Развитие внимания дошкольников
По словам Ушинского внимание – есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира.
В психологическом словаре определение внимания звучит как «направленность и сосредоточенность сознания на определённом объекте: предмете, явлении, отношениях, действиях, мыслях, чувствах других людей, своём собственном внутреннем мире.
Внимание можно сравнить с лучом фонарика в темноте, которым мы подсвечиваем интересующий нас предмет.
Это сложный и много изучаемый познавательный процесс. В научном сообществе нет единого мнения, что оно собой представляет и как работает. Однако точно известно, что внимание помогает регулировать психическую деятельность, ограничивая количество образов, мыслей, чувств, которые ежедневно получает человек.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
По словам Ушинского внимание – есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира.
В психологическом словаре определение внимания звучит как «направленность и сосредоточенность сознания на определённом объекте: предмете, явлении, отношениях, действиях, мыслях, чувствах других людей, своём собственном внутреннем мире.
Внимание можно сравнить с лучом фонарика в темноте, которым мы подсвечиваем интересующий нас предмет.
Это сложный и много изучаемый познавательный процесс. В научном сообществе нет единого мнения, что оно собой представляет и как работает. Однако точно известно, что внимание помогает регулировать психическую деятельность, ограничивая количество образов, мыслей, чувств, которые ежедневно получает человек.
Внимание по наличию волевых усилий
Непроизвольное | Произвольное | Послепроизвольное |
|
|
|
- Непроизвольное внимание.
В нашем мозге есть участок, который называется четверохолмие, где к двум буграм информация поступает от сетчатки глаз, а к двум от внутреннего уха. Эти структуры работают как сканера пространства, постоянно сравнивая новую информацию с уже имеющейся в мозге. И если изменения значимы, то мозг посылает сигналы моторным нейронам, чтобы человек «пошел» и изучил новую информацию. То есть мы в прямом и переносном смысле двигаемся навстречу новому. А наш мозг, получив новую информацию выделяет дофамин, как бы благодаря нас за проделанную работу.
Это врождённый ориентировочный рефлекс, который достался нам от наших животных предков. Им обладают любые живые организмы с более или менее сложной ЦНС. Если животным он помогает выжить, то эволюция для человека сделала его первым инструментом познания этого мира. Ориентировочный рефлекс это первая форма любопытства. Любопытные люди более счастливые, легче учатся, дольше живут, дольше сохраняют ментальное здоровье.
Давайте порассуждаем, почему имея врождённый механизм любопытства, мы сейчас имеем так много детей с низким познавательным интересом? (ответы педагогов).
- Ослабленное здоровье детей. Каждое следующее поколение слабее предыдущего, потому что развитие медицины отменило естественный отбор.
- Раннее начало использования гаджетов меняет детский мозг из – за быстрого дофамина, который приучает мозг не к работе, а к удовольствию от постоянно быстро меняющейся короткой информации.
- Дети меняются, а методы воспитания и обучения остаются старыми.
- Современных детей сложно чем – то удивить. Они живут в эру потребления: они хорошо одеты, хорошо едят, у них много игр и развлечений. Но у них нет свободной деятельности, когда они сами учатся себя занимать, контролировать и социализироваться об других детей.
- Произвольное внимание
Есть только у человека, потому что оно связано с речью и усилием воли. И развивается не само по себе, а только в результате взаимодействия с другими людьми.
До 1,5 лет ребёнком управляет фактически мать. Например, она сажает ребёнка на стул и говорит: «Сядь на стул». И у ребёнка в голове складывается образ стула. И если мама сажает его на разные стулья, то образов будет больше.
На следующем этапе маме будет достаточно сказать: «Сядь на стул». И ребёнок сравнивая все картинки у себя в голове, находит стул и садится на него.
Так взрослый учит ребёнка правилам сначала с помощью действий и слов, а затем только слов. Ребёнок учится затем отдавать инструкцию сам себе, часто говорит её вслух. Это самоинструкция. Затем она уходит во внутреннюю речь и уже можно говорить о самоконтроле.
Этапы произвольности
- До 1 года – ориентировочный рефлекс
- До 2 – 3 лет – зачатки произвольного внимания
- До 4 – 5 лет – инструкция взрослого
- До 5 – 6 лет – самоинструкция
- 7 лет – элементарные формы самоконтроля.
К 7 годам у ребёнка должны быть сформированы элементарные формы произвольного поведения. Это одно из условий школьной зрелости.
