Тренинговое занятие с родителями «Влияние современной игрушки на психическое здоровье ребёнка»

Зинченко Анна Михайловна

Современные игрушки вызывают опасения родителей, педагогов и психологов, так как их вид зачастую страшен и неприятен. Попробуем вместе определить, насколько игрушки влияют на становление личности ребёнка, на сохранение его психического здоровья. Ведущая деятельность ребёнка дошкольника – это игра. Согласны ли вы с утверждением, что игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Игрушки влияют на поведение, формируют привычки. Их роль - развивать познавательные способности ребенка: воображение, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус и побуждать к творчеству. Хорошая игрушка помогает ребенку освоиться в мире, формирует любовь к труду.

Как же не ошибиться с выбором и окружать ребёнка именно такими игрушками? Попробуем разобраться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие с родителями

«Влияние современной игрушки на психическое здоровье ребёнка»

Цель: формирование у родителей представления о влиянии современных игрушек на развитие детей-дошкольников. 

Задачи:

Актуализировать знания об игрушках и роли игры в дошкольном детстве.

Формировать навыки умения слушать и давать обратную связь.

Целевая аудитория: родители детей-дошкольников.

Материалы: раздаточные листы, ручки, игрушки (Хагги-Вагги, барби, куклы, лего, машины и др.)

Ход занятия:

Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители. У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. Помните свои? Давайте познакомимся, при представлении назовите, пожалуйста, свою любимую игрушку. Меня зовут Анна Михайловна, моя любимая игрушка кукла Настя. А Ваша любимая игрушка в детстве?

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами об игрушках, которые привлекают внимание современных детей. Как вы думаете, какие это игрушки? (ответы: игрушки из компьютерных игр, мультфильмов, конструктор, «антистресс», беби-боны, модели машин)

Современные игрушки вызывают опасения родителей, педагогов и психологов, так как их вид зачастую страшен и неприятен. Попробуем вместе определить, насколько игрушки влияют на становление личности ребёнка, на сохранение его психического здоровья. Ведущая деятельность ребёнка дошкольника – это игра. Согласны ли вы с утверждением, что игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Игрушки влияют на поведение, формируют привычки. Их роль - развивать познавательные способности ребенка: воображение, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус и побуждать к творчеству. Хорошая игрушка помогает ребенку освоиться в мире, формирует любовь к труду.

Как же не ошибиться с выбором и окружать ребёнка именно такими игрушками? Попробуем разобраться.

На третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он начинает изображать маму, врача, водителя. 

Так в жизнь ребенка приходит ролевая игра. В игре преобладают бытовые мотивы. И ребенок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму. В возрасте 4-5 лет ребенок идентифицирует себя со своим полом, и начинают различаться игрушки для мальчиков и для девочек, также как и сами игры и роли в них.

Какие ролевые игры способствуют гармоничному развитию детей?  «Дочки-матери», «Школа», «Магазин», «Детский сад», «Автопарк», «Пожарная команда». Играя, ребенок как бы репетирует взрослую жизнь и начинает задумываться о том, как он будет вести себя в подобных ситуациях. То есть и игрушки должны быть подходящими для этих игр. Какие? (ответы) это атрибуты, куклы, костюмы. Конечно, костюмы не являются игрушками, но являются важным компонентом игры. Они развивают сюжет и обогащают его. Любой из этих компонентов не обязателен и может заменяться (куклы-дети, атрибуты-предметы-заместители)

Предлагаю вам заполнить таблицу необходимых игрушек и атрибутов для конкретной игры». (работа в минигруппах)

Участники, сидящие рядом, заполняют таблицы, затем озвучивают их, поясняют.

Педагог-психолог: «Исходя из ваших ответов, можно сделать вывод: практически для каждой ролевой игры подойдут одни и те же игрушки, только атрибуты могут меняться, а игрушки, как и сам ребёнок будут примерять на себя ту роль, которая подходит для этой игры.

Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. По данным исследователей формирование личности, становление характера происходит до 5-6 лет. Все нравственные основы закладываются в дошкольном детстве. Для ребёнка должны быть чётко выражены понятия добра и зла. Все детские сказки основаны на этой позиции: добро всегда побеждает зло. Поэтому важно защитить ребёнка от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие.

