РОДИТ.СОБРАНИЕ
Предварительный просмотр:
Проблемы адаптации первоклассников
с ограниченными возможностями здоровья
Поступление в школу кардинально меняет весь образ жизни ребенка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически трудиться, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Другими словами, он должен приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности, к новым контактам и нагрузкам, т.е. адаптироваться к школе. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.
Период адаптации к школе зависит от многих факторов:
- индивидуальных особенностей первоклассника (соматического здоровья, уровня развития высших психических функций, типа нервной системы);
- характера его взаимоотношений с окружающими (коммуникабельности);
- степени подготовленности к школьной жизни (посещал ли дошкольное учреждение или «домашний» ребенок, уровень самостоятельности, умение себя обслуживать);
- типа учебного заведения (соответствие типа учебного заведения возможностям и способностям ребенка).
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются: одни пытаются всеми способами привлечь к себе внимание своей излишней активностью. Другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с учителем и другими учениками. И те, и другие первоклассники нуждаются в помощи и поддержке взрослых – родителей и учителя.
Сложности для первоклассников
1. Сориентироваться в незнакомом пространстве школы. Для этого в программах практически всех предметов и занятий в 1 классе коррекционной школы предусмотрены часы для экскурсии по школе:
- Обзорные – для общего знакомства со зданием школы и ориентировки в нем (гардероб, библиотека, столовая, питьевые фонтанчики, туалеты, кинозал, медицинский кабинет);
- Целевые – расположение кабинетов на этаже, где занимаются первоклассники, их назначение; кабинеты, в которых будут заниматься непосредственно эти ученики на различных предметах (ЛФК, физическая культура, ритмика, логопедия); кабинеты трудового обучения для старшеклассников – мотивация для уроков ручного труда; посещение кабинетов 2, 3, 4-х классов во время уроков с целью демонстрации учебной дисциплины и приучения к ней, а также первого знакомства с учащимися других классов.
2. Ознакомление, принятие и следование правилам поведение в школе. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе на уроке и перемене. Пройдет долгое время, пока дети запомнят даже самые элементарные из них. Кроме того, детям не всегда понятно, зачем нужны некоторые правила, поэтому они не могут их принять и следовать им. Учащиеся не всегда осознают нужность и важность соблюдения правил. В коррекционной школе можно не дождаться осознанного следования правилам поведения до конца 9 класса.
3. Знакомство первоклассников друг с другом и построение отношений с одноклассниками. В связи с малой наполняемостью классов дети быстро запоминают имена друг друга. Но из-за особенностей учащихся с ОВЗ им очень сложно научиться строить взаимоотношения с одноклассниками. Этот процесс у наших детей продолжается в средних и старших классах. Задача учителя во время адаптационного периода – приучить детей к вербальному общению в противоположность их привычке действовать без слов (драка) или решать спор нецензурными словами.
Одним из приемов работы для осуществления успешной адаптации первоклассников я вижу игру. Дидактическая игра помогает создавать такие условия, когда дети учатся охотно и легко, в обстановке доброжелательности, уважения и доверия со стороны учителя. Кроме того, применение игровых технологий позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, что мешает свободной адаптации и освоению знаний.
На начальных этапах я на каждом уроке использую дидактические игры и игровые ситуации, формирующие устойчивый интерес к учению, концентрирующие внимание, снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Приучая своих первоклашек к тому, что в школе существуют особые правила, все уроки идут по расписанию, есть звонки, означающие начало урока или перемену, я, как и любой учитель, сталкиваюсь с ситуацией, когда ребенок отказывается оставлять игрушки и идти на урок. К тому же дети еще не умеют читать. В этих ситуациях очень выручает расписание уроков в картинках, схематичное изображение правил поведения школьников и соответствующие стихи-помощники:
- Был звонок на урок – ротик все на замок!
- Если хочешь отвечать – надо руку поднимать.
- Учитель спросит – надо встать и на вопросы отвечать.
В совместной игре ребенок начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициативность невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной.
Целенаправленно включая игру в образовательный процесс, я добиваюсь повышения интереса учеников к предлагаемой работе. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы урока эмоционально насыщенными и вносит бодрый настрой в детский коллектив.
Признаки успешной адаптации
1. Удовлетворенность школьника процессом обучения: ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
2. Легкость в изучении программного материала, соответствующего его возможностям. Если первоклассник испытывает затруднения при обучении, я стараюсь не критиковать его за излишнюю медлительность, а уменьшить объем задания; сравниваю ребенка только с самим собой и ни в коем случае с другими учениками. Важно в первые дни учебы вселить в первоклашку уверенность, добиться его доверия.
