Программа по профилактике буллинга "Вместе против буллинга"
Программа по профилактике буллинга
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа «Вместе против буллинга » составлена на основе следующих нормативных правовых документов: ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 9, ст. 33, п. 3. Указ Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г. Федеральный закон РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6). Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Семейный кодекс, стт . 56, 69, 70. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность». Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт медиации» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 07-4317).
С целью изучения вопроса «сталкивались ли подростки с явлением буллинга , как они воспринимают и оценивают такое явление?», было проведено анкетирование. 69% подростков никогда не испытывали по отношению к себе проявления буллинга ; 24 % обучающихся ответили «иногда испытывали со стороны старшеклассников или сверстников»; 7% испытывали проявление буллинга со стороны одноклассников. 34% подростков испытывали по отношению к себе проявление буллинга в вербальной форме (насмешки, клички, обзывания); 29% - поведенческий аспект (сплетни, изоляция, отказ играть, бойкот и др.); 17% - физический компонент (шлепки, подзатыльники, удары).
На вопрос «Приходилось ли вам самому выступать в роли «агрессора» по отношению к другому?» подростки ответили следующим образом: 38% ответили, что «да, к сверстникам»; 35% никогда не выступали в роли «агрессора»; 20% выбрали вариант «я был только наблюдателем, сам не обижал»; 7% выступали в роли «агрессора» по отношению к учителям. На вопрос «Рассказывали ли Вы о ситуациях буллинга ?» обучающиеся ответили следующим образом: 52% никому не рассказывали; 36% делились проблемами с друзьями; 12% рассказывали о конфликтных ситуациях родителям. Анализируя результаты тестирования, был сделан вывод о необходимости внедрения психологической работы, направленной на профилактику буллинга , коррекцию поведения подростков в социуме, выработку навыка толерантного поведения, конструктивного реагирования в конфликте, сплочение детского коллектива. Результаты тестирования выявили возможность возникновения агрессивного преследования в данной среде, что послужило основанием для создания программы, направленной на профилактику буллинга среди обучающихся 7-9 классов «Вместе против буллинга ».
Программа «Вместе против буллинга » имеет профилактическую направленность. Цель программы: профилактика буллинга , агрессивного поведения среди обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи: расширять способы конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях; обучать приемам взаимодействия с буллерами ; оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения в классном коллективе; обучать навыкам самоконтроля; развивать способность понимать и принимать особенности другого человека; способствовать развитию позитивного восприятие себя и другого человека. Целевая группа: программа предназначена для подростков 13-15 лет (7-9 класс). Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 2 месяца учебного года (16 занятий). Интенсивность занятий - 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия – 40 минут. 8 занятий в месяц.
Форма обучения: очная; в программе используется групповая форма работы. Занятие по некоторым темам содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений обучающихся по конкретной проблеме. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их контекст поведения в конкретных ситуациях. Основная форма работы – практические занятия с элементами тренинга, которые соответствуют возрастным задачам и способствуют развитию навыков конструктивного взаимодействия: умению эффективно и безопасно общаться, выражать свои чувства, противостоять давлению; формированию личностных качеств: уверенности в себе, честности, открытости, чувства юмора; выработке навыков принятия решения, преодоления кризисных ситуации, сохранения и укрепления здоровья.
Основные формы проведения занятий: - мозговой штурм, дискуссия; - тренинги, психологические игры и упражнения; - диагностические методики; - групповые беседы; - мини-лекции; - просмотр и обсуждение видео. Методы, используемые при реализации программы - игры, упражнения, направленным на развитие навыков решения конфликтных ситуаций, снижение агрессивных и враждебных реакций, а также развитие навыков конструктивного реагирования в конфликте. - упражнения, направленные на сплочение коллектива, оптимизацию межличностных отношений в коллективе и развитие толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты реализации программы расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими; развитие навыков самоконтроля; развитие эмпатии; повышение ответственности за свои действия; оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в детском коллективе; снятие психологического напряжения у обучающихся в психотравмирующей ситуации; повышение комфортности психологического климата образовательной организации. Также к ожидаемым результатам можно отнести повышение психолого-педагогической компетентности педагогов при работе с ситуациями буллинга , умение педагогов и подростков конструктивно выходить из начавшейся ситуации буллинга и эффективно разрешать уже текущую ситуацию, снижение количества ситуаций буллинга и улучшение психологической обстановки в учреждении в целом.
Показателем эффективности занятий по данной программе является - увеличение процента обучающихся, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы; - сравнительным анализом входящей (в начале реализации программы) и итоговой диагностики; - поведение обучающихся на занятиях: активность, заинтересованность обучающихся обеспечивают положительные результаты занятий; - косвенным показателем эффективности данных занятий может быть изменения в поведении подростков. Подростки, принявшие участие в программе, успешно адаптируются и социализируются, активно используют свой внутренний потенциал, переживают чувство самоуважения, способны строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками, и повышение успеваемости по разным дисциплинам; - отзывы обучающихся, педагогов, родителей.
Рекомендации по применению программы «Вместе против буллинга » в других образовательных учреждениях При внедрении программы в практику важно учитывать следующее: - создать на базе учреждения, где будет реализовываться программа, команду специалистов по буллингу (педагоги, психолог, социальный педагог, директор); для эффективности программы необходимо сделать акцент на взаимоотношениях между детьми и педагогом, создать принимающую, комфортную и открытую атмосферу на занятиях, то есть педагог должен вызывать у подростков чувство доверия, расположенности; - если есть возможность, создать линию доверия по вопросам буллинга на базе учреждения; - при формировании группы важно учитывать взаимоотношения участников. В том случае, если в группе окажутся вместе «жертва» и « буллер », результат будет противоположный ожидаемому; - возможно включение новых тем, которые востребованы данными подростками. То есть возможно корректирование содержание программы, дополняя новыми темами, актуальными для данной группы; - по результатам реализации программы «Вместе против буллинга » необходимо регулярно встречаться с родителями обучающихся, подверженных буллингу в школе. - организовывать индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психологом, чтобы анализировать конкретные ситуации, связанные с травлей или любой другой агрессией.
Для психологического сопровождения программы используются следующие диагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено; «Определение психологического климата группы» Л.Н. Лутошкина ; «Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера; «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора ; « Буллинг » Методика Д. Олвуеса ; «Круги» Методика Н.Е. Щурковой ; «Опросник риска буллинга » А.А. Бочевара ; «Методика на выявление буллинг -структуры» Норкиной Е.Г; «Руки» Тест Вагнера; « Опросник уровня агрессивности» Басса- Дарки ; Опросник депрессии Бека для подростков; Опросник «Методика исследования подростковой тревожности»; Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций».
Службы экстренной психологической помощи ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 8-800-2000-122 (круглосуточно). Приемное отделение ОГБУЗ Смоленской областной клинической психиатрической больницы (телефон доверия) – 42-76-58 http://sokpb67.zdrav.admin-smolensk.ru/ 3. Московский государственный психолого-педагогический университет. Центр экстренной психологической помощи. Детский телефон доверия: 8 (800) 2000-122; 8 (495) 624-60-01. 4. Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области: http://deti.gov.ru/region/smolensk/bio