алгоритм создания методической разработки

рекомендации для специалистов, как правильно создавать методическую разработку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для специалистов службы сопровождения

по созданию методической разработки

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование специалиста или качества подготовки детей.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного занятия;
  • разработку серии занятий;
  • разработку темы (раздела) образовательной программы:
  • разработку авторской методики преподавания предмета;
  • разработку общей методики преподавания предмета;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования.

Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной специалисту, по данной теме должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:

  • определение форм и методов изучения содержания темы;
  • раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы (раздела) образовательной программы;
  • описание видов деятельности специалиста и воспитанников;
  • описание        методики        использования        современных        технических        и информационных средств обучения;
  • осуществление связи теории с практикой на занятиях;
  • использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы специалисты могли получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
  5. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  6. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально- технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  7. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
  8. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
  9. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы, планы, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

  1. Содержание.
  2. Введение.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Список использованных источников.
  6. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • характеристика темы;
  • планирование изучение темы;
  • рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

  • Образовательные цели и задачи темы;
  • Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
  • Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
  • Место и роль темы в курсе;
  • Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

  • Дидактический анализ содержания материала;
  • Уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • Сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании необходимо:

  1. Продумать методику преподавания темы.
  2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.
  3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
  4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Примерная схема методической разработки:

  • Название разработки.
  • Название и форма проведения мероприятия.
  • Пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения.
  • Оборудование,        оформление        (технические        средства,        варианты        текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
  • Методические        советы        на        подготовительный        период        (распределение поручений).
  • Сценарный план, ход проведения мероприятия.
  • Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.
  • Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
  • Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
  • Список литературы.
  • Автор разработки, должность, место работы.