Основные аспекты нравственного воспитания будущих первоклассников

Митрофанова Оксана Владимировна

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, начинающийся  с рождения человека и продолжающийся всю жизнь. Нравственное воспитание направлено на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Именно моральные нормы, сформировавшиеся получившие обоснование своей истинности в течение всего существования человечества, и диктуют человеку, как он должен вести себя в обществе, как жить, как воспитывать своих детей. Мораль влияет не только на поведение человека, но и на его чувства, потребности и желания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные аспекты нравственного воспитания будущих первоклассников

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, начинающийся  с рождения человека и продолжающийся всю жизнь. Нравственное воспитание направлено на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Именно моральные нормы, сформировавшиеся получившие обоснование своей истинности в течение всего существования человечества, и диктуют человеку, как он должен вести себя в обществе, как жить, как воспитывать своих детей. Мораль влияет не только на поведение человека, но и на его чувства, потребности и желания.

Нравственность не исчерпывается обычаями и традициями, ее нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение, прежде всего в идеалах добра и зла. "Нравственность" включает в себя понимание назначения человека и смысла его жизни, выраженное в нормативно-ценностной форме.                                                    

Нравственные нормы можно охарактеризовать как свод правил и требований, подразумевающих, каким образом человек должен вести себя в определённой ситуации, на какие ценности ему следует ориентироваться. Нравственные нормы, в которых сконцентрирован многовековой опыт человечества, могут подсказать ребёнку, как правильно поступить в конкретной ситуации, могут предостеречь от ошибок и аморальных действий.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – это развитие нравственных чувств личности.

Цель формирования нравственного воспитания заключается в том, чтобы путём грамотного воздействия, педагоги трансформировали социальные требования общества во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Иными словами, педагог должен объяснить школьникам, каким должен быть настоящий человек – достойный член социума, и посеять в детях желание быть именно такими.

Какова же сущность и особенности нравственного воспитания? Нравственное воспитание личности - сложный, многогранный и длительный процесс, включающий: педагогические, социальные и духовные влияния, но вместе с тем этот процесс автономный. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко. Педагогическое влияние может быть разным: длительным, кратковременным, значимым и не имеющим значение, предвиденным и неожиданным.                                          

Социальное влияние для нравственного воспитания имеют: социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание это одна из форм общественного сознания, которая является, как и другие его формы, отражением общественной жизни. Основной силой развития нравственного сознания является нравственное мышление. Оно представляет собой процесс постоянного скопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственное сознание представляет собой такую форму общественного сознания, в которой находят свое выражение нормы и оценки поведения отдельных лиц, социальных групп и общества в целом. Важнейшим элементом нравственного сознания являются нормы поведения и нравственные ценности, а так же общепринятые, а не установленные законом, правила, регулирующие взаимоотношения людей. Нравственные ценности - это жизненные ориентиры и установки (добро, честь, достоинство, справедливость и др.), образующие основу нравственного сознания.  

Нравственность личности является совокупностью моральных принципов, которые являются для данной личности основополагающими.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Важнейшие средства нравственного воспитания является использование уже созданных в культуре на разных исторических этапах развития идеалов, т.е. тех образцов нравственного поведения, к которому человек стремится. Как правило, эти идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенная система взглядов и убеждений, в которой тот или иной человек может выражать свое отношение к окружающему  его окружению, природе, социальной среде. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в его окружении, особенно его связей  с другими людьми.

В содержании нравственного воспитания так же входит воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины. Дисциплинированность как качество личности характеризуется поведением в различных сферах деятельности и жизни, а так же и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

Являясь одной из основных частей нравственности, дисциплина основывается на личной сознательности и ответственности, она готовит ребенка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

- культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

- культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

- культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

- бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).

В своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Нравственной воспитанностью следует считать человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. 

Нравственная воспитанность это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. Нравственная воспитанность предполагает наличие силы воли, способности следить за своим поведения и управлять им. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Но не стоит забывать и про педагогическую культуру родителей, которая является одной из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Нравственное воспитание является прекрасным средством для воспитания культурных и  личностных качеств. Роль заключается в формировании характера и в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы, в которых воспитывается самоорганизация, социализация и характер ребенка. Для того, что бы воспитать человека необходимо, что бы установки и понятия нравственности сформировались в систему навыка, благодаря которому ученик мог бы  правильно и с пользой применять свои навыки в совместной деятельности и в будущей жизни.

Нравственное воспитание направленно на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в жизни, и ценятся другими людьми. Таким образом, можно сделать вывод, что результатом формирования нравственной личности, является единство осознания - нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек, общественно ценного поведения, которое можно воспитать, при помощи правильно организованной индивидуальной работы.