Если у ребёнка нет правил, дисциплины, обязанностей, трудностей, которые взрослые его учат преодолевать, то мозг развивается медленно.
Произвольность развивается не только относительно внимания. Она пронизывает всю жизнь человека. Проявляется в выполнении указаний взрослого, умении планировать свои действия, соблюдении моральных норм и правил поведения, способности сосредоточиться на каком – либо деле и довести его до конца, а так же в общей дисциплинированности и организованности поведения.
К чему приводит отсутствие произвольности говорит эксперимент, проведённый в Америке в 60 – е годы. Экспериментаторы хотели выяснить у каких детей интеллект будет выше перед поступлением в школу: воспитывающихся в традиционной среде или в среде, где будет минимизирован уровень стресса и фрустрации. Главный упор делался на интеллектуальное развитие и у детей не было ограничений: хотели шуметь – шумели, играть – играли, лежать в луже – лежали. То есть нарушалась биологическая программа воспитания, важная для выживания детёныша высшего млекопитающего. Когда эти дети пошли в школу интеллект у них действительно был выше. Но они не понимали ограничений в школе, правил, дисциплины. Почему они должны сидеть, когда не хотят, слушать, когда им не интересно. Ждать, когда другие закончат задание. Затем они поступили в колледжи, где были очень успешными, так как система образования позволяла выбирать интересующие предметы. Они успешно закончили обучение и пошли работать, где тоже довольно быстро стали успешными руководителями. Но оказалось, что другие люди не хотят с ними работать. И появилась проблемы с построением длительных личных отношений. Поскольку они были умными людьми, они пошли к психологам, где и выяснили, что бесфрустрационное воспитание в детстве не научило их видеть и понимать людей рядом.
- Послепроизвольное внимание
Появляется интерес после приложения усилий воли. Сначала деятельность требует волевого усилия, а затем появляется интерес к деятельности и усилия воли не требуется.
Формы внимания по происхождению
- Сенсорное – возникает под действием объектов на органы чувств. Сколько органов чувств, столько и видов внимания:
- зрительное
-слуховое
- обонятельное
- тактильное
- осязательное
- Мыслительное: направлено на мысли, внутренние образы, переживания.
Это необходимое условие самопознания и самовоспитания.
- Моторное: внимание на действия и движения
- Эмоциональное: направлено на эмоциональные переживания человека. Понимание своих и чужих эмоций.
Свойства внимания
Когда мы говорим, что ребёнок невнимательный, что мы имеем в виду? (ответы педагогов).
Чтобы понять почему он невнимательный, нужно осознать какое свойство внимания нарушено.
- Объём внимания.
Количество информации одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания.
Есть такая формула 5+/- 2, то есть в норму укладывается и 3 предмета и 7.
- Устойчивость внимания.
Временная характеристика. Способность в течение длительного времени не отвлекаться, удерживать внимание на предмете или деятельности.
Зависит от:
- возраста
- физического состояния
- мотивации
- типа нервной системы (темперамента).
Устойчивость внимания в зависимости от возраста:
- 1,5 года – 3 – 7 минут
- 2 года – 4 – 10 минут
- 3 года – 6 – 15 минут
- 4 года – 8 – 20 минут
- 5 лет – 10 – 25 минут
- 6 лет – 12 – 30 минут
- 14 – 35 минут
- Концентрация внимания
Или сосредоточенность. Степень сосредоточения внимания на предмете или действии и отвлечение от всего постороннего.
Зависит от интенсивности возбудительных процессов в тех участках коры головного мозга, которые связаны с конкретным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
- Переключение внимания
Умение переводить сознательно и осмысленно внимание с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Поддаётся тренировки. Зависит от:
- каким было переключение полным или неполным
- от отношения между предшествующей и последующей деятельностью
- от завершенности предшествующей деятельности или её незавершенности
- от мотивации
- от типа нервной системы (темперамента)
Переключение позже всего формируется и раньше всего разрушается. Поэтому оно не доступно маленьким детям и пожилым людям.
- Распределение внимания
Одновременное уделение внимания двум и более видам деятельности.
- трудно совмещать два вида умственной деятельности
- легче совмещать двигательную и умственную деятельность
- для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности, один вид деятельности должен быть доведён до автоматизма
Формируется в процессе практической деятельности путём упражнений и накопления соответствующих навыков. Чем младше ребёнок, тем меньше многозадачности.
Как развивать:
- Прослушивание музыки во время несложной ручной работы (лепка, рисование).