3. Степень самостоятельности учащегося при выполнении учебных заданий, готовность воспользоваться помощью педагога.
4. Комфортность при общении с одноклассниками и учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.
Конечно, учитель и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. Но далеко не все родители владеют психолого-педагогическими знаниями вообще и знаниями особенностей адаптационного периода первоклассников. Часто в нашей школе наблюдается и нежелание родителей вникать в «детские» проблемы, неприятие этих проблем.
Поэтому учителю важно на первых собраниях и в индивидуальных беседах с родителями уделять большое внимание обсуждению психологических вопросов адаптации детей в школе и выработки единой линии поведения с ребенком:
1. Важно понимать, что невозможно стать школьником «вдруг». Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. В первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит эту границу не сразу.
2. Очень важно разбудить у ребенка желание учиться и опираться на это желание. Как правило, большинство детей идет в первый класс, горя желанием стать школьниками, – это для них как будто новая игра. Но игра расходится со школьной реальностью. Если родители искренне интересуются школьной жизнью ребенка, расспрашивают его о школе, это укрепляет учебную мотивацию.
3. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. Ощущение собственной успешности облегчает трудности адаптации и способствует учебной мотивации. Даже незначительные достижения в учении вдохновляет школьника на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать. Поэтому на первых порах особенно нужна похвала, поощрение. Причем поощрение должно быть конкретным: не просто «Ты молодец!», а «Твои яблочки сегодня очень красивые!», «Петелька у буквы «у» прекрасная!» и т.д. Даже если трудно найти, за что ребенка можно похвалить, это надо сделать обязательно! Также важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Советы родителям
Необходимо создать для ребенка щадящий режим. Если ребенок привык спать днем, лучше сохранить для него дневной сон. В первые 2-3 недели всем детям нужно обеспечить послеобеденный отдых.
По возможности лучше ограничить возбуждающие детей мероприятия: походы в театр, приглашение гостей. Желательно также ограничить просмотр телевизора и время игры на компьютере (общее время – не более полутора часов).
Если ребенок сильно устает, можно укладывать его спать пораньше. Перед сном лучше не просто вымыть ребенка в душе, а сделать ему расслабляющую ванну с солями или травами.
Обязательно нужно гулять с ребенком не менее 40 минут каждый день.
В школе двигательная активность ребенка ограничена. Поэтому важно дать ему возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, различные спортивные секции снимают напряжение. Но важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.
Не забывайте, что учеба – новая деятельность для ребенка, ему очень трудно стать и быть учеником! Чтобы это понять напишите ровно и красиво любую фразу или вырежете ножницами кружок. А потом сделайте это же самое левой рукой. Вы поймете, как трудно научиться чему-то новому. А наши дети находятся в такой ситуации каждый день!


Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 8-м классе.
Тема: "Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления"
Задачи: способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции.
Ход собрания:
1. Вступительное слово: Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.
2. «Ассоциации» - Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» (упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление).
3.Упражнение «Портрет современного подростка»
Группа делится на 2–3 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны подросткам, дополняют этот список и таким образом составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.
«Портрет современного подростка» Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст:
- быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками.
- Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым.
- Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни.
- Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…
4. Мини-лекция «Особенности подросткового возраста»
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.
Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.
Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:
1. Есть свое мнение, не всегда верное.
2. Считает именно свое мнение истинно верным.
3. Не считается с мнением родителей.
4. Поступает так, как хочет.
5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.).
6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности).
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности родителям нужно:
• аргументировать запреты;
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое);
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим);
• не считать свою позицию на 100% правильной; • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе);
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился;
• в спорах пытаться договориться.
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».
В 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом.
В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой.
Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки. В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.
Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Особенности многих восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Т.о. учеба в это время отходит на второй план.
Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками. Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?
1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.
2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
3. За утверждение среди сверстников.
4. Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.
Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
5. Пути решения проблемы.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период?
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Сегодня мы попытаемся разобрать пути решения данной проблемы. Пути решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в этот период? 1. Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей
2. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
3. Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
4. Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
5. Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
6. Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
7. Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
8. Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.
9. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
10. Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
11. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности.
12. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
17. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами. Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
18. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?» 1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
6. Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.
Памятка для родителей
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
5. Не пропускайте момента, когда наступит первый успех.
6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
9. Воспитание – это последовательность целей
