Мышление детей дошкольного возраста
Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию. Ребёнок рождается не обладая никаким видом мышления. Чтобы мыслить нужно накопить хоть какой – то чувственный опыт и опыт практических действий, закреплённое всё это памятью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мышление детей дошкольного возраста»
Что такое мышление?
Это умение поставить и решить задачу.
В психологии множество течений и направлений, каждое из которых изучает мышление. Сегодня мы поговорим о мышлении детей, с точки зрения советского учёного Выготского Л.С. Великий советский учёный. Что вы могли слышать о его работе в области психологии и педагогики.
- Зона ближайшего развития.
Задачи, которые ребёнок не может освоить самостоятельно, но способен освоить с помощью взрослого. Для развития нужны трудности, которые ребёнок будет преодолевать вместе со взрослым. Позиция взрослого должна быть рядом, а не сверху.
- Важность игры.
Игра не просто развлечение, а источник развития. Сюжетно – ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника с 3 – 7 лет.
- Воспитание и обучение неразделимы.
- Чтобы ребёнок вырос достойным человеком, его должны окружать достойные люди.
- чтобы ребёнок научился уважать, нужно уважать его
- чтобы ребёнок стал ответственным, ему нужно поручать ответственные задания и восхищаться им, когда он справляется с ними и огорчаться, если не справился.
- Относительность оценки.
Ребёнка можно сравнивать только с самим собой.
- Коррекционная педагогика.
До Выготского психология только описывала проблемных детей, но не пыталась решить их проблемы. Лев Семёнович предложил первым, что детей с проблемами в развитии можно обучать по специальным программам.
- Развивающее обучение.
Программы развивающего обучения основаны на идеях о зоне ближайшего развития.
Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию. Ребёнок рождается не обладая никаким видом мышления. Чтобы мыслить нужно накопить хоть какой – то чувственный опыт и опыт практических действий, закреплённое всё это памятью. До года ребёнку нужно «обтрогать», понюхать, попробовать на язык, разобрать как можно больше всего, что его окружает. Как только ребёнок понимает, что между предметами есть связь, то можно говорить, что начинаются мыслительные процессы. Конечно, сначала все эти связи ребёнку показывают взрослые. Но постепенно он переходит к установлению этих связей в новых условиях, при решении новых задач.
Первое время это будут пробы и ошибки. Но на помощь придёт случайность, и результат будет достигнут. Так формируется предметно – действенное мышление. То есть дети мыслят с помощью действий с предметами. Вместе с этим ребёнок накапливает в памяти образы предметов. Это возможно, если действия с предметами сопровождаются речью взрослого, который всему даёт название. Очень важно, чтобы у всего, что окружает ребёнка, появилось название. Проделывая одно и тоже действие руками, ребёнок научается выполнять это действие в уме, без проб. Он начинает проделывать эти пробы в уме не с самими предметами, а с их образами. Так развивается наглядно – образное мышление. Ведущим оно становится с 4 лет, а до этого ребёнок решает задачи с помощью наглядно – действенного мышления или не решает вовсе.
На основе наглядно – образного мышления к 5 – 6 годам начинает формироваться словесно – логическое мышление. Основано оно на умении действовать со словами, числами, знаками, символами, ситуациями, действиями.
Выготский считал, что ребёнок обладает определёнными психическими процессами с рождения, а какие – то развиваются только с помощью обучения.
В отношении мышления, ребёнок от рождения обладает «детским» мышлением, а понятийное развивается только при изучении наук.
Свойства «детского мышления»
- Эгоцентризм. На всё ребёнок смотрит только со своей точки зрения, потому что ещё мало знаний о мире. Ребёнок не способен встать на чужую точку зрения.
- Видео «Есть ли у тебя брат или сестра, а у них есть брат или сестра».
Помогает децентрации мышления режиссёрские игры, когда ребёнок берёт на себя разные роли, например в одной и той же сказке.
- Синкретизм. Всё объясняется всем. Предмет или явление воспринимается целиком без выделения существенных и несущественных признаков.
- Видео «Почему солнце не падает?»
- Видео «Как работает велосипед?»
- Трансдукция. Алогичность мышления. Умозаключения от частного к частному. Нечувствительность к противоречиям.
- Видео «Почему камень тонет, а не плавает, почему корабль плавает, а не тонет?»
- Отсутствие представлений о сохранении вещества
- Видео с водой в пробирках»
- Видео с двумя шариками пластилина»
Развивая мыслительные операции, ребёнок преодолевает детскость мышления. И оно становится инструментом научного познания.
Мыслительные операции.
- Сравнение.
- с 2 лет дети учатся сравнивать предметы по сенсорным эталонам (наглядно – действенное мышление)
- Найти игры на сравнение предметов по сенсорным эталонам
- умение находить общее и различное (наглядно – образное мышление)
- Назвать игры
- умение находить общее в различном и различное в общем (словесно – логическое мышление)
- Привести примеры ( что общего между солнцем и валенком, что разного у апельсина и мандарина)
- Анализ и синтез.
Разложение целого на части и соединение целого из частей.
- половинки фруктов (наглядно – действенное мышление)
- разрезные картинки (наглядно – образное мышление)
- сложи слово (словесно – логическое)
- Классификация. Разделение множества на группы по какому – либо признаку, который называют основанием классификации.
- Придумать игры на классификации из имеющихся предметов.
- Обобщение. Объединение предметов или явлений по общим существенным признакам.
- Игры на обобщение.
Мыслительные операции как и виды мышления развиваются как бы наслаиваясь друг на друга по принципу усложнения.