- Прослушивание аудиосказки или музыки при уборке игрушек.
- Научиться расставлять приоритеты.
- Научиться понимать свои желания (карта желаний).
- Поощрять планирование (Проект «День рождения»).
- Колебания внимания
Кратковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания даже при устойчивом внимании. (обычно с периодом 6 – 12 секунд). Взрослый человек может быть глубоко сконцентрирован не более 4 часов в день, из них непрерывно не более 2 часов.
Дальше идёт когнитивное, эмоциональное и физическое истощение.
Нарушения внимания
- Отвлекаемость
Бывает внешняя, когда ребёнок отвлекается на что – то извне.
Внутренняя зависит от особенностей самого ребёнка:
- привычка быть невнимательным
- утомление
- не интересная деятельность
- неподходящий темп работы
- Рассеянность
Неспособность сосредоточиться.
Чрезмерная концентрация на одном объекте:
- учёная рассеянность
- возрастная рассеянность
- у соматически ослабленных детей
- переживания, травмы
- СДВГ
Диагноз, о котором спорят уже более 40 лет. В МКБ -10 это эмоциональное расстройство и расстройство поведения, начинающееся в детском возрасте, проявляется трудностями концентрации внимания, гиперактивностью, трудно управляемой импульсивностью.
В МКБ – 11 это нейроонтогенетическое расстройство.
Это стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения.
Считается, что 30 % детей «перерастают» этот синдром. Но скорее всего они просто приспосабливаются к нему во взрослой жизни.
Причины СДВГ
Органическое повреждение головного вследствие гипоксии | Генетическая предрасположенность |
Когда ребёнок рождается, для организма главное – выжить. Поэтому вся нужная кровь с кислородом перераспределяется и направляется в те области, которые отвечают за дыхание и сердцебиение. А кора, где расположены центры ВПФ страдает от гипоксии. Эти повреждения происходят во время родов, мозг имеет свойство самовосстанавливаться. Как порез на коже. Если неглубокая рана- заживёт без следа, если глубокая – будет рубец. Так и в мозге. Но это происходит долго и не полностью. Вылечить полностью это нельзя, но можно помочь восстановлению этих участков мозга. | Во время беременности повреждаются участки генов, которые отвечают за обмен дофамином и серотонином. Мозг вырабатывает недостаточное их количество для полноценной работы нейронов и передачи информации между ними. Повреждённые участки генов передаются по наследству. |
В обоих случаях мозг ребёнка с СДВГ работает по – другому.
4 простых, но трудных в реализации принципа работы с ребёнком с СДВГ.
- Вознаграждение за хорошее поведение.
- Игнорирование неподобающего поведения
- Наказание за неприемлемое поведение
- Адаптируйте занятия к особенностям ребёнка.
Практическая часть.
- Игра «Хлопни, если я назову живое и маленькое»
Цель: развитие слухового внимания, переключения внимания.
Муравей, слон, бегемот, булавка, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, монета, пчела, кухня, мел, ластик, иголка, пуговица, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, бабочка.
- Игра «Да» и «Нет».
Цель: развития переключения внимания
На двух стикерах напишите «Да» и «Нет». Я буду показывать вам картинки правильные и с ошибками. Вам нужно поднять нужную карточку. Например: «Этот карандаш жёлтый?» «ДА», «Этот мальчик бегает?» «НЕТ».
- Упражнение «Нарисуй и зачеркни».
Цель: развитие зрительного и слухового внимания.
- нарисуйте 2 треугольника, 1 квадрат , 1 прямоугольник. Зачеркните третью фигуру;
- нарисуйте 3 круга, 1 треугольник, 2 прямоугольника. Зачеркните вторую фигуру;
- нарисуйте 1 прямоугольник, 2 квадрата, 3 треугольника. Раскрасьте пятую фигуру.
- Упражнение «Домики» (корректурная проба»
Цель: развитие зрительного внимания, устойчивости и переключения внимания.
Раскрасьте любым цветом домик – образец. Найдите и раскрасьте все домики, которые похожи на образец.
- Упражнение «Найди и покажи» ( Книги Виммельбух).
Цель: развитие наблюдательности.
На каждой странице книги нарисованы яркие, насыщенные персонажами и событиями сюжетные картины. Найдите предметы или животных, обозначенных на полях книги.
Виммельбух можно использовать не только для развития внимания, но и для развития воображения и речи, сочиняя каждый раз разные истории по одной и той же картине.