Презентация "Формирование благоприятного психологического климата в школьном коллективе"

Формирование благоприятного психологического климата в школьном коллективе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе Малина М.В. педагог-психолог МБОУ СШ №7 г. Ярцево

Слайд 2

Социально – психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Слайд 3

Факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды; личные качества членов коллектива; стиль руководства. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника.

Слайд 4

Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Слайд 5

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны": Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Слайд 6

Характеристики благоприятного социально- психологического климата: В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам. В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие. Члены класса быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Слайд 7

Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально- психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Слайд 8

Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата: 1.В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. 2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность. 3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете. 4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело. 5.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. 6.В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. 7.В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Слайд 9

Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность,свобода своего «я». При неблагоприятном климате: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Слайд 10

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность). Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность). Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Слайд 11

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на: определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе; коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера); определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы; применение игр, направленных на сплочение коллектива; определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения; изучение индивидуальных особенностей школьников; развитие коммуникативных навыков; определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками: социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Слайд 12

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе

Слайд 13

1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

Слайд 14

2. Игра-проект "Символика моего класса" 1 этап "Объединение" 2 этап: название класса;девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);символ класса. 3 этап : Защита группами своих проектов. 4 этап: Обсуждение

Слайд 15

3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса". Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса. Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми. Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.

Слайд 16

4. Создание "Дневника класса" Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями.

Слайд 17

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

Слайд 18

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно. 2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет". 3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову. 4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Слайд 19

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально- психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие: так как социально- психологический климат- это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия. То для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность; находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела; создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу; привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно- положительных отношений между учителями и учащимися; развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Слайд 20

Памятка «Как создать благоприятный психологический климат» 1. Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания… 2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день, каждый урок! 3. « Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников. 4 .Когда в ученике гаснет искра успеха. Он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика! 5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки. 6. Слово –это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов! 7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир. 8. Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников! 10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.

Слайд 21

Спасибо за внимание!