Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Но мало сложить вместе ощущения, нужно чтобы в сознании появился образ предмета или явления. Восприятие тесно связано с речью, памятью (не нужно каждый раз ощупывать, обнюхивать, облизывать предмет) и лежит в основе развития мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие восприятия в дошкольном возрасте»
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений при воздействии на органы чувств. Это простейший психический процесс, с помощью которого можно познать только одно свойство предмета или явления.
Его физиологическая основа – деятельность анализаторов, которые состоят из: рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии ЦНС; проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передаётся в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга.
У каждого анализатора есть своя зона в головном мозге.
Сколько видов ощущений вы знаете. На самом деле их 11.
Дистантные:
- Зрительные
- Слуховые
- Обонятельные
Контактные:
- Вкусовые
- Тактильные (прикосновение и давление)
- Вибрационные
- Температурные
- Болевые
Внутренние:
- Вестибулярные
- Кинестетические (от мышц, костей, суставов, сухожилий)
- Интероцептивные ( от внутренних органов).
Один орган чувств даёт нам только один вид ощущений. Чтобы это продемонстрировать, проведём Упражнение «Угадай предмет». Выбираются участники по количеству органов чувств. Каждый из них описывает предмет в соответствии только со своим органом чувств. Остальные участники пытаются определить, что это за предмет.
Можно ли по одному признаку получить информацию, что это за предмет? Сложно.
Информация от многих ощущений позволяет нам познать предмет целиком. Поэтому, восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Но мало сложить вместе ощущения, нужно чтобы в сознании появился образ предмета или явления.
Восприятие тесно связано с речью, памятью (не нужно каждый раз ощупывать, обнюхивать, облизывать предмет) и лежит в основе развития мышления.
Это свойство восприятия, связанное с прошлым опытом называется апперцепция.
Чтобы понять, как прошлый опыт влияет на восприятие проведём Упражнение «Передай другому». Выбираются 10 участников. Девять выходят за дверь. Одному ведущий зачитывает сообщение. Игроки по одному заходят и передают друг другу сообщение. После последнего игрока обсуждают искажения информации.
Виды восприятия:
- По модальности:
- Зрительное
- Слуховое
- Обонятельное
- Вкусовое
- Обязательное
- По форме существования материи:
- Пространства
- Движения
- Времени.
Самое сложное - восприятие времени. Потому что у него нет органа чувств, на который можно воздействовать, чтобы появилось ощущение времени. Восприятие времени обычно связано с ритмическими процессами в нашем организме. Мы через равные промежутки времени едим, спим, хотим в туалет, ритмично дышим и ритмично бьётся сердце. Мы видим, как меняется день и ночь, времена года. Ещё одна сложность, кроме того, что время нельзя потрогать, оно относительно. То, что сегодня будет завтра, завтра станет вчера.
Чтобы ребёнок освоил временные представления, нужно связывать с временными промежутками его действия.
У восприятия есть иллюзии ( слайды в презентации).
Мало воспринять информацию, нужно её организовать, отфильтровать на какой сконцентрироваться, а какую игнорировать. Осмыслить её и решить как на неё реагировать.
Делает это всё – сенсорная интеграция. Это способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов.
Это бессознательный процесс, мы о нём не думаем, как, например, о дыхании.
Когда начинает развиваться сенсорная интеграция? (ответы педагогов).
Во внутриутробном развитии:
- 6 -7 недель – вестибулярный аппарат
- 7,5 недель – кожная чувствительность (рот)
- 8 недель – кожная чувствительность (ладони и рот)
- 9 недель – вкус
- 14- 16 недель – слух в виде вибрации
- 25 недель – зрение.
Сенсорная интеграция наиболее понятна при её нарушении.
Вестибулярная система
Пониженное восприятие | Повышенное восприятие |
- находится в постоянном беге, кружении Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест - любит качаться на качелях - всегда бегает и прыгает вместо ходьбы - любит быстрые и неожиданные движения | - предпочитает спокойные игры - двигается настороженно -боится высоты, даже если это одна ступенька -невозможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать от земли - часто теряет равновесие -не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде |
Проприоцептивная система
Пониженное восприятие | Повышенное восприятие |
- проблемы с навигацией в помещении - избегание препятствий - проблемы с повторением увиденных движений - топает ногами во время ходьбы - стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом | - часто нарочно падает на пол - любит прыгать на батуте длительное время без остановки |
Тактильная система
Пониженное восприятие | Повышенное восприятие |
- ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех - плохо чувствует боль или температуру - практикует самоповреждения (щипает себя, кусает, бьётся головой, раздирает ранки) - прячется в узкие места - всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их | - не любит, когда его обнимают - боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются - не даёт причесать, помыть или постричь волосы - избегают дотрагиваться до определённых текстур и материалов - в стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду |
Слуховая система
Пониженное восприятие | Повышенное восприятие |
- часто не отвечает на своё имя - издаёт различные звуки в виде клацанья, свиста, щёлканья - любит слушать громкую музыку - не может определить источник звука - разговаривает сам с собой - любит шумные места | - закрывает уши руками - реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капанье воды в кране, тиканье часов) - боится громких неожиданных звуков - боится шума бытовой техники - не может слушать и смотреть одновременно |
Зрительная система
Пониженное восприятие | Повышенное восприятие |
- затрудняется в различении похожих между собой предметов - не видит целую картинку (разрезные картинки) - затрудняется контролировать глазами движение предмета - любит яркий свет - любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой пред своими глазами…) | - боится яркого света, жмурится, закрывает глаза - любит темноту - моргает, часто трёт глаза - любит темноту - избегает контакта глаза в глаза - отдаёт предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами |
Вкусовая система
Пониженное восприятие | Повышенное восприятие |
- может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань) - предпочитает пищу с интенсивным вкусом - часто жуёт волосы, одежду или пальцы - постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста | - избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов - определённая структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу - может есть только горячую или холодную пищу - оказывается пробовать новые блюда |
Обонятельная система
Пониженное восприятие | Повышенное восприятие |
- испытывает сложности в различении запахов - затрудняется в различении неприятных запахов - изучает предметы, нюхая их - использует обнюхивание для общения с людьми | - повышенное восприятие и сильные реакции на запахи - оказывается есть пищу в зависимости от её запаха - демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом |