Выбор хода в шахматной партии.

Луговой Алексей Дмитриевич

Выбирать ход учат с малых лет. Обсудим механики обора лучших ходов у классовых шахматистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor_hoda_v_shahmatnoy_partii.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор хода в шахматной партии.

Выбирать ход учат с малых лет. Как только ребенок узнает правила игры, ему говорят, что перед ходом надо посмотреть, а нельзя ли съесть фигуру, или пешку соперника.  За угрозами соперника в этот момент он следить еще не готов, но приходит время и механизм выбора усложняется еще и этим навыком. Так, по мере приобретения шахматных навыков, дети учатся размышлению над выбором хода. В процессе обучения механика выбора становится все более изощренной, мелкие части входят в состав более крупных, становятся неосознанными. Например, на уровне четвертого разряда детей приучают следить за незащищенными фигурами и пешками соперника. После того, как навык становится устойчивым, при анализе позиции уже не требуется проговаривать данный фактор. Он опускается, в пользу более сложных нюансов. Так, шаг за шагом, развивается механизм принятия решения в шахматной партии. Прежде чем сделать ход, гроссмейстер схватывает россыпь нюансов, шахматист менее опытный часто о них и не подозревает. В его механизм они пока не встроены и он отталкивается от иных предпосылок.

Можно сделать вывод, что выбор хода во многом зависит от степени обученности шахматиста, но прежде чем согласиться с данным утверждением, необходимо рассмотреть иные аспекты, влияющие на принятие решения.

Шахматы – задача неточная, по крайней мере для человеческого разума. Следовательно, во многих ситуациях невозможно получить ясный ответ на вопрос как ходить, необходимо выбирать из нескольких возможностей. Менее опытные шахматисты не всегда замечают скрытые ресурсы позиции. Кажущийся очевидным ход, который они делают без особых раздумий, во многих случаях не является сильнейшим. Характерно, что лучший ход не всегда скрывается за высчитыванием сложных вариантов. Он лежит на поверхности также, как сделанный в партии. И если бы шахматист остановился и просто перебрал бы разумные возможности, то мгновенно нашел бы правильное решение. Но чтобы остановиться и увидеть, требуется совершить усилие. А времени на партию дается не так и много, чтобы на каждом ходу перебирать все интересные возможности. Приходится действовать интуитивно, а интуиция чаще направляет по наиболее привычному для шахматиста пути. Ведь интуиция противоположна интеллектуальному усилию, проще, как инструмент для исполнения. Появляется искушение использовать ее в качестве постоянного помощника для принятия решений. Такой подход не дает желаемого результата. Набор интуитивных решений у каждого шахматиста ограничен. Даже у великих она работает только в своих позициях, а в чужих дает сбои.

Раз уж мы ввели понятия своя – чужая позиция, необходимо разъяснение о сущности этого крайне важного для любого шахматиста явления. С начального этапа обучения у каждого шахматиста есть типы позиций, которые ему разыгрывать проще, чем прочие. Наблюдение за шахматным развитием детей дает основание предположить, что данные предпочтения возникают из самых разных причин. Главная направляющая сила – характер человека, как совокупность всех личных качеств. Яркий, бодрый ребенок и на шахматной доске старается действовать активно, с выдумкой. Более спокойный предпочитает не рисковать, рисунок его партий содержит больше плавных линий. На доске проявляются такие черты характера, как смелость и трусость, жадность и щедрость. Иными словами, шахматная партия является отражением характера человека. Но и это еще не все. Детские впечатления – самые яркие. По мере накопления опыта у детей появляется желание встроить удачные шаблоны в свою игру, даже если они противоречат так называемому “здравому смыслу”. Победа “неправильным способом” может оказать большее влияние на шахматное развитие ребенка, чем слова тренера о “правильном” методе игры. Ведь победа принесла успешный результат, а идеи тренера часто абстрактны и не всегда помогают победить. Результат откладывается на потом, а дети не любят ждать.

Фактор результата оказывает и другой эффект. Результат обсуждается с другими детьми, с родителями, бабушками, дедушками. Из совокупности мнений выделяются самые значимые и также оказывают влияние на шахматный почерк ребенка. Эмоциональное мнение бабушки, сказанное “в сердцах” по итогам неудачной партии, может оказать куда большее воздействие, чем двухчасовая лекция тренера. При этом бабушка не всегда умеет играть в шахматы.

Помимо характера, собственного опыта и влияние окружающих, свою роль играют и такие источники информации, как книги, видеоуроки, а также любые другие яркие впечатления на шахматную тематику. При этом, мнения, высказанные в этих источниках, могут быть полярными и ребенку приходится решать трудную задачу, чтобы выбрать подходящее. И не всегда он справляется с этой задачей успешно. Папино “играй крепче”, сказанное из житейского опыта имеет более сильный эффект, чем “борись за инициативу и жертвуй” от тренера.

Подведем итог. Процесс выбора хода в шахматной партии начинает формироваться с самого раннего периода обучения. На всех этапах ребенок подвергается воздействию различных сил и мнений. Постепенно, у него выплавляется уникальный механизм принятия решения, которым он пользуется и который оказывает очень большое влияние на последующую шахматную жизнь.