К популярным игрушкам на сегодняшний день относятся куклы Барби, «Монстр Хай»,  роботы-трансформеры, монстры с искаженными и агрессивными лицами, динозавры и драконы с открытыми пастями. Современные игрушки часто носят образ героев современных мультсериалов. Так как игрушка –продукт мультсериала, дети начинают проигрывать с помощью нее знакомый сюжет. Фантазия и мышление не развиваются, творческий потенциал ребенка не раскрывается. Например, девочка, играя с Барби будет обустраивать для нее дом, работать фотомоделью и так далее. Представить Барби дочкой вряд ли получится, т.к. Барби является моделью взрослой женщины. Мальчик, играя с роботом-трансформером будет проигрывать увиденную ранее битву, часто с одним и тем же сюжетом. Игрушки со звуковыми сигналами, разноцветными лампочками вызывают у ребёнка всплеск эмоций, но игра однообразна: покатать, нажать, сюжетной игры нет.

К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил для оценки нет.

Я предлагаю вам стать экспертами и провести психологическую экспертизу некоторым игрушкам. Для этого вам предстоит заполнить экспертные листы по критериям и вынести решение, рекомендуете ли вы данную игрушку детям.

Рассмотрите игрушку с точки зрения безопасности, в том числе и психологической: не выглядит ли она пугающей, не издает ли тревожных звуков и так далее. Подумайте, чему может научить игрушка, т.е. для чего она, для какой игры? Для какого возраста она подходит? Как с ней играть?» (работа в минигруппах)

Участники выбирают одну игрушку и заполняют по ней экспертные листы, затем представляют свою экспертизу другим участникам.

Педагог-психолог: «Спасибо, эксперты. Кто-нибудь хочет добавить? (ответы)

Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и радости.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков. 

Игра не только помогает развитию ребёнка, но и помогает взрослым определить скрытое неблагополучие. Игра отражает все переживания ребёнка. Играя, он учится справляться с трудностями, ищет подходящий способ их преодоления. Как вы думаете, можно ли взрослому включаться в игру? (ответы)

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми. В игре можно подсказать решение трудной ситуации, найти способ преодоления страха или эмоционально поддержать ребёнка.

Вывод

Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

Самое главное, игрушка должна помочь ребенку научиться отличать хорошее от плохого, истинное от ложного. Поэтому сразу определите, чему учит выбранная игрушка добру или злу? Или плохой, или хороший. Или добрый, или злой. Или можно, или нельзя.

Прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Игрушка является не только детской забавой, которая может увлечь и позабавить ребенка, но и одно из важных средств воспитания, развития и обучения. Будьте экспертами, когда задумаетесь о покупке игрушки ребёнку. Благодарю вас за участие»



ВЫВОДЫ ПСИХОЛОГОВ-ЭКСПЕРТОВ (РОСКАЧЕСТВО)

  • Игрушка Хагги Вагги выполняет не столько функцию игрушки, сколько является «статусным» предметом для ребенка – «модной» игрушкой. При этом игра детей с Хагги Вагги и другими игрушками этой серии не отличается от игр с другими мягкими игрушками.
  • Подавляющее большинство детей не боятся Хагги Вагги и не ведут себя агрессивно, взаимодействуя с этой игрушкой.
  • В игре Хагги Вагги часто используется как игрушка-обнимашка или игрушка-атрибут (дети носят ее в руках, под мышкой, завязывают как шарф).
  • Негативная эмоциональная нагрузка, связанная с образом Хагги Вагги, по всей видимости, обусловлена тем, что подавляющее большинство детей узнают о Хагги Вагги из роликов на YouTube, содержание которых не связано с оригинальной видеоигрой Poppy Playtime и в которых представлена отрицательная информация об этом персонаже.
  • Взаимодействие со «страшным» является неотъемлемой составляющей процесса развития ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов. Однако игра ребенка дошкольного возраста не должна сводиться исключительно к взаимодействию со «страшными» игрушками. Арсенал игровых персонажей должен быть максимально разнообразен, так, чтобы ребенок знакомился с разными образами (как положительными, так и отрицательными). Необходимо внимание родителя при игре с такими игрушками, как Хагги Вагги.

Современные критерии оценки детских игр и игрушек

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие.

Эти критерии должны применяться, если игрушка:

  • провоцирует ребенка на агрессивные действия;
  • вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
  • провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;
  • вызывает нездоровый интерес к проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;
  • провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка:

  • полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности;
  • дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРУШКИ

АТРИБУТЫ (ПРЕДМЕТЫ)

КОСТЮМЫ

«ДОМ» (дочки-матери)

«МАГАЗИН»

«ШКОЛА»

«АВТОПАРК»

Экспертный лист по оценке игрушки

Цель:

Что развивает?

Возраст

Способ игры:

Как играть?

название______________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________

Экспертный лист по оценке игрушки

Цель:

Что развивает?

Возраст

Способ игры:

Как играть?

название______________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________