬ

ГРУСТЬ

НАДЕЖДА

ЗАВИСТЬ

УЛЫБКИ

МЕЧТЫ

СОМНЕНИЯ

ДОБРОТА

ОПТИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СОЖАЛЕНЬЕ

СПОКОЙСТВИЕ

СКУКА

ИНТЕРЕС

НАСТОРОЖЕННОСТЬ

СТРАХ

 ЗЛОСТЬ

ТРЕВОГА

БОЛЬ

ЛЮБОВЬ

ПЕЧАЛЬ

ЗАБОТА

СЛЁЗЫ

РАДОСТЬ

ГРУСТЬ

НАДЕЖДА

ЗАВИСТЬ

УЛЫБКИ

МЕЧТЫ

СОМНЕНИЯ

ДОБРОТА

ОПТИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СОЖАЛЕНЬЕ

СПОКОЙСТВИЕ

СКУКА

ИНТЕРЕС

НАСТОРОЖЕННОСТЬ